«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

Нечепурнова Ирина Николаевна

Последнее время в обществе активно обсуждается вопрос о том надо ли изучать религию в школе. Этот вопрос расколол общество на сторонников  этой идеи и ярых противников. Решить проблему можно единственным способом -  дать подрастающему поколению полноценное духовно- нравственное образование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

НЕЧЕПУРНОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА и e-mail (irinapukinov@yandex.ru)

МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОСЁЛКА МОДЛОДЁЖНЫЙ ПЕРЕЛЮБСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Аннотация

Последние несколько лет в нашем обществе активно обсуждается вопрос о том надо ли изучать религию в современных школах. Этот вопрос расколол общественное мнение на сторонников этой идеи и ярых противников. Решить возникшую проблему одним – единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание.

«Наше общество  больно. Если  в течение одного – двух лет  не решить вопрос о преподавании религии в школе, то общество пройдёт «точку не возврата»  и  будет обречено. Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов. Более чем за двадцать постперестроечных лет выросло новое поколение молодежи, которое воспитывались не на добрых мультиках, а на фильмах ужасов,  агрессивных боевиках». Такими словами начал свою беседу  с педагогами нашей школы  настоятель Храма Михаила Архистратига села Перелюб иерей Константин Солнцев.

Будущее любой страны решается за школьной партой. Если с этих позиций взглянуть на будущее России, то можно прийти к выводу, что оно весьма печально, так как сегодня из большинства школ ушла веками создаваемая  система духовно-нравственного образования и воспитания.  Похожие проблемы образования  российское   общество пыталось решить и столетие назад. Одной из самых жгучих проблем тогдашней России было состояние образования. П.А.Столыпин, проводивший реформы в области образования понимал, что в процессе обучения нельзя отделять преподавание Закона Божьего от других предметов и воспитания. Религия несёт, несомненно, положительные образы, которые могут стать благодатным материалом для образовательных и воспитательных программ. Глубина и продуманность реформ, проводившихся Столыпиным, его яркий талант государственного деятеля, его твердость и непоколебимая приверженность русским национальным интересам - все это поражает спустя столетие. Его идеи  в области реформирования образования актуальны в наши дни как никогда.

Последние несколько лет в нашем обществе тоже активно обсуждается вопрос о том надо ли изучать религию и, в частности,  православную культуру, в современных школах. Этот вопрос расколол общественное мнение на сторонников этой идеи и ярых противников.

Мы должны спросить родителей, желают ли они видеть своих детей образованными себялюбцами и неблагодарными эгоистами? А может быть, они желают вырастить практичного рационалиста, озабоченного земным успехом и карьерой? Желают они видеть своих детей достойными сынами Отечества или же растят гражданина какого-либо иного государства? Школа должна стать местом, где юные граждане делают первые шаги в будущее гражданское общество,  где подлинная свобода совести действительно состоит в «праве граждан беспрепятственно высказывать собственные взгляды и убеждения». Свобода совести – категория социальная, а совесть –  интимно-нравственная. Совести научить нельзя, её надо взращивать в подрастающем поколении путём  воспитания.

Именно поэтому всё общество, и прежде всего педагоги, должны защитить  наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним – единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства.  Пока общественность не пришла к единому мнению  и не подведены итоги эксперимента по преподаванию в школах основ религиозной культуры, истории религии и основ светской этики, пока вопросов больше чем ответов. И у нас должно хватить мужества поставить и решать эту задачу средствами школьных предметов, и в первую очередь на уроках  истории, обществознания, русского языка и литературы,  мировой художественной культуры, организовать воспитательную работу с классным коллективом,  основанную на истории страны, духовно-нравственных традициях, на семейных и религиозных ценностях.

Разные взгляды  на проблемы религиозного воспитания подтолкнули меня к исследованию этого вопроса в моей школе, среди учеников, учителей и родителей.  В пятом классе, котором я являюсь классным руководителем все дети из семей, принадлежащих  православной конфессии. Проведённый опрос показал,  что верующими считают себя 46% родителей и 100% учащихся.  12% учащихся и их родителей полагают, что современный человек может прожить, не веруя в Бога. 100% учащихся  впервые узнали о Боге в семье и, большинство, от своих бабушек.  56% родителей и 78% учащихся считают, что о религии  дети должны узнавать  в школе. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что учащиеся и их родители в целом положительно относятся к  внедрению религиозного воспитания в школе,  разделяя те самым позицию Президента и глав религиозных организаций. Большинство родителей уверено в том, что современный образованный человек  должен знать о религии  хотя бы потому, чтобы, заканчивая школу,  выходя во взрослую жизнь, иметь устойчивую жизненную позицию,  уметь противостоять сектантам и другим ловцам человеческих душ.  

Я составила  программу воспитательной работы «Огонёк твоей души» на 2011-2016 гг., на период обучения нынешних пятиклассников в основной школе.  Цель проекта заключается в том, что учитывая запросы родителей, детей в соответствии с Законом об образовании, 14 статьей Конституции,  Федеральном Законе РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях», организовать воспитательную деятельность, основанную  на нравственных и этических ценностях христианства. Жизнь и опыт безбожной жизни показали, что духовность и нравственность в обществе тесно взаимосвязаны: там, где нет духовности, падает нравственность. Основная  идея воспитательной работы заключается в том, чтобы  зажечь в душе каждого ребёнка  огонёк  нравственности, добра, милосердия, развить творческие способности, данные каждому ребёнку Богом. Развить способности– это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

Я человек, воспитанный советской школой.  И «Отечество», «Родина» для меня не пустые слова. Общаясь каждый день с детьми, я вижу их взаимоотношения, их моральный и духовный уровень, отношение к окружающему их миру. Да, в течение последних лет многое изменилось: ценностные ориентиры, взаимоотношения  между людьми, отношения гражданина России с Государством и обществом. Поэтому, как гражданин своей страны, я не могу равнодушно смотреть на происходящее; считаю, что ответственна за формирование личности учащегося на своих уроках, за воспитание будущего поколения. В воспитательной программе на каждом этапе предусмотрены мероприятия: «Я гражданин России», «Моя малая родина», «Символы государства», «Защитники земли русской», «Что такое честь, долг и совесть».

Нравственно-эстетическое направление воспитательной деятельности предусматривает такие беседы и классные часы: «Кто такие христиане», «По страницам Библии», «Христианский храм и правила поведения в храме», «Христианские праздники», «Что такое милосердие». Ежегодно планируется проведение акций «Твори добро», где дети оказывают помощь пожилым жителям посёлка, детскому саду, занимаются благоустройством территории школы и села. В этом году готовиться общешкольное мероприятие «Празднуем Рождество», которое не оставит в стороне всех детей школы. Традиционными  в нашей школе стали  христианские праздники посвящённые масленице, Пасхе,  4 ноября день  иконы Казанской Богоматери и другие.

Для решения гражданственного, духовно-нравственного воспитания проводятся беседы, семинары, дискуссии, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье, о добром отношении к окружающим  людям.

В девятом классе, в трудный период взросления планирую проводить беседы о том, что такое секты, что нужно делать, чтобы не  оказаться в цепких лапах сектантов. Трудными, но нужными в подростковый период,  считаю дискуссии  о смысле жизни, о добре и зле, о подростковом суициде. Предусмотрены в воспитательном плане встречи с настоятелем Храма Михаила Архистратига села Перелюб иереем Константином Солнцевым. Он в прошлом педагог, поэтому с удовольствием  встречается с детьми и просвещает их в вопросах Православия. 

Заниматься проблемой духовно-нравственного образования одинаково полезно как учителю, так и ученику. Учительство – одно из труднейших видов служению Отечеству и своему народу.  Учителю поручена высокая духовная миссия: на своем месте он реализует дело, может быть, куда более важное, чем любая концепция или программа, ибо он строит жизнь человека. Но чтобы заложить в души учеников высокие нравственные принципы, учителю нужны не только теоретические знания. Сама его жизнь должна быть  построена на тех же принципах.

Как важно для учителя передать детям то, что поможет им сохранить человеческое в себе и в мире, защитить от глупости, беспамятства,  духовной глухоты и трагедии мира. Можно рассказать ученикам о природе вещей, научить ухаживать за растениями, не обижать животных, но суть в ином. Смысл нашего пребывания на Земле в любви ко всему видимому и невидимому, служении ему.

Я со своими пятиклассниками только в начале пути. Считаю, что если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным.

Литература

1.        Конституция Российской Федерации. Статья 14.

2.        «О свободе совести и религиозных объединениях». Федеральный закон принят Государственной Думой 19.09.1997г.

3.        Самсонов С.И. Россия многокофессиональное государство. Учебно-методическое пособие// Самсонов С.И. Саратов. 2007.