Наименование графем.

Это чрезвычайно важный момент, т.к. для того, чтобы научиться правильно читать и писать, ребенок должен запомнить (понять это невозможно), какой графический знак какому звуку соответствует (А - домик с лавочкой, Л - домик без лавочки - система условных знаков, так условились). Быстрому соотнесению звука с буквой способствует однотипность их наименования, но в нашем алфавите разнобой: только гласные буквы обозначаются чистым звуком (а, о, у, э), а согласные буквы нет, здесь мы не видим унификации, а сплошное разнообразие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naimenovanie_grafem.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

Наименование графем.

        

       Это чрезвычайно важный момент, т.к. для того, чтобы научиться правильно читать и писать, ребенок должен запомнить (понять это невозможно), какой графический знак какому звуку соответствует (А - домик с лавочкой, Л - домик без лавочки - система условных знаков, так условились). Быстрому соотнесению звука с буквой способствует однотипность их наименования, но в нашем алфавите разнобой: только гласные буквы обозначаются чистым звуком (а, о, у, э), а согласные буквы нет, здесь мы не видим унификации, а сплошное разнообразие.

        При назывании согласных к одним добавляется гласный звук после буквы (бэ, вэ), к другим - перед буквой (эль, эм), третьи вообще называются целыми словами (мягкий знак, твердый знак). Такой разнобой в наименовании букв оказывает существенное влияние на процесс обучения написанию и вызывает трудности. Поэтому в добукварном периоде учителя-логопеды не дифференцируют понятия «звук» и «буква». Буква называется так же, как звучит звук.

      Для того чтобы у ребенка установились соответствия, необходимы хорошо развитые мнестические процессы (память). Они необходимы для запоминания всех букв русского алфавита в линейной последовательности. (В Англии тест на интеллигентность: написать все графемы в алфавитном порядке). Для установления звуко-буквенного соответствия необходимо иметь хороший фонематический слух (типично речевой слух), которы-й устроен так, что он слышит схожесть звучания фонем (похожие компоненты - форманты -  в звучании звука), одинаковость формант и помимо похожей форманты фонематический слух слышит различие в звучании фонем (различные обертона).

      Поэтому до обучения письму ребенок в N различает на слух звонкость - глухость, мягкость - твердость, свистящие - шипящие, разницу в звучании аффрикат (Ч-Ц) и их составляющих (ч - ть, ц - с). Если фонематический слух недостаточно развит, то в этом случае (Р.Е.Левина) у ребенка будет страдать как устная, так и письменная речь. Именно поэтому Р.Е.Левина в 40-х годах разработала концепцию о том, что нарушения письменной речи обусловлены несформированностью устной речи (так же считал М.Е.Хватцев - ленинградская школа).