Эстетическое воспитание подростков в процессе занятий спортивной гимнастикой.
Красота человеческого тела – есть продукт социально-трудовой, а не только естественно-биологический. Вертикальная походка, а следовательно, и гордая осанка, открытое солнцу и ветру лицо, устремленный вдаль взор, совершенная по красоте рука, гармоничность и симметрия анатомической структуры – это прежде всего плоды активности человека. Особенность этого естественно-творческого способа совершенствования внешней красоты человека в том, что он исключает всякую искусственность.
Спортивная гимнастика, располагает в этом отношении огромными возможностями. Учебные занятия по спортивной гимнастике могут являться своего рода регулирующим рычагом. К этому располагают эстетические возможности занятий гимнастикой. Бесконечное разнообразие упражнений, избирательное их воздействие на строение функции организма, точная дозировка физической нагрузки позволяют исправлять недостатки в физическом развитии занимающихся, содействовать улучшению телосложения в соответствии с эстетическими требованиями. Собранность, стройность и подтянутость – качества, отличающие гимнаста. Четкая регламентация занятий, строгие требования к точности выполнения движений, необходимость соблюдения дисциплины, прилежания, настойчивости создают условия эффективного воздействия на эстетические переживания и запросы занимающегося
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Эстетическое воспитание подростков в процессе занятий спортивной гимнастикой
Левошко Оксана Сергеевна, ассистент
кафедры физического воспитания № 1 факультета физической культуры и спорта НИИ «БелГУ»
В возрастном развитии человека очень важная роль принадлежит физическому воспитанию. Это касается не только содействия нормальному физическому развитию растущего организма и его совершенствованию, укреплению здоровья, но и формированию духовных качеств личности. Все это становится возможным и реальным при правильной постановке физического воспитания, осуществлении его в органической связи с другими видами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, в том числе и эстетическим.
Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание простоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов представлений, способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма.
Связь физического и эстетического воспитания основана на единстве их цели – формировании человека, а физическое совершенство составляет часть эстетического материала. В процессе физического воспитания решаются как общие, так и специальные задачи эстетического воспитания.
Специальные задачи - это воспитание эстетических чувств, вкусов, понятий, имеющих непосредственное отношение к спортивной деятельности; правильного понимания внешней и внутренней красоты человека исходя из единства эстетического и этического; нравственного понимания физического совершенствования как процесса, в основе которого лежит достижение цели гармонического развития личности; понимание красоты спортивного поведения, спортивного зрелища, спортивных традиций
Для решения специальных задач эстетического воспитания в процессе занятий физической культурой и спортом преподаватель, тренер должны быть вооружены знаниями, должны глубоко разбираться в законах прекрасного, знать особенности эстетического воспитания и чувства, испытываемого человеком в процессе спортивной деятельности. В эстетическом воспитании подростков роль спортивной гимнастики неоспорима.
К средствам эстетического воспитания в процессе занятий гимнастикой относятся:
- разнообразные виды физических упражнений, где преподаватель может указать своим ученикам на моменты прекрастного;
- праздники, выступления;
- природные и гигиенические условия;
- обстановка на занятиях, использование музыки и произведений искусства.
Эстетическое воспитание в процессе занятий спортивной гимнастикой характеризуется следующими методами:
- эмоционально – выразительное объяснение ФУ, образное слово;
- технически совершенный и эмоционально - выразительный показ упражнения, который вызывает чувство восхищения;
- вдохновляющий пример в действиях и поступках;
- практическое приучение к творческим проявлениям красоты в двигательной деятельности.
Красота человеческого тела – есть продукт социально-трудовой, а не только естественно-биологический. Вертикальная походка, а следовательно, и гордая осанка, открытое солнцу и ветру лицо, устремленный вдаль взор, совершенная по красоте рука, гармоничность и симметрия анатомической структуры – это прежде всего плоды активности человека. Особенность этого естественно-творческого способа совершенствования внешней красоты человека в том, что он исключает всякую искусственность.
Спортивная гимнастика, располагает в этом отношении огромными возможностями. Учебные занятия по спортивной гимнастике могут являться своего рода регулирующим рычагом. К этому располагают эстетические возможности занятий гимнастикой. Бесконечное разнообразие упражнений, избирательное их воздействие на строение функции организма, точная дозировка физической нагрузки позволяют исправлять недостатки в физическом развитии занимающихся, содействовать улучшению телосложения в соответствии с эстетическими требованиями. Собранность, стройность и подтянутость – качества, отличающие гимнаста. Четкая регламентация занятий, строгие требования к точности выполнения движений, необходимость соблюдения дисциплины, прилежания, настойчивости создают условия эффективного воздействия на эстетические переживания и запросы занимающегося. Тесная связь гимнастики со средствами художественного воспитания – музыкой и танцами – расширяют ее эстетические возможности. Однако наличие всего многообразия положительных эстетических сторон в учебных занятиях гимнастикой само по себе еще не гарантирует качественного роста уровня эстетической подготовленности школьников, но решает задачи:
- оздоровительные (снижение лишнего веса, улучшение сна, предотвращение отложений солей в суставах и др.);
- эстетические (формирование красивой походки и фигуры, воспитание музыкального слуха и др.);
- обще развивающие (совершенствование координации движений, повышение выносливости и др.);
- реабилитационные (восстановление физической и умственной работоспособностей);
- психорегулирующие (улучшение психического самочувствия, эмоциональная разрядка, переключение на другой вид деятельности, отвлечение от повседневных дел).
Совершенствование телосложения и гармоническое развитие физиологических функций человека, в процессе занятий гимнастикой, в конечном итоге приводит к естественно-нормальному, неискаженному формированию телесных форм и эстетического вкуса, что особенно важно для подростков.