Разработка занятия для 5-классников

Булатова Нурия Кажмединовна

Занятие  "Зависть"проводится психологом или учителем граждановедения в 5 классе.

Занятие "Мой разумный выбор" проводится в 10-11 классах психологом, учителем или классным руководителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zavist.doc47 КБ
Microsoft Office document icon statya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по граждановедению и психологии на тему:

«Зависть» в 5 классе.

Цели:

1.Дать понятие «зависть», расширить знание о моральных качествах.

2.Формировать сознательное отношение к своим поступкам.

3.Учить излагать свои мысли, обосновывать свою позицию, анализировать ситуации.

Подготовительная часть:

1.Чтение сказки «Завистливая сова» В.Дорошевич.

2.Написать письмо сове.

Оформление доски:

  1. «Из всех страстей зависть самая отвратительная.Под знаменем зависти шествует ненависть, предательство и интриги»

                                                                 Гельвеций(18в., французский философ)

  1. «Завистники умирают, но зависть - никогда»

                                                           Ж.Мольер

3. «Большое зло – зависть.Не завидуй, а радуйся тому, что твой товарищ достиг успехов. Но, радуясь его успехам, стремись обогнать его»

                                                           В.А.Сухомлинский

4. «Зависть – яд для сердца»

                                              Ф.Вольтер

5. «Зависть никогда не знает праздника»

                                              Ф.Бэкон

6. «Завистник говорит не то, что есть, а то, что может причинить зло»

                                               Публий Сир

7.Из словаря Ожегова С.:

«Зависть – чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого»

Ход урока:

1.Беседа с детьми по вопросам:

-что такое зависть?

-почему люди завидуют?

-почему люди стараются скрывать, когда завидуют?

2.Обсуждение сказки «Завистливая сова» по вопросам:

-за что наказали сову?

-можно ли зависть назвать хорошим качеством?

-почему сова обвиняет в случившемся соловья?

-что бы ты мог посоветовать сове?

3.Чтение писем, написанных сове.

«Не завидуй никому и никогда! Я знаю, что ты не умеешь петь так, как поёт соловей, не надо было «уркать» и кричать на весь дворец. Ты сама виновата в том, что случилось, завидовала, вот и получила. Но ты можешь спеть мне».

«Дорогая сова! Соловей не виноват в твоём несчастье. Пение ему дано от природы. Сова, ты не должна завидовать. Ты ведь можешь гордиться тем, что у тебя есть. Ты можешь великолепно видеть и стать врачом, тогда, может быть, тебя пригласят во дворец. Ты должна подружиться с соловьём».

«Сова! Я хочу тебе дать несколько советов.

1.Не завидуй соловью.

2.Не обвиняй соловья.

3.Признай свою вину.

4.Пусть у соловья будет хороший голос, а  тебя будет хороший характер

5.Тебя тоже полюбят за красивые глазки, характер добрый, как соловья за голос

6.У тебя великолепное зрение

7.Подружись с соловьём».

«Хочу тебе дать совет: никогда не завидуй, а учись тому, что тебе хочется. Ведь то, что ты не умеешь, никому не понравится. Надо всегда сначала научиться, потрудиться, а потом показывать»

«Дорогая сова! Хочу посоветовать тебе, чтобы ты записалась в музыкальную школу, если хочешь научиться петь. Но мне ты нравишься и так, потому что ты очень умная птица и у тебя хорошее зрение, ты можешь ночью увидеть даже букашку в траве ».

«Попроси соловья научить тебя петь, только проси по-доброму, подружись с ним».

4.Чтение статьи Ивана Ильина «»Зависть. Обсуждение статьи.

-что такое «чёрная зависть»?

-что такое «белая зависть»?

 Выведение формулы «чёрной зависти»- «я, а не ты, и не он», «белой зависти» - «я и ты, и он».

5.Игра «Волшебное зеркало»

В каждом человек есть что-то такое, что отличает его от других. Нужно уметь разглядеть в другом его достоинства.

Один ученик выходит на середину класса, класс играет роль зеркала. Ученик обращается к зеркалу: «Свет мой зеркальце, скажи и всю правду доложи, скажи про меня что-нибудь хорошее». Все по очереди говорят про достоинства этого человека, про его хорошие поступки.

6.Заключение. Выводы. Подведение итогов урока.

Каин и Авель.

У Адама и Евы было два сына. Старшего звали Каин, а младшего – Авель. Каин пахал землю, но землю не любил. И звёзд не любил, и птиц не любил, и не любил деревьев.

Каин всем завидовал и всех ненавидел, потому что он был злой и жестокий.

Брат Каина – Авель был весёлый и добрый. Он пас овец. С утра до вечера бродил со своим стадом по широким лугам, играл на свирели, пел песни. Птицы, деревья и звёзды полюбили Авеля. А Каина стали бояться.

Однажды холодною ночью вздумали братья разжечь костры. Долго Каин разжигал свой костёр. Но не слушался огонь злых каиновых рук. Не горел. А под добрыми руками Авеля костёр вспыхнул сразу. Затрещали ветки, будто только и ждали лёгких пальцев Авеля. Заискрилось пламя. Весело стало кругом, тепло. Запел Авель песню про огонь и про звёзды, и про то, как хорошо жить. Позавидовал Каин Авелю, что костёр у него разгорелся. Поднял с земли камень и убил брата своего.

Оглянулся Каин. Кругом – никого. «Никто не видел, как я убил Авеля, никто и не узнает»,- подумал Каин. И убежал в лес. Крадётся Каин по лесу, вдруг слышит – деревья зашептали: «Каин, где брат твой Авель?» Бросился Каин от деревьев в степь, а над ним звёзды встали да как зазвенят с неба: «Каин, где брат твой Авель?» Заметался Каин: куда уйти от звёзд? К земле пригнулся, ползёт, как паук, глазами косит, а тут светло стало. Проснулись птицы. С о всех сторон галдят: «Каин, где брат твой Авель?»

И возненавидели люди Каина за то, что он запятнал землю кровью. И прокляли его. И его имя. С тех пор прошло много-много веков. Но до сих пор про злого, завистливого человека говорят: Каин. Или ещё: окаянный.

(Из Библии. В переложении К.И.Чуковского)

Завистливая сова.

Легенды и сказки Востока. В.Дорошевич.

Однажды на крышу царского дома опустилась сова..В саду, на высокой пальме, сова увидела соловья. Все придворные, проходя мимо пальмы, низко кланялись маленькому соловью. Вскоре в саду появился сам царь. Он нёс золотой поднос с отборным зерном. Царь поставил поднос на землю, и соловей, слетев с дерева, начал клевать зёрна.

Когда царь и придворные покинули сад, сова спросила соловья:

-Скажи, чем заслужил ты такой почёт?

Соловей ответил:

-Царь любит меня за моё пение. Он приказал придворным выполнять все мои желания, и каждый день приходит кормить меня с золотого подноса.

Когда наступила ночь, сова подумала: «Мой голос лучше соловьиного. Если царь услышит, как я пою, он прогонит соловья и прикажет своим придворным выполнять все мои прихоти».

Подумав так, сова начала изо всей силы ухать. Она кричала так громко, что все, кто спал во дворце, сразу же проснулись.

-Кто смеет так отвратительно вопеть в моём дворце?- рассердился царь.

-Найти виновного и привести сюда!

Придворные бросились выполнять приказание царя. Найти сову оказалось совсем просто, потому что она непрерывно ухала.

Придворные схватили сову, притащили к царю, сказали:

-Повелитель наш, вот кто осмелился нарушить твой покой!

-Ощипать её заживо! - приказал царь.

Слуги схватили сову, ощипали её догола и выбросили из дворца.

Завистливая сова едва добралась до леса.

..Она часто рассказывала свою печальную историю попугаям и всегда при этом ругала соловья:

-Это он во всём виноват! Это из-за него я должна теперь ходить голой!!

-Чем же виноват соловей? – спрашивали удивлённые попугаи.

-А как же! Если бы я не встретила во дворце соловья, я не запела бы, меня не ощипали бы! Вот и выходит, что в моей беде виноват соловей!

Не уподобляйтесь же, друзья, никогда сове и не вините других в том, в чём повинны сами!

Зависть

Добрые и злые феи подошли к колыбели человека и принесли ему свои дары. Самая злая из них подарила ему зависть. Возможно, это была переодетая фурия.

Пока люди живут на земле, они должны ладить, находить дорогу друг к другу, объединяться, помогать один другому. Иначе земля развернётся под ними и небо расколется над их головой. Но зависть – сильнейшее средство развала: его выдумала когда – то мастер «Врозь» и «Друг против друга».

Для того, чтобы ладить, людям надо прощать друг другу свою непохожесть, свои преимущества, своё первенство. Не только в обладании состоянием, но во всём: ты умён, одарён, образован, красив, силён, богат, высоко стоишь по службе-я нет, ты – наверху, я – внизу; ладно, я принимаю это, я довольствуюсь этим… Мой «низ» меня устраивает; он для меня достаточно «высок»; оставйся выше меня, если можешь и если тебе это нравится. Я не завидую тебе.

Если же мне станет недостаточно моего «низа», я буду бороться за «больше» и  «лучше», но не желая отнять у тебя твоего. Я буду трудиться; творчески работать; перемещу себя вверх в соревновании, но без зависти. Ты только оставайся «наверху»; я поднимусь к тебе.

Соревнование как внутренняя побудительная причина – явление здоровое, созидательное, братское. Его формула разумна и нравственна. Она гласит: «Я, и ты, и он! Мы вместе! Вместе – вопреки противостоянию вместе друг с другом! Да здравствует качество!»

Зависть как внутренняя побудительная причина – напротив, болезненна, разрушительна, враждебна. Её формула – неразумна и безнравственна. Она гласит: «Я, а не ты и не он! Я один! Пошли все вон! То, что не станет моим, - пусть погибнет!». А так как «моим» может быть лишь малая толика, в зависти дремлет инстинкт убийства и разрушения.

Зависть – прежде всего скупость и алчность. Она ненасытна, как любопытство; она означает тем самым – вечную бедность, вечную заботу, вечно плохое настроение; всякую удачу она превращает в неудачу и оставляет человека в безнадёжном одиночестве. Жестокий завистник – зложелатель: он обижается на человека за чужое счастье; его задевает всякий чужой успех; любое положительное качество в другом мучит его как рана на сердце; гнев лишившегося на обладателя наполняет его, как ярость неполноценного, а пстоянно чувствующего свою неполноценность, а поэтому пристрастно отмечающего чужое превосходство. К «делу» он даже не подступается: он застревает в борьбе между «я» и «ты»; и в этой вечной борьбе изводит себя самого и своего противника. Если же его ярость расширяется до социальной программы, тогда она выливается в классовую борьбу; и начинается гражданская война.

Где же спасение и утешение? В искусстве не завидовать. Оно вовсе не сложно. Дари Каждому то, что унего и так есть; и не копайся непрестанно в собственной неполноценности. Отбрось это жалкое «вычитание» - твоей мнимой «малости» из якобы чужого «превосходства». Знай, ты сам стоишь «сложения». Поднимайся вверх, не сталкивая вниз других. Не завидуй! Не завидуй! И – самое важное – научись в большом деле забывать о себе.

Иван Ильин, 1938 год.

Перевод с немецкого О.Колтыпиной.



Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока по граждановедению и психологии на тему: «Мой разумный выбор»

Цели:

1. Формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, ответственности за свой выбор при решении жизненных проблем, корректировке и реализации своих профессиональных интересов.

2. Развитие социальной компетентности, коммуникативной культуры.                                                  

3. Исследование себя, своих  ресурсов, проектирование своей жизни.

Подготовительный этап:  

1.Анкетирование с целью определения ценностей учащихся, интересов, мечты, профессий, которые выбрали.

2.Коллаж «Моя будущая жизнь».

3.Презентация учащихся 11 класса «Мой разумный выбор», («Наши ценности», «Наши интересы», «Наши мечты», «Профессии, которые мы выбираем»).

Цитаты для оформления

                                                 

1). «Самое трудное для нас - это обладать чувством собственного отношения к другим людям, иметь свою точку зрения и мыслить по-своему».

                                                                       Н.Берьдяев                                                                                                                                                   2) «На свете мало недостижимых вещей; будь у нас больше настойчивости, мы могли бы отыскать путь почти к любой цели».

                                                                    Ларошфуко  

3). «Делать то, что нам нравится – это естественная свобода, без вреда другим – это гражданская свобода».

                                                                     Б. Авербах

4). «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

                                                                       Х. Маккей

5). «Пессимист, оказавшись перед выбором, из двух зол, выбирает оба».

                                                                        О. Уайльд

6). «Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нём ответственность за все несчастья Земли и что ему же принадлежит слава за всё хорошее, что есть в жизни»

                                                                  Р. Роллан

7). Выбор – предпочтение кого-либо или чего-либо, система мотивов, образующая психологическую основу предпочтительности. (Из словаря).

Ход урока:

                                                                                                                                         1.Психолог.                                                                                                                                  Упражнение «Аплодисменты».

Психолог хлопает в ладоши и говорит, называя имя: «Я приветствую…». Тот, кого назвали, встаёт, хлопает следующему. Последний говорит: «Я приветствую всех». Все аплодируют друг другу стоя, затем садятся на свои места.                                                                                                                Жизнь-это выбор. Его приходится делать каждый день, даже не замечая.                                             Человек каждую минуту стоит перед выбором: что надеть, что съесть, куда пойти, с кем общаться, как ответить, как поступить, какую цель поставить. Сегодня мы обсудим важность разумного выбора. Мы всё время что-то выбираем, по большей части даже не задумываясь, делаем это. Но бывают ситуации, от которых зависит твоё будущее.                                                      Как научиться делать правильный выбор, противостоять давлению сверстников и взрослых, ориентироваться во всё усложняющемся мире? Наш выбор определяет, насколько здоровой и успешной будет наша жизнь. Существует множество способов, которые мы можем использовать, делая наш выбор. Но всегда ли они являются разумными?                

                   

2.Голосование фишками.

С помощью фишек проголосуйте, используете ли вы названные способы выбора. Если хотите ответить «да», покажите зелёную фишку; если хотите ответить  «нет» - красную фишку; если хотите ответить «иногда», покажите жёлтую фишку.                                                                                                          1. Игнорирование проблемы – пытаешься игнорировать проблему так долго, насколько это возможно.

2. Надежда на чудо- надежда на то, что всё само собой, чудесным образом произойдёт или изменится.                                                                                                                                     3.Бегство от проблемы - попытка избежать необходимости делать выбор.                           4.Бездумное поведение- делать что-либо, не подумав.                                                                         5.Подчинение чужому мнению - делать то, чего хотят от нас другие.                                               6.Откладывание на «потом»- откладывание принятия или исполнения решения.                                                                                                                    Каждый человек время от времени этими способами пользуется, но самое главное – отдавать себе в этом отчёт – это типы неэффективных выборов, большая часть выше перечисленных решений могут создать серьёзные проблемы и даже нанести вред, как нам самим, так и окружающим нас людям. Однако все мы можем научиться делать разумный выбор. Существуют три основных этапа его осуществления.                                            1).Решай, какие жизненные ценности наиболее важны для тебя. Твои ценности, т.е. что ты считаешь самым важным в жизни, являются основанием для твоего выбора.                                                                                               2).Решай, что делать.

3).Научись говорить  «нет», если ты на самом деле не хочешь этого делать [1].

3. Игра «Калоши счастья». 

Для принятия правильного решения необходимо в первую очередь определить, что для тебя ценно, и что важно. Ценности чрезвычайно сильно влияют на наш выбор.                                                                                            Иногда мы осуществляем наш выбор только потому, что не можем сказать уверенно «нет», боимся обидеть или не знаем, сомневаемся, хотя чувствуем, что что-то не так, что-то неправильно. В игре «Калоши счастья» вам предоставляется возможность сделать свой правильный выбор. Это не так просто, как кажется. На столе разложены карточки. Выбрав наугад карточку, вы обнаружите то, что может сделать вас счастливым.                                                                                   Вы надеваете волшебные калоши и мгновенно становитесь счастливым человеком, если остаётесь в них, сказав «да». Вы можете снять их, если хотите ответить «нет». Два короля будут набирать себе в королевство подданных. Королевство «да» и королевство «нет». Вы должны хорошенько подумать, как ответить, нужно ли вам такое счастье, справитесь ли вы, сможете ли быть счастливыми? Два короля уговаривают аргументированно, эмоционально, почему нужно ответить в его пользу. Выслушав все доводы, вы должны принять решение, в какое царство идёте. Думайте, взвешивайте, выбирайте.                                                                                                                         В карточках может быть:

1. «Ты будешь самым красивым человеком на планете»

2. «Ты будешь очень богат»

3. «Сможешь полететь на другую планету»            

4. «Тебя полюбит самый красивый парень (девушка)»                                          

5. «У тебя будет неограниченная власть над людьми»

6. « Ты будешь читать чужие мысли»

7. « Ты проснёшься знаменитым»…  

Легко или трудно было делать выбор? Почему?  

В чём вы сомневались?

4.Рефлексия.                                                                                                                                Помогали или мешали сделать выбор те, кто вас уговаривал?                                                             Вы живёте в такое время, когда выбор сделать трудно, сложно, потому что так много возможностей, вариантов выбора. Известно такое выражение: «Жизнь есть кладбище захороненных возможностей». Когда вариантов мало, легче сделать выбор, чего бы это ни касалось. Почему же неограниченные возможности затрудняют выбор?

     

5.Упражнение Джеффа.

Вы знаете, что это упражнение глубокое и серьёзное, поэтому настройтесь на вдумчивое отношение к услышанным вопросам. Готовятся три плаката с надписями «да», «нет», «может быть», развешиваются в разных концах помещения. Ведущий стоит в середине и задаёт вопросы. Участники переходят под тот плакат, который соответствует их ответу. Ведущий спрашивает, кто хотел бы сказать, почему он выбрал тот или иной ответ. Желающий поднимает руку, ведущий кидает ему мяч. Важное правило: участники не имеют права критиковать других и спорить. Они выражают только своё мнение.

Вопросы:                                                                                                                                                  1.Хотели бы вы изменить свой возраст?                                                                                        

2.Верите ли вы в любовь с первого взгляда?                                                                          

3.Считаете ли вы, что семья важнее друзей?                                                                                  

4.Смогли бы вы жить в одиночестве?                                                                                                      

5.Я считаю, что смертная казнь – это правильно.                                                                        

6.Интересуют ли вас политические события в стране?                                                                  

7.Возможен ли рай в шалаше?                                                                                                          

8.Смогли бы вы помочь другим в ущерб себе?                                                                                      

9.Есть ли у тебя комплексы?                                                                                                                    

10.Ты веришь в судьбу?                                                                                                                          

11.Лучше быть умным, чем богатым?                                                                                                        

12.Я знаю, для чего живу.

6.Рефлексия.                                                                                                                                         Были ли вопросы, над которыми вы раньше не задумывались?                                                      

Были ли вопросы, над которыми хотелось подольше подумать?                                                          

Что вы чувствовали к тем, кто давал противоположный ответ?                                                

Менялось при этом ваше мнение?                                                                                                        

Что нового для себя открыли?                                                                                                                  

7.Заключение.                                                                                                                                        В вашей жизни наступил сложный и ответственный период, когда нужно окончательно расставить приоритеты, определиться, начать осуществлять свой собственный сценарий жизни, ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач, брать на себя ответственность за свои поступки. И хочется, чтобы вы сделали разумный выбор, потому что от этого зависит ваша судьба.                                                                                    

Упражнение « Аплодисменты».

Психолог заканчивает урок со словами: «Спасибо за урок! Спасибо…», называет имя участника. Тот, кого назвали, встаёт, называет следующего… Последний участник: «Спасибо всем! До свидания!». Все аплодируют стоя.

Использованная литература:

  1. Тимина Н.В. Программа занятий по развитию мотивации к успеху у учащихся выпускных классов с элементами психологического тренинга «Поверь в себя».
  2. Под редакцией Левановой Е.А. Питер, 2006. Игра в тренинге.
  3. Панкратов В.Н. Психология успеха. М.,Роспедагенство, 1997.
  4. Практическая психология образования под редакцией Дубровиной И.В., М,2000.

Булатова Нурия Кажмединовна

106-350-401