ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВЫХ КЛАССАХ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. 

 

Игровые технологии я использую в основном в 5-6-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Мне как учителю русского языка и литературы приходится решать такую задачу почти каждый день. Программа предусматривает 5 часов (как и в 6-ом классе) русского языка в неделю (больше, чем отводится на другие дисциплины), обилие новых тем и орфограмм. Для меня важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь  приходят уроки - игры, уроки - путешествия в страну Русского Языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tehnologii_.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

Иваненкова Е.В.

 «ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВЫХ КЛАССАХ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

Выполнила: Иваненкова Елена Викторовна

учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ № 215

Санкт – Петербург

    

Введение.

           В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады.

       Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

        Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

        Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

          К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках русского языка.

                  Я систематически совершенствую и углубляю знания по теории и методике преподаваемого мной предмета, обновляю методическую литературу, стараюсь использовать новые технологии в своей работе.

                     Игровые технологии я использую в основном в 5-6-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Мне как учителю русского языка и литературы приходится решать такую задачу почти каждый день. Программа предусматривает 5 часов (как и в 6-ом классе) русского языка в неделю (больше, чем отводится на другие дисциплины), обилие новых тем и орфограмм. Для меня важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь  приходят уроки - игры, уроки - путешествия в страну Русского Языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

     Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что  те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: « Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

     Использовать игровые технологии можно не только в 5-6-ых классах, но и  на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит, с каким азартом работают дети.       

        Цель моей работы обобщить опыт по внедрению игровых технологий в учебный процесс, показать эффективность метода.

Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра. Й.Хейзинга

Не секрет, что на современном этапе большое значение уделяется проблеме развития речи. В соответствии с этим вся работа на уроках русского языка и литературы направлена на овладение школьниками связной речью (как устной, так и письменной), поскольку это способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.

Данная работа особенно необходима нашим учащимся, которые имеют различные проблемы в речевом развитии. В силу своих особенностей эти дети менее подготовлены, зачастую у них очень скудный словарный запас; некоторые с трудом могут передавать свои мысли в устной форме, не говоря уже о письменной.

Работа на уроках проходит по-разному, с использованием разных методик, приемов и технологий, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребят, а также то, что в классах учатся дети с разными возможностями.

Одной из технологий, которая достаточно часто присутствует на уроках,  является ИГРА.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Значение игры невозможно исчерпать. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования уча щихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций проис ходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед уча щимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятель ность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игро вым результатом.

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.

Ролевые игры, инсценирование повышают интерес к чтению и к уроку литературы, развивают воссоздающее воображение, помогают учащимся почувствовать атмосферу определённой исторической эпохи и войти в художественный мир изучаемого литературного произведения.

Но и увлекаться играми тоже не стоит. Они уместнее всего в 5–7 классах, что соответствует возрастной психологии.

На уроках русского языка я использую разного вида игровые задания. Это решение кроссвордов, «Четвертое лишнее», Составь слово, восстанови слово, фразу, предложение; анаграммы, ребусы и т.д. Нередко эти задания даются с учетом индивидуальных особенностей учащихся, то есть по уровням сложности. Такая работа проходит по определенным правилам.

На уроках литературы мы  делаем иллюстрации к произведениям и рисуем портреты героев, сочиняем сказки и стихи, проводим конкурсы и викторины, пытаемся инсценировать отрывки из произведений, совершаем путешествия во времени и т.д. Эти виды работы проходят как индивидуально, так и по группам.

Большим подспорьем на уроках являются тетради на печатной основе. Я использую на уроках русского языка «Рабочую тетрадь» и «Тесты» к учебнику М.Т.Баранова, «Комплексный анализ текста» и «Тесты» Малышкина, а также ряд рабочих тетрадей, которые были выпущены в предыдущие годы. На уроках литературы мы периодически используем рабочие тетради Нелькина.

Еще один вид работы, который можно отнести к игровым технологиям – это использование информационных технологий  и различных видов ТСО (видео, аудио, DVD). Собрана достаточно большая подборка художественных и мультипликационных фильмов, которые можно использовать при работе над произведением, а также разнообразные презентации, которые я достаточно часто использую на уроках литературы, а также русского языка.

Согласно концепции личностно-ориентированного обучения, каждый ученик – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со своими особенностями, ценностями, отношением к окружающему миру, субъектным опытом. В условиях личностно-ориентированного подхода каждый ученик для учителя предстает как уникальное явление. Учитель помогает каждому ученику реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей и развить личностные смыслы обучения.

Наиболее значимые принципы личностно-ориентированного урока:

  1. Использование субъектного опыта ребенка.

Актуализация имеющегося опыта и знания является важным условием, способствующим пониманию и введению нового знания. Понимание в целом тесно связано с личным опытом субъекта и осуществляется на базе прошлого опыта, знаний, правил и других знаний (о своих возможностях, факторах понимания и т.п.). Понимание является основным компонентом процесса учения.

  1. Вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала.
  2. Накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели (конечного результата), а важного средства реализации детского творчества.
  3. Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.

При реализации этих принципов информационная база урока становится подлинно развивающей.

Варианты использования игровой технологии на уроках русского языка и литературы

  1. Задание. Закончите предложение, исключая иностранные  буквы.
  2. Тип урока:  урок  оrбjоsбnщzеfнgиrя  и сwиvсzтlеnмgатrиsзvаjцwиrи

Соотнесите данные предложения со схемами. Найдите лишнюю схему.

У нарядной сороки по бокам пёрышки белые.

А голова, крылья и хвост черные.

Очень красив у неё длинный, прямой хвост.

Перья на нём зеленоватые.

Составь слово:

Поговорить  - выделить приставку

Страда – корень                                                        пострадали

Писать – первый суффикс

Читал – второй суффикс

Пели – окончание

Образуйте слова с данными морфемами:

  1. –СЯ,    -БЛИЖ- ,   ПРИ-,     -А-,     -Л-,                  (приближался)
  2. –ЫЙ,     -ОСТ-,     -ЖАЛ-,     БЕЗ-,      -Н-                (безжалостный)
  3. –СЬ,      -КАЗ-,      -А-,      ПО-,     -Л-,     -О                (показалось)

Составьте предложение по данной схеме:

. . . ое    . . .  е   . . .ет   из-за   . . .а.

Восстановите предложение:

Незнайка, из, вышли, и, Луны, шлюзовой, на, Пончик, камеры, и, поверхности, очутились.

Абревиатуры:  

Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов. Пример: МАИЗ - ЗИМА.

В сложных случаях буквы, являющиеся в окончательном варианте первыми, подчеркиваются.

Пример:  НЯНААВ — ВАННАЯ 

Пропущенная буква.

На доске написаны с пропущенными буквами столбики слов, по одному столбику для каждой команды. Представители из каждой команды выходят к доске по очереди и вставляют пропущенную букву в слова по порядку. Выигрывает команда, которая быстрее и без ошибок справилась с заданием:

сп...ртивный        з...лёный        ст...лбовая

дес...ть        цв...тной        ш...рстяной                

бе...заботный                ра...свет                     бе...цветный

рису...шь                        пиш...шь                      чита...шь

к...пуста                        т...атр                     ап...льсин

Карточка.

В каком примере неправильно названа буква?

1)         Книга - кэ, эн, и, гэ, а.

2)         Палец - пэ, а, эль, е, цэ.

3)         Марка - эм, а, эр, ка, а.

Ответ:1 – кэ

Карточка. Игра «Справочное бюро»

    Использовать словарь.

    Выбери слово, соответствующее лексическому значению.

    Колорит,  компонент, комфорт, компромисс. («Составная часть чего-либо»).

«От каждой буквы - столбик - слово»

    Учитель пишет на доске одно и то же слово столько раз, сколько команд будет участвовать в игре. Представители команд по очереди подходят к доске и пишут по вертикали слова, начинающиеся с букв, составляющих написанное слово.

Условия:

1) Это должны быть слова, например, только II-склонения;

2) Слова не должны повторяться;

3) Слова должны быть написаны правильно.

К о р п у с      к о р п у с       к о р п у с

р к о у к у      р б а о с а       о р е у р ю  

о н г с р г      а р з л п п       с е к л о р

т о   к о р      н ы б ё е о       т х о ь к п

        п о        в о т х г       ю   р т   р

          б          р             м   д     и

                                             

Кто больше прочитает слов по часовой стрелке и против часовой стрелки.

( око, лес, лесок, сок, сокол, кол, колесо, село, осел).

Найди «лишнее слово»

Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.

МАК 

РОМАШКА 

РОЗА 

ЛУК

КОШКА 

СОБАКА 

ВОРОБЕЙ 

КОРОВА

БЕРЕЗА 

ДУБ 

МАЛИНА 

ОСИНА 

КОРОВА 

ЛИСА 

ВОЛК 

МЕДВЕДЬ 

Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?

Заменить словосочетания одним словом:

  1. - промежуток времени в 60 минут,
  2. - военнослужащий, стоящий на посту,
  3. - ребенок, любящий сладкое,
  4. - очень смешной фильм.

Распредели слова на две группы.

  1. Найди родственные слова. Выдели корень.

Закончи предложения:

У Ромы и Жоры есть ………….
Однажды они пошли ………….
Вдруг из кустов……………..
Потом ребята долго вспоминали как……..

Составь рассказ по опорным словам:

  1. зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.

Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.

Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.

 

Инструкция при организации работы с разноуровневыми заданиями.

Выполните одно задание по выбору (из 3).

  1. Кто хочет закрепить свои знания, тверже знать материал – выбирает задание 1.
  2. Кто чувствует, что освоил материал по теме прочно – выбирает задание 2.
  3. Кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и возможности – выбирает задание 3

Оценивание результатов работы разноуровневого упражнения

  1. 1 уровень  – «3» – «4»

   (базовый, задания, как правило, репродуктивного характера)

  1. 2 уровень – «4» – «5»

(задания частично-поискового характера)

  1. 3 уровень – «5»

 (задания творческого характера)

1 задание. Озаглавьте текст. Какова его основная мысль?

  1.       Назовите прилагательные, определите  их роль в тексте.

  Удивительн..  утро! Пухов.. одеялом укутана сонн.. земля. Над серебрист..  лесом синеет   зимн..   небо. В голубоват...  снегу причудлив.. узором переплетаются глубок..  следы  рыженьк..  лисицы и доверчив..  зайчишки.

   2  задание. Инструкция.

  1. 1. Если вы считаете, что ещё не совсем усвоили тему урока, то выбираете задание № 1.
  2. 2. Если вы усвоили тему урока и стремитесь закрепить изученное, выбирайте задание № 2.
  3. 3. Если вы уверенно чувствуете себя, если вы чувствуете, что хорошо усвоили тему урока    и  хотите проверить свои силы и возможности, выбирайте задание № 3. 
  4. 1 уровень. Спишите, выделяя окончания прилагательных; определите  род, число, падеж.

1 вариант. 

  1. Удивительн..  утро! Пухов.. одеялом укутана сонн.. земля. Над  серебрист.. лесом синеет  зимн.. небо.  

2 вариант

  1.  В  голубоват..  снегу  переплетаются  причудлив.. узором  глубок..  следы  рыженьк..  лисицы и доверчив..  зайчишки.
  2. 2 уровень. Спишите, выделяя окончания прилагательных.  Определите  род, число, падеж прилагательных. Выберите строку, в которой дан правильный ответ.
  3. *Замените прилагательные в тексте так, чтобы текст можно было назвать «Удивительное осеннее утро!»

1 вариант.

  1. Удивительн.. (1) утро! Пухов.. (2) одеялом укутана сонн..(3) земля. Над  серебрист..(4) лесом синеет  зимн..(5) небо.  
  2. А. 1 (ср. р., ед. ч., Им. п.), 2 (ср. р. ,ед. ч., Т. п.), 3 (ж. р., ед. ч., Им. п.), 4 (м. р., мн. ч., Т. п.), 5 (ср. р., ед. ч., Им. п.).
  3. Б. 1 (ср. р.,  ед. ч., Им. п.), 2 (ср. р., ед. ч., Т. п.), 3 (ж. р., ед. ч., Им. п.), 4 (м. р., ед. ч., Т. п.), 5 (ср. р., ед. ч., В. п.).
  4. В. 1 (ср. р.,  ед. ч., Им. п.), 2 (ср. р., ед. ч., Т. п.), 3 (ж. р., ед. ч., Им. п.), 4 (м. р., ед. ч., Т. п.), 5 (ср. р., ед. ч., Им. п.).
  5. 2 вариант. 
  6.   В голубоват.. (1) снегу  переплетаются  причудлив.. (2) узором  глубок.. (3)  следы  рыженьк.. (4) лисицы и доверчив.. (5)  зайчишки.
  7. А. 1 (м. р., П. п., ед. ч.), 2 (м. р., Т. п., ед. ч.), 3 (м. р., И. п. мн. ч.),  4 (ж. р., Р. п., ед. ч.),  5 (м. р.,   Р. п., ед. ч.).
  8. Б. 1 (м. р., П. п., ед. ч.), 2 (м. р., Т. п., ед. ч.), 3 (И. п. мн. ч.),  4 (ж. р., В. п., ед. ч.),  5 (м. р., В. п., ед. ч.).
  9. В.  1 (м. р., П. п., ед. ч.),  2 (м. р., Т. п., ед. ч.), 3 (И. п. мн. ч.),  4 (ж. р., Р. п., ед. ч.), 5 (м. р., Р. п., ед. ч.). 
  10. 3 уровень.  Допишите текст, используя опорные слова (1 – 2 предложения). Определите род, число и падеж прилагательных. Постарайтесь поставить прилагательные во всех родах и в разных   падежах.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            
  11. 1 вариант.  Слова для справок: хрустальный, морозный, золотистый, яркий, легкий. 
  12. 2 вариант.  Слова для справок: веселый, волшебный, звонкий, высокий, еловый.

Разноуровневое упражнение
1 вариант

1 уровень. Спишите, выделяя окончания прилагательных; определите  род, число, падеж.

Удивительн..  утро! Пухов.. одеялом укутана сонн.. земля. Над  серебрист.. лесом синеет  зимн.. небо.  

2 уровень. Спишите, выделяя окончания прилагательных.  Определите  род, число, падеж прилагательных. Выберите строку, в которой дан правильный ответ. *Замените прилагательные в тексте так, чтобы текст можно было назвать «Удивительное осеннее утро!»

Удивительн.. (1) утро! Пухов.. (2) одеялом укутана сонн..(3) земля. Над  серебрист..(4) лесом синеет  зимн..(5) небо.  

А. 1 (ср. р.,  ед. ч., Им. п.), 2 (ср. р., ед. ч., Т. п.), 3 (ж. р., ед. ч., Им. п.), 4 (м. р., мн. ч., Т. п.), 5 (ср. р., ед. ч., Им. п.).

Б. 1 (ср. р.,  ед. ч., Им. п.), 2 (ср. р., ед. ч., Т. п.), 3 (ж. р., ед. ч., Им. п.), 4 (м. р., ед. ч., Т. п.), 5 (ср. р., ед. ч., В. п.).

В. 1 (ср. р.,  ед. ч., Им. п.), 2 (ср. р., ед. ч., Т. п.), 3 (ж. р., ед. ч., Им. п.), 4 (м. р., ед. ч., Т. п.), 5 (ср. р., ед. ч., Им. п.).

3 уровень.  Допишите текст, используя опорные слова (1 – 2 предложения). Определите род, число и падеж прилагательных. Постарайтесь поставить прилагательные во всех родах и в разных   падежах.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

 Слова для справок: хрустальный, морозный, золотистый, яркий, легкий. 

Список литературы

  1. Журнал «Справочник классного руководителя», г.Москва, № 2, 2009 г.
  2. Амбушева Т.М. Виноградова К.Е. Пташкина В.Н. «Урок в современной школе», Учитель, 2009г.
  3. П.М. Баев. «Играем на уроках русского языка», Москва, «Русский язык», 1989 г.
  4. Л.С. Выготский. «Педагогическая психология». Москва, «Педагогика», 1991 г.
  5. В.А. Крутецкий. «Психология», Москва, «Просвещение», 1986 г.
  6. Н.М. Лебедев. «Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку», Москва, «Просвещение», 1991 г.
  7. «Дошкольное воспитание», 1985 г., №8
  8. «Русский язык в школе», 1989 г., №4
  9. «Русский язык в школе», 1992 г., №5
  10. «Русский язык в школе», 1993 г., №3
  11. http://www.rusedu.info
  12. http://www.ukazka.ru
  13. http://festival.1september.ru
  14. http://schools.keldysh.ru