«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»

Кочеткова Наталья Анатольевна

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx46.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»

В современном мире, когда все острее ощущается потребность в новых, нестандартных способах мышления и все большую ценность приобретает умение находить неожиданные решения и любую ситуацию принимать как возможность решить интересную задачу, особое значение имеет развитие творческого потенциала личности. Необходимым условием этого является духовное и практическое освоение человеком всего богатства культуры, в том числе художественной. Сегодня ни у кого уже не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего возраста, когда ребенок начинает открывать для себя окружающий мир. Большую роль в этом призваны сыграть художественно – эстетические образовательные программы, главная задача которых -  развитие эмоционально – познавательной сферы ребенка, его творческой деятельности. В настоящее время идет активное их внедрение не только в школьную  практику, но и в сферу дошкольного воспитания детей.

Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка. Однако для реализации такого развития необходимы соответствующие условия. Если для развития творчества созданы условия в группе, детском саду, дети с удовольствием рисуют, лепят, готовы проводить за творческими занятиями много времени. К сожалению, известно немало случаев, когда дети не испытывают интереса к изобразительной деятельности, их лица скучны во время рисования, глаза не загораются восторгом при рассматривании произведений искусства, созданные ими изображения бедны, неинтересны, невыразительны.

В настоящее время ученые, психологи, педагоги разработали программы, методические рекомендации по развитию детского творчества в изобразительной деятельности (Доронова Т. Н., Комарова Т. С., Игнатьев Е. И., Палагина Н. Н., Лилов А. Н., Романова Е. С., Потемкина О. Ф. и др.). Но не смотря на доступность в использовании этих рекомендаций, педагоги  затрудняются в установлении причин незаинтересованности детей в изобразительном творчестве, в использовании полученных познавательных навыков в изобразительной деятельности. Это затрудняет их выбор форм организации детей, методов и приемов, направленных на развитие детского творчества, на формирование у детей заинтересованности в качественных результатах своей творческой деятельности.

Изучая и анализируя программные и методические источники, а также наблюдая практическую деятельность воспитателей и детей в дошкольном образовательном учреждении, мной было отмечено, что уровень творческих выражений детской изобразительной деятельности выше в тех группах, где педагог целенаправленно использует разнообразные методы и приемы обучения дошкольников рисованию.

В современных программах дошкольного образования недостаточно разработано применение нетрадиционных техник рисования. Использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию творчества в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

В начале учебного года была проведена диагностика уровня развития творческих способностей детей старшей группы в изобразительной деятельности. Результаты показали, что преобладает количество детей с низким уровнем развития творческих способностей:

  1. Уровень развития интеллектуально-творческих способностей (воображение, вариативность мышления) – количество детей с высоким уровнем – 25%; количество детей со средним уровнем развития – 25%; количество детей с низким уровнем развития – 50%.
  2. Уровень развития творческой мотивации (разнообразие интересов, стремление к творчеству, увлеченность процессом творческой деятельности, творческая активность) – количество детей с высоким уровнем развития – 20%; количество детей со средним уровнем развития – 40%; количество детей с низким уровнем развития – 40%.
  3. Уровень развития эстетических творческих свойств (способность к ассоциированию, чувство формы, способность к импровизации) – количество детей с высоким уровнем развития – 15%; количество детей со средним уровнем развития – 30%; количество детей с низким уровнем развития – 55%.
  4. Уровень развития эмоционально-творческих свойств (эмоциональная отзывчивость, способность выражать эмоциональное содержание) – количество детей с высоким уровнем развития – 30%; количество детей со средним уровнем развития – 30%; количество детей с низким уровнем развития – 40%.
  5. Уровень развития способности к продуцированию образов, интеграции разрозненных элементов в единую систему –образ с использованием нетрадиционных техник рисования (монографии и кляксографии) – количество детей с высоким уровнем развития – 25%; количество детей со средним уровнем развития – 35%; количество детей с низким уровнем развития –40%.

Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования и определяется он наличием вариативных, дополнительных, авторских программно – методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требует теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольного образовательного учреждения. В частности, проблема изучения и развития детского художественного творчества средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства недостаточно решалась в теории и практике дошкольного художественного образования.

При отсутствии полноценного педагогического руководства у большинства детей старшего дошкольного возраста будет слабо проявляться интерес к творческой изобразительной деятельности или этот интерес будет неустойчивым, будет слабо проявляться эмоциональный отклик на изобразительное искусство.

Учеными педагогами, социологами замечено, что большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают немного сверх того, что они умели к 9-10 годам своей жизни. Если такие навыки умственной деятельности, как речь и почерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства почему – то прекращается в раннем возрасте. И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно многие взрослые со страхом воспринимают предложение что-нибудь нарисовать.

Причина данного явления кроется в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому не стоит удивляться, что взрослые не умеют рисовать, а ребенок, заканчивая  начальную школу, бросает заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования. Но, как показывают исследования отечественных педагогов, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.

По диагностическим данным социологических исследований, дети в 6-ти летнем возрасте могут представить до 90 % оригинальных изображений, в 8-летнем – 20 %, а взрослые – лишь 2 %. Это как раз те, кто выдержал давление социума и остался творческой личностью. Цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть маленького ребенка от творческой деятельности, наоборот, приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовывать свои возможности.

Именно в  дошкольном детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы, формируются эстетические переживания.

Проблема развития творчества дошкольников является одной из актуальнейших в современной педагогике. Публикуется много статей для родителей, педагогов о том, как развивать у детей творчество в изобразительной деятельности, повышать интерес к изобразительным видам искусства.

Важный путь гуманизации педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие  - усиление внимания к эстетическому воспитанию и формированию художественно – творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных образовательных учреждениях. Одно из главных условий – приоритетное внимание к специфической детской деятельности: игре, изобразительной, театрализованной, конструктивной, музыкальной, которые могут при правильной их организации обеспечить всестороннее развитие ребенка, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным содержанием, предоставить каждому ребенку пережить радость творчества. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей в детском саду. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над изображением ребенок приобретает различные знания: уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая изображения, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Недаром еще Аристотель подчеркивал, что занятия рисованием способствуют разностороннему развитию ребенка. Об этом же писали такие выдающиеся педагоги прошлого, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель и многие отечественные педагоги. Занятия рисованием создают основу для полноценного содержательного общения между собой и взрослыми, и важно помочь детям осуществить такое общение. Работы зарубежных и отечественных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческие виды деятельности выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние ребенка. Поэтому так важно широкое включение в педагогический процесс, в жизнь детей разнообразных занятий художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

Руководство детской изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания того, что представляют собой творчество вообще и особенно детское творчество, знания специфики детского творчества, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению им необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала.

Гипотеза: можно предположить, что тенденция формирования высокого уровня творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста позволяет обнаружить его зависимость от использования в работе с детьми нетрадиционных технологий рисования.

Цель: создание системы работы по развитию творческих способностей старших дошкольников в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования (монотипии и кляксографии).

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать развитие проблемы в трудах отечественных педагогов и психологов.
  2. Изучить и проанализировать нетрадиционные средства рисования в развитии  изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.
  3. Разработать систему занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.

Критерии оценки

  1. Особенности рисования:
  1. Использование изобразительных  приемов и технических навыков;
  2. Координация движения руки и глаза;
  3. Темп рисования: медленный и быстрый;
  4. Замысел: устойчивый, использует самостоятельно замысел, замыслы подсказанные взрослым;
  5. Содержание рисунка: из 3-5 предметов, содержание бессюжетное;
  6. Самостоятельность ребенка;
  7. Требует помощь взрослого;
  8. Выражение положительных эмоций;
  9. Использование речи.

Оценивается по 1 баллу.

Уровни: 7-9 баллов – высокий

                  4-6 баллов – средний

                  0-3 баллов – низкий

  1. Особенности самооценки:
  1. Как ребенок оценивает свой рисунок: положительно, отрицательно, дифференцированно («Получилось хорошо, но не все») или не может оценить?
  2. Мотивирует ли дошкольник свою оценку и что при этом отмечает: качество («Аккуратность получилось»); содержание рисунка («У меня нарисованы старые деревья в парке») или детали изображения («У моего дерева одна ветка надломлена»); эстетическую привлекательность («Красиво получилось»); соответствие изображения действительности («Получилось хуже», «У меня парк, как настоящий»); представления своих возможностях («Я рисую хорошо», «У меня всегда хорошо получается»); свои умения («Я так умею рисовать»); оригинальность изображения («У меня цветочек на солнышко похож»); мнение взрослого («Меня всегда воспитатель хвалит»);
  3. Как ведет себя ребенок в ситуации выбора (отдать рисунок на выставку), возникает ли борьба мотивов и чем завершается; как он оценивает рисунок (отрицательно и признает, что он не годится для выставки; отрицательно, но это не мешает предлагать его на выставку; положительно и признает, что его можно взять на выставку; положительно или отрицательно, но отказывается решить, можно ли его взять на выставку или предлагает решить взрослому)?

Модель деятельности

В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован и требует специфических методов и приемов руководства со стороны взрослого. Первый – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена и самим ребенком или предложена воспитателем (конкретное же ее решение определяется самим ребенком. Чем старше дети и чем богаче их опыт в изобразительной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел. Второй этап – процесс создания изображения детьми. Изображение по теме, названной воспитателем, не лишает ребенка возможности проявить творчество, помогая направить его воображение, разумеется, если при этом воспитатель не регламентирует изобразительное решение. Значительно большие возможности возникают тогда, когда создается изображение по замыслу детей, когда задается лишь направление выбора темы, содержания изображения. Деятельность ребенка на этом этапе требует от него овладения способами изображения, выразительными средствами, которые специфичны для рисования. Третий этап – анализ результатов. Он тесно связан с двумя предыдущими этапами, является их логическим продолжением и завершением. Просмотр и анализ созданного детьми должны осуществляться при максимальной активности, что позволяет детям полнее осмыслить результат деятельности.

Ресурсное обеспечение проекта

  1. программно-методическое обеспечение;
  2. развивающая среда группы, оборудованная необходимым учебно-методическим комплексом;
  3. взаимодействие всех участников педагогического процесса;
  4. система взаимодействия с родителями;
  5. система мониторинга.

Факторы, способствующие реализации проекта:

  1. необходимый уровень теоретической и методической подготовки воспитателя;
  2. наличие учебно-методического комплекта для реализации программных задач на занятии;
  3. специально оборудованная развивающая среда в группе.

Факторы, препятствующие реализации проекта:

  1. нерегулярное посещение занятий детьми;
  2. отсутствие систематизации этапов, методов и приемов работы.

Теоретическая база

Важный путь гуманизации педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие  - усиление внимания к эстетическому воспитанию и формированию художественно – творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных образовательных учреждениях. Одно из главных условий – приоритетное внимание к специфической детской деятельности: игре, изобразительной, театрализованной, конструктивной, музыкальной, которые могут при правильной их организации обеспечить всестороннее развитие ребенка, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным содержанием, предоставить каждому ребенку пережить радость творчества. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей в детском саду. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над изображением ребенок приобретает различные знания: уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая изображения, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Недаром еще Аристотель подчеркивал, что занятия рисованием способствуют разностороннему развитию ребенка. Об этом же писали такие выдающиеся педагоги прошлого, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель и многие отечественные педагоги. Занятия рисованием и другими художественными видами деятельности создают основу для полноценного содержательного общения между собой и взрослыми, и важно помочь детям осуществить такое общение. Работы зарубежных и отечественных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческие виды деятельности выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние ребенка. Поэтому так важно широкое включение в педагогический процесс, в жизнь детей разнообразных занятий художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

Руководство детской изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания того, что представляют собой творчество вообще и особенно детское творчество, знания специфики детского творчества, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению им необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала. Свое понимание творчества, известный исследователь А. Лилов выразил так: "… творчество имеет свои общие, качественно новые определяющие его признаки и характеристики, часть которых уже достаточно убедительно раскрыта теорией. Эти общие закономерные моменты творчества таковы:

  1. творчество есть общественное явление;
  2. его глубокая социальная сущность заключается в том, что оно создает общественно необходимые и общественно полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, и, особенно в том, что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного общественного субъекта (класса, народа, общества) при его взаимодействии с объективной действительностью.            

В своем исследовании В. Г. Злотников указывает, что художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов, оно является специфической духовно – практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт – произведение искусства.

Что же представляет собой изобразительное творчество ребенка дошкольного возраста? Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, вырезая, наклеивая ребенок дошкольного возраста создает субъективно новое, новое для себя. Общечеловеческой ценности и новизны продукт его творчества не имеет. Но субъективная ценность его значительна. Изобразительная деятельность детей как прообраз взрослой деятельности заключает в себе общественно – исторический опыт поколений. Известно, что этот опыт осуществил и материализован в орудиях и продуктах деятельности, а также в способах деятельности, выработанных общественно – исторической практикой. Усвоить этот опыт ребенок без помощи взрослого не может. Именно взрослый является носителем этого опыта и его передатчиком. Усваивая этот опыт, ребенок развивается. Вместе с тем и сама изобразительная деятельность, как типично детская, включающая рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию ребенка. Как же определяют творчество ученые, исследовавшие детское изобразительное творчество? Известный отечественный педагог В. Н. Шацкая, говоря о детском творчестве и его значении для формирования личности ребенка, подчеркивала: "Детское художественное творчество мы рассматриваем в условиях общего эстетического воспитания скорее как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как создание объективных художественных ценностей". Известный исследователь детского творчества Е. А. Флерина писала: "Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому".  А. А. Волкова, характеризуя изобразительное творчество дошкольников, писала: "Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимали участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими". Включая в содержание образования наряду со знаниями и умениями опыт творческой деятельности, И. Я. Лернер определяет такие черты творческой деятельности:

  1. самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;
  2. видение новой функции (предмета);
  3. видение структуры объекта;
  4. способность к альтернативным решениям;

           5)комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми. И. Я. Лернер утверждает, что творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое, как обычно учат знаниям и умениям. Создавая изображение, ребенок осмысливает качества изображаемого, запоминает характерные особенности и детали разных предметов и связанные с их передачей действия, продумывает средства передачи образов в рисунке, лепке, аппликации. Чем же характеризуется творчество?

Обратимся к работе Б. М. Теплова: "Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, - искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение". Этому условию, естественно, удовлетворяет то творчество, которое возникает у ребенка самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой – либо преднамеренной педагогической стимуляции. Но систематическая педагогическая работа, по мнению ученого, не может строиться в расчете лишь на самостоятельно  возникающее творчество, которое у многих детей  и не наблюдается, хотя эти же дети при организованном вовлечении их в художественную деятельность обнаруживают иногда незаурядные творческие способности. Таким образом, возникает большая педагогическая проблема – поиск таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное действенное желание "сочинять". Л. Н. Толстой, обучая крестьянских ребятишек, считал важной задачу развития творчества и предложил одно из возможных решений ее ("Кому у кого учиться писать…"). Этот прием у Л. Н. Толстого заключался в том, что он сам начинал вместе с детьми писать на ту же тему, что и дети: "Ну, кто лучше напишет? И я с вами". Итак, первый момент такого способа вовлечения детей в художественное творчество, который нашел Л. Н. Толстой, выражался в том, чтобы показать детям не только продукт, но и самый процесс творчества, процесс писания, рисования и т. д. С тем, чтобы они собственными глазами увидели, как "это делается". Отечественный исследователь психологии детского творчества Е. И. Игнатьев писал: "От простого перечисления отдельных деталей в рисунке ребенок переходит к точной передаче особенностей изображаемого предмета. Одновременно изменяется и роль слова в изобразительной деятельности ребенка, слово все больше и больше приобретает значение регулятора, направляющего процесс изображения, контролирующего приемы и способы изображения…". В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные чувства, радуется красивому изображению, любуется им, огорчается, если что – то не получается, старается добиться удовлетворяющего его результата или, наоборот, теряется, опускает руки, отказывается заниматься (в этом случае необходимо чуткое, внимательное отношение педагога, его помощь). В работе над изображением ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, он овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности, и учится осознанию их использовать. Все это весьма значимо для его психического развития, ибо каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает в него свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом и заключается изобразительное творчество ребенка дошкольного возраста, проявляющееся у него не только тогда, когда он сам придумывает тему для своего рисунка, но и тогда, когда создается изображение по заданию педагога, определяя композицию (расположение изображений на листе бумаги), цветовое решение, другие выразительные средства, внося интересные дополнения и т. п.

Итак, анализ положений о детском творчестве известных ученых Г. В. Лабунской, В. С. Кузина, П. П. Пидкасистого, И. Я. Лернера, Н. П. Сакулиной, Б. М. Теплова, Е. А. Флериной и  их многолетних исследований проблем детского художественного творчества позволили сформулировать рабочее определение детского творчества. Учитывая все, что наработано учеными в области творчества, мы будем понимать под художественным творчеством детей дошкольного возраста создание ребенком субъективно нового (значимого для ребенка прежде всего) продукта (рисунка), придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по – новому характеризующих создаваемый образ в рисунке, применение ранее усвоенных способов изображения или средств выразительности в новой ситуации, проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения. Под творчеством мы будем понимать и сам процесс создания образов в рисовании, поиски в процессе деятельности способов, путей решения изобразительной задачи. 

Из предполагаемого нами понимания художественного творчества становится очевидным, что для развития творчества детям необходимо приобрести необходимые знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, которыми сами дети без помощи взрослых овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими богатого художественного опыта. Положительное отношение взрослых к инициативе и творчеству детей – важный стимул развития детского творчества. Поэтому необходимо отмечать и поощрять творческие находки детей, устраивать в группе детского сада, в зале, вестибюле выставки творчества, широко использовать их в оформлении детского учреждения.

Специалисты выделяют три группы средств эстетического воспитания: искусство во всех видах, окружающую жизнь, включая природу, и художественно – творческие деятельности. Все эти средства взаимосвязаны и благодаря им ребенок активно приобщается  к опыту творческой деятельности людей. Осуществить эффективное руководство художественной деятельностью детей и развитием их творчества можно только при условии учета тех психических процессов, без которых невозможно творчество. Поэтому педагог должен знать, какие же психические процессы лежат в основе детского творчества, и обеспечивать их систематическое развитие. Вместе с тем и сами эти психические процессы развиваются в художественно – творческой деятельности, поднимая ее на новый уровень. По отношению ко всем средствам эстетического воспитания, всем видам художественной деятельности выделяются общие группы важных психических процессов, составляющих основу творческих способностей.

1. Восприятие предметов и явлений действительности и их свойств, которое обладает индивидуальными различиями. Известно, что в своих рисунках дети отражают впечатления окружающего мира. Значит, если они хотят, что – то нарисовать, надо. Чтобы у них сложились разнообразные впечатления об этом мире. Представления о предметах и явлениях формируются на основе их восприятия. Поэтому важнейшим условием развития творчества является развитие восприятия у детей (зрительного, осязательного, кинестетического), формирование разнообразного сенсорного опыта детей. Как же должно осуществляться воспитание, чтобы у детей возникли знания и представления, необходимые для изображения? Ученые отмечают синкретичность, слитность и недостаточную отчетливость восприятия у детей. А для того, чтобы изобразить предмет или явление, ребенок должен представлять все его основные свойства и передать их так, чтобы зрители узнали изображение: это для маленького художника весьма существенно. Такие знания и представления об окружающем мире надо целенаправленно формировать, организуя специальные наблюдения, рассматривание предметов, картин, репродукций, направляя восприятие ребенка на те или иные свойства и качества предметов или явлений. Далеко не все дети приходят в детский сад, имея богатый опыт восприятия окружающего. У большинства опыт фрагментарный, неполный, односторонний, а зачастую, просто бедный. Однако восприятие предметов и явлений, которые дети затем будут изображать, должно быть образным, эстетически окрашенным и эмоционально положительным. Чтобы развить эстетическое восприятие у детей, педагог должен сам обладать способностью эстетического видения, которую необходимо в себе развить. В. А. Сухомлинский подчеркивал: "Нельзя быть педагогом, не овладев тонким эмоционально -–эстетическим видением мира". Дети не просто смотрят на объект, узнают и выделяют его свойства: форму, строение, цвет и другие. Они должны увидеть художественные достоинства предмета, который им предстоит изображать. Далеко не все дети способны сами увидеть и определить красоту воспринимаемого объекта. Показать им это должен педагог. Иначе понятие "красивое" не приобретает в глазах ребенка конкретного смысла, останется формальным. Для того, чтобы дети поняли, чем красив тот или иной предмет, то или иное явление, педагог сам должен чувствовать, видеть прекрасное в жизни. Это качество надо развивать в себе и в детях постоянно. Умение созерцать красоту, наслаждаться ею очень важно для развития детского изобразительного творчества. Образное эстетическое восприятие детей качественно обогащается при использовании эпитетов, образных выражений, поэтических строк. Сам процесс восприятия должен быть эмоционально – радостным, вызывая у детей положительное отношение к воспринимаемому, желание изобразить увиденное.

  1. Образное мышление. Характеризуя мышление ребенка, психологи выделяют такие его стадии: наглядно – действенное, наглядно – образное, логическое. Наглядно – образное мышление опирается на зрительные представления и их трансформацию как средства решения мыслительной задачи. Известно, что вступление в новую стадию мышления не означает изживания предшествующей его стадии. Оно сохраняется у ребенка, помогает в развитии мышления новой стадии и составляет основу развития разнообразных деятельностей и способностей. Более того, специалисты считают, что эта форма мышления необходима не только для детского творчества, но и для творчества человека любой профессии. Поэтому развитие образного мышления так важно.

Безусловно, для создания изображений и развития детского творчества принципиальное значение имеют воображение, положительное эмоциональное отношение детей к изобразительной деятельности и овладение детьми способов изображения, выразительными средствами рисунка.

Надо ли обучать детей технике рисования? В работах отечественных и зарубежных педагогов содержатся разные взгляды и мнения на эту проблему. Так, А. Бакушинский и его сторонники полагали, что творчество детей совершенно и им нечему учиться у взрослых. К. Лепиков, Е. Разыграев, В. Бейер, а также зарубежные исследователи К. Риччи (Италия) и Л. Тэдд (США) подчеркивали особую важность обучения, без которого детское творчество не развивается, оставаясь на одном и том же уровне. Дискуссия на эту тему особенно острой была в 20-е годы. Позднее вторая точка зрения была поддержана русскими педагогами Е. Флериной и Н. Сакулиной. В наше время особое внимание этой проблеме уделяет Т. Комарова, которая не только подчеркивает необходимость формирования у детей навыков рисования, но и говорит о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования.

В настоящее время современными педагогами и психологами разрабатываются нетрадиционные техники рисования, в которых ставятся новые задачи обучения и воспитания ребенка.

 Характеристика нетрадиционных техник рисования.

Пальчики – палитра.

Особенность техники состоит в том, что ребенок рисует не кисточкой, а пальчиками руки, которые он обмакивает в краски разного цвета.

Печать от руки.

Вся ладонь или ее часть обмакивается в краску и оставляется на бумаге отпечаток. К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях.

Печатка.

Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки, платки и т.д. Печатки несложно изготовить в совместной деятельности с детьми: на ластике с торцевой стороны рисуется задуманный рисунок и срезается все ненужное. Печатку прижимают к подушечке с краской, а затем к листу бумаги,

Тампонирование.

Из марли или кусочка поролона делается тампон. Штемпельная подушка служит палитрой. Набирается краска и легкими прикосновениями к бумаге наносится рисунок.

Трафарет.

Используется в сочетании с техникой "тампонирование". Вырезается трафарет (по желанию и замыслу детей), прижимается пальцем к бумаге, обводится по контуру частыми и легкими прикосновениями тампона. Усложнением может быть следующее: в центре листа вырезается силуэт, прикладывается лист к другому листу бумаги и с помощью тампона закрашивается силуэт.

Набрызг.

Суть этой техники в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду может заменить зубная щетка и стека (деревянная палочка с расширенными в виде лопатки концами). Зубной щеткой набирается немного краски (щетка держится левой рукой), стекой проводится по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе.

Монотипия.

Используется гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. На правой стороне от сгибы листа рисуется половина круга, левая сторона прижимается к правой, разглаживается. Затем лист открывается. Вначале эту технику можно использовать в качестве упражнений по развитию фантазии, воображения, чувства цвета и формы.

Кляксография (по определению О. Белобрыкиной).

Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. На листе бумаги ставится большая яркая клякса. Через трубочку для коктейля осторожно подуть на каплю. Капля бежит вверх, оставляя за собой след. Лист поворачивается и снова нужно подуть. Можно сделать еще одну кляксу другого цвета.

Рисование по сырой бумаге.

Для рисования в этой технике понадобится влажная салфетка и емкость с водой. Нужно намочить бумагу и разместить ее на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала). Акварельным мелком рисуется  любое изображение.

Цветные ниточки.

Берутся нитки длиной 25-30 см, окрашиваются в разные цвета. Нитки выкладываются на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выводятся наружу. Половинки листа складываются, прижимаются друг к другу, разглаживаются. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдергивать одну нитку за другой. Затем лист разворачивается.

Граттаж.

Суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисованием по восковой прокладке, - в процарапывании. Наносится цветной фон акварелью и подсушивается бумага. Весь фон полностью  затирается воском: парафином или просто свечой. В розетку наливается черная гуашь, добавляется немного шампуня и тщательно перемешивается. Затем эта смесь наносится на парафиновый лист. Заостренной палочкой процарапывается рисунок.

Рисование по мятой бумаге.

Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги (там, где нарушается ее структура) краска при закрашивании делается более интенсивной, темной – это называют эффектом мозаики.

Рисование восковыми мелками или свечой.

Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Суть его в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелом или свечой. Флейцевой кистью или большим тампоном с краской проводится по листу – на цветном фоне появляется рисунок.

Штрих.

Можно рисовать сангиной, карандашом, углем. Применяется для выполнения графической части рисунка. Штрих применяют игольчатый, спиралеобразный, точечный.

Система работы

Опыт работы по развитию способностей старших дошкольников в изобразительной деятельности свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, эмоционально разыграть сценку, а вот понять, что такое красота и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно мечтать, но этому можно и научить.

Необходимым является использование методов и приемов, побуждающих ребенка вносить в рисунок настроение и давать изображению эмоциональные характеристики. Тогда перед ним обязательно возникает проблема изобразительных средств: а как, с помощью чего можно изобразить настроение? Предлагаю детям самим сформулировать  подобный вопрос. Использую возможность натолкнуть ребенка на постановку проблемы и подсказать ее возможное решение. В любом случае важно, чтобы использование изобразительных средств было увязано с художественной задачей. Если же средства сами по себе, а задача сама по себе, это не художественное развитие, а профанация обучения. Следует заметить, что не каждый ребенок может поставить перед собой художественную задачу. Для этого у него должно быть сформировано некоторое видение мира. Развитие художественного видения и есть главная задача художественного воспитания. Для выполнения этой задачи недостаточно регламентированных занятий, проводимых со старшими дошкольниками в детском саду. Нужно использовать все время пребывания ребенка в детском саду, чтобы обращать его внимание на то, что его окружает: на предметы, на явления природы, на людей. Например, экскурсия с детьми в парк. Вокруг много деревьев, но все они разные. Одно дерево веселое, другое – грустное, третье – задумчивое. Какое дерево самое грустное? Почему? Воспитатель предлагает детям угадать, придумать объяснения. Затем детям предлагается нарисовать дерево или целый парк, но деревья должны быть с разными настроениями. Этому творческому процессу могут способствовать нетрадиционные техники рисования, которые доставляют детям много положительных эмоций, раскрывают возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Краски, художественные материалы служат для обогащения чувственного опыта ребенка.

Ребенок, сам того не замечая, учится использовать разнообразные изобразительные средства в своей творческой деятельности, как бы играя. Такую игру можно наполнить дидактическим содержанием. Например, используя технику монотипии изображать не предметы, а просто настроение: "что-то зимнее", "что-то грустное", "осеннее" и т.п.  Дети хорошо справляются с такими "абстрактными" заданиями. Затем, в какой-то момент ребенку необходимо предложить выбрать материал для рисования – то, что с его точки зрения лучше всего подойдет для решения определенной темы. Можно прочесть детям стихотворные строки Андрея Усачева:

Художник хочет рисовать.

Пусть не дают ему тетрадь…

На то художник и художник-

Рисует он, где только может…

Поэтическую мысль поэта можно развить. Художник рисует не только где может, но и чем может.

Изобразительная деятельность – один из немногих художественных занятий, где ребенок творит сам. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир дошкольника. Проявить творческое воображение -  значит обрести способность создать чувственный образ, адекватно и выразительно раскрывающий замысел автора, делающий невидимое видимым.

Используя нетрадиционные техники рисования в изобразительной деятельности, ребенок не только осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать.

Для проведения целенаправленной работы был составлен перспективный план работы с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования – кляксографии и монотипии.

Основным содержанием разработки опыта явилось обучение детей нетрадиционным техникам рисования: монотипии и кляксографии.

Работа проводилась в соответствии с перспективным планом. Изучение каждой новой темы основывалась на повторении и закреплении предыдущих тем. Это позволило сформировать у ребенка систему знаний и представлений о нетрадиционных техниках рисования и умения их применять в изобразительной деятельности. Широко использовались такие формы работы, как экскурсии, занятия, составление альбомов в совместной деятельности, дидактические игры, чтение художественной и познавательной литературы, прослушивание музыкальных произведений в аудиозаписи, просмотр слайдов. Помимо этого система работы по ознакомлению с нетрадиционными техниками рисования предполагала контроль за усвоением знаний и представлений. Это выразилось в контрольном срезе, направленном на исследование уровня знаний и представлений, умений и навыков детей. Начиная работу по ознакомлению детей с нетрадиционными техниками рисования, мы исходили из задач и требований программы. Ежемесячно проводилось по 3-4 занятия. Первые занятия были посвящены экскурсиям в парк, по участку детского сада. На этих экскурсиях внимание детей сосредотачивалось на разнообразных деревьях: их формах стволов, кроны, листьев. Полученные знания и представления закреплялись в группе детского сада на специально организованных занятиях и в совместной деятельности. Чтобы повысить активность детей, развить у них мотивацию к познавательной и творческой деятельности, мы давали рекомендации родителям о проведении дома бесед на темы об изобразительном искусстве, интересующие детей, собирать домашние коллекции репродукций, а также рассматривать с детьми в природе и на репродукциях различные деревья, кустарники, цветы. Во 2-ую половину дня побуждали детей обмениваться впечатлениями, рассказывать о том, что нового увидели или узнали и т. д. Дальнейшая работа предусматривала непосредственную практическую деятельность детей по формированию умений и навыков художественной деятельности и созданию рисунков. Сначала дети рисовали на предложенные нами темы: «Герои любимых сказок», «Осенний пейзаж», «Подарки осени», «Встреча осени и зимы». Первоначально дети упражнялись в умении выбирать цветовую гамму для передачи образа, выразительно передавать очертания форм, относительную величину предметов и их расположение, а также окраску. Затем дети самостоятельно придумывали пейзаж, проявляя творчество. На протяжении всех занятий у детей развивалось умение анализировать изображение, стремление к качественным результатам изобразительной деятельности. Особое внимание уделялось самостоятельной творческой деятельности детей. Дети придумывали сказочные сюжеты, рассказы о природе. Многие дети воспроизводили впечатление об экскурсиях в природу, от просмотренных альбомов и слайдов, но внося уже свою инициативу, самостоятельность. В рисунках детей отображалось то, что вызвало наибольший интерес.

В январе месяце был проведен контрольный срез, организованный в форме художественно - развивающей игры. В содержании игры входило:

  1. Отбор картин с изображением пейзажа.
  2. Рисование пейзажа по замыслу с использованием нетрадиционных техник монотипии и клякслграфии.

Для контроля уровня знаний и творческих проявлений детей на занятии были разработаны следующие критерии:

  1. Умение определять пейзажную живопись;
  2. Способность к замыслу;
  3. Умение отображать впечатления, полученные при наблюдениях;
  4. Умения (смешивание красок, подбор сочетания красок для передачи колорита);
  5. Знание техник монотипия и кляксография (умения, навыки);
  6. Развитие фантазии, творчества;
  1. Проявление самостоятельности в процессе рисования;
  1. Отношение к рисованию.

Для дальнейшей работы с детьми мы определили задачи по совершенствованию знаний, умений и навыков по каждому критерию, причем основное внимание уделили совместной деятельности с детьми и индивидуальным формам работы. Организуя познавательную и творческую деятельность каждого ребенка мы учитывали результаты проведенного контрольного среза. Задания подбирали дифференцированно, учитывая возможности и уровень знаний и умений детей. С целью активизации деятельности детей использовали задания различной сложности, а также задания опережающего характера.