Авторская программа «АРТ – СТУДИЯ» (система интегрированных программ художественного образования в начальном звене общеобразовательного учреждения)

Наряду с предметами, развивающими интеллект, в школьной педагогической практике особое место занимают учебные занятия, развивающие умение чувствовать и выражать свои чувства посредством художественного или музыкального творчества. В начальной школе сложились благоприятные условия для отработки системы художественного образования, благодаря накопленной педагогической практике в  статусе предметов художественно-эстетического цикла.

Основные задачи курса.

Образовательные:·        

Накопление опыта самостоятельной творческой деятельности, расширение диапазона и видов творческих работ;

Формирование опыта художественного обобщения в образной форме закономерностей окружающего мира;

Осуществление различных взаимодействий с художественной культурой (музыкальной, визуальной, синтетической);

Планомерное изучение средств художественного языка различных искусств.

Развивающие:

Развитие фундаментальных способностей человека - слышать, видеть, чувствовать;

Развитие способностей - восприятия, воображения, чувства прекрасного как стимул развития собственных творческих способностей, воспитание художественного вкуса;

Формирование эстетических идеалов, личностного эстетического профессионального опыта;

Ощущение потребности к самовыражению в художественной творческой деятельности, к импровизации.

Воспитательные:

 Открытие способности испытывать творческое вдохновение, эстетическую радость, чувство сопереживания;

 Становление умений чувствовать и выражать свои чувства посредством художественного творчества;

Воспитание способности видеть, чувствовать красоту и гармонию;

 Восприятие искусства и художественное творчество как метод освоения мира;

Сохранение индивидуальности, самобытности, самоценности в творчестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл departament_obrazovaniya_purovskogo_r.docx58.94 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Пуровского р-на

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №3 г. Тарко-Сале

Рассмотрено на заседании НМС:                                         Утверждено:

«2» сентября 2010 г.                                     Директором МОУ «ТСШ №3»

                                                                                                 В.Н. Ульяновым

                                                                                            «2»  сентября  2010 г.

Программа «АРТ – СТУДИЯ»

(СИСТЕМА ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРОГРАММ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОМ ЗВЕНЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ)

г. Тарко-Сале

2009-2010


Авторская программа «АРТ – СТУДИЯ»  

(система интегрированных программ художественного образования в начальном звене общеобразовательного учреждения)

Базовое звено образования - общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года

Наряду с предметами, развивающими интеллект, в школьной педагогической практике особое место занимают учебные занятия, развивающие умение чувствовать и выражать свои чувства посредством художественного или музыкального творчества. Изобразительное искусство, рисунок, основы дизайна, музыка, хоровой класс, мировая художественная культура - уроки, дающие ученику опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, предоставляющие возможность осуществлять самостоятельные творческие действия в учебном предмете, представлены в учебных планах лицея. Апробация модифицированных и заново разработанных программ по предметам образовательной области «Искусство» является одним из направлений экспериментальной деятельности в проектировании культуросообразной модели образования, в которой реализован принцип: искусство и художественное образование - метод освоения мира человеком.

В начальной школе сложились благоприятные условия для отработки системы художественного образования, благодаря накопленной педагогической практике в  статусе предметов художественно-эстетического цикла.  Особое место занимают учебные занятия, развивающие умение чувствовать и выражать свои чувства посредством художественного, театрального, музыкального творчества:

  1. изобразительное искусство
  2. музыка
  3. театральное искусство

Эти уроки предоставляют ученику возможность сформировать опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, осуществлять самостоятельные творческие действия в учебном предмете.

Ведущее место в системе дополнительного образования в начальной школе отводится студиям и творческим мастерским художественной направленности:

  1. студия изобразительного искусства;
  2. театральная студия;
  3. музыкальная студия.

Цель: Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся начальной школы как условие успешной реализации личности.

Основные задачи курса.

Образовательные: 

  1. Накопление опыта самостоятельной творческой деятельности, расширение диапазона и видов творческих работ;
  2. Формирование опыта художественного обобщения в образной форме закономерностей окружающего мира;
  3. Осуществление различных взаимодействий с художественной культурой (музыкальной, визуальной, синтетической);
  4. Планомерное изучение средств художественного языка различных искусств.

Развивающие: 

  1. Развитие фундаментальных способностей человека - слышать, видеть, чувствовать;
  2. Развитие способностей - восприятия, воображения, чувства прекрасного как стимул развития собственных творческих способностей, воспитание художественного вкуса;
  3. Формирование эстетических идеалов, личностного эстетического профессионального опыта;
  4. Ощущение потребности к самовыражению в художественной творческой деятельности, к импровизации.

Воспитательные:

  1. Открытие способности испытывать творческое вдохновение, эстетическую радость, чувство сопереживания;
  2. Становление умений чувствовать и выражать свои чувства посредством художественного творчества;
  3. Воспитание способности видеть, чувствовать красоту и гармонию;
  4. Восприятие искусства и художественное творчество как метод освоения мира;
  5. Сохранение индивидуальности, самобытности, самоценности в творчестве.

Направленность образовательной программы – художественно-эстетическая

Кадровый состав: учитель изобразительного искусства – руководитель изостудии 1 квалификационной категории, учитель музыки – руководитель музыкальной студии 1 квалификационной категории, педагог дополнительного образования – руководитель театральной студии 1 квалификационной категории.

Успешно работают кафедры художественного цикла школы:

  1. кафедра изобразительного искусства;
  2. кафедра музыки;
  3. театральная студия.

Материально-техническое оснащение, предметно-пространственная среда отвечает требованиям, необходимым для выстраивания системы художественного образования:

  1.  кабинет театрального  искусства,  актовый зал (оснащен костюмерной, гримерной, реквизитом, видео-, аудио-, компьютерной техникой);
  2.  кабинет изобразительного искусства (оснащен информационно-коммуникативными средствами, техническими средствами обучения, оборудованный видео-, аудио-, компьютерной техникой, оснащен библиотечным фондом, наглядно-дидактическими пособиями, учебно-практическим оборудованием, натурным фондом);
  3.  кабинет музыки (оснащен учебно-практическим оборудованием, музыкальными инструментами, аудиозаписями и фонохрестоматией);
  4.  школьный музей художественного творчества, где имеется фонд творческих работ учеников школы;
  5.  библиотека - центр информационных технологий,  включает раздел учебной и методической литературы и видеофонд по вопросам преподавания предметов эстетического цикла, обеспечивающие культуроведческий направленный подход к обучению; оборудованный видео-, аудио-, компьютерной техникой.

Возраст воспитанников в группах 7-10 лет.

Количество детей в группах 15 человек.

Условия приема детей: желание ребенка заниматься искусством. Дети проходят прослушивание, где определяется и фиксируется:

  1. музыкальный слух, вокальные данные;
  2. креативность, что является первоначальной диагностикой уровня развития способностей ребёнка.

В дальнейшем диагностика проводится 2 раза в год (срезовая и итоговая), данные заносятся в таблицу.

Основания для перевода воспитанника на следующий этап обучения – усвоение программы предыдущего года обучения.

Основания для выхода из состава объединения:

  1. смена места жительства;
  2. желание самого ребенка.

Программа рассчитана на четырёхлетний срок обучения.

Режим занятий: 1 раз  в неделю (развивающий день) по 1 академическому часу по каждому предмету.

Интегративное образовательное пространство, возможности расширения образовательного пространства реализуются в работе структурных подразделений, среди которых:

  1. школьный музей художественного творчества;
  2. центр национальных культур;
  3. краеведческий музей Пуровского р-на.

Деятельность школьного музея художественного творчества предусматривает: создание и дополнение существующих экспозиций, пе редвижных, временных и тематических выставок на основе постоянно пополняемых собственных фондов; проведение массовой культурно-просветительской работы.

Центр национальных культур создан с целью объединения профессиональной, творческой и культурно-просветительной деятельности в области изучения истории и культуры ЯНАО. Деятельность центра предусматривает реализацию культурно-образовательной программы, включающей различные формы работы: семинары, научно-практические конференции, специализированные курсы, мастер-классы, творческие конкурсы, фестивали и др.

Система социального партнерства, двусторонние партнерские отношения связывают МОУ ТСШ №3 с краеведческим музеем Пуровского р-на и рядом учреждений дополнительного образования. Планомерную совместную деятельность школы и учреждений дополнительного образования регулируют ежегодные программы сотрудничества.

Опытно-экспериментальная деятельность

Среди приоритетных задач художественного образования, создание его развивающих моделей. На сегодняшний день сложились условия, которые позволяют педагогическому коллективу активно включиться в экспериментальную деятельность по созданию культуросообразной модели образования, в которой возможна реализация принципа: искусство и художественное образование - метод освоения человеком мира. Развитие фундаментальных способностей человека - искусства слышать, видеть, чувствовать, думать; совершенствование уроков искус ства и вовлечение детей в продуктивные формы культурного взросления; проблема критериев оценки детского художественного творчества - круг вопросов, на которые должна найти ответы экспериментальная деятельность.

С учетом актуальных проблем современного школьного образования и практических предпосылок составлена программа экспериментальной работы.

Объект экспериментальной работы: система художественного образования в начальной школе.

Предмет экспериментальной работы: развивающий потенциал музыкальной и художественной деятельности обучающихся в условиях системы художественного образования в школе, реализующей принцип культуросообразности.

Цель экспериментальной работы: создать педагогический комплекс средств, обеспечивающий реализацию развивающего потенциала музыкальной и художественной деятельности обучающихся начальной школы.

Задачи экспериментальной работы:

  1. Создание различных форм художественного образования, обеспечивающих вариативные условия взаимодействия ребенка с художественной культурой (музыкальной, визуальной, синтетической);
  2. Создание лаборатории материально-технического обеспечения процесса художественного образования в школе;
  3. Разработка и внедрение программно-методических комплексов с учетом специфики различных форм художественного образования в школе;
  4. Разработка и внедрение технологии творческого самоосуществления обучающихся в процессе музыкальной и художественной деятельности;
  5. Создание в школе методической службы, способной организовать и отслеживать освоение инновационных учебных программ, обеспечивать организационную поддержку взаимосвязи всех форм художественного образования в школе;
  6. Разработка образовательных проектов для создания моделей воспитательного пространства в школе на основе содержания музыкальной и художественной деятельности обучающихся.

Система мониторинга результатов образовательного процесса

Мониторинг образовательных результатов – процесс систематического и непрерывного сбора информации о деятельности учащихся, который способствует осуществлению индивидуального подхода к личности каждого учащегося, помогает находить в нем, и его работах положительное, активизировать процесс развития учащегося, одновременно устранять причины, мешающие этому развитию. Способствует самооценке учащихся и сознательной активизации учебного и творческого процессов.

Система мониторинга включает в себя:

  1. Мониторинг результатов процесса обучения;
  2. Мониторинг развития психических познавательных процессов;
  3. Мониторинг развития творческих способностей;
  4. Мониторинг творческих достижений;
  5. Мониторинг уровня воспитанности;
  6. Мониторинг личных достижений

Мониторинг результатов процесса обучения проводится на основе анализа детских работ. Основная цель анализа – выявить уровень развития художественного мастерства учащихся при условии постепенного накапливания знаний, умений и навыков.

Мониторинг  результатов процесса обучения включает:

  1. Первичная диагностика;
  2. Срезовая диагностика;
  3. Итоговая диагностика.

Каждый вид диагностики содержит 3 контрольных среза. Работы для анализа – итоговые задания по разделам (рисунок, живопись, композиция).

Данное исследование проводится параллельно методом экспертного опроса обучающихся  и  оцениванием  педагога.

Ожидаемые результаты экспериментальной работы:

В ходе опытно-экспериментальной работы создан педагогический комплекс средств, включающий: организационные средства, составляющие элементы единой системы непрерывного художественного образования в школе; средства реализации - программно-методические комплексы, позволяющие реализовать содержание художественного образования; технологии осуществления музыкальной и художественной деятельности, направленные на творческое самоосуществление обучающихся школы; средства управления - система организационно-методической поддержки художественного образования, включающая методическую службу, лабораторию материально-технического обеспечения, художественный совет школы; оценочно-диагностические средства - контрольно-измерительные и программно-диагностические материалы, позволяющие регулировать музыкальную и художественную деятельность обучающихся в системе.

По окончании четырехлетнего курса выпускник начальной школы должен знать:

  1. основы сценической грамоты;
  2. основы музыкальной грамоты;
  3. основы изобразительной грамоты;
  4. Иметь представление о роли художника в зрелищных видах искусства.

уметь:

  1. правильно и выразительно говорить;
  2. предавать своему голосу различные интонации, говорить громко и свободно;
  3. эмоционально воздействовать на зрителя:
  4. самостоятельно работать с музыкальным и литературным материалом.
  5. сочинять и исполнять пантомимы, этюды, двигательные задания на заданные темы, мелодико-ритмические модели, стихи.
  6. навыки работы над воплощением сценического образа в пении, движении.
  7. использовать линию, ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности;
  8. владеть навыками формообразования, моделирования;
  9. работать над эскизами декораций, бутафории, костюмов;
  10. конструировать объемно-пространственные композиции;
  11. использовать средства актерского перевоплощения: костюм, грим и маску;
  12. использовать разнообразные материалы

Выпускники начальной школы – это личности, ведущими качествами которых будут являться такие:

  1. готовность, способность и смелость быть самим собой;
  2. духовность, богатый внутренний мир;
  3. развитые творческие способности;
  4. культура самовыражения и общения;
  5. толерантность и интеллигентность.

Программа развития определила в качестве стратегической цели воспитание самобытной личности. Задача, стоящая перед начальной школой в ближайшие годы, – создать такие условия, такую развивающую образовательную среду, которые предоставили бы максимальные возможности для выявления и развития индивидуальных творческих способностей ребенка, его самореализации. В решении этой задачи системе художественного образования принадлежит ведущая роль.


ПРОГРАММА

Музыкальная палитра

Руководитель Лемешева Эльза Викторовна

Тип программы: образовательная

Срок реализации: 4 года

Возраст детей:7 – 10 лет

Пояснительная записка

Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой  проблемы актуально в связи  с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.

Актуальность проблемы сделала необходимым поиск видов детской художественной деятельности, оптимальных для  формирования творческого потенциала.

Одной из форм активного приобщения детей к миру искусства является детский музыкальный театр, как форма дополнительного образования. Театральная форма предполагает опору и тесную взаимосвязь с эстетическим циклом школьных предметов; позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка; способствует развитию целого комплекса умений, активному восприятию разных видов искусства.

По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, а по способу передачи информации – творческой.

Новизна программы заключается в том, что здесь демонстрируется интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уровне межпредметных связей (внутренних глубоких связей, позволяющих формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности).

В основе уроков эстетического цикла лежит близость содержания ведущих тем и их логическая взаимосвязь. Интеграция позволяет сблизить эти предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объёме преподносить их обучающимся.

Все эти предметы направлены на развитие духовности личности, творческих способностей ребёнка, умения видеть и творить прекрасное.

Принципы построения данного курса:

  1. Единство эмоционального и сознательного;
  2. Комплексное воспитание и развитие обучающихся;

Ведущий методический приём на занятиях – метод художественной импровизации.

Цели программы:

  1. Воспитывать гармоничную разностороннюю личность;
  2. Развивать творческие способности обучающихся;
  3. Расширять общекультурный кругозор обучающихся: интеллектуальное, эстетическое, духовно-нравственное;
  4. Воспитывать способности активного восприятия искусства.

Реализация поставленных целей возможна через решение ряда задач:

  1. Формировать целостное представление об искусстве;
  2. Способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, интереса к искусству;
  3. Развить способность активного восприятия искусства;
  4. Сформировать и расширить представления о понятиях общих и специальных для разных видов искусства;
  5. Создать условия реализации творческих способностей;
  6. Сформировать навыки творческой деятельности;
  7. Сформировать навыки и умения в области музыкальной грамоты, вокально-хорового исполнительства;
  8. Развивать память, творческое мышление и воображение;
  9. Работать над повышением уровня исполнительского мастерства: уметь применить на практике полученные знания;
  10. Выявлять и развивать индивидуальные творческие способности.

Реализация поставленных задач предполагается через такие виды деятельности, как:

  1. Беседа;
  2. Уроки сценической и музыкальной грамоты;
  3. Игровые виды деятельности;
  4. Вокально-хоровая работа;
  5. Восприятие музыки;
  6. Слушание музыкальных произведений и создание его пластического образа;
  7. Игра на детских шумовых инструментах;
  8. Участие в постановке спектаклей;

Содержание и структура музыкальных игр, направленных  на развитие у детей коммуникативных качеств.

В коммуникативных играх и танцах могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы по развитию у детей навыков общения:

  1. Развитие динамической стороны общения: лёгкости вступления в контакт, инициативности, стремления, готовности к общению;
  2. Развитие эмпатии, сочувствия к партнёру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
  3. Развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в коллективе, сформированной положительной самооценки.

Учебно-тематический план первого года обучения (7-8 лет)

п/п

Тема занятий

Теория

Практика

Общее кол-во

часов

Первичная диагностика.

1

«Эти загадочные звуки»

1

7

8

2

«Вместе весело играть»

1

7

8

Срезовая диагностика

3

«Весёлая гимнастика»

1

8

9

4

«Музыкальная палитра»

1

8

9

Итого всего

4

29

33

Содержание программы первого года обучения.

Занятие № 1-8 «Эти загадочные звуки» (8 часов). 

Вводное занятие. Беседа о музыке как виде искусства. Способы рождения звуков. Свойства звуков. Рождение звуков. Звуки высокие и низкие Знакомство с детскими шумовыми инструментами и способами игры на них. Работа с музыкально-дидактическими играми.

Практические занятия:

Проведение опытов извлечения звуков из различных предметов. Просмотр видео- и фотоматериалов.

Занятие № 9-16 «Вместе весело играть» (8 часов).

Тематические беседы о русском народном творчестве. Знакомство с русскими народными потешками, прибаутками. Народные игры на развитие мелкой моторики.  Народные диалоги. Срезовая диагностика.  

Практические занятия: 

Упражнения на тему «Явления природы» (этюды «В зимнем лесу», «Танец осенних листьев», «Солнечная капель») «Мир живой природы» (этюды «У медведя во бору», «Танец сказочных птиц»)

Занятие № 17-25 «Весёлая гимнастика» (9 часов). 

Язык жестов. Пластические импровизации под музыку.

Практические занятия:

Импровизации в пластических этюдах. Русская народная сказка «Теремок», «Рукавичка», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят». 

Занятие № 26-34  «Музыкальная палитра» (9 часов).

Как научиться правильно петь (певческая установка, дыхание, распевание, звуковедение). Знакомство с нотной грамотой. Оркестр и дирижёр. Музыкальные импровизации. Итоговая диагностика.

Практические занятия:

Дыхательная и артикуляционная гимнастика («Окошко», «Месим тесто», «Чашечка», «Дудочка», «Заборчик», «Маляр», «Едем, едем, на тележке»). Интонационные упражнения  («Ёжик», «Жираф», «Цапля»). Дыхание («Свечка», «Снайпер»). Импровизации голосом (песни героев сказки), на шумовых инструментах   Русская народная сказка «Теремок», «Рукавичка», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят». 

Знания, умения и навыки в конце первого года обучения

  1. Иметь представления о театре как виде искусства, особенностях театра.
  2. Иметь навыки концентрации внимания и координации движений.
  3. Уметь действовать в коллективе.
  4. Иметь представление о сценической культуре.
  5. Иметь представление об устройстве речевого аппарата и звукообразовании.
  6. Уметь управлять интонацией своего голоса.
  7. Знать и понимать особенности и возможности певческого голоса.
  8. Понимать элементарные дирижёрские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание).
  9. Знать ноты, различать их по высоте и длительности.
  10. Познакомиться с народным творчеством.
  11. Иметь навыки игры на детских шумовых инструментах.

Учебно-тематический план второго года обучения (8-9 лет)

п/п

Тема занятий

Теория

Практика

Общее

Кол-во

часов

Первичная диагностика.

1

«В мире звуков»

1

7

8

2

«Народное творчество»

1

7

8

Срезовая диагностика

3

«Игровая гимнастика»

1

8

9

4

«Музыкальная азбука»

1

8

9

Итоговая диагностика

Итого всего

4

30

34

Содержание программы второго года обучения.

Занятие № 1-8  «В мире звуков» (8 часов)

Вводное занятие. Загадочные партитуры. Сто секретов музыки. Первичная диагностика.

Практические занятия: 

Тематические беседы. Инструктаж по ТБ. Просмотр видео и фотоматериалов.

Занятие № 9-16  «Народное творчество» (8 часов) 

Срезовая диагностика

Практические занятия: 

Тематические беседы. Знакомство с русскими народными обрядами, праздниками.  Народные игры («У Маланьи», «Шёл козёл по лесу»). Коммуникативные игры  с именами.  

Занятие № 17-25  «Игровая гимнастика» (9 часов). 

Элементы сценической грамоты. Пластические импровизации под музыку на заданные темы.

Практические занятия: 

Объединение движений в комбинации. Работа над образом, раскрывающимся в этюде («Заупрямился», Ветер шепчется с листвой», «Танец котов на крыше»)

Занятие № 26-34 «Музыкальная азбука» (9 часов). 

Развитие музыкального слуха. Развитие музыкальной памяти. Развитие чувства ритма. Формирование навыка петь по нотам (партитурам). Оркестр и его инструменты. Музыкальные импровизации на заданные темы. Итоговая диагностика.

Практические занятия: 

Упражнения «ритмодекламация» («Жужжащие стихи», «Штранная иштория»). Упражнения на развитие умения управлять своим голосом «Восхождение», «Погружение», «Низко», «Высоко». Музыкально-дидактические игры на развитие звуковысотного и ритмического слуха. Игра «Угадай-ка» на различение мажора и минора. Сказка «Как найти дорожку».Дыхательная и артикуляционная гимнастика («Окошко», «Месим тесто», «Киска», «Пароход гудит», «Орешки», «Качели», «Рожицы», «Разминка бабы-Яги»).Интонационные упражнения  («Радуга», «Киска», «Лисичка»).Дыхание («Насосик», «Комарик»). Импровизации голосом (песни героев сказки), на шумовых инструментах. Сказка «Как найти дорожку».

Знания, умения и навыки в конце второго года обучения

  1. Знать понятия: театр, сцена, кулисы, артист, актёр, этюд, спектакль, действие, жанр; ансамбль, ария, вокал, импровизация.
  2. Знать средства музыкальной выразительности.
  3. Иметь навыки игры в музыкальном спектакле.
  4. Уметь действовать в вымышленных обстоятельствах
  5. Соблюдать певческую установку.
  6. Иметь навыки пения по нотам.
  7. Петь чисто и слаженно в унисон.
  8. Правильно распределять дыхание.
  9. Иметь навыки работы над выразительностью исполнения.
  10. Уметь сочинять и исполнять этюды на заданные темы.
  11. Иметь навыки импровизации  на заданную тему (голосом, движением, мимикой  и на инструментах).
  12. Свободно ориентироваться в партитуре шумового оркестра.
  13. Играть на всех инструментах шумового оркестра.

Учебно-тематический план третьего года обучения (9-10лет)

п/п

Тема занятий

Теория

Практика

Общее кол-во

часов

Первичная диагностика

1

«Сто секретов музыки»

1

7

8

2

«Коммуникативные игры»

1

7

8

Срезовая диагностика

3

«Театр и музыка»

1

8

9

4

«Музыкальные фантазии»

1

8

9

Итоговая диагностика

Итого всего

4

30

34

Содержание программы третьего года обучения.

Занятие № 1-8   «Сто секретов музыки» (8 часов). 

Вводное занятие.  Музыкальная грамота (сольфеджирование). Формирование умения,  воспринимая музыкальный материал, определять интонации и их значение. Знакомство со средствами музыкальной выразительности. Первичная диагностика

Практические занятия: 

Тематические беседы. Инструктаж по ТБ. Просмотр видео и фотоматериалов.

Занятие № 9-16 «Коммуникативные игры» (8 часов). 

Коммуникативные игры  со сменой партнёра («Бинго», «Верджиния», «Танец пастушков»).  Игры-зеркала. Игры с воображаемыми героями. Срезовая диагностика

Занятие № 17-25 «Театр и музыка» (9 часов). 

Интонация и сценический образ. Пластические импровизации под музыку на заданные темы (сочинение и исполнение этюдов, пантомима.  

Практические занятия:

Объединение движений в комбинации. Работа над образом, раскрывающимся в этюде («Рок-н-ролл под дождём», «Весёлые поварята», «Танец кукол»).

Занятие № 26-34 «Музыкальные фантазии» (9 часов). 

Ритмические сказки. Музыкальная живопись. Диалоги на инструментах. Музыкальные импровизации на заданные темы, тексты, ритмы. Итоговая диагностика.

Практические занятия: 

Упражнения на развитие умения управлять своим голосом («Голо-речевой тренинг»). Музыкально-дидактические игры на развитие слухового внимания («Уши путешествуют», «Самый внимательный»). Игра для развития фонематического слуха («Выдели слово, «Подумай, не торопись»).

Дыхательная и артикуляционная гимнастика («Хомяк», «Рожицы», «Треугольник»). Интонационные упражнения («Киска», «Слон»). Многоголосие (мелодические каноны «Пусть попляшет язычок»). Импровизации голосом (песни героев сказки), на шумовых инструментах. Сказка «Новогодняя быль», Сказка «Подарок ослику ИА», Сказка «Приключения Буратино».

Знания, умения и навыки в конце третьего года обучения

  1. Иметь представление об истории возникновения и развития театра.
  2. Знать понятия: драма, драматургия, пьеса, акт, явление, эпизод, сцена, картина.
  3. Иметь представление об основах сценической грамоты.
  4. Уметь действовать в вымышленных обстоятельствах.
  5. Уметь применять полученные знания на практике.
  6. Импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты.
  7. Иметь навыки сольфеджирования, чтения ритмического рисунка, нотной записи.
  8. Петь несложные двухголосные произведения.
  9. Иметь представление о музыкальной фразировке в пении.
  10. Играть на всех инструментах (шумовых и мелодических) оркестра.
  11. Уметь  импровизации  на заданную тему (движением, мимикой  и на инструментах).

Учебно-тематический план четвёртого года обучения (10-11лет)

п/п

Тема занятий

Теория

Практика

Общее кол-во

часов

Первичная диагностика

1

«Музыкальная грамота»

1

7

8

2

«Техника пения»

1

7

8

Срезовая диагностика

3

« Музыкальный театр»

1

8

9

4

«Музыкальные фантазии»

1

8

9

Итоговая диагностика

Итого всего

4

30

34

Содержание программы четвертого года обучения.

Занятие № 1-8   «Музыкальная грамота» (8 часов).

Вводное занятие. Музыкальная грамота (сольфеджирование, мелизмы, двухголосие). Средства музыкальной выразительности. Первичная диагностика.

Практические занятия: 

Тематические беседы. Инструктаж по ТБ. Просмотр видео и фотоматериалов.

Занятие № 9-16 «Техника пения» (8 часов). 

Вокальное слово и дикция. Пение без сопровождения. Двухголосие. Срезовая диагностика.

Занятие № 17-25   «Музыкальный театр» (9 часов). 

Мозаика театральных видов и жанров. Пластические импровизации под музыку на заданные темы (сочинение и исполнение этюдов, пантомим).

Практические занятия: 

Объединение движений в комбинации. Работа над образом, раскрывающимся в этюде («Заупрямился», Ветер шепчется с листвой», «Танец котов на крыше»). Постановка  «Мечта». Постановка «Шахматное королевство», Спектакль «Синяя птица».

Занятие № 26-34  «Музыкальные фантазии» (9 часов). 

Сочиняем сами. Музыкальная живопись. Диалоги на инструментах. Музыкальные импровизации на заданные темы, тексты, ритмы. Итоговая диагностика.

Практические занятия: 

Упражнения на развитие умения управлять своим голосом «Восхождение», «Погружение», «Низко», «Высоко»). Музыкально-дидактические игры на развитие звуковысотного и ритмического слуха. Игра «Угадай-ка» на различение мажора и минора. Сказка «Как найти дорожку».

Дыхательная и артикуляционная гимнастика («Окошко», «Месим тесто», «Киска», «Пароход гудит», «Орешки», «Качели», «Рожицы», «Разминка бабы-Яги»). Интонационные упражнения  («Радуга», «Киска», «Лисичка»). Дыхание («Насосик», «Комарик»).  Импровизации голосом (песни героев сказки), на шумовых инструментах. Сказка «Как найти дорожку».

Знания, умения и навыки в конце четвёртого года обучения

  1. Знать основы музыкальной грамоты.
  2. Знать основы сценической грамоты.
  3. Знать понятия: жанр, драма, трагедия, комедия, опера, оперетта, мюзикл.
  4. Иметь навыки самостоятельной работы на сценической площадке.
  5. Иметь навыки музыкального восприятия.
  6. Петь чисто и слаженно в унисон, двухголосие.
  7. Уметь петь без сопровождения.
  8. Иметь навыки пения дуэтом, трио, квартетом.
  9. Уметь самостоятельно работать с музыкальным и литературным материалом.
  10. Уметь сочинять и исполнять пантомимы, этюды, двигательные задания на заданные темы, мелодико-ритмические модели, стихи.
  11. Иметь навыки работы над воплощением сценического образа в пении, движении.

Методическое обеспечение программы.

Музыка, литература, живопись – мир искусства в трёх видах – охватывает духовную жизнь ребёнка всесторонне и полно. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. Образность, единство содержания и формы определяют связь между предметами эстетического цикла.

При приеме учащихся сначала выявляют состояние здоровья детей (на основании школьной медицинской карты), возрастные изменения голосового аппарата в результате ларингологических обследований. Затем проверяют внимание, кратковременную музыкальную память, музыкальный слух (мелодический, гармонический, ритмический), качество звукообразования (мягкая, твердая или придыхательная атака), качество звучания (звонкость, наличие вибрато, мягкость, напевность, ровность тембра и другие качества), качество дыхания (характер вдоха и выдоха, продолжительность выдоха), диапазон, тип голоса, эмоциональную отзывчивость на музыку.

Расширению индивидуального контроля за музыкально-певческим развитием способствуют также дополнительные занятия пением по группам, в которые распределяют всех детей по таким признакам:

а) одинаковый возраст;

б) тембр голоса;

в) сравнительно одинаковая музыкально-певческая продвинутость;

г) индивидуальные особенности.

Эффективным дополнением к первым двум формам работы можно считать магнитофонные записи: хоровые, групповые, индивидуальные. Прослушивание записанных на ленту упражнений и произведений, исполненных детьми, значительно повышает уровень их самоконтроля, способствует повышению интереса, стимулирует стремление каждого к самосовершенствованию.

Освоение разнообразнейших музыкально-певческих знаний, умений, навыков способствует формированию певческой культуры, помогает овладеть  выразительным художественным исполнением песен и хоровых произведений.

Первым условием правильного вокально-хорового обучения является эмоционально-эстетический настрой,  т.е. создание руководителем непринужденной обстановки, естественно сочетающей напряженный труд с увлекательным творчеством, что  активизирует интерес, любознательность детей, создает оптимизм и высокую работоспособность. Такой настрой следует сохранять в течение всего урока.

Для деятельности голосового аппарата важно соблюдать певческую установку независимо от того, поют дети сидя или стоя. Правила певческой установки известны руководителям, соблюдать их в процессе пения школьники должны обязательно. Об этом им надо систематически напоминать.

Дети, подростки, юношество не должны петь без перерыва. Непрерывное пение допустимо не более 10 минут. После этого должна следовать небольшая разрядка, краткое переключение на другой вид деятельности или зарядка. В качестве примера последней предлагается одно из простейших упражнений, заимствованное из литературы, для повышения работоспособности детей.

ПРИМЕР:

Дети стоят прямо, спокойно глядя перед собой. Подняв вверх руки над головой, сгибают их в локтях, берут кистью правой руки согнутый локоть левой и кистью левой – локоть правой. Живот, естественно, слегка втягивается. Необходимо следить за тем, чтобы голова не прижималась к груди, а спина была очень прямой. При этом у детей часто возникает зевота. В таком положении учащиеся могут находиться около минуты. Затем руки должны быть спокойно опущены через стороны вниз и можно продолжать занятие.

Правильное воспитание певческого голоса учащихся происходит на основе развития музыкального слуха, накопления музыкально-слуховых представлений. Вся вокальная работа с детьми строится на всестороннем развитии музыкального вокального слуха: звуковысотного,  мелодического, гармонического, полифонического ладового, динамического, тембрового.

Основным способом звукообразования при работе с детьми, подростками и юношеством должна быть мягкая атака. Твердая атака недопустима для детей младшего возраста.

Для среднего  – даже при условии достаточной певческой продвинутости – твердая атака возможна только иногда, как отдельный изобразительный прием. Употребление твердой атаки как постоянного приема звукообразования нарушает равномерную работу дыхания, отрицательно влияет на работу голосовых связок.

Особое внимание следует уделять работе над качеством звучания детского голоса – развитию основных свойств певческого тембра: звонкости, полетности, вибрато, разборчивости, ровности. Важно помнить, что большой вред певческому голосу детей, подростков и юношества приносит форсированное пение. Оно препятствует развитию основных его свойств, вызывает различные расстройства и заболевания голосового аппарата. Форсированное, крикливое пение идет вразрез с требованиями художественного исполнения.

Индивидуальность в детских голосах в большинстве случаев выражена не ярко. И если их певческое развитие идет нормально, дети не поют форсированным звуком, в голосах нет носового или горлового призвука, то индивидуальность звучания не только не нарушает обще хорового звучания, но и обогащает его. Удаляя большое внимание сохранению индивидуального тембра, следует требовать от участников хора слияния не по тембру, а только по звуко-высотному интонированию. Сохранение индивидуальности звучания не мешает воспитанию в голосе свойств, объективно характерных для певческого голоса. Сохранение индивидуальности звучания здорового голоса – одно из обязательных условий его правильного формирования.

Суть работы над качеством звучания голоса учащегося в процессе работы, помимо сказанного выше, можно дополнить следующим: постоянный показ звучания, в котором бы присутствовали основные певческие свойства (показ педагога или пример ученика); анализ с учащимися тембров их голосов, выявление индивидуальности звучания, на этой основе формирование вокального тембрового слуха.

Следует помнить, что вокальные навыки формируются постепенно и это находит свое отражение в качестве тембра голоса: звонкость, полетность, вибрато – объективные показатели развитости певческого голоса, но и объективны ориентиры – сигналы, настаивающие деятельность голосового аппарата.

Степень владения певческим дыханием – один из основных признаков продвинутости учащихся. Его развитие происходит в процессе певческой тренировки и во многом зависит от подбора репертуара и материала для вокальных упражнений.

Требования по развитию певческого дыхания при обучении могут быть следующими:

  1. вдох – спокойный, оптимальный, без поднятия плеч;
  2. выдох – спокойный, экономный, при сохранении вдыхательного состояния, без форсирования и специального «Выдувания», без напряжения и утечки воздуха;
  3. высокое резонирование также способствует развитию дыхательной системы, выполняющей и резонаторную функцию, равно как и правильное положение корпуса.

Постепенно дыхание углубляется, приходит умение экономно расходовать воздух.

Активность, эмоциональность в меру – условия, необходимые детям для работы. Постепенно, в процессе тренажа, такой настрой становится привычным состоянием.

В целом вся работа должна строиться с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей детей.

Большую роль в обучении хорошему пению играет пение без сопровождения инструмента (а капелла) и без поддержки голоса учителя. Эта форма специфична для форового пения. Именное пение без сопровождения, как никакой другой вид музыкальных занятий, способствует развитию музыкального слуха, разных его сторон. Необходимость постоянно контролировать свое пение и пение товарищей обостряет слуховое внимание, вырабатывает слуховой самоконтроль. Оно обеспечивает более чистое и «острое» интонирование, способствует выработке единства в исполнении ритма, произношения литературного текста, учит детей понимать особую красоту чистого, совершенного звучания человеческих голосов.

Вокально-хоровое воспитание происходит в основном в работе над музыкальными произведениями. При их восприятии и воспроизведении в процессе разучивания закладывается фундамент певческой культуры учеников. Под влиянием самого произведения, характер работы над ним, в зависимости от личности преподавателя и его мастерства и других факторов формируются специальные способности, совершенствуется внимание, память и другие качества учащихся.

Важную роль в вокально-хоровой работе играют учебно-тренировочный материал и упражнения. Они могут быть направлены на развитие и закрепление любых навыков и умений, любых качеств. При этом важно, чтобы они содержали «эстетическое зерно», не были бы «механистичны». Целесообразно также в целях экономии времени так отбирать и формировать учебно-тренировочный материал, чтобы решать не только одну учебную задачу, хотя акцент надо делать на главном. В число упражнений входят и распевания. Их назначение: во-первых, «разогревание» голосового аппарата в начале занятия, во-вторых, решение задач вокального развития детей «в чистом виде» и концентрация их внимания только на этих задачах.

Наряду с тем, что разучивание произведений в какой-то мере возможно по слуху (это хорошо развивает память и умение быстро ориентироваться в произведении), все большее значение придается обучению детей чтению нот. Очень благоприятен для этого младший возраст

Поэтому на постановку этого дела в младшем возрасте следует обратить особое внимание. Руководителю  надлежит основательно ознакомиться с программой по сольфеджио и в своей работе опираться на этот курс.

Результаты процесса обучения.

Ф.И.О.

Восприятие

музыки

Вокальные навыки

Элементарное

музицирование

Артистичность

Нач.

Срез.

Итог

Нач.

Срез.

Итог

Нач.

Срез

Итог

Нач.

Срез.

Итог

В критериях отражено:

  1. Изучение теории музыкальной грамоты и применение этих знаний в практической работе.
  2. Развитие умений и навыков  игры на музыкальных и шумовых инструментах.
  3. Формирование вокальных навыков.
  4. Соединение техники исполнения с артистичностью.

На основании этого выделены четыре основные группы критериев:

  1. Восприятие музыки
  2. Вокальные навыки
  3. Элементарное музицирование
  4. Артистичность (музыкально-ритмические движения)

Оценка происходит в соответствии с уровнем подготовки: высокий, выше среднего, средний.

Данное исследование проводится с помощью выполнения диагностических тестов и вокальных упражнений и  оценивается  педагогом. Все данные исчисляются в процентном соотношении.

Формы подведения итогов реализации программы

По мере прохождения программы курса и раздела подводится итог творческой деятельности в различной форме:

  1. Концертные выступления;
  2. Участие в музыкальных спектаклях;
  3. Участие в конкурсах;

Литература для учителя:

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М.,1987.
  2. Артоболевская, А.А. Первые встречи с искусством. – М.: Просвещение, 1995.
  3. Брагинская, Ж. И. время и песня. – М.: Профиздат, 1986.
  4. Взаимодействие и синтез искусств. – Л.: Наука, 1978.
  5. Вообрази себе. Поиграем, помечтаем. – М.: Эйдос, 1994.
  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
  7. Выготский, Л.С. Гимнастика чувств. – М.: Просвещение,1985.
  8. Гембицкая, Е. Музыкально-эстетическое воспитание детей. – М., 1970.
  9. Горшкова В.Г. Учимся танцевать путь к творчеству. – М., 1993.
  10. Добровольская Г.Н. Танец. Пантомима. Балет. -  Л.,1975.
  11. Жилин В.А. Орф-уроки. – Екатеринбург, 1995.
  12. Журавлёв, А.П. Звук и смысл. – М.: Просвещение, 1991.
  13. Золотников, В. К. Родство искусств //Искусство в школе, 1993.
  14. Картошкин А.С. Искусство сценического волшебства. – М., 1993.
  15. Клёнов, Арк. С. Там, где музыка живёт. – 3-е изд., испр.- М.: Педагогика-Пресс, 1994.
  16. Куприна Н.Г. Коммуникативные музыкальные игры в социальном развитии детей. – Екб., 2002.
  17. Куприна Н.Г. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку в игровой полихудожественной деятельности. –  Екб., 2002.
  18. Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н. Трансформация детской игры в творчество // Искусство в школе.- М.: Просвещение, 1994.
  19. Михайлов, М. К. Этюды о стиле в музыке.- М: Музыка, 1990.
  20. Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки.- М.: Музыка, 1988
  21. Основы сценического движения  / Под ред. И.Э.Коха. / - М., 1976.
  22. Печковская М. Букварь музыкальной грамоты. – М., 1996.
  23. Пособие для музыкального самообразования. – М.: Музыка, 2000.
  24. Современные проблемы театрально-творческого развития школьников. – М., 1989.
  25. Художественное творчество и ребёнок  / Под ред. Н.А. Ветлугиной. / – М., 1972.
  26. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1995.
  27. Шацкая В. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М., 1975.
  28. Эльконин Д. Психология игры. – М., 1999.
  29. Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. – М., 1999.

Литература для учащихся:

  1. Басина, Н.Э., Суслова, О. А. С кисточкой и музыкой в ладошке.- М.: Линка-Пресс, 1997.
  2. Манакова, И.П., Салмина, Н.Г. Дети. Мир звуков. Музыка. – Свердловск, 1991.
  3. Михеева, Л. Музыкальный словарь в рассказах.- М.: Сов. композитор, 1986.
  4. Энциклопедия для юных музыкантов / аворы-сост. И.Ю. Кутерский, Е. В. Минина; оформл. «Диамант». – СПб.: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

Литература для родителей:

  1. Басина, Н.Э., Суслова, О. А. С кисточкой и музыкой в ладошке.- М.: Линка-ПРЕСС, 1997.
  2. Кононова, Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: кН. для воспитания и муз. Руководителя дет. Сада: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990.
  3. Князева, о. Л., Маханева, М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 1997.
  4. Михеева, Л. Музыкальный словарь в рассказах.- М.: Сов. композитор, 1986.
  5. Петрушин, В.И. Слушай. Пой. Играй: пособие для муз. самообразования. – М.: Гуманит, изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
  6. Тарасов, Л. Музыка в семье муз: очерки.- Ленинград: Детская литература, 1985.
  7. Энциклопедия для юных музыкантов / аворы-сост. И.Ю. Кутерский, Е. В. Минина; оформл. «Диамант». – СПб.: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.