РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКА ПОСРЕДСТВОМ ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Кузьменкина Светлана Геннадьевна

Статья из научного сборника

Скачать:


Предварительный просмотр:

развитие личностной культуры подростка посредством диалога на уроках литературы

 Работа преподавателя в средних профессиональных образовательных учреждениях связана со студентами подросткового возраста. Это дети, которые недавно еще были школьниками. Меняется физиология, а, самое главное, иным становится внутренний мир подростка. Он по-другому начинает мыслить, чувствовать, переживать, общаться. Подростковый возраст является сложным не только для самих ребят, а также для всех взрослых, которые с ними общаются. Немаловажную роль в развитии личностной культуры подростка играет общение, диалог студента и преподавателя, ребенка и взрослого. От личности преподавателя во многом зависит художественное воображение, восприятие студентом того материала, который предлагается на уроке. Рассматривая литературу как синтез науки и искусства, я стремлюсь использовать возможности художественной литературы для эстетического  освоения действительности, для нравственного воспитания учащихся. «…Общение с книгой – это, прежде всего, общение с жизнью!» - говорил Е.Н.Ильин, учитель, разработчик системы «Преподавание литературы как предмета, формирующего человека». Поэтому, работа преподавателя литературы над проблемой духовного обогащения личности ребенка через уроки литературы, литературные произведения – перспективный процесс, т.к. художественный образ связан с нравственными, философскими, психологическими, политическими понятиями.

Художественное произведение – это своеобразный мост, диалог между автором и читателем. Понимая точку зрения писателя, раскрывая проблемное содержание текста, ребенок познаёт себя. А преподаватель – это проводник и помощник,  ему важно построить разговор так, чтобы учащийся с радостью последовал за ним в мир литературы.

Формирование духовно богатой личности через преподавание литературы во многом зависит от педагогического мастерства, личностных качеств учителя, поэтому необходимо непрерывно заниматься самообразованием. Я хочу  помочь учащимся понять, что литература с ее мудростью и духовностью не далекое прошлое, а самая актуальная современность, что именно она является хранительницей непреходящих духовных ценностей и дает простор не только работе ума,  но и души. Я поставила перед собой задачу воспитания Личности посредством общения, формирования интереса к Слову, к публичному выступлению, к Книге как объекту познания, к Литературе как учебнику жизни. Урок литературы – это общение, это жизнь, это воспитание чувств. Формула такого урока: интерес + понимание + принятие + сопереживание + любовь. Как добиться этого? Как создать интересный, познавательный, значимый для ребенка урок литературы? Как Словом воздействовать на него, воспитать Человека, Читателя?

В данной ситуации поможет диало́г (первоначальное значение — разговор, беседа двух и более лиц), тип речевой коммуникации, осуществляющейся в отличие от монолога в виде словесного обмена репликами между двумя и более взаимодействующими собеседниками.

Важным условием создания диалога на уроке можно считать целенаправленную работу педагога с развитием сознания детей, когда учащиеся приобретают на уроке представления о чем-либо, вырабатывают навыки мышления и рефлексии. При этом, развертывая смыслодеятельность, учитель должен выступать организатором исследования, быть способным предоставить необходимую информацию, предположить различные способы анализа какой-либо ситуации. Его собственная точка зрения должна представлять собой равноправную позицию по отношению к членам группы. Только в этом случае возможно формирование личностной позиции каждого участника коллектива, в котором возникает равноправный диалог, а ученик и учитель становятся единомышленниками. В отличие от традиционного урока, где основная педагогическая деятельность направлена на передачу норм, знаний, на уроке-диалоге происходит порождение смыслового общения между учащимся и педагогом. Поэтому деятельность, осуществляемая на таком уроке – смыслодеятельность, в корне отличается от нормативной деятельности на уроке-задании.

Учитель предоставляет ученикам выбор средств, с помощью которых они выразят себя в творческом акте чтении, пересказе, инсценировании. Готовясь к уроку дома, выбирая вид работы, в этом выборе ученик проявляет свои личностные мотивы и проживает их сначала самостоятельно дома, а потом, предъявляя в классе, выходит на новый виток проживания, осмысления. Происходит дальнейшее смыслодвижение.

Используются специальные приемы и методы вовлечения детей в пространство совместной деятельности: “один из”, “внимательный собеседник”, “слушать всем телом”, глаза в глаза”, “слышать ребенка”, “проясняющий, уточняющий учитель”, “невмешивающийся педагог” и т.д. С помощью особых приемов педагог движется из пространства “быть руководителем” в пространство быть “одним из нас”. При помощи открытого общения он избегает жестокого критического контроля, участвует в совместном принятии решений и сотрудничестве. Педагог существует в двух качествах: участника совместной деятельности, активного, деятельного партнера и исследователя, рефлексирующего свое педагогическое пространство. Целью для педагога при организации смыслодеятельности является изменение качества связей, совместности, качества самоорганизации.

Диалогичность урока, обсуждение разных взглядов, сопоставление точек зрения, спор, дискуссия и ведут группу учащихся к более глубокому восприятию произ ведений, которое, всегда оставаясь личностным, все ближе и ближе прибли жается вместе с тем к постижению объективного смысла слова писателя.

Понимание жизни и литературы во всем их многоголосии, полифонии, многоцветности, противоречивости, сложности как непрекращающегося  диалога — вот что нам сейчас нужно прежде всего.