Организация внеаудиторной самостоятельной работы учащихся

Асхабова Светлана Сайпуллаевна

 

Формировать у учащегося способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире, формировать умение использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу.Увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий; Повышение активности учащихся по всем направлениям самос-тоятельной работы во внеаудиторное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_saypullaevny_vneauditornaya.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Проект

Организация внеаудиторной самостоятельной работы учащихся

                                    Председатель МО общеобразовательных дисциплин Асхабова С.С

Проект: Организация внеаудиторной самостоятельной работы учащихся.

Цель: формировать у учащегося способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире, формировать умение использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу.

Задачи: 

       - увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий;

       - повышение активности учащихся по всем направлениям самос-тоятельной работы во внеаудиторное время.

Участники проекта

          Учащиеся 1-3 курсов.

          Преподаватели училища.

Наименования мероприятий по реализации проекта

         1. Аудиторная  самостоятельная работа, которая осуществляется непосредственно под руководством преподавателя;

         2. Внеаудиторная самостоятельная работа;

         3. Творческая учебно-исследовательская деятельность.

Продукт проектной деятельности

         1. Рефераты, доклады, письменные работы;

         2. Выполнение домашней работы;

         3. Выполнение индивидуальных работ;

         4. Учебно-исследовательская работа.

Показатели эффективности

         1. Охват учащихся;

         2. Количество работ;

         3. Качество работ.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Назначение и область применения

Описание документа

Виды и содержание самостоятельной работы учащихся

Организация внеаудиторной самостоятельной работы учащихся

Учебно-методическое обеспечение внеаудиторной самостоятельной работы учащихся

Контроль и анализ внеаудиторной самостоятельной работы учащихся

 

 

 

 

 

 НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Данное положение разработано с целью повышения качества подготовки специалистов в училище через организацию систематической внеаудиторной самостоятельной работы учащихся  в процессе обучения.

Положение определяет порядок организации, учебно-методического обеспечения и контроля внеаудиторной самостоятельной работы  учащихся.

Настоящее Положение является обязательным для реализации всеми   учебными подразделениями училища

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

       Государственный образовательный стандарт СПО и НПО: государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника.

       Самостоятельная работа: способ активного, целенаправленного приобретения учащимися новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей.

        Аудиторная самостоятельная работа: учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа учащихся, выполняемая на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

        Внеаудиторная самостоятельная работа учащихся: планируемая учебная, учебно-исследовательская, учащихся выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

3. ОПИСАНИЕ ДОКУМЕНТА

3.1. Виды и содержание самостоятельной работы учащихся

3.1.1.  Самостоятельная работа является неотъемлемой частью учебной деятельности учащегося

3.1.2. Самостоятельная работа учащихся является специфическим педагогическим средством организации и управления учебной деятельностью учащихся и должна рассматриваться и как средство обучения, и как форма учебно-научного познания.

3.1.3. Самостоятельная работа выполняет важные функции:

- способствует усвоению знаний, формированию профессиональных умений и навыков, обеспечивает формирование профессиональной компетенции будущего специалиста;

- формирует потребность в самообразовании, максимально развивает познавательные и творческие способности личности;

- формирует навыки планирования и организации рабочего времени, расширяет кругозор;

3.1.4.  Для того чтобы СРУ была эффективной, необходимо выполнить ряд условий, к которым можно отнести следующие:

готовность учащихся к самостоятельному труду;

мотивация к получению знаний;

обеспечение правильного сочетания объёма аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы;

методически правильная организация работы учащегося в аудитории и вне её, консультационная помощь;

обеспечение учащегося  необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса СРУ в процесс творческий;

контроль СРУ.

3.1.5.  Учебные планы в НПО предусматривают два основных вида СРУ– аудиторную, под непосредственным руководством преподавателя, и внеаудиторную, по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

3.1.6.  Необходимыми составляющими организации учебного процесса, позволяющими обеспечить полноценное управление учебной деятельностью обучающихся и эффективность учебной работы, являются планирование, организация, контроль и анализ ВСР учащихся.

3.1.7. Объем внеаудиторной самостоятельной работы учащихся по дисциплине определяется Государственным образовательным стандартом НПО и СПО  по конкретной специальности (направлению), учебным планом специальности (направления).

3.1.8. Содержание ВСР учащихся должно соответствовать требованиям основной образовательной программы специальности (направления).

3.1.9. Виды, объём и содержание ВСР учащихся устанавливаются учебной частью, учебно-методическими комиссиями  на основании изучения бюджета времени и в соответствии с учебными планами и рабочими программами учебных дисциплин.

3.1.10. Внеаудиторная самостоятельная работа учащихся включает следующие виды самостоятельной деятельности: 

         - подготовка к текущим занятиям (лекциям, практическим и семинарским занятиям, лабораторным работам);

         - выполнение домашних заданий разнообразного характера: решение задач, перевод и пересказ текстов, подбор и изучение литературных источников, разработка и составление различных схем, выполнение графических работ, проведение расчетов и др.;

         - изучение учебного  материала, вынесенного на самостоятельную проработку;

         - выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у учащихся самостоятельности и инициативы;

         - подготовка к контрольной работе, зачету, экзамену;

        - написание курсовой работы, реферата и других письменных работ на заданные темы;

       - участие в олимпиадах, конкурсах;

       - выполнение различных видов самостоятельной работы во время прохождения практик;

       - другие виды самостоятельной работы, специальные для конкретной учебной дисциплины.

       3.1.11. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы учащегося должны быть  разграничены по темам изучаемой дисциплины, четко сформулированы, и их объем должен быть определен часами,  отведенными рабочей программой.

      Задание, как правило, предполагает:

      - целевую установку;

      - содержание самостоятельной работы (с определением одного или нескольких видов ВСР);

      - форму представления выполненной работы (реферат, отчет, пояснительная записка, результаты эксперимента, социологического опроса, чертежи, таблицы, разработанный и спроектированный макет и т.д.);

      - форму и время отчетности (защита отчета на занятии, защита проекта в установленное  время, участие в практических или семинарских занятиях, написание контрольной работы по расписанию, сдача выполненного задания на проверку преподавателю или проверка преподавателем в ходе занятия, выступление на расширенном семинаре, участие в  конференциях;

     - форму оценки выполнения задания.

3.2.  Организация внеаудиторной самостоятельной работы учащегося

          3.2.1. Методика организации ВСР учащихся зависит от содержания изучаемой дисциплины, объема часов на ее изучение, условий учебной деятельности, вида заданий для самостоятельной работы, индивидуальных особенностей учащихся.

          3.2.2. Процесс организации ВСР учащихся включает в себя:

            -  планирование содержания и объёма ВСР учащихся согласно  ГОС НПО и СПО и учебному плану специальности (направлению подготовки);

  - обеспечение дисциплин информационными ресурсами (учебной, справочной и специальной литературой), методическими материалами (указаниями, руководствами, практикумами), контролирующими материалами (тестами и др.) и компьютерной техникой;

  - создание учебно-лабораторной базы и её оснащение в соответствии с содержанием самостоятельной работы по соответствующей учебной дисциплине;

  - создание необходимых условий для ВСР учащихся в читальных залах библиотеки, компьютерных классах;

  - контроль и анализ ВСР учащихся

 3.2.3. Организацию ВСР учащихся   наряду с преподавателем осуществляют: учебно-методическое управление училища, учебно-методические комиссии общеобразовательных дисциплин, спец. Дисциплин училища, библиотека, информационно-вычислительныйц центр, Каждое подразделение решает свои задачи.

В функции учебно-методического управления  входит: 

-  разработка нормативной документации по организации ВСР учащихся в училище;

-  оказание методической помощи учебно- методическим комиссиям , преподавателям по организации  ВСР учащихся;

-  осуществление контроля за соблюдением норм времени при планировании ВСР;

-  осуществление контроля за своевременным составлением графиков контроля ВСР учащихся (Приложение А);

       -  изучение и обобщение опыта работы по организации ВСР учащихся;

-  информирование учащихся и преподавателей о графике контроля ВСР учащихся в начале каждого полугодия;

-  контроль деятельности всех структур по организации ВСР

    учащихся;

       -  совершенствование системы текущего контроля ВСР;

-  осуществление контроля за соблюдением норм времени при планировании ВСР

-  предусмотрение в расписании учебных занятий учащихся часов на ВСР;

       -  анализ ВСР учащихся.

       Обязанности: УМК общеобразовательных  и спец. дисциплин

       -  определение видов заданий по ВСР;

       -  определение приемов, видов и форм контроля результатов ВСР;

        -  определение целесообразности установленных  требований и условий

           выполнения заданий;

       - оптимизация методов обучения, внедрение современных образо-вательных и информационных технологий, как в процесс обучения, так и в систему мониторинга

        - учебных достижений учащихся;

- анализ ВСР учащихся.

       -  определение основных направлений ВСР, ее содержания, форм и методов, а также уровня самодисциплины учащихся и мотивов к получению знаний по каждой дисциплине в соответствии с учебным планом;

- ознакомление учащихся с системой форм и методов обучения в

училище,  методикой самостоятельной работы, критериями оценки, качества выполняемой самостоятельной работы;

       - подготовка необходимых для ВСР учащихся материалов по всем дисциплина;

       -  разработка графика контроля ВСР по дисциплинам  и представление его в учебно – методическое управление;

       -  обеспечение учащихся всех курсов  в начале полугодия графиками контроля ВСР;

       - осуществление связи с библиотекой по вопросам книгообеспечения дисциплин;

       - осуществление контроля за соблюдением норм времени при планировании ВСР учащихся каждым преподавателем;

       -  содействие в подготовке и издании рабочих программ учебных дисциплин, методических рекомендаций для ВСР, учебной литературы;

       -  осуществление мониторинга ВСР по дисциплинам;

        -  контроль своевременности, доступности  и  наглядности  информации о ВСР;

       В функции преподавателя входит:

       -  определение объема учебного содержания и количества часов, отводимых на ВСР в каждой теме отдельной дисциплины;

       -  подготовка контрольно-измерительных материалов и определение

   периодичности контроля;

        -  подготовка необходимых для ВСР учащихся методических материалов по дисциплинам;

        - разработка графика контроля ВСР учащихся по учебной дисциплине;

       - проведение групповых и индивидуальных консультаций по организации самостоятельной работы согласно графику консультаций по ВСР учащихся (Приложение Б);

          - ознакомление учащихся с трудоемкостью, целями и задачами самостоятельной работы по конкретной дисциплине, средствами, которыми может быть выполнена работа, сроками ее выполнения и формами контроля;

 - формирование умения поиска оптимальных вариантов выполнения

 самостоятельной работы ;

        - оптимизация навыков работы с учебником, первоисточниками современной научной литературой;

 - анализ и оценка ВСР учащихся.

 

3.3. Учебно-методическое обеспечение внеаудиторной самостоятельной работы учащихся

Училище обеспечивает учебно-методическую и материально-техническую базу для организации ВСР учащихся.

УМУ и  УМК:

          - совместно с библиотекой училища организует работу по комплектованию учебных кабинетов   учебной литературой, периодическими изданиями, учебными материалами и пособиями, необходимой техникой;

          - обеспечивает доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;

         - разрабатывает учебно-методические комплексы дисциплин, включающие:

   - рабочие программы по дисциплине;

        - методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся;

        - учебники, как в печатном, так и в электронном варианте в соответствии с государственными образовательными стандартами;

       - инструкции и методические указания к выполнению практических и лабораторных работ, по подготовке к семинарским занятиям;

       - задания для самостоятельной работы;

       - темы рефератов и докладов;

       - темы курсовых работ и проектов и методические рекомендации по их выполнению;

       - темы выпускных квалификационных работ и методические рекомендации по их выполнению;

       - вопросы к экзаменам и зачетам;

       - образцы оформления индивидуальных заданий.

       Библиотека училища обеспечивает:

          - учебный процесс необходимой литературой и информацией (комплектует библиотечный фонд учебной, методической, научной, периодической, справочной и художественной литературой в соответствии с учебными планами и программами, в том числе на электронных носителях);

          - доступ к информационной базе данных, в том числе библиографической, основным информационным образовательным ресурсам, включая Интернет-ресурсы.

     

3.4. Контроль и анализ внеаудиторной самостоятельной работы учащихся 

Любой вид ВСР, включённый в учебный план учащихся, должен контролироваться преподавателем, УМК,  УМУ.

        Контроль результатов самостоятельной работы учащихся  осуществляется в пределах времени, указанного в учебных планах на аудиторные  учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу учащихся.

         Контроль результатов самостоятельной работы учащихся может проводиться одновременно с текущим и промежуточным контролем знаний учащихся по соответствующей дисциплине.

         Результаты контроля самостоятельной работы учащихся должны учитываться при осуществлении итогового контроля по дисциплине.

 Видами контроля ВСР учащихся являются:

текущий (оперативный) контроль;

промежуточный контроль;

итоговый контроль;

рубежный (поэтапный) контроль;

предварительный контроль;

тематический контроль;

самоконтроль.

Приемами контроля ВСР учащихся  являются:

устный контроль;

письменный контроль;

тестовый контроль;

игровой контроль.

В зависимости от содержания ВСР формы контроля могут быть различными:

- контрольная работа;

- индивидуальное собеседование;

- зачёт;

- переводные и полугодовые экзамены;

- защита курсовой работы (проекта);

- государственные экзамены;

- защита выпускной квалификационной работы;

- тестовый контроль;

- рейтинговая система контроля и др.

Критериями оценки результатов самостоятельной работы учащегося являются:

- объём знаний;

        - умения учащегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

       - обоснованность и чёткость изложения ответа;

       - оформление материала в соответствии с требованиями.

Анализ ВСР учащихся должен постоянно проводиться, учебно-методическими комиссиями училища. Результаты его используются для совершенствования преподавания, организации занятий и воспитания будущих специалистов.