Цена ломтика

Ветрова Татьяна Алексеевна

Расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба; воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Цена ломтика.docx28.72 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему: «Цена ломтика»

Цели: расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба; воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу.

Ход классного часа

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом, Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим, Поклонясь, отведать просим: Дорогой наш гость и друг, Принимай хлеб-соль из рук!

Вручают хлеб-соль гостям праздника.

А собрались мы сегодня, чтобы поговорить о чуде земли - хлебе.

Пышный, мягкий, пропеченный, Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шел к тебе издалека.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел,

В нем здоровье наше, сила,

 В нем - чудесное тепло.

 Сколько рук его растило, Сохраняло, берегло!

Мы знаем, что хлеб имеет очень длинную историю.

 Как пришел ты людям, хлеб?

Колосок 1-й. Было это давным-давно. Как говорят ученые, более 15 тысяч лет назад. Первобытные люди еще не умели приручать животных и выращивать растения. Постоянно бродили они по полянам и дремучим лесам и собирали съедобные травы, корни и плоды, чтобы не умереть от голода. И вот именно тогда человек впервые начал собирать и выращивать хлебные злаки, которые были предками наших современных ржи, пшеницы, ячменя и овса. (Показывает соответствующие колоски.)

Колосок 2-й. В каменном веке люди ели зерна сырыми, а потом научились растирать их между камнями и смешивать с водой. Археологи точно установили, что прапрабабушкой нашего хлеба была жидкая зерновая каша.

Колосок 3-й. Первобытные люди ели такую кашу до тех пор, пока не научились печь пресный хлеб из густой каши-теста. Эти плотные куски зерновой массы мало были похожи на наш хлеб, но именно с них началась на земле эпоха хлебопечения.

Колосок 4-й. А 4-5 тысяч лет назад тесто для хлеба случайно скисло. Лепешка из него получилась особенно мягкой и вкусной - настоящий хлеб! С тех пор тесто стали заквашивать.

Вот, оказывается, сколько времени прошло, прежде чем люди стали есть хлеб, похожий на современный. Мы встречаемся с хлебом каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный стол. Это наш добрый друг, имя которого на всех языках люди произносят с особой теплотой и любовью.

   С древности люди почитали хлеб. Давайте совершим воображаемую экскурсию в прошлое.

Колосок 5-й. Сначала давайте отправимся в Египет. Уже 5-6 тысяч лет назад в Древнем Египте умели печь много видов хлеба из кислого теста. Его пекли в виде рыб, птиц, фантастических животных и просто круглой и продолговатой формы.

Колосок 6-й. Искусству выпекать хлеб из сброженного теста египтяне научили греков и римлян. В Древней Греции хлеб считался самостоятельным блюдом. В те далекие времена на обед подавали обычно два блюда: мясо, жаренное на вертеле, и белый пшеничный хлеб. Каждое из этих блюд ели отдельно, а самую почетную роль играл хлеб.

Колосок 1-й. Хлебопекам Древней Греции, как считают ученые, мы должны быть благодарны и за само слово «хлеб». Знаете почему? Греческие мастера делали для хлеба специальные горшки - «клибанос». От названия этих горшков и произошло русское слово «хлеб», украинское «хлиб» и эстонское «лейб».

Колосок 2-й. В XI веке на Руси выпекали хлеб из кислого теста. Секреты заквасок хранили в большой тайне и передавали из поколения в поколение. Кроме ржаного хлеба, пекли и хлеб из пшеничной муки, сайки, куличи, пироги с разной начинкой.

Колосок 3-й. С древнейших времен к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, солнцем и самой жизнью. Недаром у многих народов в древности хлеб, как золото и солнце, обозначался одним символом - кругом с точкой посередине. Хлеб берегли, хлебом-солью встречали самых дорогих гостей.

Колосок 1-й. В Музее истории Санкт-Петербурга хранится крошечный кусочек заплесневелого хлеба, толщиной с мизинец. Таким был дневной паек для жителей осажденного фашистами Ленинграда.

В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран Тяжелого хлеба,

Блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм. Даже не верится, что когда-то На поле, сожженном огнем батарей,

 Перед атакой герои-солдаты

Делили остатки ржаных сухарей.

Паек в голодном Ленинграде был таков: служащему -125 г хлеба, рабочему - 200 г и еще 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.

         Военный хлеб

Я помню хлеб, военный, горький,

Он весь почти из лебеды.

 В нем в каждой крошке,

В каждой корке

Был горький вкус людской беды.

 На той беде замешан круто Нелегкий хлеб нелегких дней, Но как сладка была минута, Когда кусок в руке моей Посыпан был щепоткой соли, Приправлен маминой слезой

. Я есть хотел, а мама с болью Взгляд отводила стороной.

Как горе было гостем частым (Им были детства дни полны), Особо помню я, что счастью Был равен горький хлеб войны.

А сколько нужно хлеба для вашей семьи?

 Если хлеб остался, что с ним можно сделать?

Колосок 4-й. С детских лет учили человека ценить и беречь кусок хлеба как самое большое богатство на земле. Вот как рассказывает об этом в своем стихотворении Владимир Солоухин:

Минуту я запомнил ту

Из детства озорного.

Вдруг скучно сделалось во рту

От хлеба аржанова.

И бросил наземь я кусок

От дедушки украдкой.

И наступил я на кусок

Босой чумазой пяткой.

 И растоптал.

 И весь, как был,

Зарылся носом в пыль я...

А раньше дед меня не бил,

И вообще не били.

Какие вы знаете правила пользования хлебом?

Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить четкие правила:

  1. Бери хлеба столько, сколько съешь.
  2. Учись готовить из черствого хлеба различные блюда

Ведущий.  Да, к хлебу нужно относиться с большим уважением.

Хлеб у всех народов - это вечный символ жизни, символ благополучия.

Почему один хлеб черный, другой - белый? (Пшеничная и ржаная мука)

- Из чего готовят отрубной хлеб?

Мельничные жернова перетирают зерно на муку, мука просеивается сквозь сито, остаются отходы - оболочка зерна. Это - отруби, прекрасное лечебное средство. Отруби добавляют в некоторые сорта хлебобулочных изделий, кормят животных.

Викторина.

  1. В чем разница между озимой и яровой пшеницей? (Яровую сеют весной, озимую - осенью, в зиму.)
  2. Куда зерно везут после уборки? (На элеватор - хранилище для зерна)
  3. Где зерно превращают в муку? (На мельнице)
  4. Что такое квашня? (Деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто)
  5. Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (Опара)

Какие пословицы о хлебе вы знаете?

Дети называют известные им пословицы. Предлагаем некоторые из них: «Калач приестся, а хлеб - никогда», «Покуда есть хлеб да вода, все не беда», «Не впору и обед, как хлеба в дому нет», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска», «Без печки холодно, без хлеба голодно», «Без соли, без хлеба - худая беседа».

Доскажи вторую часть пословицы.

Не шуба греет, а... (хлеб)

В дороге хлеб не... (помеха)

Не будет хлеба,... (не будет и обеда)

Без соли не вкусно, а без хлеба ... (несытно)

У кого хлебушко, у того и ... (счастье)

Хлеб всему... (голова)

Без печки холодно - без хлеба ... (голодно)

Ученик. Молодцы, много пословиц о хлебе вы знаете, много пословиц о хлебе народ сочинил. А как вы думаете, почему?

Дети высказывают свои предположения. Приводим примерные ответы детей. (Народ очень ценит хлеб, поэтому так много поговорок о нем.  Без хлеба нельзя жить, он всегда спасал от голода в самые трудные годы).

Учитель. Действительно, хлеб - величайшая святыня для каждого народа. У нас разные традиции и обычаи, но мы одинаково любим свою родную землю, свои семьи, мы все не мыслим жизни без душистого ломтика хлеба, хотя и называем его по-разному. Замечательный французский писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Хлеб стал для нас средством единения людей, потому что люди преломляют его за общей трапезой. Хлеб стал для нас символом величия труда, потому что добывается он в поте лица. Хлеб стал для нас непременным спутником сострадания, потому что его раздают в годину бедствий. Вкус разделенного хлеба не сравним ни с чем».

Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить.

Ученик

Хлеб нелегкий путь проходит,

Чтоб попасть к тебе на

стол.

И в любом кусочке хлеба

Ты почувствуешь всегда Теплоту родного неба, Привкус доброго труда. Ученик

Каравай земли и неба

 На твоем столе — Ничего сильнее хлеба

 Нету на земле.

В каждом маленьком кусочке — Хлебные поля,

А на каждом колосочке Держится земля.

Ученик

Зерна наших дней, светитесь Позолотою резной.

Говорим мы: берегите, Берегите хлеб родной!

Ученик

«Не мечтаем мы о чуде, К нам полей живая речь:

 Берегите хлеб, вы, люди,

 Научитесь хлеб беречь!»

Ученик

Так повелось на моей земле:

 Из года в год, из рода в род - веками Тот хлеб, что в каждом доме на столе, Согрет был человечьими руками.

 Он их теплом, он их добром пропах И песней той, что жаворонком спета Под синим небом в золотых хлебах

 В июльский полдень солнечного лета.

 Пройдется пахарь утром по жнивью И сыну, указав рукой на поле, Негромко молвит: «Поклонись ему, Как матери, как нашей общей доле!» Ты вырастешь и через много лет Опять сюда вернешься на рассвете

И скажешь: «Ничего дороже нет,

 Чем теплый хлеб на этом белом свете!»

Ведущий. Спасибо вам, ребята, спасибо вам, золотые Колоски! Вы рассказали нам так много интересного. Вместе с вами мы увидели, как пришел на наш стол хлеб, сколько времени и труда для этого потребовалось. Мы будем очень стараться беречь хлеб, помогать тем, у кого не каждый день есть на столе кусок хлеба. Есть в мире слова, которые не могут потерять своей ценности. Эти слова - хлеб, мир, дружба. Будем же всегда об этом помнить!

И всегда будем помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба»

ПРИЛОЖЕНИЕ

Викторина о хлебе

    1.Вырос в поле дом, полон дом зерном, Стены позолочены, ставни заколочены. (Колос)  

    2.Без рук. без ног. а подпоясанный. (Сноп)

    З.Одно бросил — целую горсть нашел. (Зерна)

    4.Сто братьев в одну избушку пришли ночевать. (Колос)

    5.Ходит в поле из края в край, режет черный каравай. (Трактор)

    6.Из растений чей портрет выбит на монете? Чьих нужнее нет плодов на земной планете? (Пшеница)

    7.Режут меня, вяжут меня, бьют нещадно. Пройду огонь и воду, а конец мой — нож и зубы. (Хлеб)

    8.Растерто, раздавлено, у печки поставлено. По стеночке движется, липнет и лижется, Не ком и не жижица. (Тесто)

    9.Пышно, мягко, а не вата,

С крышей, с полом, а не хата.

Бугристо, а не сугроб,

Душисто, а не укроп.

Бело, а не береза,

   Румяно, а не роза. (Буханка белого хлеба)

    10.В землю — крошки, а из земли — лепешки. (Зерновые культуры)

    11 .Железный конь — в животе огонь,

Сена не просит, пашет, сеет, косит. (Трактор)

    12.Из зерен какого растения получают манную крупу? (Пшеница)

    13.Загадаю загадку: выброшу на грядку,

В год пущу, в другой выпущу. Что это? (Озимые хлеба)

    14.Не море, а волнуется. (Колосья в поле)

    15.Меня режут, меня бьют, а я не злюсь — добрей становлюсь. (Тесто)