Немного про инклюзию

Чернухин Олег Алексеевич

Мысли "вслух" о "наболевшем"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pro_inklyuziyu.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Немного про инклюзию

Чернухин Олег Алексеевич, учитель биологии Средней общеобразовательной школы «Перспектива», г. Новосибирск

Сейчас в сфере образования много говорят об инклюзивном (включенном) образовании.

Под этим понимается процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. Считается, что в ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.

Проблема в том, что это не всегда и не во всех школах получается! Идея же, сама по себе, вполне реалистичная. Только опыт учителя "обычного" общеобразовательного учреждения не всегда применим в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Это не взгляд "свысока", это, скорее, из собственного прошлого и далеко не всегда удачного опыта.

Не всегда умеет и понимает учитель, не всегда психологически готовы родители. Такой пример из жизни школы «надомного обучения»: как-то некие родители записали в школу «Перспектива» (школу для детей-«надомников») своего ребенка, как положено привели 1 сентября на торжественную линейку… а сразу по её окончании забрали из школы… На вопросы учителей о причине, был получен ответ: наш ребенок не такой!

Кстати, школа надомного обучения - очень неудачное название. Дети учатся не индивидуально, а в микрогруппах (до пяти человек). почему так назвали - история отдельная.

Тем не менее, есть тенденция внедрения инклюзии массово. Например, в Новосибирской области с 2011 года порядка 40 общеобразовательных (не коррекционных!) школ участвуют в региональном проекте по инклюзивному образованию детей-инвалидов. Посмотрим, что получится, заранее не хочется вносить скептицизм. Однако, общеобразовательной школе такого опыта все-таки не хватает (это как личное мнение). Поэтому, на примере экологической смены, за проведение которой отвечаю в Новосибирске, хотел показать как идею инклюзии можно (все-таки) реализовывать на практике.

Начну издалека: поначалу, мы – организаторы смены, между детьми из разных школ устраивали соревнования: какая команда экосистему лучше опишет, какая - на "Экстрим-тропе" себя "покажет". В принципе, соревновательность в работе с детьми вполне уместна! Но, мы хотели, чтобы на смене дети чему-то научились. Это обучение назвали "Летней Академией Экологии". А обучение подразумевает, прежде всего, не соревновательность, а умение вместе что-то делать. И мы стали создавать команды из детей разных школ. Каждая такая команда выполняет какой-то один проект. Детям предлагаются на выбор разные темы для работы, они выбирают, что им больше по душе и работают командой над выбранным проектом.

А что такое команда? Это распределение обязанностей между её членами. Это координирование работы, самими участниками...

Теперь про инклюзию: вот в эти условия попадают и дети-инвалиды. И работают в такой сборной команде наравне со всеми. Выполняют свой "кусочек" работы. Им ни кто не дает поблажки: сам взялся, значит делай! Но, зато, и ценят каждого участника за то, что он сделал для команды! И уже не важно, инвалид, не инвалид, важно, что член команды! Делает общее дело! За это и уважают! Завоевать уважение - сильный стимул, согласитесь!

Про поблажки: что значит для тех же детей с ДЦП участвовать в подобной смене? Это подразумевает много того, что для них трудно. Например, от остановки автобуса до лагеря нужно идти пешком. Как все! Так положено, мы же не хотим для себя ОСОБЫХ условий!? Значит КАК ВСЕ - пешком! Другие дойдут за 40 минут, мы идем больше часа. Но идем! Не будет потом в жизни тепличных условий! Поэтому, надо, чтобы ребенок сам захотел - быть в равных условиях с другими, без тепличности!

Почему пешком? Это из "идеологии" экологической смены: экологу надо еще и туристом немного быть! Можно приехать на автобусе, а можно как туристу, прийти пешком! А уж, когда идут все вместе - это еще и весело!

Нет никакой искусственности - ни кто не "сгонял" на смену участников, наоборот, те кто поучаствовал, стремятся попасть еще раз на такие смены, в том числе и дети-инвалиды. Они готовы к тому, что их ждет! А еще, создают рекламу смене у себя в школе. И появляются новые желающие! В том числе - дети-"инвалиды"!

Это и есть инклюзия! В данном случае, через специфические формы и методы дополнительного экологического образования, через временную интеграцию в неформальную среду ровесников.

Детей-инвалидов не заставляют общаться с "обычными" детьми, а "обычных" детей - с инвалидами. Команда педагогов создает условия, когда те и те выполняют вместе общую работу. У них есть желание выполнять эту работу, она для них значима. У детей-инвалидов есть желание продолжать такую работу. После, в течение учебного года, дети из разных школ продолжают встречаться. Сами, без учителей.

А в итоге, если говорить красивыми педагогическими словами, то приобретается социальный опыт, оптимизируется процесс социализации и тд и тп.

Идея инклюзии реалистичная, но не массовая. Нужна "тонкая настройка" - ненасилие и неискусственность!