Статья "Семейное воспитание - взаимодействие педагогов и родителей"

Зацарина Елена Борисовна

Данный материал может быть использован классными руководителями старших классов, классными руководителями и мастерами производственного обучения учреждений НПО и СПО для написания рефератов по теме "Семейное воспитание".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                Зацарина Е.Б.-руководительфизвоспитания

            ГБОУ СПО  ГАК с. Московского.

Семейное воспитание – взаимодействие педагогов и родителей.

«Дети – живые цветы земли» – так поэтично выразил глубокую
мысль А. М. Горький. А выращивают эти цветы прежде всего в семье:
родители самой природой предназначены и обществом уполномочены
быть первыми воспитателями своих детей. Именно они вместе с учебным заведением помогают детям набраться сил и ума, освоить основы человеческой культуры, подготовиться к самостоятельной жизни и труду. В семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же
происходит его развитие и становление как гражданина.

Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети
– это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут
творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже
будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти пре-
красными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это – не все:
наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша
счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это –
наши слезы, это – наша вина перед другими людьми, перед обществом.

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, обучащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и молодыми людьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей и молодых людей. Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и молодыми людьми, созданию комфортных условий в семье.

Много лет в нашем образовании не уделялось должного внимания семейному воспитанию обучающихся, тем более , что в колледж приходят  учится молодые люди с уже сложившимися принципами и взглядами на жизнь и семью. Наша задача на данном этапе работы в рамках экспериментальной площадки изменить отношение  обучающихся к семье, показать им значимость семьи, незыблимость семейных отношений. Одной из форм работы в этом отношении является взаимодействие педагогов и родителей.

Формирование сотрудничества между обучащимися, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги — воспитатели одних и тех же молодых людей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками. В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

Как педагоги, так и родители желают видеть своих молодых людей здоровыми и счастливыми. Они готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей молодых людей. Родители — это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в решении ряда вопросов, воспитательных проблем педагог может получить нужный совет родителей. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать обучающегося, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей молодого человека, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации.

Определяющую роль в создании союза педагогов и родителей, в установлении сотруднического взаимодействия между ними выполняют педагоги. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях; тактично подводит их к пониманию необходимости приобрести педагогические знания; если при общении с родителями чаще звучат фразы: «А как Вы думаете?», «Давайте вместе решим, как быть», «Хочется услышать Ваше мнение». Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна показать, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители — его союзники и он не может обойтись без их совета и помощи.

Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию молодых людей. Педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни группы, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично педагог вовлекает остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого молодого человека и его семьи.

Одно из родительских собраний целесообразно посвятить проблеме сотрудничества педагогов и родителей в воспитании детей. Для обсуждения могут быть предложены следующие вопросы:

— Что понимают под сотрудничеством людей? Назовите основные его проявления.

— Почему необходимо сотрудничество педагогов и родителей?

— В чем колледж может помочь родителям, чем родители могут помочь колледжу, педагогам?

- Что мешает педагогам и родителям успешно сотрудничать? Что необходимо, чтобы взаимодействие педагогов и родителей было плодотворным?

- Назовите возможные формы сотрудничества, совместной работы педагогов и родителей.

Формы взаимодействия педагогов и родителей — это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Так, обсуждение какой-либо проблемы воспитания на родительском собрании полезно продолжить при индивидуальных встречах с родителями, на групповых консультациях.

Групповые формы взаимодействия педагогов и родителей обусловлены разной степенью подготовленности родителей к воспитанию детей в семье, спецификой их профессиональной деятельности, характером участия родителей в организации воспитательной работы учебной группы, неодинаковой ролью, выполняемой ими в семье, индивидуальными особенностями обучащихся, трудностями семейного общения.

Все это поможет лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и в учебном заведении.

Семья – это самая важная среда формирования личности и институт воспитания. Семья отвечает за население в целом и за своих детей в частности. Существуют, конечно, и еще факторы, влияющие на развитие и становление личности – это и среда обитания, и среда обучения и даже среда отдыха. Но семья несет главенствующую в этом функцию. «Все хорошее и все плохое человек получает из семьи!» - известная педагогическая мудрость.

Любое недостойное поведение родителей отразится на воспитании молодого человека – распитие спиртных напитков при нем, курение, нецензурная брань, драки и оскорбления и подобные вещи – все воспринимается молодым человеком и формирует его мировоззрение.

Вся жизнь в семье – это образовательный процесс для молодого человека и педагогический для родителя. Учите своим примером! Семья первая, кто приобщает молодого человека к разным видам деятельности – познавательной предметной, игровой, творческой, образовательной, коммуникативной. Семья поддерживает молодого человека, стимулирует и развивает в нем все то что находится зачаточном состоянии, организовывает его.

Никогда нельзя забывать о том, что семья – это первая и самая важная школа, основа основ, для молодого человека.

Список литературы:

1. Антонова А.И. «Социология семьи», метод.пособие,/ А.И.Антонова,- Москва, «Просвещение».2005г.

2. Буянов, М.И. « Ребенок из неблагополочной семьи», метод. пособие/ М.И.Буянов, Москва, «Просвещение»,-2008г.

3. Герасимова, И.А. «Структура семьи», метод. пособие/И.А.Герасимова,- Москва, «Просвещение»,2006г.