Новый образовательный Стандарт при изучении курса «Окружающий мир» в развивающей системе Л.В. Занкова

Кузьмина Ольга Владимировна

Статья составлена к выпускной квалификационной работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konkursavspn.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Новый образовательный Стандарт при изучении курса «Окружающий мир» в развивающей системе Л.В. Занкова

Кузьмина О.В.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №12 РТ г. Бугульма

С 2011 года в школах ввелся новый федеральный государственный образовательный стандарт для начальных классов. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
        Процесс обучения в начальной школе строится по выбранной учителем образовательной программе, в соответствии с той образовательной программой, которая утверждена в образовательном учреждении. Образовательные программы на официальном языке называют учебно-методическим комплектом (УМК).

При выборе УМК, соответствующего новому стандарту, следует учитывать:

- содержание новых учебников должно быть рассчитано в одинаковой мере и на сильного ученика, и на слабого, то есть оно должно быть дифференцированным;

- содержание учебника должно быть ориентировано на развитие личности ребенка и носить деятельностный характер;

- учебники должны способствовать развитию познавательного интереса у детей; развивать творческие способности, самостоятельность учащихся;

- учебники могут использоваться во внеурочной деятельности.

Не все УМК оказались  одинаково подготовленными для реализации целей и задач ФГОС второго поколения. В наиболее выгодном положении находятся системы развивающего обучения – Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

Системно-деятельностная парадигма Стандарта требует свойственного системе развивающего обучения позиционирования учителя и учащегося: усвоение и присвоение ребенком накопленного социального опыта достигается в ходе активной самостоятельной деятельности при партнерском взаимодействии как с взрослым, так и с ровесником.

Л.В. Занков подчеркивал: своеобразие и значение учебной деятельности состоит в том, что ребенок изменяет сам себя.  Это означает, что младший школьник не равнодушен к той деятельности, которой он занимается, осознает важность получения знаний, умеет строить простые гипотезы и находить доказательства для их защиты, элементарно анализирует свою деятельность, оценивает ее, определяет причины неудач и успехов.

Курс «Окружающий мир» (авторы Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова) построен таким образом, что перед школьниками постепенно раскрываются многочисленные связи между знаниями о Земле, ее природе, общественно-культурной жизни человека в их историческом развитии. Вначале учащиеся исследуют только связи между объектами неживой природы, затем эти связи обогащаются связями между объектами живой природы и объектами живой и неживой природы, а затем они изучают особенности жизни человека в различных природных условиях, формирование его взглядов, идей в разное историческое время.

Тем не менее, введение нового образовательного Стандарта требует акцентированного внимания на некоторые положения, к которым учителями обращалось недостаточное внимание.

В настоящее время пока еще мало или отсутствуют методические разработки, направленные на реализацию нового образовательного стандарта. Поэтому исследование путей реализации нового стандарта считаем весьма актуальным.

Целью исследования являлось разработать и апробировать методику проведения урока по теме: «Круговорот воды в природе», ориентированный на новый образовательный стандарт.

Объектом исследования являлся процесс изучения курса «Окружающего мира» по системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

Предметом исследования являлись пути реализации нового образовательного стандарта при изучении предмета «Окружающий мир» в развивающей системе Л.В. Занкова.

Задачи:

  1. проанализировать содержание курса «Окружающий мир» в развивающей системе Л.В. Занкова;
  2. провести сравнительный анализ содержания примерной программы курса «Окружающий мир» системы Л.В. Занкова и примерной программы стандарта второго поколения начального общего образования по «Окружающему миру»;
  3. разработать проект урока по теме: «Круговорот воды в природе» в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и реализовать его;
  4. проверить эффективность опытно-поисковой работы.

Гипотеза: эффективное изучение «Окружающего мира», использование теоретических установок требований нового образовательного стандарта повышает эффективность изучения курса «Окружающий мир».

Методы исследования: в качестве организационного был применен сравнительный метод исследования; использовались эмпирические методы (наблюдение, тестирование), методы обработки научных данных (метод анализа научной литературы, количественные математико-статистические методы и качественный анализ экспериментальных данных), в качестве интерпретационных применялись генетический метод структурный метод.

Одной из задач нашего исследования являлась – провести сравнительный анализ содержания примерной программы курса «Окружающий мир» системы Л.В. Занкова и примерной программы стандарта второго поколения начального общего образования по «Окружающему миру».

С целью проведения сравнительного анализа, нами была составлена сравнительная таблица «Примерных программ курса «Окружающий мир» в образовательной системе Л.В. Занкова и ФГОС НОО.

Приведем кратко некоторые теоретические выводы Л.В. Занкова, подтвержденные многочисленными экспериментами, сопоставив их с положениями нового образовательного Стандарта.

- Прежде всего отметим, что исследования Л.В. Занкова, связанные с проблемами обучения и развития, носили междисциплинарный характер (велись на стыке наук), что соответствует общему (интегративному) подходу в современных научных исследованиях. Целостный (интегративный) подход к исследованию личности ребенка также отвечает требованиям современной эпохи. Такой же целостный подход к решению проблем современного начального образования отмечается и в новом образовательном Стандарте.

- Л.В. Занков был против того, чтобы рассматривать начальную школу лишь как пропедевтический этап в обучении школьников. Он настаивал на том, что начальные классы - это особый самоценный этап в жизни ребенка, в течение которого закладываются основы не только учения в средних и старших классах, но и всей последующей деятельности человека. Эта же мысль выражена в новом образовательном Стандарте следующими словами: «Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться».

Эта же мысль утверждается и в «Примерных программах начального общего образования»: «Начальная школа - самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении».

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.

Для решения проблемы развития каждого ребенка, индивидуализации обучения необходимо многообразие организационных форм обучения. Именно в системе Л.В. Занкова урок начал терять свое ведущее значение. «Заорганизованность», «стандартизация» планов разработки и анализа урока - понятия не совместимые с жизнью детей на уроке, составляющей основу их творчества и развития. Формы организации обучения в системе Л.В. Занкова отличаются гибкостью, динамичностью, что соответствует цели достижения оптимального общего развития каждого ребенка.

В информационном веке добывание информации из разных источников, ее осмысление и отбор становятся обязательным умением для любого человека. Поэтому особую значимость для обучения приобретают экскурсии, работа в библиотеке, кружковая работа, проведение конкурсов, викторин, театрализация, живое общение: «ученик-одноклассники-учитель-родители и другие взрослые», совместная деятельность в разновозрастных группах, группах, состоящих из учеников разных классов одной параллели, и так далее.

В рамках опытно-поисковой работы нами были составлены и реализованы проекты уроков по теме «Круговорот воды в природе», выполненный в традиционной форме и ориентированный на новый образовательный Стандарт. Данные уроки приводились в сравнительную таблицу, отражающую методику проведения уроков.

 При планировании уроков по системе развивающего обучения Л.В. Занкова без учета требований нового образовательного Стандарта, в отличие от проекта урока по Стандарту,   не учитывались личностные, метапредметные и предметные результаты, не уделялось особого внимания формированию УУД.

Таким образом, по итогам проведения уроков можно сделать выводы о том, что на уроке  с учетом требований нового образовательного стандарта, учащиеся получили возможность научиться понимать информацию, заключенную в схеме и представлять ее в виде текста и наоборот, строить простейшие высказывания с использованием логических связок «если .., то»,  составлять схему рассуждений; на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. Кроме этого в течение урока велась работа по формированию УУД, что способствовало достижению планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных).

Для более комплексного исследования проблемы реализации требований стандартов второго поколения, при изучении «Окружающего мира», в работе были применены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение; педагогический эксперимент. В ходе педагогического эксперимента был использован метод тестирования.

Основными способами изучения и обобщения проблемы реализации стандартов в курсе «Окружающий мир» в нашем исследовании явились: анализ литературных источников, изучение современных общеобразовательных программ, изучение документов планирования уроков образовательных программ, педагогические наблюдения. Изучение и анализ научно-методической литературы, связанной с темой нашего исследования, позволили определить круг вопросов, требующих разрешения, конкретизировать задачи.

Нами была выдвинута гипотеза: эффективное изучение «Окружающего мира», использование теоретических установок требований нового образовательного стандарта повышает эффективность изучения курса «Окружающий мир». Для ее подтверждения мы провели во 2 классе педагогический эксперимент. Наш эксперимент проходил в течение 3 четверти 2011 года. В классе 24 учащихся, занимающихся по системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

Для проведения педагогического эксперимента класс был разделен пополам – 12 учащихся, составляющих экспериментальную группу.

И для проверки практической эффективности занятий, проводимых с учащимися экспериментальной группы, была выделена контрольная группа также из 12 учащихся этого же  класса. Эксперимент проходил в три этапа:

1) констатирующий этап;

2) формирующий этап;

3) контрольный этап.

По итогам педагогического эксперимента можно сделать вывод, что, разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня знаний о свойствах и состояниях воды, круговороте воды в природе у младших школьников на уроках в школе и в повседневной жизни достаточно эффективен.  

В свете требований нового образовательного Стандарта, основу которого составляет системно-деятельностный подход, система развивающего обучения Л.В. Занкова полностью соответствует планируемым образовательным результатам, обозначенным в ФГОС.

В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на ступени начального общего образования заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Исходя из того, что материальной основой общего развития является содержание, представляющее факты и явления в их существенных связях, Л.В. Занков определил основную задачу обучения: представить ребенку широкую целостную картину мира средствами науки, искусства и непосредственного познания. Об этом же, по существу, говорится в «Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» в разделе «Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования».

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза в основном подтвердилась. Эффективное изучение «Окружающего мира», использование теоретических установок требований нового образовательного стандарта повышает эффективность изучения курса «Окружающий мир».