Социально-эмоциональное развитие дошкольников

Овсянникова Анна Ивановна

Мы предполагаем, что для того, чтобы снизить риск возникновения в будущем психосоматических заболеваний у детей, необходимо привлекать внимание к эмоциональному миру человека, учить их выражению и распознаванию некоторых базовых эмоций, стимулировать их самопознание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

В последние время наблюдается рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых, который приводит к распространению невротических явлений среди детей. Связи с этим главной целью считаю дать представления дошкольникам  о способах выражения собственных эмоций, а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

Дополнительной задачей в развитии эмоциональности дошкольников ставлю профилактику психосоматических заболеваний. Психосоматические заболевания в XX веке заметно потеснили все остальные вследствие повышения темпа жизни, увеличения эмоциональных перегрузок и роста депрессивных тенденций на уровне массового сознания. Мы предполагаем, что для того, чтобы снизить риск возникновения в будущем психосоматических заболеваний у детей, необходимо привлекать внимание к эмоциональному миру человека, учить их выражению и распознаванию некоторых базовых эмоций, стимулировать их самопознание.

Актуальность  темы заключается в  том, что гармоничное развитие детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции, что имеет не только узко педагогическое, но и глубоко общественное значение.

Новизна работы по социально-эмоциональному развитию заключается во взаимодействие всех участников образовательного процесса, ориентированных на социально – эмоциональное благополучие ребенка.

Практическая значимость нам видеться в следующем:

 - В разработке структуры по социально-эмоциональному развитию в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта;

- В создании методического обеспечения по данной проблеме (методические рекомендации для педагогов и родителей, разработка различных форм работы с детьми и родителями).

В своей работе  опираюсь на программу Крюковой С.В. «Удивляюсь, Злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» и пособие других авторов.

На основании выбранной программы и пособий по данной теме были разработаны занятия, создана картотека игры по развитию эмоционально – нравственной сферы, по развитию коммуникативных навыков.

Для результата по данной проблеме предоставляется разумным определить общую логику знакомства детей с каждым чувством. Условно можно выделить несколько этапов:

  1. Этап. Работа начинается с рассказа или чтения ведущего эпизода из сказки или рассказа, в котором, герой испытывает какое – то определенное чувство (радость, обида и др.). Детям предлагается «угадать», что чувствует герой сказки в той или иной ситуации. Так же можно использовать игру «закончи предложение»: «Радость (обида, страх и др.) – это когда…». Для закрепления данного этапа необходимо выполнить рисунки на тему «радость» («обида», «страх» и др.). Для старших детей знакомство с чувствами можно продолжить игрой в ассоциации. Дети по очереди придумывают, каким цветом могла бы быть радость (обида и др.), каким животным, каким запахом, каким звуком… С помощью этой игры можно показать детям, что чувства каждого человека уникальны и каждый имеет право чувствовать по-своему.
  2. Этап. Работа начинается с предъявления детям одного, а лучше нескольких изображений человека, испытывающего конкретное чувство. Детям предлагается понаблюдать за мимическим выражением того или иного чувства. Далее детям предлагается по очереди показать данное чувство лицом, телом.

Можно включать в занятия игры на проявление и распознание различных чувств.

  1. Этап. На данном этапе проводятся всевозможные упражнения, такие как  «Щекоталки», «А-а-ах»,  «Кричалки», они способствуют развитию контроля над своим эмоциональным фоном.

Главная роль в развитии у ребенка мотивов и эмоций как основы дальнейшего нравственного воспитания принадлежит семье. Дома ребенку прививается характерный для данной семьи эмоциональный и социально-нравственный опыт: ценностные ориентации, отношение к окружающим лицам, способы налаживания взаимоотношений и т.д.  В работе с родителями применяется индивидуальный подход к каждой семье. Проводятся: индивидуальные, групповые консультации, разработана папка – передвижка «Для вас родители!», где собран материал по данной теме.

Результатом моего опыта является всесторонне развитие ребенка, у дошкольников формирует уверенность в своих возможностях, наблюдается  снижение негативных  проявлений, а так же формирование нравственного поведения в повседневной жизни, повышение коммуникативных навыков.

Опыт распространяется на региональных сайтах, районных методических объединениях, внедряется непосредственно в дошкольном учреждении.

Таким образом, я считаю занятия по социально – эмоциональному развитию необходимы для социализации дошкольника.