работа с интерактивной доской на уроках в начальных классах

Шнайдер Анна Александровна

Использование интерактивной доски на уроке может оптимизировать процесс обучения и повысить его эффективность. За счет чего это происходит?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shnayder_anna_aleksandrovna.docx54.4 КБ

Предварительный просмотр:

Шнайдер Анна Александровна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 6

Ст.Старовеличковской

Краснодарского края

Долгие годы основными рабочими инструментами учителя и ученика были доска, мел, учебник, тетрадь, ручка. Доска – это неотъемлемый атрибут любого учебного класса. Доска – это не просто кусок поверхности, на котором может писать ребёнок и учитель, а поле информационного обмена между учителем и учеником. «Доска и мел – наши главные инструменты, но хочется чего-то большего…»

Второй год я использую в образовательном процессе возможности современного инструмента – интерактивной доски Interwriteтм Board, которая стационарно установлена в классном кабинете в комплекте с компьютером и проектором. Первоначально, конечно, возникло много вопросов: как это чудо техники поможет обеспечить современный уровень образовательной деятельности на уроке? Чем отличается обучение с помощью интерактивной доски от привычных методов обучения? Как сочетать возможности интерактивной доски с реализацией дидактических принципов?

Интерактивная доска предоставляет учителю широкие возможности для подготовки и проведения уроков. В частности:

запуск на компьютере различных программ и полное управление ими с поверхности доски;

работа с графическими и видеоматериалами;

нанесение комментариев поверх отображаемых на доске материалов;

сохранение всех записей и пометок в памяти компьютера;

предварительная подготовка необходимых для занятий материалов и др.

Использование интерактивной доски на уроке может оптимизировать процесс обучения и повысить его эффективность. За счет чего это происходит?

С помощью электронного маркера учитель может полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран доски картинки, карты, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать с любыми компьютерными программами. И всё это с доски, не теряя визуального контакта с классом и не привязывая себя к компьютеру.

Использование интерактивной доски даёт возможность реализовать один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность. В младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных. Благодаря размерам интерактивной доски изображения видны всему классу. Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ним. Запас изобразительного материала при подготовке к уроку безграничен. Не нужно беспокоиться о сохранности бумажных карт, плакатов, тратить время урока на их смену.

Так, например, в первом классе учащиеся овладевают очень сложными для них графическими навыками, учатся ориентироваться на тетрадном листе. Учитель, отсканировав страницу тетради с печатной основой или страницу прописи, имеет возможность показать правильный приём или образец работы сразу всему классу.

Текст, схему или рисунок на интерактивной доске можно выделить. Это позволяет учителю фиксировать внимание учащихся на наиболее важных объектах при объяснении материала. Часть экрана можно скрыть и показать его, когда будет нужно (инструменты «шторка», «прожектор»).

Работая на интерактивной доске, можно переместить любой объект по площади доски (инструмент «выделенный элемент»). На обычной школьной доске такого же эффекта можно было бы добиться, написав слова на карточках или вырезав картинки и прикрепив их к доске магнитами. Работа на компьютере сэкономит время и силы учителя. Возможность перемещать объекты по доске поможет при выполнении классификации, группировки, сортировки, упорядочивания различных объектов, установлении причинно-следственных связей и взаимно-однозначных отношений.

Для примера приведу фрагмент урока математики, на котором проверка самостоятельной парной работы выполнялась на интерактивной доске. Это позволило детям легко увидеть свои ошибки и исправить их.

Тема урока. Умножение. Таблица умножения числа 9.

Дидактическая игра «Весы».

Задание: найти пары выражений с одинаковым значением.

Рассмотрев изображение, дети смогли сами сформулировать учебную задачу, а затем в парной работе с карточками её решить. Интерактивная доска активно использовалась на этапе проверки (дети парами расставляли выражения на чашки весов, поясняя свой выбор).

При использовании интерактивной доски у меня не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски, запись новых упражнений, не тратится время и на очистку доски, как раньше. Эти «мелочи» позволяют значительно ускорить темп урока, делают работу на уроке более динамичной.

На уроках в начальной школе большое место отводится игре, так как игровая деятельность для детей 6-8 лет является ведущей. Интерактивная доска в начальной школе – увлекательная обучающая игра. Поэтому при работе с интерактивной доской в классе не остаётся равнодушных, создаются условия для активной мыслительной деятельности и развития познавательного интереса детей.

Работа с интерактивной доской не требует специальных знаний и навыков от учащихся. Почти у каждого ученика моего класса есть сотовый телефон, у 90% учащихся есть персональные компьютеры, дети свободно оперируют кнопками телефона, знают сочетания клавиш компьютера, поэтому дети быстро усвоили приёмы работы, просто наблюдая за учителем.

Преимущества использования интерактивного комплекса на уроке бесспорны.

Но важно помнить, что любой урок имеет двух субъектов – учителя и ученика. Доска третьим субъектом стать не может. Использование интерактивной доски учителем начальных классов не должно и не может быть самоцелью на уроке. Не доска учит, а учитель. Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать только учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения. Председатель совета директоров корпорации «Intel» Крейт Баррет сказал: «Все технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя». Именно педагоги делают уроки интересными, детей – заинтересованными, а интерактивная доска – это только очень удобный инструмент.