Контрольная работа по методике русского языка (5 курс)

Гусак Юлия Георгиевна

Для ВУЗа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_fyodorovoy.docx222.26 КБ

Предварительный просмотр:

 Федеральное Агентство по образованию  Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Алтайская государственная педагогическая академия» Институт педагогики и психологии начального образования

Контрольная работа по методике русского языка

 

 

Выполнила студентка V курса (ОЗО) группы  Б-3  Гусак Юлия

     

          Проверила: Фёдорова Ирина Витальевна

  1. Конспект урока  сжатого изложения с методическим обоснованием. Конспект урока по написанию сочинения. Методика по определению уровня речевого развития детей, поступающих в 1 класс и её результаты.


Урок развития речи  в 3 классе

Подготовительная работа:

  1. словарная, терминологическая работа на уроках русского языка, развития речи, изобразительного искусства по теме картины. Непосредственные наблюдения за окружающим миром;

2.         рассказ о художнике и истории создания картины;

3.         беседа по картине;

4.         словарно-стилистическая работа по теме урока;

5.         составление плана сочинения;

6.         составление устного высказывания по картине;

7.         написание первого варианта сочинения (редактирование);

8.         написание окончательного варианта сочинения;

9.         анализ творческих работ школьников.

Тема:  «Сочинение-описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень»

Цель урока: учить описывать  картину; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме, определять основную мысль сочинения; путем речевой подготовки предупреждать недочеты и  грамматические ошибки в сочинениях учащихся; воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи; развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи.

Оборудование урока: репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень», музыкальный альбом П. И. Чайковского «Времена года», выставка рисунков детей, плакат с правилами самопроверки, переносная доска с материалами словарной работы, «Орфографический словарь» Д. Н. Ушакова, плакат с эпиграфом урока:

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

(А. С. Пушкин)

Предварительная подготовка к уроку: экскурсия в осенний лес и на берег реки; беседа на уроке изобразительного искусства и живописи и о жанре пейзажа.

ХОД УРОКА

1.         Вступительное слово учителя и беседа с учащимися.

-           Ребята, вспомните нашу осеннюю экскурсию. Какие новые краски проявились у природы осенью? А как красоту осени можно сохранить даже зимой? (Надо собрать гербарий, сфотографировать, нарисовать).

-  На уроке изобразительного искусства мы говорили о том, что рисунок, картина с изображением природы называется … (пейзажем.) Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую природу. Среди них и Исаак Ильич Левитан, который жил в конце прошлого века (1860-1900). Каких ещё художников – пейзажистов вы знаете?  (На минутке чистописания мы записывали фамилии художников – пейзажистов – Саврасова и Шишкина)

Художник рано остался сиротой. Его детство было столь безрадостным, что он не любил даже вспоминать свои детские годы. Когда он учился в Москве в училище живописи, ваяния и зодчества, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил все красивое. К своей творческой работе относился очень строго. Современники называли Левитана поэтом русской природы. За 25 лет он написал около тысячи картин, рисунков, эскизов. Умело используя цвет, рисунок, композицию, художник мастерски передает настроения, которые рождают в нас картины родной природы. Его кисть тщательно прорисовывает направления ветвей деревьев, листьев, убегающих вдаль речушек, деревенских дорог, а его палитра дарит нам все разноцветье родной природы.

  1. Рассматривание репродукций картины И. И. Левитана «Золотая осень».

а) Беседа по картине

-  Каково общее впечатление от пейзажа – грустное или радостное? Приходилось ли вам наблюдать во время экскурсии нечто подобное? Какие чувства, желания рождает у вас пейзаж?  (На экскурсии мы записывали слова, которые помогают выразить наши чувства восторга и щемящей грусти одновременно)

-   Каков, по-вашему, замысел художника? О чем эта картина? Почему она названа «Золотая осень»?  (Золотая, потому что очень много жёлтых красок осенью)

-  Когда лес бывает таким, каким он изображен на картине Левитана, – в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?  (В самом начале осени, когда листья уже пожелтели, но ещё не опали, в сухую погоду.)

-  Все ли деревья осенью одеваются в золотистые листья? Назовите, какие деревья зимой остаются зелеными. Покажите их на картине.  (Хвойные деревья не меняют своей окраски, остаются зелёными.)

-  Прямо ли течет река или меняет свое направление? Почему она становится светло-голубой? Различается ли цвет неба на переднем и заднем плане? Что видно на высоком берегу? Почему крестьянские домики такие маленькие? (Река меняет своё направление, становится светлее,  вдалеке она освещена солнцем, ближе она тёмная.  В центре картины небо светлее, чем по краям.  Домики маленькие потому,  что очень далеко  от нас.)

б) Вывод-обобщение о замысле художника и путях его воплощения (делает учитель).

Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок появляется чувство бодрости, жизнерадостное настроение. Очарование огненно-золотистого и багряного цветов на картине «Золотая осень» завораживает нас. Мы ощущаем прозрачный, бодрящий воздух. Художник дает нам возможность почувствовать красоту жизни, прелесть осени в полной ее силе, в золотом сиянии тихого солнечного дня.

  1. Физминутка

 Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 году написал музыкальный альбом «Времена года». Послушайте одну из музыкальных пьес. «Сентябрь. Охота»

- Предлагаю покружиться  в такт  музыки. Что вы представляете себе, когда слушаете музыку? Что общего между впечатлением, полученным от картины Левитана, и впечатлением, полученным от музыки Чайковского?

(Охватывает чувство чего-то уходящего, грустного, прощального и очень красивого.)

в) Речевая подготовка

  1. Подберите синонимы к словам: художник (живописец, пейзажист, мастер кисти), создает (пишет), картина (полотно, репродукция).
  2. Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании? (желтый, золотистый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой, темно-синий, бледно-голубой, коричневый).
  3. Найдите неточно употребленное слово и замените его.

           Солнечные лучи ярко греют/освещают природу.

            Молодые березы сплошь накрыты/покрыты золотистой листвой.

г)  Обратите внимание на правописание слов: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, вверху.

4.         Составление и запись плана.

Какое время года изображено на картине?

Какое впечатление производит она на вас?

Что вы видите на переднем плане? Вдали?

Какие цвета преобладают в пейзаже?

Что вам особенно нравится в полотне Левитана?

5.         Написание первого варианта сочинения.

- Напишите своё сочинение, расскажите о своих чувствах так, чтобы тому, кто прочтёт его, захотелось посмотреть на эту картину.

6.  Домашнее задание: отредактировать написанное в классе, написать окончательный вариант сочинения.

Урок  развития речи в 4 классе

Тема: Сжатое изложение рассказа  «Димка» (по И. Арамилеву)  

Задачи:

  1. формировать у учащихся умение вычленять ключевые слова и конструировать смысловые ряды;
  2. учить правильно оформлять предложения в тексте повествовательного характера,  связывать их между собой;
  3. формировать умение раскрывать основную мысль высказывания;
  4. воспитывать любовь к живой природе.

Оборудование:  фотографии собак разных пород.

Ход урока:

Действия учителя и ученика

Методическое обоснование

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока. Беседа.

- Сегодня мы будем писать сжатое изложение. Вспомните, что значит «сжато пересказать текст»? (Значит сократить, уменьшить его в объёме.)

- Чем сжатое изложение отличается от подробного? (В кратком изложении опускаются подробности, т.е. второстепенная информация.)

- Зачем в жизни нужно уметь сокращать текст? (Например нужно послать телеграмму, быстро рассказать кому-либо что-то.)

- Как можно это сделать? (Исключить лишнее, оставить только главное.)

«Иногда люди бьют собак. Когда я вижу это, я вздрагиваю, как будто это бьют меня. Знаете ли вы, люди, что собака составляет одно из самых замечательных и полезных приобретений, сделанных когда-либо человеком?» - эти слова сказал автор рассказа, над которым мы будем работать сегодня.

- Вот послушайте  рассказ и решите: кого же приобрел человек, приручив собаку?

II. Выразительное чтение рассказа учителем и анализ содержания.

Димка

После удачной охоты я отдыхал у костра. Я разделся, повесил ружье на дерево. Димка сладко спал. Сон его был чуток. Чуть я шевельнусь, как пес открывал глаза.

По шерсти и по складу Димка походил на волка. Но был меньше волка. Димка отличался смирным нравом. Ко мне пес был очень привязан.

Вдруг на поляне возник волк. Он бежал ко мне. Пасть была широко раскрыта, челюсть отвисла. Я понял, что выстрелить не успею.

Тут Димка вскочил и вцепился ему в горло. Началась борьба. Наконец я изловчился и спустил курок. Волк был убит вторым выстрелом.

Дома я смазал раны Димки формалином. Но поехать с ним к врачу за сотню верст не мог. В тайге было осеннее бездорожье. Я посадил собаку на цепь и молча смотрел, как гибнет четвероногий друг.

Через две недели Димка умер.

Я часто вспоминаю своего верного друга.

- Понравился ли вам рассказ?

Докажите, что это текст. (Предложения на одну тему. Есть законченность.)

-Правильно, важно помнить, что текст характеризуется цельностью, связностью и законченностью. Ваше изложение должно быть текстом.

 - О чём этот рассказ? Назовите его тему.  (Этот рассказ о том, как собака спасла жизнь человеку.)

- Вас взволновал рассказ, - говорит учитель. – Писатель этого и хотел: он рассказал о Димке, чтобы заставить нас задуматься. Как вы, подумав, теперь ответите на мой вопрос: «Кого приобрел человек, приручив собаку?» (Друга)

- Какова основная  мысль текста? Зачем его писал автор? (Он хотел сказать, что собака – верный друг человека.)

- Вот о верности нам и нужно написать изложение.  Ребята, нам нужно из текста в 137 слов сделать текст из 60 слов? Как это сделать? (Сократить, оставить только самое главное.)

- От чего умер Димка? (Заразился бешенством от волка.)

- Из чего видно, что волк был бешеным? (перечитать описание волка). Какие слова использует автор?  (Пасть широко открыта, челюсть отвисла)

- За кого же Димка отдал жизнь? (За своего   хозяина.)

- Почему пес был так привязан к хозяину? (Собака очень предана своему хозяину.)

- Почему хозяин не мог вылечить Димку? (Из-за осеннего бездорожья он не мог отвезти пса к врачу.)

- Как иначе можно озаглавить рассказ? («Верный друг», «Настоящий друг», «Отдать жизнь за друга», «Четвероногий друг»)

- Какой это тип текста?  (Повествовательный, потому что он отвечает на вопрос: Что случилось? Что произошло? В тексте много глаголов,  рассказывается о действиях автора, собаки, волка).

- Можно его проиллюстрировать?  (Да, можно составить кадры к фильму).

- Сколько картинок можно сделать?  (4 - 5)

- Но ведь в тексте есть и прилагательные? (Текст повествования с элементами описания.)

 - Что же главное нужно оставить в тексте, а что можно опустить? (Учащиеся перечисляют, что важно сохранить в изложении то, что охотник был беззащитен в минуту опасности; Димка бросился защищать хозяина; опасность была очень велика.)

- Почему? (Волк был бешеным.)

III. Вторичное чтение текста, деление на части.  (Под руководством учителя)

План изложения:

1. Отдых у костра.

2. Бешеный волк.

3. Защитник.

4. Волк убит.

5. Смерть Димки.

 

 IV. Подготовка к сжатому изложению.

(«Сжатие» текста с составлением рабочей таблицы учителем на доске, детьми – в тетрадях.)

Как можно сократить текст? (Можно убрать некоторые предложения, соединить два в одно, обобщить, заменить несколько слов одним.)

Можно ли сократить первую часть? (Первый абзац - он необходим, чтобы показать, что охотник не ждет беды.)

- Вторую часть? (Можно сократить описание собаки, нужно оставить самое важное).

- Назовите опорные слова. (Был привязан к хозяину.)

-Третья часть? (О волке можно сказать двумя предложениями: что появился, что был бешеный).

- А каким словом нужно показать внезапность нападения волка? (Вдруг)

- Четвертая часть - её нужно передать подробно, но кое-что заменить: необязательно сообщать, что именно со второго выстрела охотник убил волка. Как это сделать? (О том, что убил не сразу, можно передать одним словом вместо целого словосочетания – «наконец».)    

- О смерти волка можно сказать в одном предложении.

- Пятая часть - это очень печальная часть, но передать ее надо одним предложением: «Через две недели Димка умер от укусов бешеного волка».

Всего у нас получится 3 части.

а) Составление ключевых слов (коллективно)  

На доске таблица и в тетрадях:

Ключевые слова

Смысловые ряды

Охотник у костра, повесил ружьё, пёс Димка,привязан к хозяину.

Охотник отдыхал у костра. Он повесил ружье на дерево. Пес Димка спал у его ног. Димка был очень привязан к хозяину.

Волк  бешеный, вцепился в горло, борьба, сумел выстрелить, был убит

Вдруг на поляне возник волк. Волк был бешеный. Димка вскочил и вцепился ему в горло. Началась борьба. Наконец охотник сумел выстрелить. Волк был убит.

Димка умер

Через две недели Димка умер от укусов бешеного волка.

б) Составление смысловых рядов в парах. (Первую часть – с учителем) 

- Мы закончили работу по подготовке к изложению. Теперь вам предстоит создать текст изложения этого рассказа. Свой текст (от 3 лица). Особенностью вашего текста должна стать краткость.

- Прочитайте всю запись справа вашей таблицы. Посчитайте количество слов вашего изложения. (В результате такой подготовки изложение получится краткое – меньше 60 слов)

- Это черновая запись, запишите дома чистовой вариант.

   - Мы с вами говорили о необходимости в жизни умения говорить кратко.  Как вы думаете, вам это удалось? Поднимите руки, кто доволен своей работой.

- Спасибо за работу.

V. Написание чистовика

VI. Самопроверка

 

 

Подготовка к восприятию, обращение к опыту учащихся, проверка ранее изученного материала.

Применение в  жизни умения сокращать текст, умение отделять существенную информацию от несущественной.

Воспитание любви к животным, гуманного отношения к ним.

Постановка проблемы, нацеливание на внимательное прослушивание рассказа.

 

 Текст отвечает требованиям:

  1. доступность;
  2. соответствие возрастным особенностям и интересам учащихся;
  3. познавательная и воспитательная ценность;
  4. небольшое количество действующих лиц;
  5. повествовательный, сюжетный характер (могут быть элементы описания);
  6. наличие второстепенной инфомации.

Системность изучения материала.

Признаки текста для предупреждения ошибок в написании изложения.

Выясняется умение детей определять тему текста.

Воспитательный момент, проверка осознанного восприятия текста, умение определять главную мысль.

Постановка задачи на урок.

Проверка восприятия, анализ текста, средств художественной выразительности.

Проверяется умение определять главную мысль текста и отражать её в заглавии.

Проверяется знание признаков текста – повествования.

Повторное чтение нужно, т. к. учащиеся не видят текста.

Самостоятельное составление плана по программе Т.Г. Рамзаевой реализуется в конце 4 класса.

Приёмы компрессии текста:

  1. разделение информации на главную и второстепенную;
  2. замены;
  3. исключения;
  4. слияние нескольких предложений в одно.

Выстраивание средств связи между предложениями:

слова - мостики (Вдруг).

Использование способа компрессии – замены.

Разделение информации на главную и второстепенную.

Работа по дифференциальному алгоритму направлена на извлечение из текста главной информации и исключение второстепенной.

На доске в таблицу вписываются только ключевые слова, смысловые ряды – в тетрадях.

Возвращение к задачам урока.

Дети наглядно убеждаются, что у них получилось краткое изложение.

Из-за возможности сделать ошибки работа дома в чистовике.

Рефлексия.

Методики исследования уровня развития речи детей, поступающих в 1 класс.

    При проведении исследования были  использованы  методики  из  следующих источников:  Немов Р.С.  Психология. Книга 3.  –  М.,1995,  стр.  216  –  223.

Исследование проводилось по следующим методикам.

  1.  Методика определения понятий.

    В этой методике ребенку предлагались следующие наборы слов:

          1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться,

             соединять, кусать, острый.

          2. Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться,

             объединяться, бить, тупой.

          3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать,

             связывать, щипать, колючий.

          4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться,

             складывать, толкать, режущий.

          5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться,

             собирать, ударять, шершавый.

    Перед началом диагностики ребенку предлагалась следующая инструкция:

    «Перед тобой несколько разных наборов  слов.  Представь  себе,  что  ты

встретился с человеком, который не знает значения ни одного  из  этих  слов.

Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает  каждое  слово, например слово «велосипед». Как бы ты объяснил это?»

    Далее ребенку предлагается дать  определения  последовательности  слов,

выбранной наугад из пяти предложенных наборов. За  каждое  правильно  данное определение слова ребенок получает по 1 баллу.  Если  предложенное  ребенком определение слова оказалось не  вполне  точным,  то  за  данное  определение ребенок получает промежуточную оценку – 0,5 балла. При  совершенно  неточном определении – 0  баллов.  На  то,  чтобы  дать  определение  каждого  слова, отводится 30 сек.  Если  в  течение  этого  времени  ребенок  не  смог  дать определение предложенного слова, то мы оставляли его и зачитывали  следующее по порядку слово.

Дети могут сами читать стимульные слова, если умеют это делать и если чтение не вызывает у них затруднений. Во всех остальных случаях экспериментатор сам читает ребенку слова.

  1. Перед тем как ребенок попытается дать определение слову, необходимо убедиться в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью следующего вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?» Если получен со стороны ребенка утвердительный ответ, то после этого экспериментатор предлагает ребенку самостоятельно дать определение этого слова и засекает отводимое на это время.
  2. Если предложенное ребенком определение слова оказалось не вполне точным, то за данное определение ребенок получает промежуточную оценку — 0,5 балла. При совершенно неточном определении — 0 баллов.

 Оценка результатов
Максимальное количество баллов, которое может ребенок получить за выполнение этого задания, равно 10, минимальное — 0. В итоге проведения эксперимента подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком за определения всех 10 слов из выбранного набора. При повторном проведении психодиагностики одного и того же ребенка при помощи данной методики рекомендуется пользоваться разными наборами слов, так как ранее данные определения могут запоминаться и затем воспроизводиться по памяти.

 
Выводы об уровне  развития
10 баллов     
— очень высокий.
8-9 баллов    — высокий.
4-7 баллов    — средний.
2-3 балла     — низкий.
0-1
балл       — очень низкий.

 

   2.  Методика выяснение пассивного словарного запаса.

    В  этой  методике   в   качестве   стимулирующего   материала   ребенку

предлагались те же самые пять наборов слов по десять слов в каждом,  которые были использованы в только  что  описанной  методике.  Процедура  проведения данной методики состояла в следующем. Ребенку зачитывалось первое  слово  из первого ряда – «велосипед» и предлагалось из следующих рядов  выбрать  слова подходящие к нему по смыслу, составляющие с  данным  словом  единую  группу, определяемую  единым  понятием.  Каждый  последующий  набор  слов   медленно зачитывался ребенку с интервалом между каждым произносимым словом в  1  сек.

Во время прослушивания ряда ребенок должен был указать  то  слово  из  ряда, которое по смыслу подходит к уже услышанному.

    Например: Если он ранее услышал слово «велосипед», то из  второго  ряда

должен был выбрать слово «самолет»,  составляющее  с  первым  понятие  «виды транспорта» или «средства передвижения». Далее последовательно из  следующих наборов он должен был выбрать слова «автомобиль», «автобус» и «мотоцикл».

    Если с первого раза,  т.е.  после  первого  прочтения  очередного  ряда

ребенок не сумел отыскать нужное слово,  то  этот  ряд  прочитывался  второй раз, но в более быстром темпе.

    Если же после первого прослушивания ребенок сделал свой выбор, но  этот выбор оказался неправильным, то мы фиксировали  ошибку  и  читали  следующий ряд.

    Как только для поиска нужных слов ребенку  были  прочитаны  все  четыре

ряда, переходили ко второму слову первого ряда и повторяли эту процедуру  до тех пор, пока ребенок не примет попыток отыскать все  слова  из  последующих рядов, подходящие ко всем словам из первого ряда.

Замечание. Перед прочтением второго и последующих рядов слов экспериментатор должен напомнить ребенку найденные слова, чтобы он не забывал смысл искомых слов. Например, если к началу прочтения четвертого ряда в ответ на слово-стимул из первого ряда «велосипед» ребенок уже сумел отыскать во втором и в третьем рядах слова «самолет» и «автомобиль», то перед началом чтения ему четвертого ряда экспериментатор должен сказать ребенку примерно следующее: «Итак, мы с тобой уже нашли слова "велосипед", "самолет" и "автомобиль", которые имеют общий смысл. Помни о нем, когда я буду читать тебе следующий ряд слов, и как только ты в нем услышишь такое же по смыслу слово, сразу же скажи об этом».

Оценка результатов
Если ребенок правильно нашел значения от 40 до 50 слов, то он в итоге получает
10 баллов.
Если ребенку удалось правильно отыскать значения от 30 до 40 слов, то ему начисляется
8-9 баллов.
Если ребенок смог правильно найти значение от 20 до 30 слов, то он получает
6-7 баллов.
Если в ходе эксперимента ребенок правильно объединил в группы от 10 до 20 слов, то его итоговый показатель в баллах будет
равен 4-5.
Наконец, если ребенку удалось объединить по смыслу меньше чем 10 слов, то его оценка в баллах будет составлять
не более 3.

Выводы об уровне развития
10 баллов      — очень высокий.
8-9 баллов    — высокий.
4-7 баллов    — средний.
0-3 балла     — низкий.

Форма протокола к методике оценки определения понятий и пассивного словарного запаса   младшего школьника

               Имя испытуемого

     

Результаты

 Определение понятий

Пассивный словарный запас

  1. Лиза Р.

10

10

  1. Даша С.

 8

9

  1. Костя К.

8

10

  1. Миша С.

9

10

  1. Вика Ш.

6

5

  1. Юля Ч.

 8

8

  1. Яна К.

5

4

  1. Регина Р.

9

8

  1. Алёша С.

3

3

  1.  Оля Б.

8

9

 

  1. Исследование группы будущих первоклассников показало, что 10% учащихся определяют понятия на очень высоком уровне (Лиза Р.),60 % - на высоком уровне,20%% детей имеют средний  уровень определения понятий и 10% (Алёша С.)- низкий уровень.
  2.   Исследование пассивного словарного запаса первоклассников показало, что 30% детей имеют очень высокий уровень, 40% - высокий,20% - средний  уровень, 10%- низкий.

3.  Методика определения активного словарного запаса.

    Испытуемым предлагались рисунки (см. ниже),  на которых изображены люди и различные предметы. В течение некоторого  времени, примерно  3 – 4 минут, дети  как  можно  подробнее  рассказывали,  что изображено и что происходит на данной ему картинке.

    Речь ребенка фиксировалась  в  специальном  протоколе,  форма  которого

приводится в таблице №2, и затем анализировалась.

В этом протоколе отмечается частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, что свидетельствует об уровне развития его речи. Во время проведения психодиагностического эксперимента все эти признаки, включенные в форму протокола, отмечаются в его правой части.

Оценка результатов
10 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи (рассказе по картинке) встречаются не менее 10 из перечисленных в протоколе признаков.
В
8-9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается не менее 8-9 разных протокольных признаков.
6-7 баллов за свою речь ребенок зарабатывает при наличии 6-7 разных признаков.
Оценка в
4-5 баллов ему дается за присутствие в речи 4-5 разных признаков.
2-3 балла — в речи присутствуют 2-3 признака.
0-1 балл — рассказа нет или в нем имеются 1-2 слова, представляющие собой одну-единственную часть речи.
Выводы об уровне развития
10 баллов      — очень высокий.
8-9 баллов   — высокий.
4-7 баллов   — средний.
2-3 балла     — низкий.
0-1 балл       — очень низкий.

Форма протокола к методике оценки активного словарного запаса младшего школьника

Фиксируемые признаки речи

Частота употребления этих признаков  ребенком

Л.Р.

Д.С

К.К.

М.С.

В.Ш.

Ю.Ч.

Я.К.

Р.Р.

А.С.

О.Б.

1.Существительные

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 2.Глаголы

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 3.Причастия

+

+

+

+

+

 4.Деепричастия

5. Прилагательные в начальной форме

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 6.Прилагательные в сравнительной степени

+

+

+

+

+

+

 7.Прилагательные в превосходной степени

+

 8.Союзы

+

+

+

+

+

+

+

+

 9.Предлоги

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 10.Частицы

 11.Однородные члены предложения

+

+

+

+

 12.Сложные предложения с союзами типа «и», «а», «но», «да», «или» и др.

+

+

 13.Сложные предложения, соединённые подчинительными союзами типа: «который», «потому что», «так как» и др.

+

+

+

+

+

 14.Вводные конструкции, начинающиеся со слов «во-первых», «по моему мнению», «я думаю», «мне кажется» и т.п.

+

+

+

10

8

7

8

5

7

5

10

5

9

  Исследование показало, что у 20% испытуемых (ученики Лиза и Регина)  очень высокий уровень развития речи, у 30% испытуемых (ученики  Оля, Миша и Даша )  относительно  высокий  уровень  развития  речи, у 50% - средний.