Психологическая и социальная помощь семье, имеющего ребенка с ОВЗ.
В настоящее время в мировом сообществе остро встала проблема социализации детей-инвалидов. Число детей с ограниченными возможностями неуклонно растёт. По статистике количество детей со статусом «инвалид» за последние пять лет в России удвоилось. Зарубежная статистика подтверждаетфакт увеличения количества таких детей на западе. Законом о социальной защите зарегистрировано право этой категории людей на различные льготы и социальные пособия. Но инвалиды, особенно дети, находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически. Детям нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих ограниченных физиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность (Карпенкова И.В., 2001).
Семья, в которой есть дети с ограничениями жизнедеятельности, - особый объект внимания педагогов-психологов. Получив информацию о такой семье, составив план оказания ей помощи, разрабатываются рекомендации родителям, как следует ухаживать за таким ребенком. Чаще всего с ребенком работают психолог, невропатолог, психоневролог, логопед, массажист, дефектолог и инструктор по лечебной физкультуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_i_socialnaya_pomoshch_seme_imeyushchego_rebenka_s_ovz_.docx | 44.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа специалиста-дефектолога с семьей воспитывающей ребенка с нарушениями психофизического развития
Работа специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями психофизического развития, имеет цель оказать квалифицированную.поддержку родителям; помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребенка семейную среду; создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка; формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.
В основу работы с семьями были положены следующие принципы:
- Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса. В работе с ребенком необходимо участие разных специалистов-психоневролога, дефектолога, психолога, массажиста и др.
Необходимы не только наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, но и их совместное обсуждение и "ведение" данной семьи;
-Принцип единства диагностики и коррекционно-педагогического процесса. Обследование ребенка разными специалистами проводится в целях выявления (определения) его актуального и потенциального уровней развития, соматического состояния и т.д. и определяет пути коррекционно-педагогической работы в виде составления индивидуальной программы развития;
- Принцип сотрудничества между родителями и специалистами, родителями и детьми. Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда , когда профессионал видит в родите лях не "объект своего воздействия", а равноправного партнера по коррекционному процессу. Точно так же отношения между специалистом-дефектологом и ребенком и родителями и ребенком должны строиться по известному принципу личностно ориентированной педагогики — на "уровне глаз" ребенка, используя прием "глаза в глаза";
-Принцип учета интересов. Принцип решения задачи через интерес. Этот принцип применим в работе как с ребенком, так и с родителями .Специалист не должен говорить им: "Он никогда не научится этому". Здесь необходимо очень тактично подойти к ответу, сказав, что и этому будет уделено внимание на занятиях, но только чуть позже. Далее в ходе коррекционно-педагогической работы родители уже не будут вспоминать об этом. Таким образом будет положен первый кирпичик в строительство моста между специалистом и родителями;
- Принцип ведущей деятельности. Этот принцип подробно раскрыт в отечественных психологии и педагогике. При этом необходимо согласование действий в коррекционной деятельности различных специалистов, "ведущих" семью.
Формы-организации:
-консультативно-рекомендательная;
- лекционно-просветительская;
-практические занятия для родителей;
-организация "круглых столов", родительских конференций, детских утренников и праздников;
-индивидуальные занятия с родителями и их ребенком;
-подгрупповые занятия.
Коррекционно-педагогическая работа с родителями включает в себя следующие направления:
1. Формирование установки родителей на готовность к положительным формам общения и взаимодействия со своим ребенком.
Особое внимание уделяется формированию у родителей адекватного отношения к своему ребенку; активной позиции к его воспитанию в семье. Важно обращать внимание матери на то, что ребенок умеет делать, учат ее наблюдать и делать выводы из наблюдений, хвалить ребенка, вызывая у него положительные эмоции на игровую ситуацию и действия в ней. Педагог обучает мать способам взаимодействия, побуждающих ребенка к выполнению инструкции ( в позиции за спиной, напротив друг друга, рядом и др.)
2. Обучение родителей различным формам общения со своим ребенком. Важно знакомить родителей с приемами организации предметно-игровой деятельности ребенка; формировать у родителей способы общения с ним; обучать их умению подбирать и использовать игры для своего ребенка, учитывать его возможности.
При работе с родителями наиболее эффективными являются следующие методы : беседа, консультация, лекция, показ занятия, включение матери в совместное выполнение упражнений в ходе занятий, наблюдение и конспектирование занятий педагога, подбор дидактического материала по каждому заданию, просмотр видеоматериалов,ведение дневника наблюдении за развитием ребенка, практические консультации по подбору дидактических игрушек, организация поведения ребенка в специально созданной предметно-развивающей среде-«Библиотеке игрушек».
Результаты проведенных исследований позволяют сделать вывод, что в некоторых случаях ЗПР усугубляется неблагоприятным социальным статусом семьи. С др. стороны, отмечено большое значение семьи в преодолении ЗПР. В семье, уделяющей ребенку должное внимание, задержка психического развития может быть полностью либо в значительной мере компенсирована направленной активизацией и развитием различных сторон его интеллектуальной и эмоциональной сферы. В неблагополучных же семьях психическое развитие таких детей еще более замедляется. В связи с этим система направленной работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна быть частью комплексной программы коррекционного воздействия по преодолению ЗПР.
Формы организации занятий с детьми и их близкими взрослыми могут быть различными, Необходимо только помнить, что родители являются самыми заинтересованными участниками коррекционно-педагогического процесса. Его успешный результат будет зависеть от многих причин, и в последнюю очередь от того, насколько правильно будут построены отношения между специалистами и родителями.
Доверяйте родителям, создавайте, условия для их активного участия в воспитании и обучении ребенка, прислушивайтесь к родителям, но не идите у них на поводу, не допускайте панибратства, будьте терпеливы и корректны, уверенны и последовательны.
Работа психолога с матерями умственно отсталых детей
В 1999 году нами были представлены результаты исследования психологических особенностей родителей детей с отклонениями в развитии
Рождение ребенка с отклонениями в развитии воспринимается его родителями как трагедия, потеря перспектив дальнейшей жизни. Нарушения в развитии любой сферы ребенка, вызывают у родителей, в первую очередь у матерей, сильнейший стресс. Признаки как видимого «калечества» (обезображенная фигура, гримасы на лице, слюнотечение), так и двигательная или любая другая (интеллектуальная или речевая) несостоятельность ребенка оказывают сильное угнетающее воздействие на каждого члена семьи, но на мать этот фактор влияет особенно отрицательно.
Каждая женщина ждет рождения своего малыша с величайшей радостью. Внешние проявления физического «уродства» вызывают у матерей, родивших таких детей частые истерики, чувства одиночества и страха, потерянности и ощущение «конца» жизни. Характерными особенностями таких матерей являются снижение психического тонуса, заниженная самооценка, потеря перспектив профессиональной карьеры, интереса к себе как к женщине и личности.
Стресс, имеющий пролонгированный характер, оказывает сильное деформирующее воздействие на психику обоих родителей. Однако матери больных детей в силу традиционного распределения обязанностей между мужем и женой оказываются под влиянием стресса более длительное время. Как правило, матери находятся с детьми-инвалидами постоянно, выполняя тяжелые повседневные обязанности по уходу за ребенком. Такой ритм жизни, требующий повышенной физической и моральной нагрузки, подтачивает силы, вызывает переутомление и астенизацию женщины.
Матери больных детей жалуются на колебания артериального давления, бессонницу, частые и сильные головные боли, нарушения терморегуляции. Чем старше становится ребенок, т. е. чем длительнее психопатогенная ситуация, тем в большей степени у некоторой части матерей проявляются нарушения здоровья. Возникают расстройства менструального цикла, ранний климакс, частые простуды и аллергия, сердечно-сосудистые и эндокринные заболевания, выраженное или тотальное поседение, проблемы, связанные с желудочно-кишечным трактом [Майрамян Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок. Автореф. дис. канд. мед. наук. — М., 1976.
По мере взросления больных детей переживания их матерей могут лишь несколько сглаживаться, но не исчезают совсем. Длительная психическая травма ведет к нарушению эмоциональной регуляции и смещению уровней аффективного реагирования. В результате перенесенных психотравм у матерей могут развиваться различные как соматические, так и психические расстройства. Вследствие того, что рождение больного ребенка, а затем его воспитание, обучение и в целом общение с ним является длительным патогенно действующим психологическим фактором.
Ниже приводятся психологические портреты родителей: невротичный тип, авторитарный тип, психосоматичный тип.
Портрет матери невротичного типа
Ведущей психологической характеристикой матерей невротичного типа является пассивная личностная позиция в отношении перспектив дальнейшего развития ребенка. Нарушения в развитии ребенка воспринимаются ими как непреодолимые. Поэтому эти матери считают, что любые усилия, направленные на обучение и развитие ребенка, положительных результатов не принесут. Все, что случилось с ребенком, вызывает у них депрессию, тревогу и страх. Эти матери не обладают психофизическими возможностями для преодоления проблем ребенка. Практически во всем они следуют жизненной формуле: пусть все идет в жизни, как идет. Им недоступно понимание того, что некоторые недостатки, возникающие у ребенка, вторичны и являются результатом уже не органического дефекта, а их собственной родительской педагогической некомпетентности. Матери, относящиеся к этой группе, удовлетворяются тем, что ребенок самостоятельно обучается что-то делать, и считают, что большего от него ждать нечего.
В плане воспитания эти матери также проявляют несостоятельность. В их взаимоотношениях с ребенком отсутствует требовательность, а порой и необходимая строгость. Эти матери во всем идут на уступки ребенку. Межличностные связи «родитель-ребенок» в таких семьях могут приобретать симбиотический характер.
В личности невротичных матерей чаще доминируют истерические, тревожно-мнительные и депрессивные черты. Это проявляется в отказе от решения трудных жизненных ситуаций. У части таких матерей сохраняется постоянный тревожный фон настроения, присутствуют излишние опасения чего-либо, что может повредить ребенку. Это, в свою очередь, передается ребенку и становится одной из причин формирования в нем невротических черт характера. Собственное психоэмоциональное бессилие не позволяет таким матерям оценить позитивно свое будущее и будущее ребенка. Прожитая жизнь воспринимается ими как несложившаяся, несчастливая, загубленная рождением в семье ребенка с двигательной патологией. У невротичных матерей часто наблюдаются истерики, подавленное настроение, затяжные депрессивные состояния, стремление уйти от принятия решения, снижение социального статуса, примитивизация поведения.
Портрет матери авторитарного типа
Эта категория матерей характеризуется активной жизненной позицией. В сознании этих матерей отчетливо прослеживается убеждение в том, что проблемы их детей могут быть разрешены. Эту категорию представляют две группы матерей. Первые, узнав о дефекте ребенка, могут от него отказаться, оставив в роддоме. Вторая группа — стойкое желание найти выход из создавшегося положения как для себя, так и для своего ребенка. На предложение об отказе от ребенка такие матери реагируют как на личное оскорбление.
Матерям авторитарного типа, принявшим дефект ребенка, свойственно стремление преодолевать проблемы, возникающие у ребенка и облегчать его участь. Такие матери направляют все свои усилия на поиски лучшего врача, лучшей больницы, лучшего метода лечения, лучшего педагога, знаменитых экстрасенсов и народных целителей. Они обладают умением не видеть преград на своем пути и непоколебимой уверенностью в том, что когда-либо может произойти чудо и с их ребенком. Авторитарные матери создают родительские ассоциации и общества, устанавливают тесные контакты с аналогичными родительскими организациями за рубежом. Эти матери упорно преследуют цель оздоровления, обучения и социальной адаптации своего ребенка и, таким образом, решают проблему ребенка в целом.
Отрицательные характеристики этой категории матерей проявляются в неумении сдерживать свой гнев и раздражение, менторский тон. Многим из авторитарных матерей свойствен неадекватный характер применения воспитательных мер к ребенку, довольно часты жесткие формы наказаний (окрик, подавление личности, шлепок, рукоприкладство). При этом сами матери не рассматривают собственное поведение как неправильное. В результате такая форма взаимодействия часто становится причиной возникновения у детей вторичных нарушений: тиков, энуреза, заикания, пониженной самооценки
Другая часть матерей гиперопекают своих детей. У них формируется неправильное понимание возможного пути развития больного ребенка. Проявляющееся у таких матерей настойчивое стремление всегда ориентироваться только на свои личные жизненные установки (вопреки мнению значимых лиц) не позволяет им увидеть верные перспективы развития ребенка.
Портрет матери психосоматического типа
У этих матерей проявляются черты, присущие матерям как первой, так и второй категорий. Эмоционально они более лабильны. Им свойственны более частые смены полярных настроений (то радость, то депрессия, вызванная незначительным поводом). У некоторых из них в большей степени проявляется тенденция к доминированию, как и у авторитарных родительниц, но отсутствует аффективная форма реагирования на проблему стресса, как у первых и вторых. Психосоматичные матери не устраивают скандалов и ссор, в большинстве случаев ведут себя корректно, сдержанно, а иногда замкнуто. В их поведении, как правило, проявляется нормативность. Проблема ребенка, чаще скрываемая от посторонних взглядов, переживается этими матерями изнутри. Это объясняется тем, что канал отреагирования фрустрирующей психику проблемы у данной категории матерей переведен во внутренний план переживаний. У первых двух категорий матерей он проявляется во внешнем плане: у невротичных — слезы, истерики, у авторитарных — скандалы, агрессия, окрик.
В качестве основных направлений психологической помощи были выделены: педагогическое и психокоррекционное.
Педагогическое направление раскрывает специфику и формы работы психолога по развитию адекватных способов взаимодействия матери с ребенком-инвалидом. Для реализации коррекционных целей (педагогических и психологических) используется педагогическая форма проведения занятий. Мать больного ребенка обучается с помощью психолога определенному набору специальных методических приемов, используемых в практике коррекционной педагогики. Достижение психокоррекционного эффекта осуществляется вследствие личного участия матери больного ребенка в его образовательно-воспитательном процессе. Этот процесс осуществляется под руководством психолога с помощью психологических средств. Реализация этой задачи предполагает проведение психологом индивидуальных занятий с ребенком, в которых участвует и его мать.
В процессе ведения занятий с больным ребенком и его матерью психолог ставит перед собой следующие цели:
— переструктурирование иерархии жизненных ценностей матери (ценно только то, что ребенок есть, а не то, каков он; ценно также то, что он любит мать, а мать любит его);
— коррекцию внутреннего психологического состояния матери;
— формирование адекватных взаимоотношений между матерью и ее ребенком;
--- повышение педагогической компетентности матери, ее обучение специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;
--- формирование у матери специальных воспитательских навыков и приемов, необходимых для развития личности ребенка.
Ориентируясь на эти цели, психолог решает следующие задачи:
- трансформация образовательно-воспитательного процесса, реализуемого матерью по отношению к ребенку, в психокоррекционный процесс по отношению к ней самой; созидательная деятельность матери, направленная на ее ребенка, помогает ей, смягчая негативное воздействие психотравмирующей ситуации;
• осуществление личностного роста матери в процессе взаимодействия со своим ребенком;
• повышение личностной самооценки матери в связи с возможностью увидеть результаты своего титанического труда в успехах ребенка;
• коррекция неконструктивных форм поведения матери в социуме;
• коррекция понимания матерью проблем ее ребенка;
• коррекция методов воспитания, используемых в отношениях с ребенком.
Организационно-методической основой для занятий с родительско-детской диадой служат: демонстрация и обучение матери известным приемам коррекционной работы; конспектирование матерью хода занятий; выполнение домашних заданий с ребенком; чтение специальной литературы, рекомендованной психологом.
Организуя индивидуальные занятия с матерью и ее ребенком, психолог приобщает мать к изменению состояния ребенка, к формированию адекватных форм взаимодействия, нейтрализации неконструктивных форм поведения. Осуществление продуктивной занятости матери позволяет ей реализовывать необходимую потребность в деятельности вообще и в деятельности с ребенком в частности, а также освобождает ее от асоциальной или деформирующей психику формы миропонимания вследствие стресса (чувства вины или мести, греховности предков и т.д.).
Включение матери в коррекционно-образовательный процесс ее ребенка важно потому, что именно в домашних условиях можно достичь необходимых результатов в развитии ребенка и подготовить его к обучению к школе. О дате проведения занятий лучше сообщить матери предварительно. Также заранее следует предупредить мать ребенка о том, что ей придется делать некоторые записи и поэтому нужно принести общую тетрадь и ручку. Такое напоминание о необходимости вести конспект урока настроит мать ребенка на серьезную работу.
В психокоррекционной работе с матерью и ее ребенком психолог выполняет ведущую роль. Осуществляемый им процесс позволяет нейтрализовать деструктивное внутреннее психологическое состояние матерей, гармонизировать их жизненные цели, установки и ценности, сформировать адекватные родительско-детские и детско-родительские отношения.
Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитий
На современном этапе развития специального образования проблема консультирования семьи и ребенка с отклонениями в развитии рассматривается исследователями на основе фундаментальных трудов Л.С. Выготского «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» (1931) и «Проблема возраста» (1932). В этих работах Л.С. Выготский наметил путь решения ряда важнейших вопросов психологического консультирования и диагностики развития, опираясь на созданную им концепцию возраста. Ученый придавал этой концепции принципиальное значение: «Проблема возраста не только центральная для всей детской психологии, но и ключ ко всем вопросам практики» [ С. 260 . Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 то-мах. —Т. 5. —М., 1983.].
Сущность вопроса связана с введением новой единицы анализа детского развития: вместо отдельных психических процессов и функций, традиционно изучаемых психологией (восприятия, внимания, мышления и др.), нужно рассматривать целостные возрастные периоды развития.
Каждый возраст, по Л.С. Выготскому, характеризуется, прежде всего, социальной ситуацией развития, то есть теми единственными и неповторимыми связями и взаимоотношениями ребенка со взрослыми, социальной средой в целом, которые складываются на данном этапе развития. С жизнью в определенной социальной ситуации неразрывно связана и типичная для данного возраста деятельность ребенка, составляющая вторую важнейшую характеристику возрастного периода.
В деятельности возникают и развиваются новые психологические функции и качества, называемые новообразованиями. Психологические новообразования, по мнению Л.С. Выготского, являются не только предпосылкой, но и результатом, своеобразным «продуктом» возрастного развития, определяющим его социальный характер. Накапливаясь с течением времени, психологические новообразования постепенно приходят в противоречие со старой ситуацией развития, ведут ее к слому и построению новых отношений, открывающих новые возможности для развития ребенка в следующем возрастном периоде.
С 1994 года действует одна из новых форм помощи родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, в виде «Университета для родителей», при лаборатории дошкольного воспитания детей с проблемами развития в ГНУ «ИКП РАО».
Основными целями «Университета» являются изучение проблем семейного воспитания детей с отклонениями психофизического развития и разработка новых организационных форм и педагогических технологий включения родителей в коррекционно-воспитательный процесс.
Деятельность «Университета для родителей» осуществляется в следующих направлениях:
• психолого-медико-педагогическое обследование ребенка;
• коррекционно-педагогическая работа с детьми с отклонениями в развитии;
• оказаниепсихолого-педагогичес-кой поддержки семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии;
• оказание методической помощи специалистам, работающим с детьми с отклонениями в развитии;
• обучение специалистов и повышение квалификации.
Опыт консультирования детей с отклонениями в развитии и их родителей свидетельствует о том, что многих проблем в воспитании ребенка можно было бы избежать, учитывая то, что процесс продуктивного взаимодействия ребенка и взрослого является динамическим для обоих участников общения
В процессе консультирования важно ориентировать родителей на создание оптимальных педагогических условий для воспитания и адекватных способов взаимодействия взрослых с ребенком.
При психолого-педагогическом консультировании ребенка с отклонением в развитии и его родителей выделяются конкретные задачи:
• выявить возрастные и индивидуальные особенности в развитии ребенка;
• определить причину первичных и вторичных отклонений в развитии;
• выявить позицию родителей по отношению к ребенку (принятие—отвержение) и способы взаимодействия родителей со своим ребенком (адекватные — неадекватные);
• организовать педагогическую помощь родителям; психологическую поддержку в разрешении личностных проблем, накладывающих отрицательный отпечаток на характер семейного воспитания; • повысить уровень их компетентности в области психолого-педагогических знаний о закономерностях развития ребенка;
• определить тип образовательного дошкольного учреждения;
• разработать индивидуальную коррекционную программу воспитания и обучения для ребенка;
• обосновать педагогический прогноз.
Психолого-педагогическое консультирование ребенка и родителей проводится поэтапно.
Взаимодействие специалистов с родителями начинается с ознакомительной беседы при записи ребенка на консультацию. На этом этапе выясняются следующие вопросы: возраст ребенка, жалобы родителей, вид ожидаемой помощи от консультации.
Второй этап посвящен изучению документов: сведения о ребенке — история его развития, результаты обследования ребенка в медицинских учреждениях, сбор анамнестических сведений о развитии ребенка, уточняются условия воспитания в младенческом и раннем возрасте, сведения о микроклимате в семье, понимании родителями проблем развития ребенка.
Третий этап посвящен психолого-педагогическому обследованию ребенка. Сначала изучается познавательное развитие ребенка, затем при необходимости проводится обследование слуха, а в дальнейшем — речевого развития.
Выбор методик для обследования познавательного развития ребенка раннего и дошкольного возраста обусловлен возрастом ребенка и наблюдением специалистов за поведением малыша в новых условиях. Важно обратить внимание на то, как ребенок входит в экспериментальную комнату: держась за руку матери (отца); самостоятельно, охотно или неохотно, отворачиваясь от новых взрослых; вбегает и начинает сразу хватать игрушки, не фиксируя на них внимания и т.д.
На четвертом этапе консультирования даются рекомендации по корректировке условий жизни ребенка и микроклимата в семье. Рекомендации будут тем продуктивнее, чем больше в их осуществлении участвуют родители. Важно подвести родителей к пониманию значимости семьи в воспитании ребенка, так как коррекция личностных качеств ребенка невозможна без изменений его взаимоотношений со взрослыми в семье. Поэтому необходимо использовать педагогические возможности самих родителей в обучении ребенка, помочь им овладеть технологией наиболее распространенных форм педагогической работы, навыками семейного общения.
На пятом этапе составляется индивидуальная коррекционная программа развития ребенка и делается педагогический прогноз.
Эффективной организационной формой консультирования родителей и обучения их педагогическим техно логиям являются включение родителей в коррекционно-педагогическое занятие педагога с ребенком и участие родителей в групповых семинарах — занятиях. Включение родителей в занятие происходит поэтапно, в зависимости от готовности близкого взрослого адекватно взаимодействовать с собственным ребенком. На этих занятиях родители получают знания по формированию тех или иных умений и навыков у ребенка (по формированию навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков,' предпосылок формирования изобразительной деятельности и т.д.).
Участие родителей в семинарах-занятиях может проходить в двух формах: первая — теоретическая (лекционно-просветительная), вторая — практическая. Повышение уровня родительской компетенции включает в себя объяснение родителям значения режима дня и создания условий для организации деятельности ребенка в семье, разъяснение роли предметно-развивающей среды и взаимодействия с близким взрослым в развитии ребенка дошкольного возраста и др.
На практической части семинаров проводится обучение родителей приемам коррекционной работы с ребенком: демонстрируются фрагменты коррекционных занятий, комментируется последовательность их выполнения; родителей обучают игровым приемам, приемам общения с ребенком, учат изготавливать игрушки из подручного материала.
Кроме индивидуального консультирования в практике психолого-педагогической помощи родителям активно применяется комплексный подход к реабилитации детей группы риска. Он реализуется в условиях стационара разными специалистами при внедрении традиционных, нетрадиционных методов и новых технологий реабилитации детей с перинатальным поражением центральной нервной системы.
В целях реализации комплексного подхода к реабилитации младенцев группы риска в условиях стационара было определено содержание деятельности каждого специалиста, в том числе и педагога-дефектолога [ Комплексная помощь семье с приемным ребенком / Сост. А.М. Щербакова. — М., 2002.
Работа педагога-дефектолога проводится в двух направлениях. Первое — изучение индивидуальных особенностей детей в целях разработки индивидуальной программы для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком и с последующим включением матери в этот процесс; второе — психолого-педагогическая поддержка матери и других членов семьи.
Главными задачами работы педагога-дефектолога являются изучение особенностей каждого ребенка и определение оптимальных условий для его нормализации эмоционального и психического состояния. Педагог-дефектолог разрабатывает индивидуальную программу воспитания, развития и обучения малыша. При разработке программы учитываются как общие, так и специфические образовательные потребности ребенка, определяются педагогические условия, методы и приемы работы, направленные на коррекцию специфических отклонений у детей с двигательными, сенсорными, интеллектуальными нарушениями.
Содержание коррекционно-педагогической работы направлено на развитие ориентировочных реакций и формирование взаимосвязи межанализаторных систем (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных) в целях нормализации психического развития ребенка. Активизация функциональных связей на раннем этапе онтогенеза способствует активному отношению организма к окружающей среде, что является важнейшим условием в формировании восприятия. Именно восприятие в раннем возрасте является фундаментальным психологическим новообразованием, определяющим дальнейший ход когнитивного развития ребенка.
Наряду с этим педагог-дефектолог обучает мать педагогическим технологиям эмоционального общения со своим ребенком, ориентируясь на индивидуальную программу воспитания малыша. Педагог-дефектолог проводит занятия с ребенком в присутствии матери, объясняет конкретную задачу каждого занятия; прослеживает динамику эмоционального, сенсорного и моторного развития ребенка; наблюдает и корректирует характер общения и взаимодействия матери со своим ребенком; ориентирует ее на изменения этого характера в других условиях воспитания; обучает мать умению наблюдать за изменением поведения и реакциями своего ребенка.
Важным направлением в психолого-педагогической поддержке семьи является налаживание адекватного взаимодействия между членами семьи с приоритетным выделением роли матери в целях нормализации эмоционального и соматического состояния малыша. Главной задачей работы педагога-дефектолога с родителями является формирование у них активной позиции в воспитании ребенка. При этом значимым является обучение родителей разнообразным формам взаимодействия с малышом, наблюдению и оценке его реакций и поведения.
По заявлению родителей и заключению Психолого-медикопедагогической комиссии (ПМПК) для оказания коррекционной помощи его направляют в группу кратковременного пребывания дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида («Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии» от 26.06.99 № 129/23-16).
В группах кратковременного пребывания создаются специальные условия для занятий с ребенком, направленные на формирование психологических новообразований, ведущей деятельности, коррекцию и предупреждение вторичных отклонений в развитии.
К специальным условиям относятся: адекватные способы общения и- взаимодействия взрослого с ребенком; создание предметно-развивающей среды; разработка индивидуальной программы воспитания, обучения и развития на каждого воспитанника; обучение родителей педагогическим технологиям общения и взаимодействия со своим ребенком; оказание психолого-педагогической помощи родителям в создании адекватных условий для воспитания ребенка в семье.
Индивидуальная программа состоит из двух частей. Первая часть раскрывает содержание коррекцион-норазвивающего обучения ребенка, вторая включает в себя содержание работы специалистов (педагога-дефектолога, педагога-психолога, музыкального педагога) с родителями.
Разработка содержания программы для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком начинается с изучения как возрастных, так и индивидуальных особен ностей развития ребенка. Психолого-педагогическое обследование направлено на выявление уровня сформированности основных линий развития: социальной (формы общения — вербальные, невербальные; способы усвоения общественного опыта — готовность к совместным действиям, наличие указательного жеста, способность к подражанию, умение действовать по образцу и по словесной инструкции), физической (развитие основных движений, развитие ручной и мелкой моторики), познавательной (сенсорное развитие, наглядно-действенное мышление, ознакомление с окружающим, развитие речи, предметно-игровые действия, предпосылки к продуктивным видам деятельности).
Содержание программы включает в себя задачи, методы и приемы работы с малышом, учитывающие актуальный уровень сформированности основных линий развития ребенка и его потенциальные возможности, т. е. зону ближайшего развития.
Работа специалистов (педагога-дефектолога, педагога-психолога, музыкального педагога) с семьей планируется также после изучения характера взаимодействия родителей со своим ребенком, а также с учетом уровня педагогической компетентности родителей, анализа условий воспитания ребенка в семье. Индивидуальная программа разрабатывается на основе следующих принципов:
• учет онтогенетического хода развития основных линий развития;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей ребенка;
• деятельностный подход к развитию личности ребенка;
• коррекционная направленность воспитательного процесса;
• доступность, повторяемость и концентричность предложенного материла.
Еще одной новой формой помощи родителям и детям с ограниченными возможностями здоровья является интегрированное воспитание (в соответствии с методическим письмом Мин.образования РФ «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» от 16.01.02 № 03-51-5 ин/23-03).
Создан новый тип дошкольного образовательного учреждения — учреждение комбинированного вида. В этих учреждениях воспитываются нормально развивающиеся дети и дети с отклонениями в развитии. Последние, как правило, получают коррекционную помощь либо в специальных, либо в интегрированных группах. В этих группах количество нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии имеет четкое соотношение: две трети — нормально развивающиеся дети и одна треть — дети с неярко выраженными отклонениями в развитии.
Коррекционно-педагогические занятия проводятся как индивидуально с каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии, так и в подгруппе. При этом в подгруппы включаются как дети с отклонениями в развитии, так и нормально развивающиеся.
При организации коррекционно-развивающего обучения в интегрированных группах большое внимание уделяется индивидуальному подходу воспитателей к созданию условий для формирования адекватных форм взаимодействия каждого проблемного ребенка с нормально развивающимися сверстниками в разных видах деятельности (на занятиях по физическому и музыкальному воспитанию, в ходе проведения занятий по изобразительной деятельности, в свободной игровой деятельности).
Наряду с этим специалисты (педагог-дефектолог, педагог-психолог) проводят работу с родителями, которая организуется следующим образом. Фронтальная работа проводится со всеми родителями группы. В процессе этой работы специалисты большое внимание уделяют педагогическим технологиям общения (вербальным и невербальным формам) родителей со своими детьми; роли и значению игрушки и игры в развитии ребенка раннего и дошкольного возраста; роли дидактической игры и театрализованной деятельности в познавательном развитии детей; формированию у детей интереса к продуктивным видам деятельности.
Индивидуальная программа работы специалистов с родителями имеет целью обучить родителей педагогическим технологиям общения со своими детьми; организации игровой деятельности детей в семье; сформировать у родителей уверенный и активный стиль воспитания.
В настоящее время консультативную и коррекционно-педагогическую помощь детям с нарушениями в развитии и их семьям оказывают в различных государственных организациях (реабилитационных центрах); региональных, благотворительных общественных организациях; обществах родителей и их детей, союзах родителей и их детей-инвалидов и т.д., в которых существуют отделы социальной адаптации и коррекционной педагогики, действуют Советы матерей и пр.
Наряду с этим активно действуют различные педагогические центры по типу негосударственных образовательных учреждений, некоммерческих негосударственных организаций, центров лечебной педагогики и др., группы социально-творческой реабилитации и др. В этих учреждениях оказывается комплексная поддержка семьям и их детям многими специалистами, в том числе педагогами-дефектологами. В своей практической работе ими используются психолого-педагогическая диагностика с дополнительными видами терапии: (агротерапия, зоотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, иппотерапия и др. Основными формами работы специалистов с детьми являются индивидуальные и групповые занятия. Основная форма деятельности, которую используют специалисты в работе с родителями, — лекционно-просветительская.
Опыт психолого-педагогической помощи родителям и их детям с отклонениями в развитии в новых организационных формах показывает, что раннее включение родителей в коррекционно-воспитательный процесс позволяет не только скорригировать, но и предупредить появление вторичных отклонений в развитии, достичь максимально возможного личностного становления каждого ребенка с целью интеграции его в общество.
В отечественной науке и практике в последние десятилетия уделяется большое внимание поиску оптимальных и эффективных путей оказания помощи родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является важнейшим условием полноценного психического развития ребенка с особыми образовательными потребностями.
Следует отметить, что одним из центральных вопросов семьи, имеющей ребенка с нарушениями в развитии, является создание оптимальных микросоциальных условий. Для этого необходимо решить следующие проблемы:
• создание государственной системы психологической помощи семье ребенка с отклонениями в развитии;
• осуществление комплексного психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии;
• дальнейшая разработка методов психокоррекционной помощи различным категориям семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии;
• популяризация знаний среди родительской общественности об особенностях развития детей с отклонениями и их потребностях;
• создание специальной службы психологической помощи семьям воспитанников в структуре специальных коррекционных образовательных учреждений;
• подготовка специалистов (специальных психологов, социальных педагогов) для работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии;
• введение в учебные планы факультетов специальной психологии и специальной педагогики вузов обязательных, а не дополнительных дисциплин, раскрывающих проблематику семей данной категории.
Литература
1. Агавеляп О.К. Общение детей с нарушениями умственного развития: Дис. д-ра психол. наук. М, 1989.
2. ВинникотД.В. Маленькие дети и их матери.—М., 1998.
3. Вишневский В.А. Динамика депрессивного невроза // Автореф. дис. канд. мед. наук. — М., 1987.
4. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982- 1984. Т. 3.
5. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии.— М., 1995.
6. Гордеева Т.В.Мишина Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста- дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития (методические рекомендации) //Дефектология. — 2001. — № 1. — С. 60—65.
7. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой. —М., 1998.
8 Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова ЕМ. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. — М., 1993.
9. Комплексная помощь семье с приемным ребенком / Сост. А.М. Щербакова. — М., 2002.
10. Лазуренко С.Б. Содержание деятельности педагога-дефектолога в системе комплексной реабилитации детей первого года жизни // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2002. — № 1. — С. 4—7.
11. Лазуренко С.Б., Половинкина О.Б. Педагогические технологии в системе комплексной реабилитации недоношенных детей / / Дефектология. — 2003. — № 4. — С. 53—56.
12. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
13. Малофеев Н.Н. Ранняя помощь — приоритет современной коррекционной педагогики // Дефектология. — 2003. — № 4. — С. 7—11.
14. Майрамян Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок (психопатологические и психологические аспекты проблемы): Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 1976
15. Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности глухого школьника. Автореф. дис... канд. пед. наук. — М., 1997.
16. Мамайчук И.И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии. Учебное пособие. — СПб., 2000.
17. Мастюкова ЕМ. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст.—М, 1997.
18. Мишина Г. А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития (методические рекомендации) // Дефектология. — 2001. — № 1. — С. 60—64.
19. Московкина А.Г., Пахомова Е.В., Абрамова А.В. Изучение стереотипов отношения к умственно отсталому ребенку учителей и родителей // Дефектология. — 2000. — № 2. — С. 38—41.
20. Морозова Н.Н. Особенности эмоционального отношения умственно отсталых подростков к окружающим людям: Дис. канд. психол. наук. М., 1995.
21. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и мла денец: психологическое взаимодействие.—СПб., 1999.
22. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. — М., 1997.
23. Семого М.М. Социально-психологические проблемы семьи ребенка — инвалида с детства. М., 1992.
24 Скворцов И.А., Осипенко Т.Н., Дедов Н.П. и др. Психологические особенности родителей при неврологической инвалидности ребенка // Исцеление. —М. — 1995.; Вып. 2.
25. Стребелева Е.А., ЗакрепинаА.В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.// Дефектология. — 2005. — № 1. — С. 3—11
26. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной // Вопросы психологии.—1996.—№6.— С.76-87.-
27. Ткачева В.В. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей
28. Ткачева В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии //Дефектология. — 1999. — № 3. — С. 30—36. /
29.Ткачева В.В.Работа психолога с матерями, воспитывающими детей с тяжелыми двигательными нарушениями.// Дефектология. — 2005. — № 1. — С. 25—35.
30. Чарова О.Б., Савина Е.А.Особенности материнского отношения
к ребенку с интеллектуальным недоразвитием// Дефектология. — 1995. — № 5. — С. 34—40
31.Хайртдинова Л.Ф. О работе с родителями в специальном (коррекционном) дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. — 2005. — № 1. — С. 11—14.
32. Хорош СМ. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка // Дефектология. — 1991. — №3. —С. 88—93.
33. Шматко Н.Д. Ранняя помощь детям с отклонениями в развитии. Успехи и опасения // Дефектология. — 2003. — № 4. — С. 3—11.