Административная контрольная работа по русскому языку 10 класс

Административная контрольная работа по русскому языку представляет собой тестовые задания, встречаемые на Едином Государственном Экзамене.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_klass.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Административная контрольная работа по русскому языку

Ф.И. ______________________________________________________________

Класс: ___10____

1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) красИвее

2) Агент

3) нАчав

4) тортЫ

2. В каком предложении вместо слова ЦЕННЫЙ нужно употребить

ЦЕННОСТНЫЙ?

1) Всех участников олимпиады наградили ЦЕННЫМИ подарками.

2) В каждую эпоху формируются свои ЦЕННЫЕ ориентиры.

3) В статье можно найти ЦЕННЫЕ для геолога сведения.

4) В заповеднике много деревьев ЦЕННЫХ пород.

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) в шкафу

2) пять полотенец

3) шестисот семи человек

4) ихние дела

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Обработав статистические данные,

1) учёные определили, насколько быстро изменяется язык.

2) была выявлена интересная закономерность развития языка.

3) подтвердилась гипотеза о существовании общих для всех языков законов.

4) для лингвистов многое осталось не вполне ясным.

5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением

синтаксической нормы).

1) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

2) «Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми произведений.

3) М. Горький в одной из своих статей отмечает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём.

4) Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.

6. Укажите верную характеристику предложения:

Под смысловым свёртыванием, или компрессией, понимается операция, приводящая к сокращению текста без потери важной, актуальной информации.

1) сложное бессоюзное

2) сложносочинённое

3) сложноподчинённое

4) простое осложнённое

7. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ОДНАКО в

предложении:  Однако не все эти фрагменты должны войти в реферат.

1) частица          2) местоимение                3) союз                   4) наречие

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Драгоце(1)ым камнем, огранё(2)ым великим мастером – Временем,

можно назвать древнерусскую литературу, богатства которой ещё в

полной мере не осозна(3)ы.

1) 1                      2) 1, 2                     3) 2, 3                         4) 1, 2, 3

9. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) вызв..лить, выр..стающий, предст..вительный

2) вл..стелин, пок..рать, укр..титель

3) пок..ряющий, з..ря, провозгл..шать

4) упл..тняя (бетон), к..саться, к..мпаньон

10. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пред..явитель, неот..емлемый, трёх..язычный

2) под..брать, запр..кинуть, поз..вчерашний

3) пр..уныл, пр..образился, гостепр..имный

4) бе..характерный, ра..кидать, ра..росшийся

11. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

А. Он был неправдоподобно вежливый и всем говорил «вы».

Б. Мы изучаем литературу! – объявлял он постоянно, как свежую новость.

В. Гений и злодейство несовместны! – не моргнув глазом, выпалил Мишка.

Г. Этот первый поход по литературным местам оказался прообразом кружка, который к концу учебного года обрёл своё название – любители русской словесности.

12. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. фасол..вый

Б. отрасл..вой

В. настойч..вость

Г. догадл..вый

1) А, Б

2) А, Б, В

3) А, В, Г

4) В, Г

13. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?

1) Эпитет – образное, (не)обычное определение.

2) Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.

3) (Ни)кто в пьесе не соглашается с Чацким в том, что прислуживаться безнравственно.

4) (Не)кому задать вопросы, которые мучат Пьера после дуэли в Сокольниках.

14. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Воспитательное значение художественной литературы огромно, (ПО)ТОМУ что она действует на мысли человека ТАК(ЖЕ) сильно, как и на чувства.

2) Художники-импрессионисты большое внимание уделяли свету, постоянно меняющемуся (В)ТЕЧЕНИЕ дня, и воздуху, в который КАК(БЫ) погружены предметы и фигуры людей.

3) (И)ТАК, все мои блестящие надежды рушились, и (В)МЕСТО весёлой московской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой.

4) Лесная малина (ПО)СРАВНЕНИЮ с садовой мелкая, но гораздо более сладкая и душистая, (ПО)ЭТОМУ, даже выращивая прекрасную крупную садовую малину, деревенские жители любят ходить за лесной.

15. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Язык – это основа национальной памяти ( ) и его надо беречь.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

16. Укажите синонимичные словосочетания:

А. девушка высокого роста

Б. высокорослая девушка

В. длинноногая девушка

17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя – свиристели, ведь глагол «свиристеть» (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал «резко свистеть, кричать».

1) 1, 2, 3, 4

2) 1, 3

3) 1, 2

4) 3, 4

18. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Вопрос о происхождении жизни на Земле во все времена имел как познавательное так и мировоззренческое значение.

2) Сама жизнь диктует художнику и сюжет и композицию картины и выбор красок.

3) В состав фразеологизма могут входить устаревшие слова или слова в переносном значении.

4) Своими пьесами и рассказами Чехов создал самобытный и совершенно автономный мир.

19. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?

В 1720 году Пётр I утвердил новые правила обмундирования войск: кафтан получил небольшой суконный воротник, карманные клапаны с тремя пуговицами, шнур на левом плече и 10 пуговиц по борту.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Государственная Третьяковская галерея (1) основателем (2) которой (3) был московский купец Павел Михайлович Третьяков (4) в наши дни признана музеем русского искусства с мировым значением.

1) 1, 4                        2) 2                     3) 1, 3                            4) 2, 4

21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться (4) наверняка налетел бы прямо на него.

1) 1, 2, 3, 4

2) 2, 3

3) 1, 4

4) 2, 4

22. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Заповедник, который был основан в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько гектаров нетронутого низинного леса.

2) Продукты питания человека и состав воздуха, которым он дышит, в значительной мере являются результатом жизнедеятельности растений.

3) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, который образуется после полного развёртывания листвы деревьев.

4) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и полёта, который неразрывно связан с образом Катерины.

23. Из предложения: Можно стать безжалостным, но как возможно,

познавши истину, отбросить её? выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. _____________________________________________________________________________

24. Из предложений выпишите краткие прилагательные.

Брат позвал слугу, и вдвоём они вынули меня и одели. Потом я пил душистый чай из моего стакана и думал, что жить можно и без ног, а потом меня отвезли в кабинет к моему столу, и я приготовился работать. Моя радость была так велика, наслаждение так глубоко, что я не решался начать чтение и только перебирал книги, нежно лаская их рукою. Как много во всём этом ума и чувства красоты! __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

25. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании МУЧИТЕЛЬНО ЖАЛЬ. _____________________________________________________________________________

26. Среди предложений 12–20 найдите простое односоставное определённо-личное. Напишите номер этого предложения.

(12)Брат обернулся и вопросительно уставился на меня своими близорукими глазами. – (13)Я скажу тебе правду. – (14)Брат доверчиво положил холодную руку на моё плечо. – (15)Я не могу понять, что это такое происходит. (16)Я не могу понять, и это ужасно. (17)Если бы кто-нибудь мог объяснить мне, но никто не может. (18)Ты был на войне, ты видел – объясни мне. – (19)Какой ты, брат, чудак! (20)Пусти-ка ещё горячей водицы. _____________________________________________________________________________

27. Среди предложений 7–11 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения, частицы и лексического повтора.

Напишите номер этого предложения.  

(7)С детства меня учили не мучить животных, быть жалостливым. (8)Тому же учили меня книги, какие я прочёл, и мне мучительно жаль тех, кто страдает на вашей проклятой войне. (9)Но вот проходит время, и я начинаю привыкать ко всем страданиям, я чувствую, что и в обыденной жизни я менее чувствителен, менее отзывчив и отвечаю только на самые сильные возбуждения. (10)Но к самому факту войны я не могу привыкнуть, мой ум отказывается понять и объяснить то, что в основе своей безумно. (11)Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны – что же это такое, ведь это сумасшествие?

_____________________________________________________________________________

28. Определите тип подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) в следующих словосочетаниях:

1) беличий мех ________________________________________________________________

2) думать о будущем ___________________________________________________________

3) пюре из кабачков ____________________________________________________________

4) громко кричать ______________________________________________________________

5) мамин шарф ________________________________________________________________

29. Укажите цифрами количество грамматических основ в следующих предложениях:

1) Одна из девушек пела выше и задушевнее всех, и слезы текли по ее лицу, но она продолжала петь, чтобы не отстать от своих подруг и чтобы они не заметили ее горя и печали. _______________________________________________________________________

2) Ему казалось, что он недолго лежал, припав лбом к спинке дивана, но, когда он открыл глаза, из обоих окон уже тянулись к полу косые солнечные лучи. _____________________________________________________________________________

3) За именем фараона последовало описание его личности и его двора, а затем в волшебном рассказе развернулась величественная и мудрая жизнь Древнего Египта, с его войнами, религией, домашним бытом, наукой и искусствами. _____________________________________________________________________________

4) Когда я очнулся от продолжительного раздумья, в течение которого совершенно не замечал и не мог заметить, что говорю и делаю, я увидел, что стою в просторной полотняной палатке у стола, на котором лежал бархатный костюм, расшитый золотом. _____________________________________________________________________________

5) В золотом солнечном столбе, лившемся косо из окна, стоял, слегка согнувшись в полупоклоне, неизвестный господин в черном сюртуке старинного покроя. _____________________________________________________________________________