Этика в профессиональной культуре педагога

В этой работе рассматривается этика как одна из составляющих профессиональной культуры современного педагога, дается определение научного понятия педагогической этики, разъясняются основные категории и главные направления педагогической этики, приводятся этические заповеди современного преподавателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etika_v_professionalnoy_kulture_pedagoga.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

                Этика в профессиональной культуре педагога

выполнила          Борисова С.А

учитель русского языка и литературы

МОУ-средней школы №8

г. Жуковского Московской обл.

                                                                            2011г.      

           

Структура работы:

Определение основных понятий.

I. Введение.

II. Определение понятия профессиональной культуры педагога.

III.  Педагогическая этика

  1. Определение научного понятия педагогической этики.
  2. Основные категории педагогической этики.
  3. Главные направления педагогической этики.

IV. Заключение.

  1. Приложение

Определение основных понятий.

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

Культура - исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (БСЭ)

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности

Мораль(лат. moralis — нравственный, от mos, множественное число mores — обычаи, нравы, поведение), нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); предмет специального изучения этики.  

Нравственность - внутренние, духовные качества, к-рыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

 «Профессиональная культура -  одно из свойств группы людей, относящихся к одной профессии, возникшее вследствие разделения труда, которое приводит к обособлению видов специальной деятельности» (10).

 Педагогическая культура - часть общечеловеческой культуры,  в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности,  необходимые человеку для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации (взросления и становления) личности.

Такти́чность (такт, чу́вство та́кта, чу́вство ме́ры; лат. tactus — прикосновение, осязание, чувство) — умение вести себя в соответствии с принятым этикетом и этическими нормами. Людей с чувством такта называют тактичными. Тактичность подразумевает не только простое следование правилам поведения, но и умение понимать собеседника и не допускать неприятных для других ситуаций.

Этика – это одна из древнейших отраслей философии, наука о морали (нравственности).  Термин  «ЭТИКА»  происходит от древнегреческого слова «ethos» (нрав, обычай, местопребывание, характер и др.)

1. ЭТИКА - учение о нравственности (морали), ее происхождении и развитии, о правилах и нормах человеческого поведения, об их обязанностях по отношению друг к другу, к обществу, к государству (Философский словарь).

ЭТИКА - это философское учение (объектом которого является мораль),  объясняющее  и  описывающее  происхождение  и  природу  нравственности,  структуру и социальные функции этого явления. Это наука, ориентированная на повседневные нужды человеческой жизни [2].

Однако есть и второе значение этого слова.

2. ЭТИКА  -  это нормы поведения,  мораль человека какого-либо класса,  общественной или профессиональной группы (Словарь русского языка.- М.: Русский язык, 1988).

Этика - это «кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми,  который вытекает из их профессиональной этики [1].

 «Только  личность может действовать

 на развитие и определение личности,

 только характером можно

образовать характер».

(К.Д.Ушинский)

I. ВВЕДЕНИЕ

   На педагога возложена ответственная миссия: не только  обучать  (развивать интеллектуальные способности, закладывать  определенные знания), но и воспитывать новое поколение. Потому важной составляющей профессиональной культуры современного  педагога, на мой взгляд, является его духовно-нравственная культура и этика.

    Учитель участвует в процессе воспроизводства нравственного сознания личности не только индивидуально, но и через педагогический и ученический коллективы, через родительскую общественность. В данном случае он выступает как концентрированный носитель общественной морали. Сейчас говорить об этической стороне профессиональной культуры педагога как никогда актуально, так как успешно решать сложные задачи, поставленные реформой общеобразовательной и профессиональной школы, может лишь тот учитель, который олицетворяет собой образец высоконравственной личности. Именно культура и высокая  нравственность делают педагога личностью.

           Раскрыть учащимся красоту человеческих поступков, научить отличать добро от попустительства, гордость от спеси может только тот учитель, чьи нравственные установки безупречны. Педагогическая этика должна обратить особое внимание на сущность и специфику индивидуального нравственного сознания учителя. 

  1. ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА

    Важнейшей предпосылкой успеха воспитательной работы является профессиональная культура учителя. Педагог - это ключевая фигура системы образования. Уровнем развития его профессионализма и нравственной культуры определяются любые успехи, как в этой сфере, так и в развитии общества в целом. Поэтому необходим высокий уровень профессиональной культуры педагога.        

            В педагогической науке понятие Педагогическая культура определяется как

     1. часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые человеку для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации (взросления и становления) личности;

2. сущностная характеристика целостной личности педагога, способного к диалогу культур в индивидуально-личностном плане;

3.  динамическая система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения учителя, в качестве компонентов которой выделяются:

а)педагогическая позиция и личностные качества; б)профессиональные знания и культура педагогического мышления; в)профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности; г) саморегуляция личности и культура профессионального поведения педагога .


     Учитель, обладающий высоким уровнем педагогической культуры, любит детей, защищает их права и интересы, заботится об их здоровье, проявляет доброту и уважение к школьнику независимо от успехов в учении, понимает психологию школьника, владеет глубокими и разносторонними знаниями по предмету, творчески подходит к обучению и воспитанию, во всех ситуациях проявляет высокую культуру поведения

III. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА 

  Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики. Одной их немаловажных составляющих культуры педагога  является этика.

      “ЭТИКА – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения (обычно применительно к какой–нибудь общественной группе)”. (С.И. Ожегов) Однако есть и второе значение этого слова.

Этика - это «кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми,  который вытекает из их профессиональной этики .

   Таким образом,  этика изучает нравственные проблемы жизни человека, дает определение добра и зла, рассматривает различные модели межчеловеческих отношений и поведения человека в обществе.

     Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика (от греческого долг и учение) или деонтология, определяющая нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами. Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции. Учителю же в этом процессе отводится особая роль. Закладывая основы материалистического мировоззрения, он призван давать учащимся и основы этических знаний. Для этого учителю необходимо самому вполне усвоить идеи и ценности высокой морали и по мере сил стремиться воплощать их в жизнь. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания – наукой о нравственности, этикой. Без знания теории морали сегодня не может быть полноценной профессиональная подготовка учителя.

Поэтому он строг и демократичен одновременно. Разумеется, даже самый лучший учитель – живой человек, и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы, однако из любой ситуации он находит поистине человеческий выход, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, никогда не проявляя утилитарного расчёта, высокомерия и мстительности. Настоящий воспитатель, как ни затёрто это звучит, учит добру, причём делает это как словесно, так и личным примером.

1. Определение научного понятия педагогической этики.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА - это составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали  (нравственности)  в условиях целостного педагогического процесса, наука о разных нравственных аспектах деятельности учителя . Специфика педагогической этики обусловлена прежде всего тем, что педагог имеет дело с весьма хрупким, динамичным «объектом воздействия»  -  ребенком.  Отсюда повышенная деликатность,  тактичность, ответственность.

Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции.

Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач (которые могут быть разделены на теоретические и прикладные), в числе которых

•  исследование методологических проблем,  сущности,  категорий и специфики педагогической морали,

• разработка нравственных аспектов педагогического труда как особого вида педагогической деятельности,

• выявление требований, предъявляемых к нравственному облику учителя,

• изучение  сущности  и  особенностей  индивидуального  нравственного сознания педагога,

• исследование характера нравственных отношений учителя с учащими

• разработка вопросов нравственного воспитания и самовоспитания педагога.

2. Основные категории педагогической этики.

 Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т.п. К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и и педагогический авторитет.

Справедливость вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями; педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступках учащихся, их отношения к учёбе, общественно полезной деятельности и т.д. Справедливость это нравственное качество учителя и оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости; в том, что определение меры объективности зависит от педагога в большей степени; в том, что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; наконец, в том, что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться учениками. Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности. В. А. Сухомлинский писал: "Справедливость - это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой-то абстрактной справедливости - вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка."

Профессиональный педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учащимися, их родителями , коллегами по работе, глубоко осознавать свой отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни.

Профессиональная честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь учителя – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.

Наконец, педагогический авторитет учителя – это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т.д.  Педагогический авторитет основывается на принципе единства требования и доверия к личности воспитуемого. Авторитет педагога зависит от всего комплекса его личных и профессиональных качеств,  нравственного достоинства; это духовная власть над сознанием учащихся. «Действительный авторитет основывается  на вашей гражданской  деятельности,  - указывал А.С. Макаренко, - на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребенка, вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание».  Доброжелательность и искренность  -  неотъемлемые черты автори-тетного педагога.

Не желая работать над собой,  некоторые педагоги стремятся завоевать авторитет ложным путем и приобретают тот или иной вид ложного авторитета.

Авторитет подавления. Завоевывается путем систематической демонстрации превосходства педагога в своих правах и возможности держать воспитанников в страхе перед наказанием или высмеиванием за неудачный ответ. Грубый окрик, неуважение личности  ребенка свойственны такому педагогу. Общение с классом приобретает формально-бюрократический характер.

Авторитет педантизма.  У такого учителя существует система мелочных, никому не нужных условностей. Систематические придирки педагога к ученикам не согласуются со здравым смыслом.  Воспитанники теряют уверенность в своих силах, могут грубо нарушать дисциплину.

Авторитет резонёрства. Педагог, пытаясь завоевать авторитет у воспитанников, выбирает путь назиданий, бесконечных нотаций, полагая, что это единственная возможность воспитать учеников. На красноречие такого педагога воспитанники быстро перестают обращать внимание.

Авторитет мнимой доброты.  Проявляется чаще у начинающих учителей в силу отсутствия педагогического опыта.  Попустительство,  всепрощение приводят к игнорированию всех указаний учителя,  над его просьбами воспитанники чаще всего посмеиваются.

Говоря о педагогической этике, нельзя не упомянуть о таком понятии, как педагогический такт.

Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие.

Такт – это нравственное поведение. В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.

Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.

Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.

Основными элементами педагогического такта являются:

– требовательность и уважительность к воспитаннику;
– умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;
– деловой тон общения;
– внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

– во внешнем облике педагога;
– в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
– в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
– в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;
– в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
– в самокритичной оценке своего труда.

Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одалживал у коллег, учащихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим. Педагогический такт является важным компонентом нравственной культуры учителя.

3. Главные направления реализации педагогической этики.

 Педагогическая этика рассматривает нравственные отношения как совокупность общественных контактов и взаимных связей, возникающих у учителя с теми людьми и учреждениями, по отношению к которым он имеет профессиональные обязанности. На основании такого подхода целесообразнее всего рассматривать нравственные отношения в наиболее четко выделяющихся подсистемам: «учитель — ученики», «учитель — педагогический коллектив», «учитель — родители учащихся», «учитель — руководители школы».

УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК.

Среда, в которой происходит общение и взаимодействие между учителями и учениками, имеет как общие, так и особенные социальные признаки. Ведущая роль учителя в этой среде обусловливает повышенные моральные требования к нему, потому что объектом его воздействия являются дети с особым комплексом морально-психологической незащищенности. Педагогическая деятельность анализируется теми, на кого она направлена. Дети фиксируют все оттенки взаимоотношений учителей с ними, с другими учителями, с родителями и т. д.

Учитель общается с учениками в тот период, когда они на практике постигают азбуку социальных отношений, когда у них формируются и закрепляются основные нравственные установки. Мир взрослых дети постигают через призму взглядов любимого учителя, который нередко становится их идеалом на всю жизнь. Учитель, допускающий грубость, произвол в обращении с детьми, оскорбляющий их достоинство, не может пользоваться авторитетом учащихся. Они, как правило, активно сопротивляются воздействию такого учителя даже тогда, когда он бывает прав.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЖИЗНЬ,  ЗДО-

РОВЬЕ И РАЗВИТИЕ УЧЕНИКА.

Педагог профессионально ответствен за душевное здоровье ученика. Репрессивная и агрессивная педагогика,  как считает доктор и педагог А.  А. Дубровский,  недопустима.  Его  «Советы раздражительному учителю»,  несомненно, заслуживают внимания педагога с точки зрения педагогической этики:

• не предъявляйте чрезмерных требований к ребенку,

• не впадайте в гнев, постарайтесь осмыслить ситуацию,

• не оскорбляйте и не кричите на ученика - это разрушает его психику.

Он писал:  «Наш опыт подтверждает,  что самой главной причиной возникновения неврозов,  таких как энурезы,  логоневрозы  (нарушение речевой функции), различные тики, истерии, юношеские гипертонии, фобии, является школа,   учебный   процесс,   связанный   с   перегрузками,   нервными   переживаниями,  перенапряжением,  дистрессовыми состояниями,  а если вникнуть глубже в суть дела, то все это можно выразить отсутствием установки на постоянную обеспокоенность охраной здоровья учеников учителем». Учитывая все эти факторы, педагог должен помнить, что он ответствен за полноценное развитие ребенка и его психическое здоровье.  

УВАЖЕНИЕ К ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА.  Подлинное уважение к детской  личности  проявляется,  прежде  всего,  в  педагогической  требовательности к ней,  в оказании помощи ученику в раскрытии своего собственного «я».  Требовательность  учителя  должна  быть  доброжелательной,  требовательностью  друга,  заинтересованного  в  судьбе  ученика.  Требовательность должна быть реалистичной, выполнимой, понятной ученикам. Манера выражений требований учителем должна быть также достойной,  уважительной, тактичной.   Необходимо   избегать   крика,   скороговорок,   исключать   назидательный тон.  Уважение воспитанника педагогом обнаруживается в его способности удивляться уникальной одаренностью детской натуры, доверять внутренним    духовным  силам  учащихся.  «Эффект  человеческой  притягательности возникает    в учителе не только благодаря его эрудиции и интеллектуальной развитости. Он образуется как следствие таланта человеческого интереса, любви учителя к другому человеку. Это талант уважения личностиребенка, сочувствие   его проблемам и переживаниям, требовательной помощью ему в развитии духовности, интеллигентности, достоинства и самоуважения». (Б.Т. Лихачев).

 Эталоны и аксиомы нравственного профессионализма

Каждый педагог стремится стать профессионалом.  Существующие эталоны педагогического профессионализма позволяют создать некую модель учителя-мастера.  Ряд таких черт, безусловно, ориентирован на общечеловеческие ценности и обусловлен исторически передачей опыта от старшего поколения к младшему.   Современный  преподаватель,  несомненно,  должен быть профессионалом,  мастером,  интеллектуалом,  психологом,  социологом, технологом, организатором, куратором, новатором, нравственным наставником, вдохновителем, другом. Эталоны  и  аксиомы  педагогического  профессионализма  -  это  то,  что должно неотъемлемо приниматься теми людьми, кто посвятил себя нелегкому труду: воспитанию и обучению подрастающего поколения.

Аксиома 1. Учитель должен уметь любить детей. 

Любить детей - это, прежде всего, понимать их и принимать их такими, какие они есть, со своими достоинствами и недостатками.  Педагог,  который  искусственно  делит  учащихся  на  «шалопаев»,  «перспективных», «трудных» и «обычных», может легко не разглядеть личность,  не увидеть чью-то судьбу.  Любовь к ребенку не есть позволение ему делать все, что он захочет. Уже педагогами прошлого было подмечено, что дисциплина не является воспитательной дубинкой.  Постоянные запреты типа  «нельзя»  либо делают воспитанника нечувствительным к слову педагога, либо вызывают дух противоречия. Разумные и постоянные требования приучают ученика к определенному стилю жизни. Стимулируемое любовью педагога волевое действие становится через какое-то время привычным. Поэтому в процессе воспитания необходимо дать ученику почувствовать, что его любят независимо от его проступков и внешних качеств.   Любить  ребенка  -  это  значит уметь к вникать в тревоги каждого воспитанника, уметь прийти вовремя на помощь,  уметь вслушиваться в настроения учащихся,  уметь входить в тайные пласты детского общества и быть принятым ими,  уметь своевременно разрешать противоречия школьной жизни.  Данное понятие проявляется на уровне сложившихся нравственных отношений с воспитанниками.  Эти отношения должны характеризоваться такими качествами, как:   доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливость, великодушие, доброта,   взаимопомощь,  взаимопонимание,  взаимоуважение,  взаимная  требовательность и ответственность.

Аксиома 2. Учитель должен относиться к детям с уважением.

Учительский стол возвышает взрослого над детьми. Он не только диктует стиль, формы общения, но и обязывает уважать и оберегать личность ребенка. Я. Корчак остроумно заметил: «Высокий рост человека не есть свидетельство его превосходства над окружающими».

Аксиома 3.  Ученик - имеет право на незнание.

Часто неуважительная,  авторитарная позиция педагога по отношению к ученику объясняется тем, что школьник еще слишком мало знает и умеет по сравнению с самим учителем. Однако выдающиеся педагоги прошлого неоднократно констатировали тот факт, что учитель должен уважать детское незнание, поскольку как отметил еще Я. Корчак: «Дураков среди детей не более, чем среди взрослых».  Воспитанник согласен воспринимать знания и нормы поведения в обществе, если педагог уважает его «незнание» и, прежде чем приказывать и требовать, объясняет необходимость данных действий и советует, как лучше поступить.  Ученик имеет право не знать,  но он будет стремиться к познаниюпри правильно организованном воспитательно-образовательном процессе.

Аксиома 4. Злой учитель  -  непрофессионал.

Гнев, ярость, недовольство, несдержанность, ненависть, если они полностью овладевают сознанием педагога, отравляют ум ученика, вызывают психозы, неврозы и другие сопутствующие им состояния и болезни. Будущему педагогу  необходимо  научиться  сдерживать  свои   отрицательные  эмоции, быстро успокаиваться в сложных ситуациях. Постоянный самоконтроль вырабатывает умение не раздражиться в самых критических ситуациях. Но при этом педагог не перестает нетерпимо относиться к нарушению норм общественной  морали.  О  сдерживании  эмоций  в  человеческом  общении  писали многие выдающиеся люди. Так, Л. Фейхтвангер писал: «Когда вы гневаетесь на кого, не избегайте его близости. Подойдите к нему и поклонитесь ему, и выскажите спокойно,  без шипов злоречья все-все,  что причиняет вам досаду... И лучшим из вас будет тот, кто первым придет с поклоном». В.Г.  Короленко заметил остроумно:  «За собой следи,  чтобы не раздражаться: и людьми и лошадьми надо управлять, владея прежде всего собой».

учитель и родители ученика.

Успех воспитания учащихся зависит не только от отношения учителя к своим обязанностям, его подготовки, нравственно-психологического облика, но и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети.

Выделяя в системе нравственных отношений подсистему «учитель — родители ученика», нужно исходить из того, что семья — важнейший источник формирования нравственных позиций ребенка, закрепления его нравственно-психологических установок. Как показывают многие исследования, семейное воспитание накладывает глубокий отпечаток па формирование нравственных качеств личности. Семья является первичным коллективом, где ребенок приобретает некоторый жизненный опыт и приобщается к бытующим в обществе нормам морали.

     В школу приходит шестилетний человек, у которого уже сложились представления о хорошем и плохом, красивом и уродливом. Учитель должен знать не только то, какие представления сформировались у ребенка, но и в каких условиях происходило это формирование. Поэтому ему важно наладить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками в деле воспитания. Учителю и родителям важно стать взаимозаинтересованными людьми, потребности которых в доброжелательном общении стали бы естественными, органичными, послужили бы основой всей системы нравственных отношений.

 Требования к поведению учителя при установлении им контактов с родителями учащихся.

 Педагогическая мораль предусматривает выявление таких требований к личности учителя, которые являются педагогически целесообразными и необходимыми при установлении им контактов с родителями учащихся. Среди них выделяются:

·      Сознание и нравственная ответственность перед родителями учащихся за результаты обучения и воспитания.

·      Поиск контактов с родителями учащихся и осознание своей ответственности за организацию такого сотрудничества. Уже подчёркивалось, что родители учащихся и учитель – это две стороны, взаимно ответственные за воспитание ребёнка перед обществом. Педагогическая целесообразность этого требования основана на необходимости всесторонней информации о ребёнке и учёте её в работе учителя, а также на необходимости преодоления разнобоя в требованиях по отношению к ребёнку между сторонами. При этом контакты учителя с родителями учащихся должны носить постоянный характер.

·      Недопущение оскорбления родительских чувств необоснованной оценкой способностей, успеваемости и поведения детей. Ведь всякая небрежность и предвзятость в суждениях о детях ими переживается и передаётся своим родителям, которые чутко реагируют на это. Учитель обязан давать ученикам только объективную характеристику. Когда классный руководитель осведомлён о семейных устоях и умеет понять родительские чувства, он говорит о ребёнке уважительно и со знанием дела, приобретая в родителях союзников в обучении и воспитании.

·      Повышение авторитета родителей в глазах детей, умение оценить и показать детям наиболее значимые качества их родителей. Причём педагогическая целесообразность этого велика – учитель приобщает детей к важной стороне нравственности, заставляет их задуматься, с какими интересными и уважаемыми людьми они живут. Иногда учителю, правда, приходится прибегать к усилиям, дабы преодолеть отчуждение, которое могло возникнуть в отношениях между ребёнком и его родителями. Учитель, который смог повлиять на рост авторитета родителей в глазах своих детей, поднимает и свой авторитет.

·      Тактичное предъявление необходимых требований к родителям с целью улучшения воспитания детей и совершенствования педагогических взглядов их родителей, но без перекладывания на них своих обязанностей. Это означает, что родители могут в чём-то ошибаться, совершать непедагогические действия, в чём-то пренебрегать воспитанием детей, следовать устаревшим воззрениям – и учитель из соображений сотрудничества и создания благоприятных условий для педагогического процесса должен помочь развивать педагогическую культуру родителей, объяснять им зло педагогической безграмотности по отношению к их ребёнку. Однако при этом учитель не должен пытаться переложить свои обязанности на родителей, так как этим он расписывается в собственном педагогическом бессилии и нежелании нести ответственности за ученика.

    Анализ критических замечаний родителей учащихся по отношению к учителю. Педагогическая мораль требует от учителя доброжелательного отношения к замечаниям родителей в его адрес. Хотя психологически учителю далеко не всегда приятно бывает слышать критические замечания, так как многие их высказывающие мало осведомлены в педагогике вообще. Критика от родителей учащихся приобретает более конкретный и деловой характер, когда учитель сам организует родителей на неё, убедив их в том, что ему необходимо знать их мнение о том, правильно ли его понимают ученики и родители, имеются ли промахи в организации педагогического процесса. Требовательный к себе учитель с развитой самокритикой всегда найдёт в замечаниях родителей нечто полезное. Тем более, что при отсутствии критики недовольство родителей сохраняется, приводя к взаимному непониманию и недоверию к авторитету учителя. В конечном итоге родители должны оценивать и положительные качества педагога.

учитель и педагогический коллектив

Педагогическое влияние на учащихся оказывает не только отдельный учитель, но и весь учительский коллектив. Морально-педагогический облик учительского коллектива является одним из важных педагогических факторов, воздействующих на учащихся как непосредственно, так и опосредованно, через того или иного учителя.

Учительский коллектив обладает своей спецификой, влияющей и на взаимоотношения между его членами, а в конечном итоге — на морально-педагогический климат школы в целом.

В зависимости от характера отношений, сложившихся в коллективе, каждый из учителей может усиливать или ослаблять воспитательные возможности другого. Заслуживает внимания опыт организации педагогического коллектива на основе идеи коллективной ответственности за каждого воспитанника, за профессиональный рост каждого учителя, за повышение качества учебно-воспитательного процесса. Если в коллективе отношения между людьми создают обстановку сплоченности и доброжелательности, то они благоприятны для педагогического процесса. Отношения же недоброжелательности, создающие постоянную напряженность, конфликты и столкновения, вынуждают учителя отвлекаться от учебно-воспитательной работы на  регулирование своих отношений с коллегами.

Педагогический коллектив – сложное целое, объединенное общими педагогическими задачами, составленное из людей, различающихся между собой по возрасту и опыту, вкусам и интересам, специальности и педагогическим взглядам, нравственному уровню и интеллекту. Здесь встречаются семейные и несемейные, веселые и грустные, люди с разными типами нервной системы, характерами и темпераментами, с разным уровнем нравственного развития. Для того чтобы коллектив, собранный из столь разных людей, мог работать как единое целое, необходима согласованность усилий всех его участников.

 Общие этические принципы и характер делового общения в педагогическом коллективе.

ЭТИКА  ДЕЛОВОГО  ОБЩЕНИЯ.  Это  совокупность  нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их профессиональной деятельности. Этика делового общения затрагивает в большинстве случаев все сферы и уровни человеческих отношений. В педагогической области она является одной из важнейших сторон профессиональной деятельности педагогических работников. Этика делового общения может проявляться в отношениях:

- между  образовательным  учреждением  и  социальной  средой  в  целом

(контакты с другими предприятиями и учреждениями),

- между самими образовательными учреждениями,

- внутри данного образовательного учреждения:

     • между руководителем и педагогическим коллективом,

    • между  учителями  (членами  данного  педагогического  сообщества).

  В отношениях между сторонами того или иного вида делового общения существует своя специфика. Задача и состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали бы каждому виду делового общения,  но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей и обществе. Деловое общение всегда должно проверяться этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него.  При этом сделать этически правильный выбор и принять индивидуальное решение часто дело не совсем простое.  Однако,  несмотря  на  всю  проблематичность  и  трудность  выбора нравственной позиции,  в деловом общении имеется ряд положений,  соблюдение которых позволяет избежать ряда ошибок :  

• в морали нет абсолютной истины и высшего судьи среди людей,

• когда идет речь об этических ошибках других, не следует делать из «моральных мух» «моральных слонов». Когда идет речь о своих ошибках, следует поступать наоборот:

• в морали следует хвалить других, а предъявлять претензии к себе,

• нравственное отношение окружающих к нам зависит, в конечном счете, только от нас самих,

• когда идет речь о практическом утверждении норм морали,  основной императив поведения - «начни с себя».

В деловом общении можно выделить три основных вида отношений.

Этика делового общения «сверху вниз» (руководитель — подчиненный). Правило данного контакта гласит:  «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель». Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения,  во многом определяет нравственно-психологический климат коллектива.  На этом уровне формируются нравственные эталоны и образцы поведения всех членов данного сообщества. Отметим некоторые из них:

• стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными принципами общения,

• замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам,

• укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства,

• доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки,

• привилегии,  которые вы делаете себе,  должны распространяться и на

других членов коллектива.

Этика делового общения «снизу вверх» (подчиненный - руководитель).

Правило данного контакта гласит:  «Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные». Используя те или иные этические нормы,  можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно и настроить против себя, сделать своим недоброжелателем. Ниже приведены некоторые этические принципы и нормы, которые можно использовать в деловом общении с руководителем:

• не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо,

• не разговаривайте с начальником категорическим тоном,  не говорите всегда только «да» или «нет». Вечно поддакивающий сотрудник надоедает, а тот, кто всегда говорит « нет», служит постоянным раздражителем.

• будьте преданны и надежны,  но не будьте подхалимом.  Имейте свой характер и принципы,

• не стоит обращаться за советом, с предложением и т. д. «через голову», сразу к руководителю вашего руководителя. Ваш непосредственный руководитель в этом случае теряет авторитет и достоинство.

Этика  делового  общения  «по  горизонтали»  (между  руководителями одного ранга или рядовыми членами коллектива). Общий этический принцип данной формы общения:  «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Некоторые принципы общения «по горизонтали» приведены ниже:

• не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого,

• попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы,

• не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить,

• рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей,

• не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более о проблемах,

• не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле.

 

 

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
    Гуманистическая педагогика на протяжении веков устами ее лучших представителей называла в качестве исходной этической нормы любовь к детям. При этом эмоционально-ценностное отношение к ребенку проявлялось по-разному. Для Ж. Ж. Руссо, Л. Толстого, Р. Штайнера любить детей означало предоставить им в соответствии с возрастными потребностями максимальную свободу творческого самовыражения. И.Г. Песталоцци был верен принципу: "Жить не только ради детей, но вместе с детьми, разделяя все их радости и невзгоды". И чтобы бы ни говорили сторонники жестких методов в педагогике, без взаимной привязанности, симпатии, заботы, понимания невозможно добиться духовного единства педагога с детьми. Быть гуманным к воспитаннику - значит укреплять его здоровье, создавать условия для его полноценного физического и духовного развития. Гуманность педагога проявляется и в неуклонном соблюдении прав и свобод ребенка. Особо следует сказать о недопустимости любых насильственных действий в отношении детей: навязывания чужого мнения, ущемления личного достоинства, применения телесных наказаний и т.д.

    Спектр этических качеств широк и многообразен. Исследования показывают, что подростки и старшие школьники больше всего ценят в учителях тактичность, доброту, справедливость, понимание детских проблем, общительность, доброжелательность, требовательность и т.д. Но главное, чем дорожит воспитанник, - это душевная щедрость, искренность и сердечность отношений. Смысл педагогической профессии, по словам профессора М.О. Кнебель, в том, что педагог вкладывает свою душу в учеников. Отдавать душу трудно, и радостно. Трудно потому, что это требует огромной затраты и душевных, и физических сил. Радостно потому, что в ответ ты получаешь такой поток молодой энергии, который с лихвой окупает все затраты, все трудности и все муки.

    Многим приходилось слышать, что истинным педагогом надо родиться. Это так, если речь идет о ярком даровании, большом таланте. Но я считаю, что любой учитель, желающий работать с детьми, передавать им свои знания и опыт, может стать мастером с большой буквы, уроки которого будут напоминать игру актера в сказочном спектакле, где все понятно и интересно. А для этого нужно постоянно работать над собой: обогащать себя духовно, развивать и актуализировать свой творческий потенциал, те личностные качества, которые способствуют благотворному влиянию на окружающих; овладевать прогрессивными идеями и технологиями в области педагогики, методикой обучения и воспитания, изучать опыт передовых учителей и твердо верить в свой успех.

    Только в том случае, если учитель будет чувствовать ответственность перед теми, кого он обучает и воспитывает, будет стремиться к саморазвитию и самовоспитанию, будет творчески подходить к своей работе, только тогда детям будет интересно на уроках, только тогда они будут помнить, ценить и уважать своих учителей.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

 Этические заповеди современного преподавателя

Педагогический  процесс  основывается  на  наших  взаимоотношениях  с

детьми.  Именно эти взаимоотношения придают каждому  «педагогическому

движению» неповторимый личностный смысл, окрашивают учебный матери-

ал или педагогическое требование неповторимой гаммой чувств, без которых

никогда не постигнуть тайн детской души.

Ниже приведены этические заповеди современного учителя,  которыми

необходимо  руководствоваться  в  процессе  общения.  Безусловно,  недоста-

точно знать их и механически реализовывать. Это не догма, а руководство к

действию,  которое поможет вам наиболее эффективно осуществлять самый

главный фактор в воспитательно-образовательном процессе - фактор челове-

ческий:

  сердечность,   понимание  педагогом  состояния  своих  воспитанников

(боль, радость, горе, печаль и т. п.),

  умение говорить об ошибках и недостатках других без издевки и насме-

шек, высокомерия и поучительства,

  педагогическая  уравновешенность,  наблюдательность,  умение  соблю-

дать дистанцию, не допускать фамильярности и уважать мнение собеседника,

в том числе и своего ученика,

  терпимость к недостаткам, от которых воспитанник старается избавить-

ся,

  принципиальная требовательность, основанная на справедливости и вза-

имном понимании и уважении,

  умение сдерживать проявление чувств негодования,  возмущения с уче-

том конкретной ситуации,

  умение  не  демонстрировать  своей  неприязни  к  одним  ученикам  и  не

проявлять чрезмерной симпатии к другим,   умение не допускать чрезмерного любопытства к тем делам воспитанни-

ков и коллег, которые составляют их личную тайну, а это является наруше-

нием норм морали,

  стараться не разглашать то, что стало известно вам о неловком положе-

нии, в котором оказался воспитанник, или о его случайной ошибке,

  поддерживать унижаемых и обиженных, не выставляя это напоказ,

  не выставлять своих заслуг и не демонстрировать превосходства в зна-

ниях,  жизненном опыте перед молодыми коллегами,  воспитанниками и их

родителями,

  нужно обладать чувством меры в иронии, шутке и знать при этом инди-

видуальные особенности психики каждого ученика,

  никогда не следует напоминать детям об их физических недостатках, не

следует часто говорить и о приобретенных детьми дурных привычках,  если

они учеником осознаются и если упоминание о них больно ими переживает-

ся,

  нужно запрещать себе таить зло по отношению к тем ученикам, которые

доставляют неприятности,

  если учитель совершил педагогическую ошибку и виноват перед учащи-

мися, то должен иметь смелость извиниться.

Используемая литература.

1.   Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. - 5-е. изд. - М., 1983.

2.   Гойхман О.  Я.,  Надеина Т.  М. Основы речевой коммуникации:  Уч-к

для вузов / Под ред. проф. О. Я. Гойхмана. - М.: ИНФРА, 1997. - 272 с. .

 3.  Психология и этика делового общения: Уч-к для вузов / В. Ю. Доро-

шенко, Л. И. Зотова и др.; Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. - 2-е. изд. - М.:

ЮНИТИ, 1997. - 279 с.

4.   Лаврентьева, Н.Б., Нечаева, А.В. Педагогическая этика / Н.Б. Лаврен-

тьева, А.В. Нечаева. – Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2010.

  1. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1969. - С. 83.
  2. Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А.Сластенина. - М., 1993.