Современные образовательные технологии
Опубликовано 03.12.2012 - 21:55 - Лыкова Татьяна Викторовна
Данная презентация раскрывает вопросы о системе обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.05 КБ |
Подписи к слайдам:
Современные технологиив школьном образовании.
Основная задача школы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для достижения этой цели необходимо кардинально поменять парадигму ученика и учителя в учебном процессе. Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель - осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Для решения этой задачи требуется такая педагогическая технология, которая бы обеспечила ученику развитие его самостоятельности, коллективизма, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.
Целью технологии обучения в условиях перехода к новой парадигме образования являются личностные достижения учащегося, под которыми понимаются: а) степень прогресса личности по отношению к ее предшествующими проявлениями в образовательной деятельности; б) личностное продвижение учащегося по лестнице достижений в процессе освоения знаний, умений, развития психических процессов, личностных качеств.
В современном образованииприменяются: технология модульного обучения; модульно-рейтинговая технология; модельный метод обучения; метод проектов; метод дебатов; кейс-метод; ТОГИС; информационно-коммуникационные технологии.
Технология модульного обучения.Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что учащийся самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе. Сердцевина модульного обучения — учебный модуль, включающий: законченный блок информации, целевую программу действий учащегося; рекомендации (советы) преподавателя по её успешной реализации. Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.
Цель модульного обучения — содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учётом индивидуальных способов проработки учебного материала.
Принципиальные отличия модульного обучения от других систем состоят в следующем: 1) содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающегося и имеет указание не только на объем изучаемого содержания, но и на уровне его усвоения. Кроме того, учащийся получает от преподавателя совет в письменной форме, как рационально действовать; 2) изменяется форма общения преподавателя с учащимися. Оно осуществляется через модули и, безусловно, реализуется процесс индивидуального общения управляемого и управляющего; 3) учащийся работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю; 4) отсутствует проблема индивидуального консультирования, дозированной помощи учащимся.
Преимущества для учеников: учащиеся точно знают, что они должны усвоить, в каком объёмеи что должны уметь после изучения модуля; учащиеся могут самостоятельно планировать своё время, эффективно использовать свои способности; учебный процесс сконцентрирован на ученике, а не на преподавателе. Преимущества для учителей: учитель имеет возможность концентрировать свое внимание на индивидуальных проблемах обучающихся; учитель своевременно идентифицирует проблемы в обучении; учитель выполняет творческую работу, заключающуюся в стимулировании мышления учащихся, активизации их внимания, мышления и памяти, активизации нужных реакций, оказании всевозможной помощи учащимся.
Основные трудности для учащихся: ученики должны владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей; ученики должны выполнять большой объём самостоятельной работы; ученики сами несут ответственность за своё обучение. Основные трудности для учителей: учителям трудно изменить привычный образ мыслей и действий, так как им необходимо отказаться от центральной роли в учебном процессе и стать помощником ученика в достижении поставленных целей; учителю необходимо изменить структуру и стиль своей работы для обеспечения активной, самостоятельной, целеустремлённой и результативной работы каждого ученика
Весь курс предмета разбивается на общие модули - темы программы и частные модули - темы уроков, разрабатывается рейтинговая шкала оценки знаний по теме. В общем модуле осуществляется мотивация учащихся на изучение материала, определяется порядок изучения частных модулей, указываются вопросы для самоконтроля и контроля. На каждую группу оформляется карта прохождения модулей, в которой учащиеся сами фиксируют результаты текущего и итогового контроля.
Модульно-рейтинговая технология.
Одной из особенностей новой технологии обучения явилось появление возможности управления процессом усвоения знаний на основе четкой систематизации учебной программы курса. Информационный блок является основным элементом модульной программы и включает различные разделы. Весовой коэффициент каждого раздела, выраженный в процентах, устанавливается экспертным путем. Эти величины заложены в систему оценки (тестовый текущий контроль) и самооценкизнаний (компьютерный тренажер). Структура с указанными весовыми коэффициентами ее составных частей лежит в основе формирования работ для обобщающего и итогового контроля. Отметим, что стандартизация содержания большинства разделов учебной программы дисциплины способствует: - формированию у учащихся системных знаний; - повышению объективности оценки; - возможности более объективного и более глубокого анализа степени усвоения программного материала; предоставлению больших возможностей для компьютеризации не только системы контроля, но и формирования банков учебных знаний.
Рейтинговая технология сводится в основном к следующим операциям:1) проектируются все виды деятельности обучающихся и определяются формы и методы обучения;2) весь курс разбивается на несколько модулей;3) для каждого модуля выделяются основные понятия и законы учебного курса, а также ведущие знания и умения, которые должны сформировать этот курс;4) создается методическое обеспечение - банк задач, контрольных вопросов, программированных и творческих заданий, рассчитанных на разный уровень усвоения и деятельности;5) создаются условия для самостоятельнойсистематической работы; определяются виды самостоятельной работы и критерии оценки всех видов учебной деятельности.
К числу позитивных сторон использования данной технологии следует отнести следующие: Модульно-рейтинговая система позволяет более эффективно организовать самостоятельную деятельность обучающихся. Благодаря ее возможностям можно более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучению, Так как каждый обучающийся может составить свой план учебной деятельности.2) У школьников вырабатываются навыки самоконтроля и самооценки.3) Благодаря наличию ближайших ориентиров (в виде контрольных работ, зачетов и т.д.) и стимулов к регулярным и планомерным занятиям повышается прочность знаний.4) Система оценки в состоянии учитывать большее число видов учебной деятельности (в тематическом контроле и текущей аттестации); увеличивается объективность итоговой оценки.5) Информация о текущем рейтинге стимулирует учащихся. Повышается уровень здоровой конкуренции между учащимися.6) В значительной мере обеспечивается снятие элементов случайности в оценке знаний при сдаче экзаменов и зачетов.7) При сетевой организации обучения появляется возможность быстро «войти в структуру» изучаемого курса практически в любой ее части и варьировать порядок изучения модулей в зависимости от обстоятельств.8) Модульное построение содержания обучения и рейтинговая оценка его усвоения позволяют определить индивидуальный темп изучения материала, а заранее известные требования к качеству изучения каждого модуля позволяют выбрать уровень и ориентироваться на конечный результат обучения.
К негативным аспектам использования модульно-зачетной системы можно отнести следующее:Теряется системность в построении содержания курса в целом. Содержание разбивается на отдельные смысловые части. Обеспечение логики и преемственности в формировании понятий и способов деятельности становится в этих условиях прерогативой самих обучаемых. Для многих старшеклассников это — серьёзная проблема.2) Модули и балловая оценка их усвоения часто выделяются на основе субъективного фактора — позиции отдельного преподавателя. Это касается и создания измерителей. 3) Действующий стандарт здесь непосредственно помочь не сможет, так как определяет только итоговые результаты обучения.4) Система достигнет максимального эффекта лишь в случае введения единого рейтингового контроля.5) Возрастают трудозатраты преподавателя при разработке вариантов контролирующих материалов, проверке результатов контроля (особенно в больших группах), обновлении материалов.
Модельный метод обучения (занятия в виде деловых игр, уроки типа: урок-суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция).
В отечественной системе образования модельный метод обучения также довольно давно и широко используется, но в специфической области — военной подготовке. Это обучение тактике на так называемом «ящике с песком» — изменяемой модели местности на большом столе с бортиками, с помощью которой создается тактическая обстановка и проигрываются различные варианты боевых действий. Преподаватель оценивает, достигают ли обучаемые запланированных результатов, и дает им советы и наставления. Аналогично это средство может применяться при изучении элементов курса географии: ландшафтов, речных бассейнов, геологических структур и т.д. Другой вариант этого же метода — путешествия по картам на уроках географии или истории.
Всё большую популярность в школах приобретают разнообразные уроки в виде деловых игр: урок-суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция и тому подобное. Все деловые игры — это реализация модельного метода обучения.
Играя свои роли, ученики моделируют профессиональную деятельность, задавая самостоятельно начальные условия, возвращаясь к ним и уточняя. Подготовить урок-пресс-конференцию, пользуясь только учебником, невозможно, в план урока обязательно входит обсуждение результатов самостоятельной работы учеников с дополнительными источниками информации. По определению — это урок в форме семинара. Таким образом, урок-пресс-конференция представляет собой модельный семинар. Если рассмотреть урок-суд, то выяснится, что и он, несмотря на иной набор персонажей, является модельным семинаром. Средства, применяемые на уроке-пресс-конференции и уроке-суде, могут быть даже одинаковыми. Разные действующие лица приводят лишь к различиям в наборе педагогических приемов. Поэтому можно считать, что уроком-пресс-конференцией и уроком-судом представлены две модели обучения, совпадающие на уровне метода, формы и средств. При этом не важно, различаются ли они по содержанию. То же можно отнести и к другим «урокам с дефисами» (урок-аукцион, урок-свадьба и им подобные).
Метод проектов.Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.
В образовательном учреждении должны быть разные учебные проекты. Целесообразно было бы один проект в каждом классе делать комплексным. В образовательном учреждении в условиях разновозрастных коллективов можно делать 2 - 3 проекта за один учебный год. Что касается учебных предметов, то таких проектов должно о быть достаточно много. Например, может проводиться инсценирование литературного произведения с прохождением всех стадий: разработки задания, разработки проекта, реализации, презентации и рефлексии. По истории проектное обучение может быть построено на идее создания альтернативных документов и т.п.
Ограничения в использовании технологии: низкая мотивация преподавателей к использованию данной технологии; низкая мотивация учащихся к участию в проекте; недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности; нечеткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом.
Особо необходимо отметить, что современные структура и содержание метода проектов ориентированы на активное применение средств вычислительной техники и сетевых технологий. Кроме того, особенностью метода проектов является его интеграционный характер, что позволяет усилить межпредметные связи общеобразовательных дисциплин не только с информатикой, но и между собой. Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Самое сложное для учителя в ходе проектирования ─ это роль независимого консультанта.
Метод дебатов.Проведение соревнований по методу «Дебаты» среди учащихся содействует становлению нового поколения гражданского открытогообщества: толерантного и мобильного, критически осмысляющего перемены.Дебаты формируют: умение формировать и отстаивать свою позицию; ораторское мастерство и умение вести диалог; командный дух и лидерские качества. Данный метод развивает способности и формирует необходимые навыки для ведения диалога, дискуссии: развитие критического мышления (рациональное, рефлексивное и творческое мышление, необходимое при формулировании, определении, обосновании и анализе обсуждаемых мыслей и идей); развитие коммуникативной культуры, навыков публичного выступления; формирование исследовательских навыков (приводимые аргументы требуют доказательства и примеров, для поиска которых необходима работа с источниками информации); формирование организационных навыков (подразумеваются не только организацию самого себя, но и излагаемых материалов); формирование навыков слушания и ведения записей.
Дебаты — интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Наиболее подходит для проведения урочных и внеурочных занятий в старших классах. Требует определенной подготовки от участников и ведущего. Дебаты предусматривают следующую последовательность действий: подготовка к игре, игра, анализ игры. Условия игры : в игре принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). Команды в зависимости от формата дебатов состоят из двух или трех игроков (спикеров). Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше (убедительнее), чем аргументы вашего оппонента.
Кейс- метод.Занятия по анализу конкретной ситуации ориентированы на использование и практическое применение знаний, полученных в период теоретической подготовки, а также умений, опирающихся на предыдущий опыт практической деятельности слушателей. Можно выделить следующие цели и области применения метода анализа конкретной ситуации: закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях (после теоретического курса); отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление учащихся со схемами анализа практических ситуаций (в ходе семинарских занятий, в процессе основного курса подготовки); отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений (в рамках тренинговых процедур); экспертиза знаний, полученных учащимися в ходе теоретического курса (в конце программы обучения).
Конкретная ситуация (или кейс) - это письменно представленное описание определенных условий из жизни организации, группы людей или отдельных индивидов, ориентирующее слушателей на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения. Основания типологизации конкретных ситуаций. По типу получаемого результата кейсы делятся на проблемные и проектные. В проблемных ситуациях результатом является определение и формулирование основной проблемы, иногда формирование проблемного поля и всегда - оценка сложности решения. Для проектных кейсов в качестве результата выступает программа действий по преодолению проблем, сложившихся в ситуации. По источнику информации. В этом случае большой интерес представляют описания реальных ситуаций, почерпнутых из практики, литературы или опыта преподавателя. В то же время нередко в учебной практике используются описания ситуаций, которые являются условными, разработанными преподавателем в дидактических целях. По субъекту представления информации о ситуации. В одних случаях им может быть преподаватель, в других - ученик или целая учебная группа, представляющая интересующий ее случай для анализа и принятия решения в рамках учебного процесса. По дидактическому основанию, когда в качестве кейса на учебном занятии анализируется актуальная для учащихся практическая проблема. В этом случае существенно меняется учебная ситуация и позиция учителя.
Структура описания ситуации: Временная структура кейса – любая ситуация в кейсе происходит по временной системе координат. Поэтому учащиеся, работающие с кейс-материалом, должны четко представлять, в какой временной последовательности происходят события, изложенные в кейсе. Сюжетная структура кейса – четкая сюжетная линия определяет интерес учащихся, их увлечённость материалом. Разъяснительная структура – изложенная ситуация в кейсе должна быть понятна до мельчайших подробностей.
Краткое описание формы занятия. Для работы на занятии учащимся предлагается небольшая схема анализа. Вначале каждый учащийся индивидуально анализирует предложенную практическую ситуацию по заданной схеме, привлекая знания, полученные в ходе теоретических курсов. Затем с помощью учителя, разбившись на группы, учащиеся проводят совместный анализ ситуации, определяют важнейшие аспекты ситуации, основные проблемы и способы их решения и оформляют результаты группового анализа, разделяемые большинством участников обсуждения. После групповой работы представители групп презентируют результаты обсуждения на межгрупповой сессии. После этого учащиеся, совместно с учителем, обсуждают предложенные варианты. Возможна совместная (всех учащихся и учителей) оценка реалистичности и реализуемости предложенных решений.
Риски, возможности их предотвращения: Для того чтобы учащиеся при анализе ситуации могли формулировать проблему как противоречие, необходимо либо наэтапе подготовки дать пояснение о возможных формах фиксации проблемы и отметить наиболее приемлемые, либо, по результатам анализа, обсудить с учащимися связь формулировки проблемы с глубиной проработки решения. 2. Одной из самых распространенных трудностей в работе с конкретнымиситуациями является установка слушателей на получение экспертного решения от преподавателя. Надо сказать, что некоторые кейсы с самогоначала не предполагают наличие правильного решения. Ситуации, рассматриваемые при таком подходе, ориентированы на включение учащихся в процесс анализа ситуации, задание определенных нормработы для получения качественного результата. Анализ конкретной ситуации является методом, позволяющим включитьучащихся в активную работу по использованию теоретических знаний на практике. При подготовке занятий по анализу практической ситуацииучителю необходимо много внимания уделить описанию самой ситуации,выделению основных параметров, формулированию проблемы. Кейсдолжен давать учащимся возможность смоделировать практическую деятельность по диагностике ситуации, формированию гипотез, выделению проблем, сбору дополнительной информации, уточнению гипотез и проектированию конкретных шагов.
ТОГИС.Аббревиатура ТОГИС расшифровывается так: Технология Образования в Глобальном Информационном Сообществе. Это технология продуктивного обучения, ориентированная на деятельностно-ценностный подход в образовании с применением проблемного и модельного методов как основных. Технология применяется в следующих направлениях: выработка навыков научного исследования, организации эффективного поиска необходимой информации с использованием современных компьютерных и телекоммуникационных средств; генерирование способов решения проблемной задачи; рефлексия проведенной деятельности на завершающем этапе в виде сопоставления результата работы с достижениями общественного развития. Обучение с использованием ТОГИС в большей мере способствует становлению ценностных ориентаций обучаемых, формированию информационной культуры личности.
Значения характеристических параметров:Ш - технологические целевые установки: деятельностно-ценностные;Ш - основная структурная единица: блок уроков;Ш - характер планируемых результатов обучения: системы учебных задач, дескриптивные модели;Ш - назначение процедур обратной связи: мониторинг успешности;Ш - преобладающие методы обучения: эвристический, проблемный, модельный;Ш - преобладающие организационные формы обучения: практикум, семинар-практикум, семинар;Ш - типовые средства обучения: информационные и коммуникационные сети компьютеров;Ш - способы (организационные формы) итогового контроля результативности обучения в блоке уроков: защита проекта;Ш - проектная эффективность: 70 %.
В технологии ТОГИС знания и умения являются результатом деятельности по решению задач. В связи с этим среди задач продвинутого уровня особое значение имеют задачи, для которых не существует однозначного решения, отражающие спорные вопросы изучаемой предметной области. Спорные вопросы науки создают на уроке ситуацию всеобщего незнания, так как пока нет правильного, заранее известного решения. Значит, нет и страха идти на интеллектуальный риск, предлагая свои решения спорного вопроса. Спорные вопросы науки способствуют развитию инициативы, требуют от личности интеллектуальной самостоятельности, актуализируют потребность ученика в собственном мнении. Собственное мнение ученика выступает как продукт интеллектуальной самостоятельности.
Главным элементом учебного процесса в технологии ТОГИС - решение учебной задачи. ТОГИС – технология деятельностно-ценностная. Поэтому акцент в задачах делается на способах их решения, а не содержании. Присвоенное учащимися содержание оказывается следствием их деятельности по решению задач. В отличии от задания она возникает там , где есть необходимость предварительного разбора, анализа условий, не сводящихся к технике выполнения уже известных операций.
Требования к выполнению задачи.1. Выделите ключевые слова для информационного поиска.2. Найдите способы и соберите необходимую информацию.3. Обсудите и проанализируйте собранную информацию.4. Сделайте выводы.5. Сравните ваши выводы с выводами известныхлюдей. Возможные информационные источники: книги, компакт-диски, культурные образцы, Web- сайты.
Технология ТОГИС, включённая в привычную обстановку класса и урока, обеспечит необходимые инструментальные средства для создания обучающей среды, в которой: технология используется всюду и всегда в течение школьного дня, чтобы справиться с каждодневными задачами учения; всех учащихся учат думать, решать задачи и общаться на значительно более высоких уровнях, чем это делается сегодня; учащиеся - скорее участники, чем пассивные реципиенты в процессе познания; сотрудничество и тесное взаимодействие процветают как среди учеников, так и среди учителей; учителя облегчают учение, становясь скорее «направляющими сбоку», чем «актёрами на сцене».
В рамках приоритетного национального проекта «Образование»большое внимание уделяется проблеме информатизациисистемы образования. В связи с этим, становится актуальнойпроблема систематизации форм и методов использования ИКТ в образовательном пространстве школы. В зависимости от целей и задач образовательной среды меняются приемы и методы использования ИКТ. Приведем некоторые из них.С целью повышения наглядности учебно-воспитательного процесса, например, используются мультимедийные презентации, моделирующие и демонстрационные программы. Составление схем, графиков, запись тематических видеороликов, оцифровка фотографий и репродукций, которые в дальнейшем распечатываются для учащихся или демонстрируются на экране, расширяют визуальный ряд, способствуя более наглядному представлению изучаемого материала.Для организации проверки усвоения полученных знаний или операционных навыков используются различные компьютерные программы, как созданные фирмами-разработчиками образовательных продуктов, так и подготовленные самим учителем при возможном участии старших школьников. Основой данного метода использования ИКТ является возможность интерактивного реагирования компьютерной программы на действия пользователя.
Информационно-коммуникационные технологии.
Информационно-коммуникационные технологии способны решать многие педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать новые формы и методы обучения. Для педагогов, школьной администрации существуют различные возможности использования компьютера: организация учебного процесса (подготовка расписания, электронных документов, баз данных, содержащих информацию об учащихся школы и их родителей, о педагогическом составе и т.д.); использование компьютера для получения и работы с информацией на электронных носителях, из сети Интернет, для реализации общения с целью обмена опытом, методическими разработками и другой документацией; подготовка учебных пособий, методических разработок к уроку; подготовка и проведение уроков с использованием мультимедиа; компьютерный контроль знаний учащихся; организация школьного сайта, позволяющего связать между собой учеников, родителей и учителей, отразить внутреннюю жизнь школы. Использование ИКТ способствуют росту профессионального мастерства учителя, повышению эффективности овладения умениями самостоятельного поиска, обработки и представления знаний, развитию личности учащихся и подготовке к комфортной жизни в условиях информационного общества.
Формирование первичных базовых навыков по работе со средствами ИКТ начинает системно закладываться на уровне средней школы. При оценке готовности российских школ очень важно учитывать такой индикатор, как наличие ИКТ в учебных планах и программах. ИКТ постепенно становятся обязательным компонентом содержания среднего образования. Обычно, цели изучения ИКТ на уровне средней школы включают:формирование навыков программирования, обучение использованию базовыми офисными программами (текстовым редактором, электронными таблицами, графическим редактором и пр.), обучение поиску информации в Интернет, на CD-ROM и т.д., обучение общению в сети Интернет.
В системе подготовки педагогических кадров в области ИКТ с целью методической поддержки учителей создаются сетевые педагогические сообщества, виртуальные методические объединения учителей. В отдельных городах и регионах страны успешно действуют свои образовательные порталы, школьные сети, предпринимаются попытки организации профессиональной деятельности учителей в сети через сетевые сообщества. Всероссийский августовский виртуальный педсовет (http://pedsovet.alledu.ru), "Сеть творческих учителей" (www.it-n.ru),портал Федерального центра информационно- образовательных ресурсов (ФЦИОР) (http//fcior.edu.ru.)и другие. Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru) предлагает учителям образовательные ресурсы для самообразования, оказывает квалифицированную консультационную помощь, единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) представляет собой крупнейшее Интернет-хранилище русскоязычных электронных ресурсов, предназначенных для свободного распространения и использования в образовательном процессе в качестве средств обучения или их компонентов (http://school-collection.edu.ru).
Для пополнения базы данных образовательных Интернет-ресурсов издаётся электронный журнал «Вопросы интернет-образования», с содержимым которого можно познакомиться по адресу http://center.fio.ru/vio. В целях интеграции образовательных ресурсов для средней школы, организованы сетевые объединения учителей- предметников: http://center.fio.ru/som . На сайтах сетевых объединений учителя могут получить необходимую консультацию, узнать информацию об электронных обучающих программам и методиках их использования на уроках, ознакомиться с официальными материалами и книжными новинками и т.п.
На основе стандартов Международного общества информатизации образования в каждой стране вырабатываются конкретные требования к формированию базовой информационно-коммуникационной компетенции преподавателей, которая предполагает владение навыками использования ИКТ в своей практике не только для интеграции в учебный процесс, но и как средства повышения квалификации и профессионального развития. Данные стандарты предназначены для всех учителей и включают шесть компонентов: общие представления в области информационных технологий; планирование учебного процесса с использованием информационных технологий и применения его на практике; интеграция информационных технологий в программы конкретных дисциплин; использование информационных технологий для оценки результатов обучения; использование информационных технологий для повышения уровня профессиональной компетенции; понимание социальных, этических, правовых и общественных ценностей использования информационных технологий.
Для внедрения интернет-технологий в образовательную деятельность прежде всего необходимо, чтобы педагоги овладели следующими базовыми технологиями: поиск информации в Интернет; работа с электронной почтой; технология общения в реальном времени; представление собственной информации в виде Web-документов (создание Web-страниц и Web-сайтов) и её размещение в Сети.Освоение интернет-технологий позволит школьным педагогам и другим работникам образования: повысить авторитет у учеников: все чаще школьник умеет работать на компьютере и в Интернете лучше, чем его учитель; повысить собственный профессиональный уровень и уровень своего учебного материала, благодаря доступу к всемирному информационному пространству через WWW и знакомству с последними открытиями и новинками в своей предметной области. самостоятельного проводить учебные занятия по своим предметам с использованием компьютеров, мультимедиа и другой современной техники. коллективно разрабатывать новые информационные образовательные ресурсы. активно обмениваться опытом с коллегами из регионов.
Подводя итог, отметим, что применение средств ИКТ в системе общего образования, прежде всего, направлено на совершенствование существующих технологий обучения и управления. Вместе с тем необходимо отметить, что они привносят в известные методы обучения и управления специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией. Средства ИКТ являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников. Применение средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе, особенно в домашних условиях, требует развитости критического мышления, на что необходимо уделять специальное внимание учителям и родителям. Применение сетевых технологий в системе общего образования способствует интеграции общеобразовательных учреждений различного типа, распространению передового педагогического опыта.
Основная задача школы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для достижения этой цели необходимо кардинально поменять парадигму ученика и учителя в учебном процессе. Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель - осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Для решения этой задачи требуется такая педагогическая технология, которая бы обеспечила ученику развитие его самостоятельности, коллективизма, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.
Целью технологии обучения в условиях перехода к новой парадигме образования являются личностные достижения учащегося, под которыми понимаются: а) степень прогресса личности по отношению к ее предшествующими проявлениями в образовательной деятельности; б) личностное продвижение учащегося по лестнице достижений в процессе освоения знаний, умений, развития психических процессов, личностных качеств.
В современном образованииприменяются: технология модульного обучения; модульно-рейтинговая технология; модельный метод обучения; метод проектов; метод дебатов; кейс-метод; ТОГИС; информационно-коммуникационные технологии.
Технология модульного обучения.Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что учащийся самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе. Сердцевина модульного обучения — учебный модуль, включающий: законченный блок информации, целевую программу действий учащегося; рекомендации (советы) преподавателя по её успешной реализации. Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.
Цель модульного обучения — содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учётом индивидуальных способов проработки учебного материала.
Принципиальные отличия модульного обучения от других систем состоят в следующем: 1) содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающегося и имеет указание не только на объем изучаемого содержания, но и на уровне его усвоения. Кроме того, учащийся получает от преподавателя совет в письменной форме, как рационально действовать; 2) изменяется форма общения преподавателя с учащимися. Оно осуществляется через модули и, безусловно, реализуется процесс индивидуального общения управляемого и управляющего; 3) учащийся работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю; 4) отсутствует проблема индивидуального консультирования, дозированной помощи учащимся.
Преимущества для учеников: учащиеся точно знают, что они должны усвоить, в каком объёмеи что должны уметь после изучения модуля; учащиеся могут самостоятельно планировать своё время, эффективно использовать свои способности; учебный процесс сконцентрирован на ученике, а не на преподавателе. Преимущества для учителей: учитель имеет возможность концентрировать свое внимание на индивидуальных проблемах обучающихся; учитель своевременно идентифицирует проблемы в обучении; учитель выполняет творческую работу, заключающуюся в стимулировании мышления учащихся, активизации их внимания, мышления и памяти, активизации нужных реакций, оказании всевозможной помощи учащимся.
Основные трудности для учащихся: ученики должны владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей; ученики должны выполнять большой объём самостоятельной работы; ученики сами несут ответственность за своё обучение. Основные трудности для учителей: учителям трудно изменить привычный образ мыслей и действий, так как им необходимо отказаться от центральной роли в учебном процессе и стать помощником ученика в достижении поставленных целей; учителю необходимо изменить структуру и стиль своей работы для обеспечения активной, самостоятельной, целеустремлённой и результативной работы каждого ученика
Весь курс предмета разбивается на общие модули - темы программы и частные модули - темы уроков, разрабатывается рейтинговая шкала оценки знаний по теме. В общем модуле осуществляется мотивация учащихся на изучение материала, определяется порядок изучения частных модулей, указываются вопросы для самоконтроля и контроля. На каждую группу оформляется карта прохождения модулей, в которой учащиеся сами фиксируют результаты текущего и итогового контроля.
Модульно-рейтинговая технология.
Одной из особенностей новой технологии обучения явилось появление возможности управления процессом усвоения знаний на основе четкой систематизации учебной программы курса. Информационный блок является основным элементом модульной программы и включает различные разделы. Весовой коэффициент каждого раздела, выраженный в процентах, устанавливается экспертным путем. Эти величины заложены в систему оценки (тестовый текущий контроль) и самооценкизнаний (компьютерный тренажер). Структура с указанными весовыми коэффициентами ее составных частей лежит в основе формирования работ для обобщающего и итогового контроля. Отметим, что стандартизация содержания большинства разделов учебной программы дисциплины способствует: - формированию у учащихся системных знаний; - повышению объективности оценки; - возможности более объективного и более глубокого анализа степени усвоения программного материала; предоставлению больших возможностей для компьютеризации не только системы контроля, но и формирования банков учебных знаний.
Рейтинговая технология сводится в основном к следующим операциям:1) проектируются все виды деятельности обучающихся и определяются формы и методы обучения;2) весь курс разбивается на несколько модулей;3) для каждого модуля выделяются основные понятия и законы учебного курса, а также ведущие знания и умения, которые должны сформировать этот курс;4) создается методическое обеспечение - банк задач, контрольных вопросов, программированных и творческих заданий, рассчитанных на разный уровень усвоения и деятельности;5) создаются условия для самостоятельнойсистематической работы; определяются виды самостоятельной работы и критерии оценки всех видов учебной деятельности.
К числу позитивных сторон использования данной технологии следует отнести следующие: Модульно-рейтинговая система позволяет более эффективно организовать самостоятельную деятельность обучающихся. Благодаря ее возможностям можно более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучению, Так как каждый обучающийся может составить свой план учебной деятельности.2) У школьников вырабатываются навыки самоконтроля и самооценки.3) Благодаря наличию ближайших ориентиров (в виде контрольных работ, зачетов и т.д.) и стимулов к регулярным и планомерным занятиям повышается прочность знаний.4) Система оценки в состоянии учитывать большее число видов учебной деятельности (в тематическом контроле и текущей аттестации); увеличивается объективность итоговой оценки.5) Информация о текущем рейтинге стимулирует учащихся. Повышается уровень здоровой конкуренции между учащимися.6) В значительной мере обеспечивается снятие элементов случайности в оценке знаний при сдаче экзаменов и зачетов.7) При сетевой организации обучения появляется возможность быстро «войти в структуру» изучаемого курса практически в любой ее части и варьировать порядок изучения модулей в зависимости от обстоятельств.8) Модульное построение содержания обучения и рейтинговая оценка его усвоения позволяют определить индивидуальный темп изучения материала, а заранее известные требования к качеству изучения каждого модуля позволяют выбрать уровень и ориентироваться на конечный результат обучения.
К негативным аспектам использования модульно-зачетной системы можно отнести следующее:Теряется системность в построении содержания курса в целом. Содержание разбивается на отдельные смысловые части. Обеспечение логики и преемственности в формировании понятий и способов деятельности становится в этих условиях прерогативой самих обучаемых. Для многих старшеклассников это — серьёзная проблема.2) Модули и балловая оценка их усвоения часто выделяются на основе субъективного фактора — позиции отдельного преподавателя. Это касается и создания измерителей. 3) Действующий стандарт здесь непосредственно помочь не сможет, так как определяет только итоговые результаты обучения.4) Система достигнет максимального эффекта лишь в случае введения единого рейтингового контроля.5) Возрастают трудозатраты преподавателя при разработке вариантов контролирующих материалов, проверке результатов контроля (особенно в больших группах), обновлении материалов.
Модельный метод обучения (занятия в виде деловых игр, уроки типа: урок-суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция).
В отечественной системе образования модельный метод обучения также довольно давно и широко используется, но в специфической области — военной подготовке. Это обучение тактике на так называемом «ящике с песком» — изменяемой модели местности на большом столе с бортиками, с помощью которой создается тактическая обстановка и проигрываются различные варианты боевых действий. Преподаватель оценивает, достигают ли обучаемые запланированных результатов, и дает им советы и наставления. Аналогично это средство может применяться при изучении элементов курса географии: ландшафтов, речных бассейнов, геологических структур и т.д. Другой вариант этого же метода — путешествия по картам на уроках географии или истории.
Всё большую популярность в школах приобретают разнообразные уроки в виде деловых игр: урок-суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция и тому подобное. Все деловые игры — это реализация модельного метода обучения.
Играя свои роли, ученики моделируют профессиональную деятельность, задавая самостоятельно начальные условия, возвращаясь к ним и уточняя. Подготовить урок-пресс-конференцию, пользуясь только учебником, невозможно, в план урока обязательно входит обсуждение результатов самостоятельной работы учеников с дополнительными источниками информации. По определению — это урок в форме семинара. Таким образом, урок-пресс-конференция представляет собой модельный семинар. Если рассмотреть урок-суд, то выяснится, что и он, несмотря на иной набор персонажей, является модельным семинаром. Средства, применяемые на уроке-пресс-конференции и уроке-суде, могут быть даже одинаковыми. Разные действующие лица приводят лишь к различиям в наборе педагогических приемов. Поэтому можно считать, что уроком-пресс-конференцией и уроком-судом представлены две модели обучения, совпадающие на уровне метода, формы и средств. При этом не важно, различаются ли они по содержанию. То же можно отнести и к другим «урокам с дефисами» (урок-аукцион, урок-свадьба и им подобные).
Метод проектов.Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.
В образовательном учреждении должны быть разные учебные проекты. Целесообразно было бы один проект в каждом классе делать комплексным. В образовательном учреждении в условиях разновозрастных коллективов можно делать 2 - 3 проекта за один учебный год. Что касается учебных предметов, то таких проектов должно о быть достаточно много. Например, может проводиться инсценирование литературного произведения с прохождением всех стадий: разработки задания, разработки проекта, реализации, презентации и рефлексии. По истории проектное обучение может быть построено на идее создания альтернативных документов и т.п.
Ограничения в использовании технологии: низкая мотивация преподавателей к использованию данной технологии; низкая мотивация учащихся к участию в проекте; недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности; нечеткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом.
Особо необходимо отметить, что современные структура и содержание метода проектов ориентированы на активное применение средств вычислительной техники и сетевых технологий. Кроме того, особенностью метода проектов является его интеграционный характер, что позволяет усилить межпредметные связи общеобразовательных дисциплин не только с информатикой, но и между собой. Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Самое сложное для учителя в ходе проектирования ─ это роль независимого консультанта.
Метод дебатов.Проведение соревнований по методу «Дебаты» среди учащихся содействует становлению нового поколения гражданского открытогообщества: толерантного и мобильного, критически осмысляющего перемены.Дебаты формируют: умение формировать и отстаивать свою позицию; ораторское мастерство и умение вести диалог; командный дух и лидерские качества. Данный метод развивает способности и формирует необходимые навыки для ведения диалога, дискуссии: развитие критического мышления (рациональное, рефлексивное и творческое мышление, необходимое при формулировании, определении, обосновании и анализе обсуждаемых мыслей и идей); развитие коммуникативной культуры, навыков публичного выступления; формирование исследовательских навыков (приводимые аргументы требуют доказательства и примеров, для поиска которых необходима работа с источниками информации); формирование организационных навыков (подразумеваются не только организацию самого себя, но и излагаемых материалов); формирование навыков слушания и ведения записей.
Дебаты — интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Наиболее подходит для проведения урочных и внеурочных занятий в старших классах. Требует определенной подготовки от участников и ведущего. Дебаты предусматривают следующую последовательность действий: подготовка к игре, игра, анализ игры. Условия игры : в игре принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). Команды в зависимости от формата дебатов состоят из двух или трех игроков (спикеров). Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше (убедительнее), чем аргументы вашего оппонента.
Кейс- метод.Занятия по анализу конкретной ситуации ориентированы на использование и практическое применение знаний, полученных в период теоретической подготовки, а также умений, опирающихся на предыдущий опыт практической деятельности слушателей. Можно выделить следующие цели и области применения метода анализа конкретной ситуации: закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях (после теоретического курса); отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление учащихся со схемами анализа практических ситуаций (в ходе семинарских занятий, в процессе основного курса подготовки); отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений (в рамках тренинговых процедур); экспертиза знаний, полученных учащимися в ходе теоретического курса (в конце программы обучения).
Конкретная ситуация (или кейс) - это письменно представленное описание определенных условий из жизни организации, группы людей или отдельных индивидов, ориентирующее слушателей на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения. Основания типологизации конкретных ситуаций. По типу получаемого результата кейсы делятся на проблемные и проектные. В проблемных ситуациях результатом является определение и формулирование основной проблемы, иногда формирование проблемного поля и всегда - оценка сложности решения. Для проектных кейсов в качестве результата выступает программа действий по преодолению проблем, сложившихся в ситуации. По источнику информации. В этом случае большой интерес представляют описания реальных ситуаций, почерпнутых из практики, литературы или опыта преподавателя. В то же время нередко в учебной практике используются описания ситуаций, которые являются условными, разработанными преподавателем в дидактических целях. По субъекту представления информации о ситуации. В одних случаях им может быть преподаватель, в других - ученик или целая учебная группа, представляющая интересующий ее случай для анализа и принятия решения в рамках учебного процесса. По дидактическому основанию, когда в качестве кейса на учебном занятии анализируется актуальная для учащихся практическая проблема. В этом случае существенно меняется учебная ситуация и позиция учителя.
Структура описания ситуации: Временная структура кейса – любая ситуация в кейсе происходит по временной системе координат. Поэтому учащиеся, работающие с кейс-материалом, должны четко представлять, в какой временной последовательности происходят события, изложенные в кейсе. Сюжетная структура кейса – четкая сюжетная линия определяет интерес учащихся, их увлечённость материалом. Разъяснительная структура – изложенная ситуация в кейсе должна быть понятна до мельчайших подробностей.
Краткое описание формы занятия. Для работы на занятии учащимся предлагается небольшая схема анализа. Вначале каждый учащийся индивидуально анализирует предложенную практическую ситуацию по заданной схеме, привлекая знания, полученные в ходе теоретических курсов. Затем с помощью учителя, разбившись на группы, учащиеся проводят совместный анализ ситуации, определяют важнейшие аспекты ситуации, основные проблемы и способы их решения и оформляют результаты группового анализа, разделяемые большинством участников обсуждения. После групповой работы представители групп презентируют результаты обсуждения на межгрупповой сессии. После этого учащиеся, совместно с учителем, обсуждают предложенные варианты. Возможна совместная (всех учащихся и учителей) оценка реалистичности и реализуемости предложенных решений.
Риски, возможности их предотвращения: Для того чтобы учащиеся при анализе ситуации могли формулировать проблему как противоречие, необходимо либо наэтапе подготовки дать пояснение о возможных формах фиксации проблемы и отметить наиболее приемлемые, либо, по результатам анализа, обсудить с учащимися связь формулировки проблемы с глубиной проработки решения. 2. Одной из самых распространенных трудностей в работе с конкретнымиситуациями является установка слушателей на получение экспертного решения от преподавателя. Надо сказать, что некоторые кейсы с самогоначала не предполагают наличие правильного решения. Ситуации, рассматриваемые при таком подходе, ориентированы на включение учащихся в процесс анализа ситуации, задание определенных нормработы для получения качественного результата. Анализ конкретной ситуации является методом, позволяющим включитьучащихся в активную работу по использованию теоретических знаний на практике. При подготовке занятий по анализу практической ситуацииучителю необходимо много внимания уделить описанию самой ситуации,выделению основных параметров, формулированию проблемы. Кейсдолжен давать учащимся возможность смоделировать практическую деятельность по диагностике ситуации, формированию гипотез, выделению проблем, сбору дополнительной информации, уточнению гипотез и проектированию конкретных шагов.
ТОГИС.Аббревиатура ТОГИС расшифровывается так: Технология Образования в Глобальном Информационном Сообществе. Это технология продуктивного обучения, ориентированная на деятельностно-ценностный подход в образовании с применением проблемного и модельного методов как основных. Технология применяется в следующих направлениях: выработка навыков научного исследования, организации эффективного поиска необходимой информации с использованием современных компьютерных и телекоммуникационных средств; генерирование способов решения проблемной задачи; рефлексия проведенной деятельности на завершающем этапе в виде сопоставления результата работы с достижениями общественного развития. Обучение с использованием ТОГИС в большей мере способствует становлению ценностных ориентаций обучаемых, формированию информационной культуры личности.
Значения характеристических параметров:Ш - технологические целевые установки: деятельностно-ценностные;Ш - основная структурная единица: блок уроков;Ш - характер планируемых результатов обучения: системы учебных задач, дескриптивные модели;Ш - назначение процедур обратной связи: мониторинг успешности;Ш - преобладающие методы обучения: эвристический, проблемный, модельный;Ш - преобладающие организационные формы обучения: практикум, семинар-практикум, семинар;Ш - типовые средства обучения: информационные и коммуникационные сети компьютеров;Ш - способы (организационные формы) итогового контроля результативности обучения в блоке уроков: защита проекта;Ш - проектная эффективность: 70 %.
В технологии ТОГИС знания и умения являются результатом деятельности по решению задач. В связи с этим среди задач продвинутого уровня особое значение имеют задачи, для которых не существует однозначного решения, отражающие спорные вопросы изучаемой предметной области. Спорные вопросы науки создают на уроке ситуацию всеобщего незнания, так как пока нет правильного, заранее известного решения. Значит, нет и страха идти на интеллектуальный риск, предлагая свои решения спорного вопроса. Спорные вопросы науки способствуют развитию инициативы, требуют от личности интеллектуальной самостоятельности, актуализируют потребность ученика в собственном мнении. Собственное мнение ученика выступает как продукт интеллектуальной самостоятельности.
Главным элементом учебного процесса в технологии ТОГИС - решение учебной задачи. ТОГИС – технология деятельностно-ценностная. Поэтому акцент в задачах делается на способах их решения, а не содержании. Присвоенное учащимися содержание оказывается следствием их деятельности по решению задач. В отличии от задания она возникает там , где есть необходимость предварительного разбора, анализа условий, не сводящихся к технике выполнения уже известных операций.
Требования к выполнению задачи.1. Выделите ключевые слова для информационного поиска.2. Найдите способы и соберите необходимую информацию.3. Обсудите и проанализируйте собранную информацию.4. Сделайте выводы.5. Сравните ваши выводы с выводами известныхлюдей. Возможные информационные источники: книги, компакт-диски, культурные образцы, Web- сайты.
Технология ТОГИС, включённая в привычную обстановку класса и урока, обеспечит необходимые инструментальные средства для создания обучающей среды, в которой: технология используется всюду и всегда в течение школьного дня, чтобы справиться с каждодневными задачами учения; всех учащихся учат думать, решать задачи и общаться на значительно более высоких уровнях, чем это делается сегодня; учащиеся - скорее участники, чем пассивные реципиенты в процессе познания; сотрудничество и тесное взаимодействие процветают как среди учеников, так и среди учителей; учителя облегчают учение, становясь скорее «направляющими сбоку», чем «актёрами на сцене».
В рамках приоритетного национального проекта «Образование»большое внимание уделяется проблеме информатизациисистемы образования. В связи с этим, становится актуальнойпроблема систематизации форм и методов использования ИКТ в образовательном пространстве школы. В зависимости от целей и задач образовательной среды меняются приемы и методы использования ИКТ. Приведем некоторые из них.С целью повышения наглядности учебно-воспитательного процесса, например, используются мультимедийные презентации, моделирующие и демонстрационные программы. Составление схем, графиков, запись тематических видеороликов, оцифровка фотографий и репродукций, которые в дальнейшем распечатываются для учащихся или демонстрируются на экране, расширяют визуальный ряд, способствуя более наглядному представлению изучаемого материала.Для организации проверки усвоения полученных знаний или операционных навыков используются различные компьютерные программы, как созданные фирмами-разработчиками образовательных продуктов, так и подготовленные самим учителем при возможном участии старших школьников. Основой данного метода использования ИКТ является возможность интерактивного реагирования компьютерной программы на действия пользователя.
Информационно-коммуникационные технологии.
Информационно-коммуникационные технологии способны решать многие педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать новые формы и методы обучения. Для педагогов, школьной администрации существуют различные возможности использования компьютера: организация учебного процесса (подготовка расписания, электронных документов, баз данных, содержащих информацию об учащихся школы и их родителей, о педагогическом составе и т.д.); использование компьютера для получения и работы с информацией на электронных носителях, из сети Интернет, для реализации общения с целью обмена опытом, методическими разработками и другой документацией; подготовка учебных пособий, методических разработок к уроку; подготовка и проведение уроков с использованием мультимедиа; компьютерный контроль знаний учащихся; организация школьного сайта, позволяющего связать между собой учеников, родителей и учителей, отразить внутреннюю жизнь школы. Использование ИКТ способствуют росту профессионального мастерства учителя, повышению эффективности овладения умениями самостоятельного поиска, обработки и представления знаний, развитию личности учащихся и подготовке к комфортной жизни в условиях информационного общества.
Формирование первичных базовых навыков по работе со средствами ИКТ начинает системно закладываться на уровне средней школы. При оценке готовности российских школ очень важно учитывать такой индикатор, как наличие ИКТ в учебных планах и программах. ИКТ постепенно становятся обязательным компонентом содержания среднего образования. Обычно, цели изучения ИКТ на уровне средней школы включают:формирование навыков программирования, обучение использованию базовыми офисными программами (текстовым редактором, электронными таблицами, графическим редактором и пр.), обучение поиску информации в Интернет, на CD-ROM и т.д., обучение общению в сети Интернет.
В системе подготовки педагогических кадров в области ИКТ с целью методической поддержки учителей создаются сетевые педагогические сообщества, виртуальные методические объединения учителей. В отдельных городах и регионах страны успешно действуют свои образовательные порталы, школьные сети, предпринимаются попытки организации профессиональной деятельности учителей в сети через сетевые сообщества. Всероссийский августовский виртуальный педсовет (http://pedsovet.alledu.ru), "Сеть творческих учителей" (www.it-n.ru),портал Федерального центра информационно- образовательных ресурсов (ФЦИОР) (http//fcior.edu.ru.)и другие. Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru) предлагает учителям образовательные ресурсы для самообразования, оказывает квалифицированную консультационную помощь, единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) представляет собой крупнейшее Интернет-хранилище русскоязычных электронных ресурсов, предназначенных для свободного распространения и использования в образовательном процессе в качестве средств обучения или их компонентов (http://school-collection.edu.ru).
Для пополнения базы данных образовательных Интернет-ресурсов издаётся электронный журнал «Вопросы интернет-образования», с содержимым которого можно познакомиться по адресу http://center.fio.ru/vio. В целях интеграции образовательных ресурсов для средней школы, организованы сетевые объединения учителей- предметников: http://center.fio.ru/som . На сайтах сетевых объединений учителя могут получить необходимую консультацию, узнать информацию об электронных обучающих программам и методиках их использования на уроках, ознакомиться с официальными материалами и книжными новинками и т.п.
На основе стандартов Международного общества информатизации образования в каждой стране вырабатываются конкретные требования к формированию базовой информационно-коммуникационной компетенции преподавателей, которая предполагает владение навыками использования ИКТ в своей практике не только для интеграции в учебный процесс, но и как средства повышения квалификации и профессионального развития. Данные стандарты предназначены для всех учителей и включают шесть компонентов: общие представления в области информационных технологий; планирование учебного процесса с использованием информационных технологий и применения его на практике; интеграция информационных технологий в программы конкретных дисциплин; использование информационных технологий для оценки результатов обучения; использование информационных технологий для повышения уровня профессиональной компетенции; понимание социальных, этических, правовых и общественных ценностей использования информационных технологий.
Для внедрения интернет-технологий в образовательную деятельность прежде всего необходимо, чтобы педагоги овладели следующими базовыми технологиями: поиск информации в Интернет; работа с электронной почтой; технология общения в реальном времени; представление собственной информации в виде Web-документов (создание Web-страниц и Web-сайтов) и её размещение в Сети.Освоение интернет-технологий позволит школьным педагогам и другим работникам образования: повысить авторитет у учеников: все чаще школьник умеет работать на компьютере и в Интернете лучше, чем его учитель; повысить собственный профессиональный уровень и уровень своего учебного материала, благодаря доступу к всемирному информационному пространству через WWW и знакомству с последними открытиями и новинками в своей предметной области. самостоятельного проводить учебные занятия по своим предметам с использованием компьютеров, мультимедиа и другой современной техники. коллективно разрабатывать новые информационные образовательные ресурсы. активно обмениваться опытом с коллегами из регионов.
Подводя итог, отметим, что применение средств ИКТ в системе общего образования, прежде всего, направлено на совершенствование существующих технологий обучения и управления. Вместе с тем необходимо отметить, что они привносят в известные методы обучения и управления специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией. Средства ИКТ являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников. Применение средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе, особенно в домашних условиях, требует развитости критического мышления, на что необходимо уделять специальное внимание учителям и родителям. Применение сетевых технологий в системе общего образования способствует интеграции общеобразовательных учреждений различного типа, распространению передового педагогического опыта.