Философская культура педагога

Проект программы курса :"Философская культура педагога",написана коллективно инициативной группы молодых и энергичных ученых)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_filosofskaya_kultura_pedagoga.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области

Педагогическая академия последипломного образования

Философская культура педагога

(проект программы)

Составители:

О.В. Покосовская,  Н.В. Ермолина,

Н.Г. Евдокимова, В.Е. Гурбани,

Е.Е. Гилева, аспиранты 1 курса  специальности 13.00.01 -  «Общая педагогика, история педагогики и образования».

Рецензент

В.М.Шепель, доктор философских наук, профессор Педагогической академии, академик, заслуженный деятель РФ, основатель имиджелогии, президент Лиги профессиональных имиджмейкеров.

2012 г.

Пояснительная записка

В современных условиях философская культура педагога – необходимый элемент его профессиональной компетентности. Жизнь в педагогике немыслима без определенного уровня философской подготовки. Философская культура педагога – сложное и многогранное проявление духовного мира его личности.

В силу профессиональных функций философская культура учителя становится основой современного типа образования: педагог, передающий знания на основе готовых, однозначных логических схем, сам не ориентирующийся на понимание и не способный к нему, может воспроизвести в учащемся эрудита, но не образованного, т.е. умеющего мыслить и творить человека.

Философская культура состоит в той или иной степени овладения культурными смыслами, накопленными человечеством, в методологической подготовке, в способности к мировоззренческому самоопределению. Она способствует самостоятельной личностной ориентации в окружающем мире, помогает определить оптимальные формы общенияслюдьми: общениевсегдапредполагаетреализацию определенной системы ценностей, осознание своих ценностей, умение соотнести их с чужими – основу позитивного общения. Без осознанного мировоззренческого самоопределения трудно выбрать направления и способы социальной, профессиональной иличностной самореализации.   Философская культура современного учителя – необходимая и обязательная основа его педагогической культуры. Поэтому мы рассматриваем эти понятия вместе.

В профессиональном поведении учителя, в том, как он общается с учащимися, коллегами, родителями учеников, отражается активно освоенное им культурное наследие и сложившаяся на этой основе его система педагогических, социальных, нравственных, интеллектуальных ценностей. Это проявляется в понимании целей общения, в оценке ситуации, в выборе конкретных способов профессионального поведения от тех или иных педагогических методик и технологий до личностной, индивидуальной позиции в конкретной педагогическойситуации.

Таким образом, философская культура педагога - необходимый элемент его профессиональной компетентности. “Она поддерживает жизнь в нас”, - писал Л.С.Выготский, и жизнь в педагогике немыслима без определенного уровня философской подготовки. К сожалению, существующее ныне образование по-прежнему  характеризуется предметоцентризмом, узкопрофильным делением единогокорпусазнаний, утратойцелостной картины мира, ее дроблением на отдельные, не связанные между собой фрагменты. Вот почему вопрос о формировании философской и педагогической культуры учителя в современных условиях становится актуальным.   В своей деятельности педагоги школы практически ориентируются на «определенную совокупность взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности».

Поэтому, в современных условиях модернизации образования усиление личного потенциала в практической педагогической детальности является одной из главных задач. Педагог должен владеть философской культурой для постижения целей воспитания и образования на современном этапе развития педагогического знания. Теория познания даст ему  возможность опосредованно определить законы учебно-познавательной деятельности и способы управления ею. Философские категории необходимости, общего, единичного и особенного, закономерности взаимосвязи и взаимозависимости и т. д. способствуют развитию познавательной педагогической мысли.

Основная цель курса: формирование философской культурыпедагога через анализ педагогической действительности и рефлексии собственной образовательной деятельности в условиях переходного инновационного общества.

Задачи курса:

  1. предоставить слушателям доступное изложение материала по вопросам философской культуры;
  2. раскрыть роль и значение философской культуры для профессиональной деятельности учителя;
  3. привить на выки рефлексивного мышления (философствования);
  4. показать сущность и значение философской культуры педагога как составной части его профессиональной подготовки и методологической основы практической деятельности.

Требования к уровню освоения содержания курса. 

В результате изучения дисциплины слушатели  должны:

- знать философско - мировоззренческие основы важнейших отечественных и зарубежных образовательных систем, учений и концепций, определивших главные стратегические линии исторического развития педагогики;

- понимать сущность, закономерности и логику развития образования как исторического и современного феномена; органическую взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего в историко-педагогическом процессе, различных образовательных культур и ценностей; роль философской культуры в профессиональной культуре учителя.

В результате освоения курса философская культура учителя слушатели должны приобрести научно- исследовательские умения и навыки:

- видеть причинно-следственные связи между историко-педагогическими, а также образовательными явлениями, тенденции и направления их развития;

- выявлять их генетические корни, социокультурные и мировоззренческие основы;
- раскрывать связь целей, содержания, организации воспитания с уровнем и особенностями развития общества в целом, его культуры и науки в каждую историческую эпоху;

- мыслить и оперировать категориями философии при анализе историко-педагогических, философско-педагогических и собственно-педагогических явлений, соединять педагогические, исторические и философские подходы при этом;

- ориентироваться в разнообразии историко-педагогических и образовательных ценностей, выявлять среди них наиболее значимые и перспективные при одновременном учете принципов историзма и культуросообразности;

- использовать элементы историко-педагогического опыта в своей образовательной деятельности.

Курс предназначен для учителей и педагогических работников общеобразовательных школ, дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования и других типов образовательных учреждений.

Формы контроля.

Итоговый контроль.

Для контроля усвоения курса  «Философская культура» предусмотрены:

  1. Контрольная работа. Основы философских знаний.
  2. Творческая работа на тему: «Философское осмысление оснований педагогической деятельности».

Текущий контроль.

Проводится анализ и оценка работы слушателей на практических занятиях (доклады, участие в обсуждении):

  1. Выполнение исследовательского проекта «Философские воззрения великих философов мира»
  2. Практикум.

Тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Аудиторные часы

Вне- аудитор- ные часы

ИТОГО

Лекции

Семинары

КСР

Введение. Актуальность формирования философской культуры учителя.

2

1

3

Раздел 1. Основы философских знаний необходимые для формирования философской культуры

12

2

8

22

1.

Тема 1. Теория познания (гносеология).

6

1

4

11

2.

Тема 2. Логика - фундамент философии.

6

1

4

11

Раздел 2. Искусство полемики как поиск истины.

6

6

10

22

3.

Тема. 1. Теория полемики

6

4

10

4.

Тема 2. Практика полемики. Философские воззрения и педагогика.

6

6

12

Раздел 3. Философская культура научно-  исследовательской деятельности педагога.

6

3

9

5.

Тема 1. Структура и форма науч ного познания. Сознание и познание. Эмпирический и теоретические уровни научного познания. Философское мышление.

2

1

3

6.

Тема 2. Методология педагогического исследования. Объект и предмет научного исследования. Средства и методы научного познания. Наблюдение и эксперимент, роль приборов в познании. Общелогические методы познания, моделирование, измерение.

2

1

3

7.

Тема 3. Научная картина мира и основ ные этапы ее эволюции. Современные представления о механизмах развития научного знания. Социальное познание и его особенности. Наука и техника.

2

1

3

Практикум. Компоненты профессиональной компетенции через призму философской культуры..

12

4

16

8.

Специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины.

3

1

4

9.

Методическая компетентность в области способов формирования знаний, учений, навыков.

3

1

4

10.

Психолого-педагогическая в области мотивов, способностей, направленности обучаемых.

3

1

4

11.

Рефлексия педагогической деятельности (аутопсихологическая компетенция).

3

1

4

ЗАЩИТА ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ

6

6

12

ВСЕГО:

26

24

2

32

84


Содержание курса.

Введение. Актуальность формирования философской культуры учителя.

Особенности, предмет, цель и задачи курса, связь с другими дисциплинами.

Предмет философской культуры.

Место и роль философской культуры в развитии педагогической культуры педагога.

Раздел 1. Основы философских знаний необходимые для формирования философской культуры.

Тема 1. Теория познания (гносеология).

"Гносеология"  -  происхождение слова и содержание понятия. Гносеология как раздел философских знаний. Предмет гносеологии. Проблемы гносеологии. «Гносеология» и «Эпистемология».

Место гносеологических проблем в философии. Взаимосвязь гносеологии с другими проблемами философских знаний. Взгляды различных философов на гносеологию. Эпистемология как составная часть гносеологии.

Проблемы гносеологии в различных типах мировоззрения. Решение гносеологических проблем на уровне наивного реализма, мифологии, религии, здравого смысла.  Специфика постановки и решения гносеологических проблем в философии.

Тема 2. Логика - фундамент философии.

Под логикой будем понимать единство формальной и диалектической логик. Формальная логика – наука о законах и формах правильного мышления, о логических операциях мышления. Диалектическая логика — учения о средствах познания объективного мира, о способах приобретения, формирования, развития знаний и использования их в практической деятельности – формальная логика направлена на прояснение структуры готового знания.

Предметом изучения формальной логики являются формы абстрактного мышления – понятие, суждение, умозаключение – и логические основы теории аргументации.

Под логическим мышлением понимается правильное мышление – мышление по законам логики, т.е. закону тождества, закону непротиворечия, закону исключенного третьего, закону достаточного основания. В соответствии с этими законами логическое мышление – это мышление последовательное, непротиворечивое, определенное, обоснованное.

Мыслить логически – значит уметь верно выстраивать умозаключения, доказательно рассуждать, устанавливать связи и отношения между понятиями, событиями, разрешать противоречия и обнаруживать новые, находить наиболее благоприятные условия приобретения знаний и сообщения их другим, рациональные способы решения проблем и т.д.

Под развитием логического мышления понимается приобретение навыков практического владения логическими операциями мышления умения  устанавливать связи и отношения между понятиями, событиями, осмысленно воспринимать и запоминать информацию, обнаруживать и разрешать противоречия и т.д. Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, ограничение, классификация, конкретизация – это и основные мыслительные операции, среди которых большинство – логические, и важнейшие общеинтеллектуальные умения, а в философии некоторые из них являются методами познания.

Логическая культура характеризуется степенью развития логического мышления, знанием законов логики как формальной, так и диалектической. Воспитание логической культуры способствует эффективности преподавания учебного материала и продуктивности его усвоения.

Раздел 2. Искусство полемики как поиск истины.

Тема 1. Теория полемики.

Доказательство и его структура. Структура аргументации. Правила доказательства и аргументации.

Полемика как искусство убеждения. Полемика и ее структура Отличие полемики от других разновидностей диалога. Виды полемики.

Дискуссия и спор. Причины и цели полемики Типы полемики. Теория полемики.  Общие принципы полемики: принцип демократизма; объективность арбитров; тщательность отбора слов и выражений; ложные аргументы недопустимы.

 Полемика и ее структура. Стратегия и тактика познавательной полемики.

Основные функции полемики: социальная функция полемики; информационная функция полемики; интеллектуальная функция полемики

Тема 2. Практика полемики. Историческое развитие философских взглядов на образование и педагогику.

Исследовательские проекты в форме мультимедийных презентаций:

  1. Философские воззрения Сократа. "Знание не есть ум."
  2. Философские воззрения Платона."Очень плох человек, ничего не знающий, да и не пытающийся что-нибудь узнать. Ведь в нём соединились два порока."
  3. Философские воззрения  Аристотеля. "Об учении он говорил: «Корни его горьки, но плоды сладки». На вопрос, что быстро стареет, он ответил: «Благодарность».
  4. Философские воззрения Ф.Аквинского."Правители нуждаются в мудрецах значительно больше, чем мудрецы в правителях."
  5. Философские воззрения  Д.Локка. "Великое искусство научиться многому — это браться сразу за немногое."
  6. Философские воззрения Декарта."Сомневайся во всём."
  7. Философские воззрения  И.Кант. "Постоянно давать детям награды не годится. Через это они становятся себялюбивыми, и отсюда развивается продажный образ мыслей."
  8. Философские воззрения Ф. Ницше. "Вернейший способ испортить молодое поколение — научить их выше ценить единомышленников, чем тех, кто думает иначе."
  9. Философские воззрения Ф.Гегеля. "Всё действительное — разумно, всё разумное — действительно"
  10. Философские воззрения  А.Энштейна. "Выдающиеся личности формируются не посредством красивых речей, а собственным трудом и его результатами".
  11. Философские воззрения  Л.Толстого. "Кто усовершенствовался, тот не может верить тому, чтобы это усовершенствование кончилось."
  12. Философские воззрения  Бердяева. "Знание — принудительно, вера — свободна."
  13. Философские воззрения  В.Соловьева. "Свобода — это когда не нужно выбирать."
  14. Философские воззрения А.Макаренко. "План заключается не только в том, сколько нужно сделать столов и стульев. План — это тонкое кружево норм и отношений."

Требования  к содержанию проекта. В проекте должен быть указан исторический период жизни философа или философская школа, к которой он принадлежал; определены исторические факты, оказывающие влияние на его философские воззрения; раскрыто содержание высказывания и определено отношение автора к данному высказыванию.

Каждую тему выполняет два слушателя индивидуально. При проверке работы один выступает, другой оппонирует.

Раздел 3. Философская культура научно-исследовательской деятельности педагога.

Структура и форма науч ного познания. Сознание и познание. Эмпирический и теоретические уровни научного познания. Философское мышление.

Методология педагогического исследования. Объект и предмет научного исследования. Средства и методы научного познания. Наблюдение и эксперимент, роль приборов в познании. Общелогические методы познания, моделирование, измерение.

 Научная картина мира и основ ные этапы ее эволюции. Современные представления о механизмах развития научного знания. Социальное познание и его особенности. Наука и техника.

Практикум. Компоненты профессиональной компетенции через призму философской культуры.

Работа с первоисточниками. Наблюдение явлений и фактов. Анализ явлений и фактов. Выявление проблемы (цели, задач) и ее решение. Формулировка гипотезы.

Разработка и проведение эксперимента (расчеты, теоретическое исследование), обработка и обобщение результатов.

Обобщение результатов исследования, формулировка общих выводов. Использование достижения смежных наук.

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.) (Браже Т. Г.)

 Н.В. Кузьмина определяет компетентность как способность педагога превращать специальность, носителем которой он является в средство формирования личности учащегося с учетом ограничений и предписаний, накладываемых на учебно-воспитатальный процесс требованиями педагогической нормы, в которой он осуществляется.

-специальная (в области преподаваемой дисциплины);

-методическая (в области способов формирования знаний, учений, навыков);

-психолого-педагогическая (в области мотивов, способностей, направленности обучаемых);

- рефлексия педагогической деятельности (аутопсихологическая компетенция).

Профессиональные умения связанные с философской культурой (И.Исаев, В. Сластенин):

– умение переводить содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: исследование личности и коллектива с целью определения уровня готовности к активному овладению знаниями проектирование на этой основе процесса развития; выделения комплекса образовательных, развивающих и воспитательных задач и определение доминирующей задачи;

– умение создать и привести в движение логично завершенную педагогическую систему; комплексное планирование учебно-воспитательных задач; обоснованный от-бор содержания образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его реализации;

– умение устанавливать взаимосвязь между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий; активизация личности ученика, развитие его деятельности, регуляция внешних непрограммируемых воздействий;

– умение оценивать результаты педагогической деятельности, анализировать образовательное пространство, определять новые задачи [4, с. 134]

Задания для формирования философской культуры:

- на основе анализа заданной педагогической ситуации самостоятельно сформулируйте проблему (вопрос);

-по заданной ситуации дайте психолого-педагогическую характеристику объектов и субъектов воспитания и их взаимоотношений;

-  решите сформулированную педагогическую задачу на основе строгого применения законов и правил формальной логики;

- решите педагогическую задачу на основе педагогических знаний, диагностики и прогнозирования поведения участников ситуации;

-осуществите поиск или моделирование педагогической ситуации, используя научную литературу или факты реальной педагогической практики (в частности, своей собственной);

-проведите классификацию ситуаций из практики воспитательной работы (подобранных или заданных): по месту возникновения и протекания; по сущности педагогического процесса; по взаимодействующим субъектам и объектам воспитания; по заложенным воспитательным перспективам (стратегические, тактические, оперативные);

-осуществите профессионально-педагогический самоанализ личности в условиях конкретной ситуации и наметьте план самовоспитания;

- проанализируйте педагогическую ситуацию, используя различные сочетания творческих заданий и т.п.

Перечень заданий:

  1. Философские аспекты понятия «информация».
  2. Урок как аналитический продукт.
  3. Философско-педагогические  исследования на основе анкетирования.
  4. Составление рекомендаций для учащихся (творческого проекта, реферата, сочинения и т.д.).
  5. Анализ аналитического продукта учащихся (проекта, реферата и т.д).
  6. Гуманистическая философия образования и воспитания как норма современного  общества.
  7. Организация диалога (полемики, спора, дискуссии) в условиях современного урока

Творческая итоговая работа эссе/реферат/зарисовки на тему: «Философское осмысление оснований педагогической деятельности». Рекомендуется ознакомиться с книгой Николая Александровича Бердяева «Самопознание».


Используемая литература.

  1. Шепель В.М. Философская культура исследователя. Конспект лекций.
  2. Беляев В.И. История и философия науки (педагогики): учебное пособие для аспирантов. – Магадан: Издательство СВГУ, 2011. – 242 с.
  3. Родос В. Б. Теория и практика полемики. – Томск: Томский государственныйуниверситет им. В. В. Куйбышева, 1989. – 55 с.
  4. Послевузовское профессиональное образование: содержание обучения в аспирантуре по педагогическим специальностям [Текст] : методическое пособие / авт.-сост. А. Н. Бакушина. – СПб.: СПбАППО,2008. – 273 с.
  5. Гетманова А.Д. Учебник по логике. — М.:Владос., 1994.
  6. Ярославский педагогический вестник № 1–2010