Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания подрастающего поколения

Кузнецова Ирина Владимировна

О проблемах семьи, воспитании и адаптации учщихся в  школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya_shkola....doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Семья и школа, информационное взаимодействие»

                                                                                           Тудвасевой И.В. руководителя СС РЦ

ГОУ СОШ № 633

         Сложная социально-экономическая ситуация начала 90-ых годов прошлого века привела многие семьи в состояние «краха». Родители потеряли работу, лишились зарплаты, дающей возможность достойно жить и воспитывать детей. Разрушились привычные ценностные ориентиры. Много семей, не выдержав испытаний, распалось. Увеличилось количество разводов. В основном матери остались воспитывать детей зачастую не получая ни материальной, ни моральной помощи со стороны отца ребенка. Выросло число матерей-одиночек. Это тяжелое испытание остаться одной, с детьми на руках в период экономического кризиса в стране.  Для некоторых родителей это оказалось серьезным психологическим стрессом, который они стали снимать употребление алкоголя или других психо-активных веществ.

         Привычка снимать стресс и справляться с проблемами, путем ухода от них в иллюзорный мир спиртного или наркотиков осталась, несмотря на то, что социально-экономическая ситуация в стране изменилась. Не все смогли перестроиться к рыночной экономике, потеряли свою квалификацию, не сумели найти себя в новом социально-экономическом пространстве.

          Прямым следствием  экономического кризиса и политических потрясений в нашей стране стало появление в конце 90-х годов целой «армии» безнадзорных детей.    

         «Безнадзорные дети» - это термин нашего времени. Появился он сравнительно недавно. Федеральный Закон РФ от 21.05.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» впервые дает точное определение термину «безнадзорный» - «несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей.»  Простыми словами «безнадзорные дети» – это сироты при живых родителях. Такие несовершеннолетние не имеют статуса сироты, их родители не лишены родительских прав и поэтому дети не могут быть устроены в сиротское учреждение, несмотря на то, что их родители (или лица их заменяющие), фактически не осуществляют своих родительских обязанностей.  

         В настоящее время 20 миллионов детей живет в неблагополучных семьях с доходами на уровне или ниже прожиточного минимума. Число безнадзорных детей, достигшее уже 1 миллиона, ежегодно увеличивается на 130 тыс.  Растет количество детей, которые совершают самовольные уходы из дома. Причем подростки уходят из дома не только из так называемых неблагополучных семей, но и из семей респектабельных родителей, где, как говориться, материальное благополучие «на лицо». Их толкает на улицу не столько неустроенный быт, сколько  недостаток внимания со стороны родителей с утра до вечера занятых на работе.

         В итоге ребята уходят из семей во дворы и подвалы, пополняя тем самым «армию уличных детей». Это не означает, что они обязательно будут жить на улице, но они будут там воспитываться и образовываться.

        Вкусив свободы жить на улице, не ходить в школу, ночевать в подвале и делать, что хочется, подростки серьезно травмируют свою психику. Находясь, день и ночь на улице, дети рискуют стать жертвой преступления или быть втянутыми в преступную деятельность.  После, даже очень короткого периода такой жизни, дети нуждаются в проведении с ними серьезной реабилитационной работы.      

    Как вернуть ребят обратно с улицы за школьную парту? Как помочь их родителям вернуться к нормальной жизни? Это сложная задача.

     Работать по реабилитации и социальной адаптации таких подростков и их семей надо индивидуально, по специально разработанной программе. Реабилитация подростков и семей «группы риска» это штучная работа. Здесь не должна идти речь о процентах. Там, где звучат слова «численность» и «охват» ни о какой реабилитационной работе не может быть и речи. Так как каждый ребенок уникален, в каждой семье своя ситуация. И бороться надо за каждого в отдельности.

        В условиях обычной массовой школы такую работу организовать на должном уровне сложно. Поэтому в1998г. в Калининском районе на базе ГОУ СОШ № 633 был открыт реабилитационный центр, для детей, нуждающихся в медико-социальной и психолого-педагогической помощи.

       Основной задачей центра являлась реабилитация и возвращение детей «группы риска» в социум, в образовательное пространство, оказание социально-психологической помощи родителям. Для учащихся были созданы специальные условия для получения образования и профессии, отличающиеся от массовой школы.

          Общее образование подростков осуществлялось в форме индивидуального обучения. Каждый ученик во время урока находился один на один с учителем. При такой системе обучения учитель, ведя урок, обязательно учитывал личностные особенности учащегося. В соответствии с этим строил урок, корректирвал систему подачи материала.

      В течении 10 лет  в РЦ обучались ежегодно около 120 учащихся в возрасте от 12 до 18 лет. Здесь они получали основное общее и начальное профессиональное образование по профессии: столяр, маляр-штукатур, автослесарь,  парикмахер, швея, переплетчик, роспись по дереву. По окончании обучения выпускники получали аттестат об основном общем образовании и свидетельство ПУ о начальном профессиональном образовании через экстернат. Это был первый уникальный опыт по реабилитации и  индивидуальному обучению безнадзорных подростков и детей «группы риска» в г. Санкт-Петербурге.

      Все учащиеся центра находились под постоянным психолого- педагогическим патронажем. Цель которого была помочь детям адаптироваться к школе. Для этого в реабилитационном центре была создана служба сопровождения. В не входили: 8 соц. педагогов, 2 психолога, 2 методиста, мед.сестра, педагог-организатор, руководитель службы сопровождения. Деятельность службы сопровождения направлялась на разработку индивидуального образовательного маршрута для каждого учащегося,  а также индивидуальной программы сопровождения подростка и его семьи, с учетом личностных особенностей.

       Специалисты нашего центра очень хорошо понимали ценность семьи как таковой. Никто не может заменить ребенку родителей. Сотрудники службы сопровождения  старались  сохранить семью, и воспринимали лишение родительских прав и изъятие ребенка из семьи, как самую крайнюю меру. Работа службы сопровождения нашего центра направлялась на оказание необходимой социальной, педагогической, психологической и даже материальной помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

        Каждый ребенок рождается в семье, т.к. в момент появления на свет ребенка рождается семья. Независимо от того был ли зарегистрирован брак, известен ли отец, мы уже имеем дело с семьей. Где есть как минимум мать и дитя. Семья может быть полная или неполная, благополучная или неблагополучная. Мать может быть взрослая, несовершеннолетняя или малолетняя, дееспособная или нет, Но в любом случае фактически это семья, где есть мать, которая имеет право и должна выполнять родительские обязанности по отношению к  своему ребенку. И только потом, в силу различных причин семья может распасться, либо ребенок может остаться сиротой.  Мать может быть лишена родительских прав и ребенок может оказаться на попечении государства или опекуна.

            К сожалению, семейный кодекс не дает нам юридического понятия семьи, т.к. в разных случаях, для решения различных юридических вопросов семья трактуется по-разному. Но нам важно другое - дети рожаются в семье и должны получить в первую очередь семейное воспитание, а затем уже дополнительное развитие в учреждениях дошкольного и школьного образования. Детские сады, школы и другие образовательные учреждения лишь оказывают влияние на формирование личности. Они не могут заменить семейного воспитания, где закладываются ценностные ориентиры, которые дети проносят через всю свою жизнь, и часто передают морально-этические ценности своей семьи в свою очередь своим детям.  

         Поэтому если мы говорим о воспитании в школе, то этот процесс нельзя рассматривать в отрыве от семейного воспитания. Даже если мы имеем дело с так называемыми «неблагополучными семьями», а может быть, в-первую очередь с ними, необходимо включать в процесс школьного воспитания работу с семьей. Поэтому диагностика семейных отношений является первостепенной задачей в работе социальных педагогов  и психологов нашего центра.

       Дети приходили учиться в наш реабилитационный центр уже сформировавшимися личностями в возрасте 12-17 лет. Не изучив условия жизни и развития подростка, невозможно разработать индивидуальный маршрут сопровождения. Первое, что осуществлял социальный педагог- это социальный патронаж учащегося на дому. Знакомство с ребенком и его родителями в домашней обстановке может дать социальному педагогу значительно больше ценной информации, чем многочасовые беседы в школе.

      Педагог обязательно в течение учебного года неоднократно посещал своих подопечных на дому. Частота данных посещений зависила от обстановки в семье, от того какие проблемы приходится решать в каждом конкретном случае. Иногда педагогу приходилось приходить  к подростку домой каждое утро, будить, брать за руку и приводить его в школу. Таким образом,  социальный педагог  выполнял роль не только воспитателя, но и домашней няни.

      Каждый  соц. педагог работал со своей  разновозрастной группой учащихся из 10-15 человек.  На каждого учащегося составлялся свой социальный паспорт, карта психолого-медико-социальной помощи ребенку и ежедневный журнал, где соц.педагог каждый день делал записи. В таком журнале фиксировались не только сведения о посещаемости и успеваемости, но и любая другая  важная информация о жизни и деятельности учащегося, вплоть до того в каком настроении пришел сегодня в школу подросток, какие проблемы его волнуют. Такой детальный подход к изучению личности ребенка, помогает выработать в отношении него действенный комплекс реабилитационных мероприятий.

        Дети, обучавшиеся в нашем центре сложные. У каждого своя не простая судьба, свои проблемы. Многие из них проживали в так называемых «неблагополучных семьях», состояли на учете в детской комнате милиции. Но это не единственная причина, по которой дети выпадали из процесса образования массовой школы. Могут быть и другие: крайне тяжелое материальное положение, отсутствие регистрации в СПб, гражданства России, утеря всех документов, психологические особенности личности учащегося и др.

       Как правило, это дети уже не раз дублировавшие обучение в каком-нибудь классе, либо бросившие школу и сильно отставшие в обучении от своих сверстников. Понятно, что в 16-17 лет ребенок, скорее всего, не будет обучаться ни в 5, ни даже в 7 классе массовой школы. Сидеть за партой в школе с детьми значительно младше тебя по возрасту это серьезное психологическое испытание, которое мало кому под силу. В подобной ситуации большинство детей просто бросают школу и оказываются на улице. Таким образом,  мы и получаем военнослужащих срочной службы с образованием 3-4 класса. Поэтому наш центр для таких подростков, в каком-то смысле был последним шансом получить общее образование. При необходимости, у нас была  возможность дать учащемуся за один год закончить два класса.

        Подростки пришедшие обучаться в РЦ не были "успешными" учениками  по прежнему месту учебы. К ним не благоволили учителя, зачастую их отвергал и детский коллектив. У многих в связи с этим сформировался комплекс неполноценности. Такие учащиеся не участвуют в общественной жизни школы, прогуливают занятия и находят себя в компании "уличных детей", начинают употреблять психо-активные вещества. Постепенно формируется зависимость, с которой потом очень трудно бороться.

      Для таких подростков очень важно почувствовать себя "успешными" хоть в чем-нибудь, чтобы повысить свою самооценку, адаптироваться к школе, почувствовать себя полноценным членом детского коллектива.

       Поэтому в РЦ большое внимание уделялось досуговой деятельности: организации художественной самодеятельности, оздоровительным и культмассовым  мероприятиям. Многие дети в нашем центре впервые по настоящему раскрылись, стали участвовать в постановке праздничных спектаклей, петь, танцевать, рисовать. Принимали участие в районных и городских конкурсах. Мы привлекали к этой деятельности родителей несовершеннолетних. Вместе с детьми мы приглашали их  в загородные поездки, экскурсии,  в туристические походы, в театры. К счастью, у нас была такая возможность - предоставить все это учащимся бесплатно. Многие из детей в нашем центре впервые посетили  подобные мероприятия вместе с родителями. Это сплачивает детский коллектив и является важнейшим стимулом к учебе. И что не менее важно помогает установить контакт и дружеские отношения между родителями и детьми. Сначала мы приглашали родителей на школьные праздники просто как зрителей, затем пытались привлечь их к  деятельному участию. Родители видя, как могут творчески проявить себя их дети, учились ими гордиться, видеть в них созидательное начало. Это напоминало им собственное детство, переживания собственной юности, приближало их к пониманию своего ребенка. Учащиеся, если даже сами не приглашали своих родителей на школьные праздники, обычно бывали рады, если те приходили и являлись свидетелями их творческих успехов.

        К сожалению, лишь единицы родителей удавалось привлечь к участию в школьной жизни. Но с учетом сложности нашего контингента, даже несколько родителей повернувшихся лицом к своим детям и школе – это уже много.  Наши педагоги давно привыкли к тому, что реабилитация подростков и семей «группы риска» это штучная работа. Здесь не должна идти речь о процентах. Там, где звучат слова «численность», «охват»  ни о какой реабилитационной работе не может быть и речи. Каждый ребенок уникален, в каждой семье своя ситуация. И бороться надо за каждого в отдельности. Поэтому подход к обучению, воспитанию и реабилитации подростков в нашем центре сугубо индивидуальный. Другим важным условием для успешной работы центра является взаимное уважение и конструктивный диалог, как с учащимися, так и с их родителями.

       Произошедшая переоценка ценностей тяжело ударила по морально-нравственным устоям семьи и общества. Поэтому не только наши учащиеся, но и их родители зачастую так же нуждаются в социальной и медико-психологической помощи. Некоторые из них понимают это и идут на сотрудничество со специалистами службы сопровождения. Другие всячески избегают контактов с педагогами и психологами. Наша задача наладить взаимодействие семьи и школы, без которого невозможно организовать воспитательный процесс. Зачастую сложно организовать даже первую встречу родителей и педагогов. Родителей не только сложно пригласить на встречу в школу, но и посетить их на дому бывает проблематично.

           Многие воспринимают социального педагога как источник новых проблем для себя. Они не ждут помощи, а боятся что к ним предъявят требования, претезии, боятся услышать плохие отзывы о их ребенке, оценку их воспитательной деятельности. Боятся что их привлекут к деятельности к которой они не готовы. Многие вынуждены работать с утра до вечера, чтобы сводить концы с концами и не хотят задумываться еще о чем-либо. Они считают, если  обеспечили ребенка всем необходимым и направили его в школу, то выполнили все свои обязанности. Процесс обучения и воспитания, по их мнению, должен осуществляться и контролироваться учителем, которому за это платят зарплату.

         Иногда родители, приходя на консультацию к психологу, так прямо и заявляют, что не знают каким образом им заниматься воспитанием ребенка, который полностью вышел из-под их контроля, и живет самостоятельной жизнью, не считаясь с их мнением. К сожалению, с проблемами взаимоотношений с ребенком родители обращаются к психологу, не в тот период, когда ребенок ходит в детский сад, а когда он уже перешел в старшую школу или уже бросил учиться. И самое страшное, что родители задавая вопрос: что же нам теперь делать? Зачастую не ждут ответа, т.к. не верят в то, что эта ситуация разрешима и что им могут помочь. На самом деле они не готовы к сотрудничеству со специалистами службы сопровождения, смирились с мыслью , что исчерпали все возможные методы воздействия на ребенка. Не имеют больше ни сил, ни желания что-либо еще делать.

        Задача специалистов службы сопровождения изменить этот сложившийся стереотип мышления. Убедить родителей в необходимости сотрудничества, в возможности повлиять на ситуацию с их ребенком, сделать ее контролируемой. Что бы родитель не ощущал безысходности от того, что он остался один на один с проблемой воспитания подросшего чада. Что бы он понял, что ему действительно могут оказать реальную помощь, а не только предъявить  к нему требования по воспитанию ребенка. Таких родителей пугают собственные дети. Их надо примирить с ними, дать возможность наладить диалог, пока они не вышли на «тропу войны» и взаимных обид.

     Гораздо проще заниматься ранней профилактикой правонарушений несовершеннолетних. Когда подросток вроде бы еще не требует вмешательства со стороны органов внутренних дел, но уже понятно, что если ему не будет оказана своевременная  поддержка и помощь, то через некоторое время он может пополнить ряды несовершеннолетних преступников. Тогда мы уже будем вынуждены предпринимать к подростку более серьезные меры, вплоть до исправления его в исправительно-трудовой колонии. Потому, что тогда общество уже будет вынуждено защищать себя от преступных посягательств бывшего ребенка, которому своевременно не была оказана психолого-медико-социальная помощь.

             Любая профилактика эффективнее на ранних этапах. Всегда легче и экономически выгоднее не допустить развития какого-либо нежелательного процесса, чем потом реабилитировать его последствия.

           В нашем городе существуют центры социальной адаптации  для несовершеннолетних. Где проходят  курс реабилитации условно-осужденные, находящиеся под следствием и освободившиеся из мест лишения свободы подростки. Содержание и реабилитация одного несовершеннолетнего обходится центру 600 долларов ежемесячно.

          Содержание подростков в исправительно-трудовой колонии тоже  обходится государству   не дешево, не говоря уже о том, что исправление подростков таким способом мало эффективно. Многие из них идут на совершение повторных преступлений.

             Как показывает опыт,  наиболее целесообразно работать с несовершеннолетними в более раннем возрасте, когда только появляются  первые признаки девиантного поведения или первые признаки неблагополучия в семье, когда подросток еще не встал на преступный путь, когда еще возможно скорректировать его развитие как личности. Сделать ему своего рода прививку, что бы он не попал в преступную среду и не сформировался как асоциальный элемент.

         

         В течение нескольких последних лет меняется качественный состав учащихся поступающих на обучение в наш реабилитационный центр. Появилось большое количество детей из внешне благополучных семей. Где есть оба родителя, материально полностью обеспечивающие своих детей, проявляющие о них заботу, готовые к сотрудничеству со специалистами службы сопровождения школы. Нам становиться легче и интереснее работать, когда в нашей деятельности заинтересована семья. Но с другой стороны нас настораживает эта тенденция. Так как, к сожалению,  приходится констатировать, что неблагополучных семей не стало меньше, а просто в «группу риска» стало входить все больше детей из социально-благополучных семей. Это говорит о том, что  в семьях утерян контакт между родителями и детьми. Антагонизм отцов и детей, конфликт поколений существовал всегда. Но так остро как сейчас эта проблема никогда не стояла. Приходиться признать, что институт семьи пришел в упадок, что утерян авторитет старшего поколения, преемственность семейных традиций. Такие понятия как семья и брак обесценились.

       Дети все раньше становятся самостоятельными, начинают жить своей жизнью, в то время как многие из них психологически  к этому совершенно не готовы. Начиная жить взрослой самостоятельной жизнью, они не готовы к тому, чтобы взять на себя тот груз ответственности, который она предполагает. Дети, слишком рано ставшие взрослыми, вкусившие свободы жить, где хочу и делать что хочу, часто нуждаются в серьезной индивидуальной психолого-социальной помощи для возвращения в «социум», в образовательное пространство. Такая реабилитация подростков в полном объеме возможна, на наш взгляд, лишь в специализированных реабилитационных центрах с обучением  и воспитанием по индивидуальной программе. Необходимость такой реабилитационной работы доказана жизнью. Если мы не вернем таких детей в семьи и школы сейчас, мы рискуем их потерять навсегда.

     Общество становится все более комерческим, родители нацелены зарабатывать приличные деньги, ориентируют  детей в первую очередь на зарабатывание денег, а не на получение образования. В связи с тем, что родители очень много времени вынуждены проводить на работе их дети получают слишком большую самостоятельность в гораздо более ранеем возрасте, чем они к этому готовы. Вместе со снижением ценности образования расшатываются нравственные основы личности. Изменить ситуацию возможно возрождением института семьи.

       

 Здесь главную роль играет социальный педагог, который зачастую первый выявляет подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, в «зоне риска», требующего срочного вмешательства со стороны социального педагога, инспектора ОДН, органов опеки и попечительства, Комиссией по делам несовершеннолетних, органов управления социальной защиты населения, управления здравоохранением и других ведомств. Поэтому социальные педагоги нашего центра работают в тесном контакте со всеми организациями, стоящими на защите прав и интересов несовершеннолетних. Взаимодействие между этими органами и разграничение их полномочий регламентируются Федеральным законом №  120 от 21.05.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который является одним из основных нормативно-правовых документов, которым пользуются социальные педагоги  в своей деятельности.

           Конечно, у нас разные полномочия, разные методы работы, но цели одни, поэтому мы работаем вместе, каждый в пределах своей компетентности. Наша работа без взаимодействия просто не имеет смысла.

         Главным органом координирующим деятельность всех субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выступает Комиссия по делам несовершеннолетних и  защите их прав. На бумаге стройная система всех субъектов профилактики выглядит красиво, но на практике получается иначе. Во-первых,  КДН и ЗП обладает властными полномочиями, которые декларируются на бумаге, но в жизни не всегда претворяются. Так, например, для принятия мер воздействия на неблагополучную семью, необходимо рассмотреть на заседании КДН и ЗП материалы на данную семью в присутствии самих родителей. Но если неблагополучный родитель, игнорируя повестку, на заседание комиссии не является, то у КДН и ЗП нет возможности организовать привод такого родителя. Таким образом, большая категория неблагополучных родителей избегает применения к ним мер воздействия со стороны КДН и ЗП, просто не являясь на заседания комиссии. Во-вторых, некоторые субъекты профилактики частично дублируют действия друг друга. А, как известно, у семи нянек дитя без глазу. Поэтому, работа социальных педагогов нашего центра нацелена на то, чтобы объединить и  скоординировать наши усилия,  не мешать друг другу, не дублировать наши действия, а поддержать подростка, оказавшегося в сложных жизненных обстоятельствах с разных сторон.

           Именно социальный педагог начинает первичную профилактику. Он анализирует ситуацию, и решает, какие действия нужно предпринять в первую очередь. Как правило, он сразу же связывается с инспектором ОДН  по территориальности, с инспектором по опеке и попечительству муниципального Совета и другими заинтересованными органами.  Они  совместно вырабатывают план оказания помощи подростку и его семье, т.к. сам социальный педагог не обладает достаточными властными полномочиями и теми возможностями, которые есть у других субъектов профилактики. На каждого учащегося составляется индивидуальный план работы по его реабилитации и оказанию помощи его семье.          

       Произошедшую реорганизацию нашего учебного заведения Комитет по образованию объяснил тем, что по существующему законодательству дети могут обучаться по индивидуальной программе только в том случае, если у них есть медицинские показания. А подавляющее большинство наших учащихся таких медицинских справок не имеют, т.к. их родители категорически отказываются пройти с детьми медицинское обследование. Некоторые родители  даже после того как медико-психолого-педагогическая комиссия рекомендует их детям обучения в  в специализированных учебных заведениях категорически возражают против этого и не переводят туда учащихся.

               Педагогический коллектив ГБОУ ЦО № 633 видит решение этой проблемы в том, что бы не пытаться втиснуть нашу школу в существующие законодательные рамки. А разработать специально под нас новые юридические нормативы. Необходимо признать то, что в каждом районе С-Петербурга существует подобный контингент подростков, отличный от большинства учащихся обычной массовой школы, которые остро нуждаются в обучении по индивидуальной программе, независимо от медицинских показателей. В основе этого отбора скорее должны лежать социально-педагогические показатели. Что бы вернуть этих детей  в образовательное пространство и не допустить их вовлечения в криминальные среду  необходимо разработать законодательную базу,  позволяющую вернуть  индивидуальное образование для подобного контингента учащихся.

       Процесс реабилитации, во всем мире, - это процесс штучный, индивидуальный, а потому и не дешевый. Однако уже всеми признано, что предупредить нежелательное явление всегда проще и экономически выгоднее, чем потом бороться с его последствиями.