6. ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

ГУБАРЕВА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА

 

Развитие фонематического слуха, возрастные особенности фонематического слуха, онтогенез детской речи,/1341719825_Rozovuyy_zaychik (300x415, 176Kb)6. ОНТОГЕНЕЗ ДЕТСКОЙ РЕЧИ. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

ЛЕКЦИЯ 6. Особенности развития речи детей по возрастам (к каждому компоненту речи возраст)
 
Онтогенез фонематического слуха. Бельтюков В.И., Бутон Ш.П., Исенина Е.И., Якобсон Р., Эльконин Д.Б., Халле М., Фрадкина Ф.И., Кольцова М.М., Швачкин Н.Х.
Фонематическое восприятие начинает развиваться с просодии – первоначально у ребенка развивается восприимчивость к мелодичности речи (4-6 мес.), затем ритм (6-12 мес.), затем звуковой состав. Изначально речь воспринимается как единое, неделимое целое. Ребенок первоначально пытается с помощью мелодики и интонаций воспроизводить сразу большие отрезки речи «текст», затем более короткие отрезки, которые соответствуют в речи взрослых фразам, затем как-будто воспроизводят слова, далее начинают замечать слоги и к годам 5-ти – звуки (фонемы).
Доказательством тому, что дети вначале усваивают мелодику и интонацию речи служат следующие исследования. Детям с ласковыми интонациями произносили разные тексты (то положительного характера, то с негативным смыслом) дети совершенно не реагировали на смысл слов, были довольны от ласковой интонации. И наоборот – один и тот же текст положительного характера произносили то с ласковой, то со строгой интонацией, дети реагировали на интонацию и расстраивались, когда она была строгой. Проводили и такое исследование – детей в возрасте 7-8 месяцев обучали игре «Ладушки-ладушки», затем заменяли слова «ладушки-ладушки» на слова «капитан-капитан» - реакция детей не изменялась, они продолжали играть в «Ладушки».
2 недели - услышав речь перестает сосать грудь, перестает плакать.
От 0 до 1 месяца - ребенок реагирует на звук с определенной задержкой. Узнает голос мамы.
1 месяц - успокаивается от песни.
3 месяца – поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами.                 
3-4 месяца – реагирует на громкость, интонацию.
5-6 месяцев – слушает разговор. Активно гулит*.
6 месяцев – по подражанию произносят отдельные фонемы (звуки), слоги, перенимает темп, ритм, тон, мелодику.
8 месяцев – в лепете* ребенка остаются звуки родного языка.
К 1 году – ребенок может слушать обращенную к нему речь, но короткое время.
2 года – слушает речь находясь в другой комнате, повторяет то, что слышит. Различает слова, отличающиеся одной фонемой (паронимы)*.
3 года – понимает когда ребенку читают книгу. Замечает неправильное произношение чужой речи. Начинает замечать ошибки в собственной речи, иногда исправляется. На этом этапе заканчивается формирование фонематического слуха.
4 года – Дифференцирует все звуки, что проявляется в установлении звукопроизношения. Начинает различать далекие по артикуляции звуки (Р и А и т.п.). Различает слова паронимы (лак – лук). Замечает неправильное произношение в собственной речи. Начинает изменять голос, например при пересказе сказки*.
5 лет – Способны к выполнению заданий на фонематический слух*, анализ*, синтез* – определяет наличие звука в слове*, определяет место звука в слове* (начало, середина, конец).
6 лет – Владеют фонематической и ритмической структурой слова*, все задания на фонематическое восприятие усложняются. Владеют вариативностью интонаций*.

7 лет – Способны к элементам письма. Настолько хорошо владеют навыками фонематического восприятия, что способны одновременно производить фонематический анализ, устанавливая последовательность звуков в слове, вспоминать графический образ букв, отслеживать строчки на листе бумаги, контролировать мышечное напряжение пишущей руки, производить фонематический синтез, в момент написания слов, то есть писать.

 

Литература
 
  1. Алексеева М.М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.
  2. Белякова Л.И., Заикание.
  3. Бородич А.М., Методика развития речи детей.
  4. Винарская В.Н., Возрастная фонетика, 2005 г.
  5. Жукова Н.С., Логопедия.
  6.  ИНТЕРНЕТ ! ! !
  7. Малыш учится говорить, О.Жукова, 2007 г.
  8. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / под ред М.Ф. Фомичевой.
  9. Основы логопедической работы с детьми / под ред. Г.В. Чиркиной.
  10. Поваляева М.А., Справочник логопеда.
  11. Программы воспитания и обучения детей «Радуга», «Детство», «Развитие» и др.
  12. Теория и методика развития речи дошкольников, Стародубова Н.А., 2007 г.
  13. Филичева Т.Б., Основы логопедии.
  14. Язык и сознание, Лурия А.Р., 1998 г.
 

 

развитие детей в 4-5 лет/1341717091_Odnoklassniki_1 (126x90, 9Kb)http://subscribe.ru/catalog/socio.edu.logoped - здесь можно подписаться на еженедельную логопедическую рассылку.
Сайт о педагогике и логопедии  
http://nsportal.ru/olga-gubareva
Женский блог  http://idi-k-nam.ru/profile

Блог о логопедии http://www.liveinternet.ru/users/4701016/ 
Дружественная группа в «Одноклассниках» - «Логопеды, логопедия»