Новое в социально-педагогическом сопровождении учащихся центра образования в условиях ФГОС второго поколения.

Кузнецова Ирина Владимировна

Новое в  социально-педагогическом сопровождении учащихся центра образования в условиях ФГОС второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_tudvasevoy__ot_10.02.12-_posledniy_variant.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС II ПОКОЛЕНИЯ

Социальный педагог ГБОУ ЦО № 633

Тудвасева Ирина Владимировна

Сложная социально-экономическая ситуация начала 90-ых годов прошлого века привела многие семьи в состояние «краха». Родители потеряли работу, лишились зарплаты, дающей возможность достойно жить и воспитывать детей. Разрушились привычные ценностные ориентиры. Много семей, не выдержав испытаний, распалось. Увеличилось количество разводов. В основном матери остались воспитывать детей зачастую не получая ни материальной, ни моральной помощи со стороны отца ребенка. Для некоторых родителей это оказалось серьезным психологическим стрессом, который они стали снимать употреблением алкоголя или других психоактивных веществ.

Привычка снимать стресс и справляться с проблемами, путем ухода от них в иллюзорный мир спиртного или наркотиков осталась, несмотря на то, что социально-экономическая ситуация в стране изменилась. Не все смогли перестроиться к рыночной экономике, потеряли свою квалификацию, не сумели найти себя в новом социально-экономическом пространстве.

Прямым следствием экономического кризиса и политических потрясений в нашей стране стало появление в конце 90-х годов целой «армии» безнадзорных детей.

В современном глоссарии социального педагога вновь появился термин «безнадзорные дети». Сравнительно недавно этот термин был введен в законодательную практику. Федеральный закон от 24 июня 1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» включает определение «безнадзорный – это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и(или) содержанию со стороны родителей или законных представителей». Попросту говоря, безнадзорные дети – это «сироты» при живых родителях. Их родители (лица их заменяющие) не осуществляют на практике своих родительских обязанностей, но такие несовершеннолетние не могут получить статуса сироты и не могут быть устроены в сиротское учреждение, т.к. их родители не лишены родительских прав.

По данным социальных служб, в отдельные годы, число детей, живущих в неблагополучных семьях с доходами на уровне или ниже прожиточного минимума достигало 20 миллионов. Число безнадзорных несовершеннолетних  ежегодно увеличивается на 130 тысяч и, в отдельные годы достигало 1 миллиона детей. Растет количество детей, которые совершают самовольные уходы из дома. Причем подростки уходят не только из так называемых неблагополучных семей, но и из внешне благополучных, респектабельных семей, материально обеспеченных. Их толкает на улицу скорее недостаток внимания родителей, с утра до вечера занятых на работе.

Ребята уходят во дворы и подвалы, пополняя тем самым «армию» уличных детей. Это не означает, что они обязательно будут жить на улице, но они будут там воспитываться и образовываться.

Вкусив свободы жить на улице, не ходить в школу, ночевать в подвале и делать, что хочется, подростки серьезно травмируют свою психику. Находясь днем и ночью на улице, дети рискуют стать жертвой преступления или быть втянутыми в преступную деятельность. После даже короткого периода такой жизни, дети не могут самостоятельно перестроиться и нуждаются в проведении серьезной реабилитационной работы.

Как вернуть ребят обратно с улицы за школьную парту? Как помочь их родителям вернуться к нормальной жизни? Это сложная задача.

Работа социального педагога и службы сопровождения по реабилитации и социальной адаптации таких подростков и их семей часто сугубо индивидуальна и требует разработки индивидуального реабилитационного маршрута. Это относится и к работе с детьми «группы риска» и их семьями. В 2011-12 уч.г. построение индивидуальной траектории законодательно закреплено в ФГОС.

Каждый ребенок и семейная ситуация в чем-то уникальна. И такая работа не может и не должна оцениваться только в процентах и числе охваченных. По опыту работы службы сопровождения нашего учреждения, основными критериями оценки должен быть итог этой работы – спасенные детские души. И бороться надо за каждого в отдельности.

В условиях обычной массовой школы, не имеющей службы сопровождения, такую работу организовать на должном уровне сложно. Поэтому в 1998г. в Калининском районе на базе ГБОУ ЦО № 633 был открыт «Реабилитационный центр, для детей, нуждающихся в медико-социальной и психолого-педагогической помощи» (далее РЦ).

Основной задачей центра являлась реабилитация и возвращение детей «группы риска» в социум, в образовательное пространство, оказание социально-психологической помощи родителям и всем участникам образовательного процесса. Это позволило создать в учреждении специальную коррекционно-развивающую среду для учащихся, индивидуально ориентированные условия для получения ими общего и профессионального образования.

Общее образование подростков осуществлялось в форме индивидуального обучения. Каждый ученик во время урока находился один на один с учителем. Такая форма обучения позволяла учитывать личностные особенности учащегося, строить образовательный процесс с опорой на его сильные стороны и, исходя из этого, корректировать систему подачи материала.

В течение последних 10 лет в «Реабилитационном центре обучалось ежегодно около 120 учащихся в возрасте от 12 до 18 лет. Они получали основное общее и начальное профессиональное образование по профессиям: столяр, маляр-штукатур, автослесарь, парикмахер, швея, переплетчик, роспись по дереву. По окончании обучения выпускники получали аттестат об основном общем образовании и свидетельство о начальном профессиональном образовании (экстернатная форма). Это был первый опыт по реабилитации и индивидуальному обучению безнадзорных подростков и детей «группы риска» в Санкт-Петербурге, во многом уникальный.

Все учащиеся РЦ находились под постоянным социально-педагогическим и психологическим патронажем, целью которого была помощь детям в адаптации к школе. Служба сопровождения реабилитационного центра включала: руководителя службы сопровождения, 9 ставок социальных педагогов, 2,5 ставки психолога, 2 ст. методиста, мед.сестру, педагога-организатора и школьного инспектора. Работа службы сопровождения строилась на основе разрабатываемого индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы сопровождения подростка и его семьи.

Дети, обучающиеся в нашем центре сложные. У каждого своя непростая судьба, свои проблемы. Многие из них проживают в так называемых «неблагополучных семьях», состоят на учете в детской комнате милиции. Но это не единственная причина, по которой дети выпадали из процесса образования массовой школы. Могут быть и другие: крайне тяжелое материальное положение, отсутствие регистрации в СПб, гражданства России, утеря всех документов, психологические особенности личности учащегося и др.

Как правило, это дети уже не раз дублировавшие обучение в каком-нибудь классе, либо бросившие школу и сильно отставшие в обучении от своих сверстников. Понятно, что в 16-17 лет ребенок, скорее всего, не будет обучаться ни в 5, ни даже в 7 классе массовой школы. Сидеть за партой в школе с детьми значительно младше тебя по возрасту это серьезное психологическое испытание, которое мало кому под силу. В подобной ситуации большинство детей просто бросают школу и оказываются на улице. Таким образом, мы и получаем военнослужащих срочной службы с образованием 3-4 класса. Поэтому наш центр для таких подростков, в каком-то смысле был последним шансом получить общее образование. При необходимости, у нас была возможность дать учащемуся за один год закончить два класса.

Работа социального педагога начиналась с социального патронажа учащегося на дому. Знакомство с ребенком и его родителями в домашней обстановке давало социальному педагогу значительно больше ценной информации, чем многочасовые беседы в школе.

Педагог обязательно в течение учебного года неоднократно посещал своих подопечных на дому. Частота данных посещений зависела от обстановки в семье, от того какие проблемы приходится решать в каждом конкретном случае. Иногда педагогу приходилось приходить к подростку домой каждое утро, будить, брать за руку и приводить его в школу. Таким образом, социальный педагог выполнял роль не только воспитателя, но и своего рода няни.

Каждый соц. педагог работал со своей разновозрастной группой учащихся из 10-15 человек. На каждого учащегося составлялся свой социальный паспорт, карта психолого-медико-социальной помощи ребенку и ежедневный журнал, где соц.педагог каждый день делал записи. В таком журнале фиксировались не только сведения о посещаемости и успеваемости, но и любая другая важная информация о жизни и деятельности учащегося, вплоть до того в каком настроении пришел сегодня в школу подросток, какие проблемы его волнуют. Такой детальный подход к изучению личности ребенка, помогает выработать в отношении него действенный комплекс реабилитационных мероприятий.

Подростки пришедшие обучаться в РЦ не были "успешными" учениками по прежнему месту учебы. К ним не благоволили учителя, зачастую их отвергал и детский коллектив. У многих в связи с этим сформировался комплекс неполноценности. Такие учащиеся не участвуют в общественной жизни школы, прогуливают занятия и находят себя в компании "уличных детей", начинают употреблять психоактивные вещества. Постепенно формируется зависимость, с которой потом очень трудно бороться.

Для таких подростков очень важно почувствовать себя "успешными" хоть в чем-нибудь, чтобы повысить свою самооценку, адаптироваться к школе, почувствовать себя полноценным членом детского коллектива.

Поэтому в РЦ большое внимание уделялось досуговой деятельности: организации художественной самодеятельности, оздоровительным и культмассовым мероприятиям. Многие дети в нашем центре впервые по настоящему раскрылись, стали участвовать в постановке праздничных спектаклей, петь, танцевать, рисовать. Принимали участие в районных и городских конкурсах. Мы привлекали к этой деятельности родителей несовершеннолетних. Вместе с детьми мы приглашали их в загородные поездки, экскурсии, в туристические походы, в театры. К счастью, у нас была такая возможность - предоставить все это учащимся бесплатно. Многие из детей в нашем центре впервые посетили подобные мероприятия вместе с родителями. Это сплачивает детский коллектив и является важнейшим стимулом к учебе. И что не менее важно помогает установить контакт и дружеские отношения между родителями и детьми. Наши педагоги всегда понимали, что реабилитация подростков и семей «группы риска» это штучная работа. К сожалению, лишь единицы родителей удавалось привлечь к участию в школьной жизни. Но с учетом сложности нашего контингента, даже несколько родителей повернувшихся лицом к своим детям и школе – это уже много. Другим важным условием для успешной работы центра является взаимное уважение и конструктивный диалог, как с учащимися, так и с их родителями.

Многие воспринимают социального педагога как источник новых проблем для себя. Они не ждут помощи, а боятся что к ним предъявят требования, претензии, боятся услышать плохие отзывы о их ребенке, оценку их воспитательной деятельности. Боятся, что их привлекут к деятельности, к которой они не готовы. Многие вынуждены работать с утра до вечера, чтобы сводить концы с концами и не хотят задумываться еще о чем-либо. Они считают, если обеспечили ребенка всем необходимым и направили его в школу, то выполнили все свои обязанности. Процесс обучения и воспитания, по их мнению, должен осуществляться и контролироваться учителем, которому за это платят зарплату.

Иногда родители, приходя на консультацию к психологу, так прямо и заявляют, что не знают каким образом им заниматься воспитанием ребенка, который полностью вышел из-под их контроля, и живет самостоятельной жизнью, не считаясь с их мнением. К сожалению, с проблемами взаимоотношений с ребенком родители обращаются к психологу, не в тот период, когда ребенок ходит в детский сад, а когда он уже перешел в старшую школу или уже бросил учиться. И самое страшное, что родители, задавая вопрос: что же нам теперь делать? Зачастую не ждут ответа, т.к. не верят в то, что эта ситуация разрешима и что им могут помочь. На самом деле они не готовы к сотрудничеству со специалистами службы сопровождения, смирились с мыслью, что исчерпали все возможные методы воздействия на ребенка. Не имеют больше ни сил, ни желания что-либо еще делать.

Задача специалистов службы сопровождения изменить этот сложившийся стереотип мышления. Убедить родителей в необходимости сотрудничества, в возможности повлиять на ситуацию с их ребенком, сделать ее контролируемой. Чтобы родитель не ощущал безысходности от того, что он остался один на один с проблемой воспитания подросшего чада. Что бы он понял, что ему действительно могут оказать реальную помощь, а не только предъявить к нему требования по воспитанию ребенка. Таких родителей пугают собственные дети. Их надо примирить с ними, дать возможность наладить диалог, пока они не вышли на «тропу войны» и взаимных обид.

Гораздо эффективнее ранняя профилактикой правонарушений несовершеннолетних. Когда подросток еще не требует вмешательства со стороны органов внутренних дел, но уже понятно, что если ему не будет оказана своевременная поддержка и помощь, то через некоторое время он может пополнить ряды несовершеннолетних преступников. Тогда мы уже будем вынуждены предпринимать к подростку более серьезные меры, вплоть до направления его в исправительно-трудовую колонию. И общество уже будет вынуждено защищать себя от преступных посягательств бывшего ребенка, которому своевременно не была оказана психолого-педагогическая и медико-социальная помощь.

Любая профилактика эффективнее на ранних этапах. Всегда легче и экономически выгоднее не допустить развития какого-либо нежелательного процесса, чем потом реабилитировать его последствия.

В нашем городе существуют центры социальной адаптации для несовершеннолетних, где проходят курс реабилитации условно-осужденные, находящиеся под следствием и освободившиеся из мест лишения свободы подростки. Содержание и реабилитация одного несовершеннолетнего обходится центру 600 долларов ежемесячно.

Содержание подростков в исправительно-трудовой колонии тоже обходится государству не дешево, не говоря уже о том, что исправление подростков таким способом мало эффективно. Многие из них идут на совершение повторных преступлений.

Как показывает опыт, наиболее целесообразно работать с несовершеннолетними в более раннем возрасте, когда только появляются первые признаки девиантного поведения или первые признаки неблагополучия в семье, когда подросток еще не встал на преступный путь, когда еще возможно скорректировать его развитие как личности. Сделать ему своего рода прививку, чтобы он не попал в преступную среду и не сформировался как асоциальный элемент.

В течение нескольких последних лет меняется качественный состав учащихся поступающих на обучение в наш реабилитационный центр. Появилось большое количество детей из внешне благополучных семей. Где есть оба родителя, материально полностью обеспечивающие своих детей, проявляющие о них заботу, готовые к сотрудничеству со специалистами службы сопровождения школы. Нам становиться легче и интереснее работать, когда в нашей деятельности заинтересована семья. Но с другой стороны нас настораживает эта тенденция. Так как, к сожалению, приходится констатировать, что неблагополучных семей не стало меньше, а просто в «группу риска» стало входить все больше детей из социально-благополучных семей. Это говорит о том, что в семьях утерян контакт между родителями и детьми. Антагонизм отцов и детей, конфликт поколений существовал всегда. Но так остро как сейчас эта проблема никогда не стояла. Приходиться признать, что институт семьи пришел в упадок, что утерян авторитет старшего поколения, преемственность семейных традиций. Такие понятия как семья и брак обесценились.

Дети все раньше становятся самостоятельными, начинают жить своей жизнью, в то время как многие из них психологически к этому совершенно не готовы. Начиная жить взрослой самостоятельной жизнью, они не готовы к тому, чтобы взять на себя тот груз ответственности, который она предполагает. Дети, слишком рано ставшие взрослыми, вкусившие свободы жить, где хочу и делать что хочу, часто нуждаются в серьезной индивидуальной психолого-социальной помощи для возвращения в «социум», в образовательное пространство. Такая реабилитация подростков в полном объеме возможна, на наш взгляд, лишь в специализированных реабилитационных центрах с обучением и воспитанием по индивидуальной программе. Необходимость такой реабилитационной работы доказана жизнью. Если мы не вернем таких детей в семьи и школы сейчас, мы рискуем их потерять навсегда.

Здесь главную роль играет социальный педагог, который первый выявляет подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, в «зоне риска», требующего срочного вмешательства со стороны социального педагога, инспектора ПДН (подразделения по делам несовершеннолетних полиции), органов опеки и попечительства, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее КДН и ЗП), органов управления социальной защиты населения, управления здравоохранением и других ведомств. Поэтому социальные педагоги нашего центра работают в тесном контакте со всеми субъектами профилактики, стоящими на защите прав и интересов несовершеннолетних.

До 2010-11 учебного года в нашем учебном заведение обучалось 110 учащихся по индивидуальной образовательной программе. Из них на повторное обучение оставалось не более 8-10 человек в год. На учете в ПДН УВД Калининского района в разные годы состояло от 20 до 33 учащихся. Причем намечалось снижение количества  учащихся совершивших правонарушение. Многие учащиеся снимались с учета в ПДН в связи с исправлением. Была видна явно положительная динамика по реабилитации учащихся.

В результате  реорганизации нашей школы в сентябре 2010 года была ликвидирована служба сопровождения учащихся. Сократили ставки социальных педагогов (вместо 9, в настоящее время, работает – 1.), ставки психолога, педагога-организатора, медицинской сестры, руководителя службы сопровождения. Сократили ставку школьного инспектора ПДН. И самое главное,  были существенно изменены условия обучения учащихся. Индивидуальное образование заменено на обучение в классах компенсирующего обучения, наполняемостью до 12 человек.  Все это не могло не сказаться на результатах работы.

В результате по итогам прошлого учебного года на повторное обучение было оставлено уже 32 учащихся. Количество учащихся, состоящих на учете в ОДН за совершение правонарушений выросло до 42 учащихся, а по итогам 1 полугодия 2011-12 учебного года,  до 52 учащихся. На лицо большой рост совершение правонарушений среди учащихся ГОУ ЦО № 633. Это объясняется тем, что учащиеся стали обучаться в группах и это негативно сказалось на их общении, т.к. они стали обмениваться криминальным опытом, старшеклассники снятые с учета в ПДН не по исправлению, а в связи с 18-летием, стали передавать свой негативный опыт младшим и вовлекать их в противоправную деятельность. Педагоги пытаются сделать все от них зависящее, что бы изменить ситуацию, но в создавшихся условиях это сделать крайне сложно.

Произошедшую реорганизацию нашего учебного заведения Комитет по образованию объяснил тем, что по существующему законодательству дети могут обучаться по индивидуальной программе только в том случае, если у них есть медицинские показания. А подавляющее большинство наших учащихся таких медицинских справок не имеют, т.к. их родители категорически отказываются пройти с детьми медицинское обследование. Некоторые родители даже после того как медико-психолого-педагогическая комиссия рекомендует их детям обучения в специализированных учебных заведениях категорически возражают против этого и не переводят туда учащихся.

Педагогический коллектив и СС ГБОУ ЦО № 633 видит решение этой проблемы в том, что бы не пытаться втиснуть наш центр образования в существующие законодательные рамки. А разработать специально под уже существующие реалии соответствующую законодательную базу, и новые формы получения образования. Необходимо признать то, что в каждом районе С-Петербурга существует подобный контингент подростков, отличный от большинства учащихся обычной массовой школы, которые остро нуждаются в обучении по индивидуальной программе, независимо от медицинских показателей. В основе этого отбора скорее должны лежать социально-педагогические показатели. Что бы вернуть этих детей в образовательное пространство и не допустить их вовлечения в криминальные среду необходимо разработать законодательную базу, позволяющую вернуть индивидуальное образование для подобного контингента учащихся.

Список использованных источников и литературы:

1. Федеральный закон от 24 июня 1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».