Эстетическое воспитание подростков в процессе занятий спортивной гимнастикой.

Красота человеческого тела – есть  продукт социально-трудовой, а не только естественно-биологический. Вертикальная походка, а следовательно, и гордая осанка, открытое солнцу и ветру лицо, устремленный вдаль взор, совершенная по красоте рука, гармоничность     и симметрия анатомической структуры – это прежде всего плоды активности человека. Особенность этого естественно-творческого способа совершенствования внешней красоты человека в том, что он исключает всякую искусственность.

Спортивная  гимнастика, располагает в этом отношении огромными возможностями. Учебные занятия по спортивной гимнастике могут являться своего рода регулирующим рычагом. К этому располагают эстетические возможности занятий гимнастикой. Бесконечное разнообразие упражнений, избирательное их воздействие на строение функции организма, точная дозировка физической нагрузки позволяют исправлять недостатки в физическом развитии занимающихся, содействовать улучшению телосложения в соответствии с эстетическими требованиями. Собранность, стройность и подтянутость – качества, отличающие гимнаста. Четкая регламентация занятий, строгие требования к точности выполнения движений, необходимость соблюдения дисциплины, прилежания, настойчивости создают условия эффективного воздействия на эстетические переживания и запросы занимающегося

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эстетическое воспитание  подростков в процессе  занятий спортивной гимнастикой

                      Левошко Оксана Сергеевна,  ассистент

                       кафедры физического воспитания № 1   факультета                                                   физической  культуры и спорта НИИ «БелГУ»    

    В возрастном развитии человека очень важная роль принадлежит физическому воспитанию. Это касается не только содействия нормальному физическому развитию растущего организма и его совершенствованию, укреплению здоровья, но и формированию духовных качеств личности. Все это становится возможным и реальным при правильной постановке физического воспитания,  осуществлении его в органической связи с другими видами воспитания: умственным,  нравственным,  трудовым, в том числе и эстетическим.

   Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения,  воспитывается понимание простоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств,  вкусов  представлений,  способствует проявлению положительных эмоций,  жизнерадостности,  оптимизма.

   Связь физического и эстетического воспитания основана на единстве их цели – формировании человека,  а физическое совершенство составляет часть эстетического материала. В процессе физического воспитания решаются как общие, так и специальные задачи эстетического воспитания.

Специальные задачи - это воспитание эстетических чувств, вкусов, понятий,  имеющих непосредственное отношение к  спортивной деятельности; правильного понимания внешней и внутренней красоты человека исходя из единства эстетического и этического; нравственного понимания физического совершенствования как  процесса, в основе которого лежит достижение цели гармонического развития личности; понимание красоты спортивного поведения, спортивного зрелища, спортивных традиций

 Для решения  специальных задач эстетического воспитания в процессе занятий физической культурой и спортом преподаватель, тренер должны быть вооружены знаниями, должны глубоко разбираться в законах прекрасного, знать особенности эстетического воспитания и чувства, испытываемого человеком в процессе спортивной деятельности. В эстетическом воспитании подростков роль спортивной гимнастики неоспорима.

К средствам эстетического воспитания в процессе занятий гимнастикой относятся:

  1. разнообразные виды физических упражнений,  где преподаватель                                             может указать своим ученикам на моменты прекрастного;
  2. праздники,  выступления;
  3. природные и гигиенические условия;
  4. обстановка на занятиях, использование музыки и произведений искусства.

Эстетическое воспитание в процессе занятий спортивной гимнастикой характеризуется следующими методами:

  1. эмоционально – выразительное объяснение ФУ,  образное слово;
  2. технически совершенный и эмоционально -  выразительный показ упражнения, который вызывает чувство восхищения;
  3. вдохновляющий пример в действиях и поступках;

- практическое приучение к творческим проявлениям красоты в двигательной деятельности.

        Красота человеческого тела – есть  продукт социально-трудовой, а не только естественно-биологический. Вертикальная походка, а следовательно, и гордая осанка, открытое солнцу и ветру лицо, устремленный вдаль взор, совершенная по красоте рука, гармоничность     и симметрия анатомической структуры – это прежде всего плоды активности человека. Особенность этого естественно-творческого способа совершенствования внешней красоты человека в том, что он исключает всякую искусственность.

Спортивная  гимнастика, располагает в этом отношении огромными возможностями. Учебные занятия по спортивной гимнастике могут являться своего рода регулирующим рычагом. К этому располагают эстетические возможности занятий гимнастикой. Бесконечное разнообразие упражнений, избирательное их воздействие на строение функции организма, точная дозировка физической нагрузки позволяют исправлять недостатки в физическом развитии занимающихся, содействовать улучшению телосложения в соответствии с эстетическими требованиями. Собранность, стройность и подтянутость – качества, отличающие гимнаста. Четкая регламентация занятий, строгие требования к точности выполнения движений, необходимость соблюдения дисциплины, прилежания, настойчивости создают условия эффективного воздействия на эстетические переживания и запросы занимающегося. Тесная связь гимнастики со средствами художественного воспитания – музыкой и танцами – расширяют ее эстетические возможности. Однако наличие всего многообразия положительных эстетических сторон в учебных занятиях гимнастикой само по себе еще не гарантирует качественного роста уровня эстетической подготовленности школьников,  но  решает задачи:

  1. оздоровительные (снижение лишнего веса, улучшение сна, предотвращение отложений солей в суставах и др.);
  2. эстетические (формирование красивой походки и фигуры, воспитание музыкального слуха и др.);
  3. обще развивающие (совершенствование координации движений, повышение выносливости и др.);
  4. реабилитационные (восстановление физической и умственной работоспособностей);
  5. психорегулирующие (улучшение психического самочувствия, эмоциональная разрядка, переключение на другой вид деятельности, отвлечение от повседневных дел).

Совершенствование телосложения и гармоническое развитие физиологических функций человека, в процессе занятий гимнастикой, в конечном итоге приводит к естественно-нормальному, неискаженному формированию телесных форм и эстетического вкуса,  что особенно важно для подростков.