ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ Л. С. ВЫГОТСКОГО ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Юнусова Эльза Фангатовна

В представленной  презентации доступным и простым изложением раскрыто ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ Л. С. ВЫГОТСКОГО ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_teoreticheskih_koncepciy.pptx821.58 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ Л. С. ВЫГОТСКОГО ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Слайд 2

Л.С. Выготский заложил теоретико - методологическую базу дефектологии, что обеспечило ее переход с эмпирических, описательных позиций на подлинно научные основы. Наиболее важными для специальной педагогики являются следующие концепции Л.С. Выготского: • Концепция о культурно-историческом происхождении психики и формировании высших психических функций (ВПФ) • Концепция о закономерностях психического развития в норме и патологии. • Концепция о ведущей роли обучения в развитии.

Слайд 3

Теоретические концепции Л. С. Выготского -Огромное значение для теории и практики специального образования имеют идеи Л. С. Выготского О системном строении любого дефекта и о наличии компенсаторных возможностей при различных отклонениях в развитии; о значении коллективных форм деятельности (учебной, игровой, трудовой) для становления личности аномального ребенка; о соотношении интеллекта и аффекта; о развитии мышления и речи;

Слайд 4

Концепция о культурно-историческом происхождении психики Согласно данной концепции П уть формирования личности пролегает через У своение и присвоение общественно-исторического опыта, основанного на употреблении знаков и закрепленного в языке По мнению Л.С. Выготского, из внешней практической деятельности за счет чего она приобретает осознанный и произвольный характер. знак постепенно « вращивается » в психическую функцию

Слайд 5

В связи с этим Выготский Л.С. выделяет два уровня развития психики: уровень натурального развития (обусловленный биологически) уровень культурного развития (обусловленный социально) с развитием речи и знаково-символической деятельностью ребенка связан в результате чего происходит качественная перестройка психики, и формируются высшие психические функции. ВПФ качественно отличаются тем, что формируются при жизни в условиях общения с другими людьми и овладения различными видами деятельности, опосредованы речью и употреблением знаков, носят осознанный и произвольный характер.

Слайд 6

В число знаков, опосредующих ВПФ человека, можно включить Язык также представляет систему знаков. Знаки и символы в человеческой деятельности объединяются в модели (схемы, формулы, чертежи и т.д.), отражающие реальные отношения предметов и явлений. К ВПФ можно отнести знаковые средства, которые ребенок использует в игре и продуктивной деятельности (предметы-заместители, образные знаки) а также буквы, цифры, символы из области различных наук. Таким образом, ВПФ не даны человеку от рождения, а являются, с одной стороны, продуктом его социализации, а с другой - обеспечивают его вхождение в социум и полноценную жизнь в обществе.

Слайд 7

Исходя из теории культурно-исторического происхождения психики, можно сделать вывод о том, что ее развитие определяется взаимодействием двух факторов: биологического и социального, причем социальный фактор является определяющим. Для того, чтобы ребенок развивался нормально, его организм должен быть биологически полноценным, должны быть сохранными все органы и системы, в первую очередь - центральная нервная система (ЦНС). Однако, здоровый ребенок, оказавшийся в условиях социальной депривации ( лишения полноценных контактов с матерью, дефицита информации и деятельности) , начинает резко отставать в развитии.

Слайд 8

Концепция о закономерностях психического развития Опираясь на концепцию можно выделить Общие закономерности специфические закономерности развития психики в норме и патологии. В качестве общих закономерностей развития психики можно рассматривать следующие. Интеграция (объединение) разрозненных вначале психических процессов в устойчивые и гибкие функциональные системы. ВПФ человека имеют интегративный характер Все ВПФ опосредованы речью и формируются на основе интеграции(например, логическая память развивается на основе интеграции мышления, речи и памяти). Неравномерность психического развития . Существует определенная последовательность в формировании ВПФ, и для каждой психической функции есть свой сензитивный период , когда она развивается наиболее интенсивно. Психическая функция, находящаяся в сензитивном периоде « подтягивает» за собой остальные

Слайд 9

Пластичность (податливость) психики – еще одна закономерность предполагает возможность взаимозаменяемости психических функций. Даже при утрате какой-либо психической функции за счет пластичности психики в целом, возможно психическое развитие, достаточное для социальной адаптации человека. Общие и специфические закономерности присущи и аномальному развитию психики. Л.С. Выготский указывает на следующие закономерности, которые можно считать общими для различных аномалий развития. Расхождение (дивергенция) двух планов развития психики биологического социального (психического). Нормально развивающийся ребенок растет, созревает биологически и на каждом возрастном этапе достигает нового уровня психического развития Аномальный ребенок, созревая биологически, в плане психического развития отстает все больше и больше. Под воздействием специального обучения и воспитания линии биологического и психического развития сближаются, расхождение преодолевается в большей или меньшей степени.

Слайд 10

Учение Л.С Выготского о системном строении дефекта В структуре любого дефекта можно выделить Первичные нарушения Вторичные нарушения обусловлены органическим поражением мозга или функциональной незрелостью его структур детерминированы первичными, так как психическое развитие ребенка происходит на неполноценной основе. Чем меньше возраст ребенка, тем более выражен первичный дефект, а вторичные нарушения формируются по мере того, как ребенок развивается на дефектной основе. Таким образом, при раннем начале коррекционной работы можно ослабить проявление первичного дефекта и предупредить появление вторичных нарушений.

Слайд 11

Любой дефект характеризуется сложной иерархией первичных нарушений, обусловленных поражением центральной нервной системы; вторичных нарушений, обусловленных тем, что ребенок развивается на дефектной основе; третичных нарушений – ( отклонений в личностном развитии ) и сохранных функций. Вся коррекционная работа с детьми, имеющими недостатки в развитии строится с опорой на сохранные функции, в «обход» пострадавших функций, т.е. при коррекции нарушений используется принцип «обходного пути». Эта закономерность вытекает из учения Л.С.Выготского о сложном, системном строении дефекта. Возможность компенсации нарушений за счет опоры на сохранные функции

Слайд 12

Учение Л.С. Выготского о закономерностях аномального развития В.И. Лубовский в своей монографии «Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии)» (1978) обобщил результаты собственных исследований и трудов отечественных ученых дефектологов и пришел к выводу, что у всех детей с отклонениями в развитии изменена способность к приему, переработке, хранению и использованию информации. При этом выявляется недостаточность участия речи в протекании психических процессов, недостатки словесной регуляции действий, страдает процесс коммуникации. Из-за выше перечисленных особенностей нарушается процессоциальной адаптации детей с отклонениями в развитии Учение Л.С. Выготского о закономерностях аномального развития получило продолжение в трудах его учеников и последователей.

Слайд 13

В концепции о ведущей роли обучения в развитии Л.С. Выготский выдвинул идею развивающего обучения. Обучение должно вести за собой развитие. В связи с этим следует определять Концепции о ведущей роли обучения в развитии Л.С. Выготский «зону актуального развития» ребенка, т.е. его возможности, которые могут быть реализованы в самостоятельной деятельности , « Зона ближайшего развития» характеризует обучаемость ребенка, т.е. способность к усвоению и присвоению передаваемого ему опыта, знаний. Характер обучаемости раскрывает потенциальные возможности ребенка и с их учетом педагог прогнозирует дальнейшее развитие, выстраивает программу работы. « зону ближайшего развития» ребенка, т.е. его потенциальные возможности, которые могут быть реализованы в сотрудничестве со взрослым. «Зона ближайшего развития» имеет большое значение для диагностики и коррекции отклонений в развитии. Вся коррекционная работа строится с учетом «зоны ближайшего развития».

Слайд 14

ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ Л. С. ВЫГОТСКОГО ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ Культурно-историческая теория Выготского породила крупнейшую в советской психологии школу, из которой вышли А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия , А. В. Запорожец, Л. И. Божович , П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин , П. И. Зинченко, Л. В. Занков и др. В 1970-е годы теории Выготского стали вызывать интерес в американской психологии. В последующее десятилетие все основные труды Выготского были переведены и легли, наряду с Пиаже, в основу современной образовательной психологии США . В европейской психологии Ласло Гараи разрабатывал проблематику также социальной психологии (социальная идентичность) и экономической психологии (вторая модернизация) в рамках теории Выготского.

Слайд 15

Список используемой литературы 1 Борякова Н.Ю. . Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии 2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. . 3. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. — М., 1995.