Статья: Формирование правильной осанки у воспитанников младшего школьного возраста

Берестова Наталья Анатольевна

 

Формирование правильной осанки

у воспитанников младшего школьного возраста

 

Моу «Детский дом-школа № 95»

Берестова Н.А., воспитатель

 

Здоровье человека – это не все,

Но все без здоровья – ничто.

Сократ

 

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной.

Здоровье человека зависит от многих факторов и один из них – физическое развитие.

Все мы понимаем, как важно заниматься физкультурой и двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений.

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. С учетом социальной сущности человека здоровье определяется и как “жизнь трудоспособного человека, приспособленного к изменениям окружающей среды”. К этому еще следует добавить, что максимальный диапазон приспособления человека с определенной наследственностью может быть значительно расширен благодаря систематическим физическим упражнениям, закаливанию и другим оздоровительным мероприятиям. По мнению специалистов – медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. По мнению специалистов, даже если дети достаточно двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и результат такой активности большой пользы не дает. Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением собственного кругозора, апатия, сменяющаяся агрессивностью, закрытость – это те немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни.

Здоровье, так же как любовь и дружбу, за деньги не купишь. Его можно и нужно заслужить. Сегодня в нашей жизни наполненной быстротой темпа города и полнейшей нехватки времени, мы очень часто забываем о своём здоровье. Конечно, пока организм молодой, он выдерживает большие нагрузки, и мы начинаем этим злоупотреблять. А с возрастом, как правило, все плохие привычки молодости дают о себе знать. Итак, из этого следует одна очень простая истина: беречь здоровье нужно смолоду.

Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса. Опорно-двигательный аппарат укрепляется, мышцы становятся более сильными. Дети в этом возрасте очень подвижны, но быстро утомляются. Сравнительно длительные занятия за столом или партой  в положении сидя при относительно слабом опорно-двигательном аппарате способствуют возникновению различных видов нарушения осанки. В этот период детства недопустимы упражнения, дающие большую силовую нагрузку или требующие значительной выносливости. Поэтому в младшем школьном возрасте должно осуществляться мягкое планомерное формирование навыка правильной осанки.

Процесс формирования осанки начинается в младшем школьном возрасте и продолжается до 21 года. Возраст 7-17 лет — наиболее важный для формирования осанки период жизни, именно в это время «закладываются» болезни позвоночника и суставов, которые могут проявиться в более старшем возрасте. И этот период приходится как раз на школьные годы, когда большое количество времени ребенок проводит, сидя за письменным столом.

Неправильная осанка - это не просто эстетическая проблема. Если ее вовремя не исправить, она может стать источником болезней позвоночника и не только.

Осанка – это превратившаяся в привычку манера держать свое тело. Правильная осанка придает человеку красивый внешний вид и создает лучшие условия для развития и деятельности всего организма. Формирование правильной осанки - сложный и длительный процесс. Чтобы достичь положительных результатов, необходимо заботиться о правильном положении тела с детского возраста, сидя, стоя, при ходьбе, шире использовать физические упражнения, обязательно включать специальные упражнения на осанку. Осанка зависит от формы позвоночного столба, положения головы, плечевого пояса, грудной клетки. При неправильной осанке голова слегка наклоняется вперед, спина сутуловата, грудь впалая, живот выпячен вперед. Форма позвоночного столба (лордоз и кифоз), положение плеч и лопаток имеют решающее значение для оценки осанки, на что необходимо обращать особое внимание. При нормальной осанке физиологические изгибы позвоночного столба выражены хорошо и равномерно, но нередко встречаются случаи, когда изгибы чрезмерно увеличены (патологические кифоз и лордоз) или сглажены (плоская спина). Привычку правильно держать свое тело нужно воспитывать с раннего детства. Педагог как никто другой должен помочь воспитанникам выработать навык правильной осанки. Для этого необходимо приобщать детей к занятиям физической культурой. Ребенок обязательно должен делать утреннюю зарядку, играть в подвижные игры, научиться плавать, играть в футбол, ходить на лыжах, кататься на коньках, прыгать со скакалкой, играть с мячом, как можно больше гулять на свежем воздухе. Одним словом, достаточная двигательная активность – залог здоровья и основа профилактики нарушений осанки.

Формирование правильной осанки нужно вести в двух направлениях: во-первых, улучшать общее физическое развитие; во-вторых – прививать навыки хорошей осанки. Улучшение общего физического развития невозможно без укрепления основных мышечных групп: туловища, плечевого пояса, живота и ног. Под развитием навыка хорошей осанки подразумевается закрепление рефлекса на правильное взаиморасположение частей тела. Закрепление любого нового рефлекса требует усилий и времени. Чем хуже осанка, тем труднее ее исправить, поскольку нужно сначала сломать прежний стереотип, а затем уже прививать и закреплять новый.

Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье детей возможны только при сохранении правильной осанки.

Важно помнить, что воспитание правильной осанки зависит от рациональной организации режима: правильного чередования труда и отдыха, разумного распорядка дня, полноценного питания и двигательной активности.

Мебель должна быть подобрана так, чтобы обеспечить правильную и неутомительную позу. Письменный стол должен быть таким, чтобы во время работы за ним оба локтя лежали на столе, плечи и голова удерживались ровно и свободно, спина прямая, расстояние от глаз до книги 30-35 см, ноги свободно касаются опоры.

Освещение рабочих мест и помещений должно быть достаточным, чтобы не вызывать быстрого утомления. Источник света должен быть расположен так, чтобы на рабочее место не падало резких теней. Следует помнить, что загрязненные или замерзшие стекла поглощают большое количество света и биологически ценных ультрафиолетовых лучей.

Одежда не должна стеснять движений, затруднять дыхание и кровообращение. Для формирования осанки и стоп еще большее значение, чем одежда, имеет правильно подобранная обувь.

Формирование правильной осанки зависит также от условий сна и отдыха. Каждый школьник должен иметь отдельную постель, достаточно длинную и широкую (чтобы она не стесняла движений), не очень мягкую, с низким изголовьем. Матрац необходим жесткий и обязательно ровный.

Одним из основных факторов формирования неустойчивой осанки являются частые болезни. Нарушения осанки постепенно может привести к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что в свою очередь, влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, становится спутником многих хронических заболеваний.

Многое для изменения выше описанной ситуации может сделать зарядка по утрам, вечерние прогулки, активный отдых во время каникул, выходные дни на природе – вот лекарство от тех болезней души и тела, которые могут проявиться, если не воспитать в себе привычку быть душевно и физически здоровым.

Большой интерес для формирования навыка правильной осанки представляет система физического воспитания разработанная Н.Н.Ефименко. Любую форму двигательной активности детей он предлагает начинать из лежачих или горизонтальных положений, как наиболее естественных, простых, разгрузочных. И постепенно усложнять двигательный режим к более вертикальным, нагрузочным, гравитационным положениям стоя и далее в ходьбе, лазании, беге и прыжках.

Еще один из методов коррекции осанки это плавание. Тело человека обладает плавучестью, поскольку его удельный вес приближается к удельному весу воды. Поэтому, находясь в водной среде, оно становится почти невесомым. Это имеет практическое значение: освобождается от нагрузки опорно-двигательный аппарат, включая позвоночник и связки.

При подборе и использовании упражнений необходимо учитывать уровень физического развития, подготовленность и состояние здоровья каждого ребенка и в соответствии с этим продумывать объем и интенсивность нагрузок.

Наиболее эффективными на наш взгляд упражнениями для формирования навыка правильной осанки считаем:

  • упражнения у вертикальной плоскости (стена, шведская стенка);
  • упражнения с мешочком на голове;
  • специальные физические упражнения.

Выполняя упражнения у вертикальной плоскости, необходимо стоя у стены, соприкасаться с ней пятью точками: затылком, лопатками, ягодицами, икроножными мышцами и пятками. За поясничный прогиб должна плотно проходить ладонь. При этом сохраняется правильное положение головы, спины, таза, стоп. Мышечные ощущения при таком положении ребенок должен почувствовать и запомнить.

Не меняя этого положения сделать несколько шагов вперед, в сторону, опять вернуться к стене и принять исходное положение. Затем необходимо присесть с прямой спиной, не отрывая затылка и спины от стены и повторить приседание, сделав шаг вперед, вернуться в исходное положение.

Стоя у стены, поднять руки вперед, вверх, в стороны. Поочередно поднимать согнутые в коленях ноги и, захватив колено руками, прижать его к туловищу.

Сохранить правильную осанку в движении детям очень сложно. Особенно трудно запомнить правильное положение головы. Правильно держать голову помогают упражнения с предметами, развивающие статическую выносливость мышц шеи. Можно использовать деревянный кружок, а лучше мешочек весом 150-200 граммов, наполненный песком или солью.

Выполняя упражнения с мешочком на голове, необходимо стоя у стены, положить мешочек на голову, руки опустить. Пройти по комнате и вернуться обратно к стене. Обойти какие – либо предметы, перешагнуть через препятствия. Отойдя от стены на 1-2 шага присесть, сесть “по-турецки”, встать на колени и вернуться в исходное положение. Встать на скамейку и сойти с нее.

На занятиях по формированию правильной осанки предлагаем также использовать специальные физические упражнения с “волшебной” гимнастической палочкой. Стоя прямо, ноги на ширине плеч, стопы параллельно, держа гимнастическую палку за концы внизу перед собой, предложите ребенку прямыми руками поднять палку вверх над головой, сгибая руки опустить ее на лопатки, поднять палку над головой, вернуться в исходное положение, проделать повороты с палкой за спиной, наклоны в стороны, ходьбу по палке приставным шагом и “елочкой” и другие.

Формирование правильной осанки – процесс продолжительный, требующий систематических занятий. Заниматься нужно не реже двух раз в неделю по 30-40 минут, а лучше ежедневно по 20 минут. Необходимо учитывать уровень физического развития, подготовленность и состояние здоровья детей. Для занятия выбирают 1-2 упражнения для укрепления различных мышечных групп (плечевого пояса, спины, груди, живота, нижних конечностей). Низкое исходное положение (лежа, сидя, стоя на коленях) способствует сохранению правильных изгибов позвоночника и уменьшению нагрузки на позвоночный столб. Объем и интенсивность нагрузки следует увеличивать постепенно. По мере освоения простых упражнений переходите к более сложным.