Методические рекомендации для специалистов сферы молодежной политики по подготовке методических разработок

Маркова Виктория Ивановна

 

Предлагаемые методические рекомендации призваны помочь инструкторам по физической культуре и специалистам по работе с молодежью учреждений сферы молодежной политики в представлении и оформлении собственного методического опыта.

Посредством использования настоящих методических рекомендаций, предназначенных для лиц, осуществляющих развитие и поддержку направлений деятельности УДСМ, можно решить следующие задачи:

организационно-методические - раскрытие организационных и правовых решений представления информации в рамках методических разработок;

научные - по исследованию и разработке принципов и норм регулирования формального представления опыта специалистов сферы молодежной политики;

учебно-просветительские - по формированию базы научно-методических рекомендаций учреждений, подведомственных УДСМ, осуществляющих целенаправленную работу в области описания опыта внедрения в повседневную практику инновационных проектов и идей.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методические рекомендации21.84 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

1

Пояснительная записка

3

2

Цели и задачи методических разработок

4

3

Сбор и преобразование информации в методическую разработку

5

4

Требования, предъявляемые к методической разработке

6

5

Структура методической разработки

8

5

Заключение

17

6

Список литературы и других информационных источников

Приложения

17


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемые методические рекомендации призваны помочь инструкторам по физической культуре и специалистам по работе с молодежью учреждений сферы молодежной политики в представлении и оформлении собственного методического опыта.

Посредством использования настоящих методических рекомендаций, предназначенных для лиц, осуществляющих развитие и поддержку направлений деятельности УДСМ, можно решить следующие задачи:

организационно-методические - раскрытие организационных и правовых решений представления информации в рамках методических разработок;

научные - по исследованию и разработке принципов и норм регулирования формального представления опыта специалистов сферы молодежной политики;

учебно-просветительские - по формированию базы научно-методических рекомендаций учреждений, подведомственных УДСМ, осуществляющих целенаправленную работу в области описания опыта внедрения в повседневную практику инновационных проектов и идей.

В методических указаниях используются следующие термины и понятия:


2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МетодическИХ разработОК

Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы работы с воспитанниками, элементы современных педагогических технологий или сами технологии развития, обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме развивающей программы, ведению курса в целом.

Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование инструктора по физической культуре, специалиста по работе с молодежью или качества подготовки по конкретной области знания, направления деятельности.

Методическая разработка может представлять собой:

Разработку конкретного занятия;

Разработку серии занятий;

Разработку темы развивающей программы:

Разработку частной (авторской) методики работы в определенном направлении развития воспитанников;

Разработку общей методики ведения занятий в объединении;

Разработку новых форм, методов или средств развития и воспитания;

Методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий работы объединения.

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:

- тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной разработчику, по данной теме у него должен быть накоплен значительный опыт;

- определить цель методической разработки. Например, цель может быть следующей: «развитие познавательной активности, определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы развивающей программы; описание видов деятельности педагога и воспитанников; описание методики использования современных технических и информационных средств, применяемых в развитии, обучении, воспитании; осуществление связи теории с практикой на занятиях; использования современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.»;

- внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме;

- составить план и определить структуру методической разработки;

- определить направления предстоящей работы.


3 ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ

Методические разработки инструкторов по физической культуре и специалистов по работе с молодежью являются специфическими методическими материалами, так как не просто представляют индивидуально-авторское видение предлагаемого направления деятельности, но еще и показывают особенности подхода педагога к реализации своих идей. Но, не смотря на сугубо личностный взгляд на реализацию идей автора, все же имеют единые каноны формального построения:

        1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации процесса развития, эффективности методов и методических приемов, формах преподнесения материала, применения современных технических и информационных средств обучения и развития.

3. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

4. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

5. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

6. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства развития и обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.

7. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления развивающего и воспитательного процессов.

8. Методическая разработка должна ориентировать организацию процесса развития в направлении широкого применении активных форм и методов.

9. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как организовать деятельность?».

10. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, планы занятий, инструкции для проведения лабораторных или практических работ, карточки, схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).


4 СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

Методические разработки могут иметь различные цели (в зависимости от того, на что они направлены), уникальные задачи (сообразные тем, которые поставлены изначально в развивающей программе работы объединения)

Общая структура:

Пояснительная записка.

Паспорт методической разработки.

Содержание.

Заключение.

Список используемых источников.

Приложение

Заключение

В Пояснительной записке указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна. В обобщенном виде в ней раскрывается актуальность данной работы; т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании деятельности учреждения сферы молодежной политики.

В паспорте методической разработки кратко указывается общая информационная и методико-педагогическая составляющая. Общая структура:

Дата, время и место проведения.

Цели (методическая, развивающая, воспитывающая).

Задачи (конкретная реализация целей).

Планирование темы и количество часов, отводимое на ее освоение (на основании программы).

Место и роль темы в общем курсе.

Применяемые методы развития и форма деятельности.

Используемые средства обучения, методики, технологии.

Прогнозируемый результат (выделить основные вопросы, которые воспитанники должны прочно усвоить)

Оборудование.

В содержании методической разработки целесообразно включить в организацию деятельности на занятии:

рекомендации по организации и методике освоения темы с учетом этапов.

дидактический анализ содержания материала;

уровни изучения и усвоения предлагаемого материала;

последовательный план проведения занятия.

Приложение содержит раздаточный материал (обучающий, развивающий, оптимизирующий, контролирующий), используемый на занятии.

В заключении подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.