Технология проектной деятельности

Никольская Татьяна Владимировна

Технология проектной деятельности.

 

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «Почемучками». Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы.

Самостоятельно дошкольник ещё не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги дополнительного образования используют методы проблемного обучения: вопросы, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно – исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т. д. Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер: логические задания практикуются лишь на отдельных занятиях по математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи или конструированию.

Для закрепления полученных знаний, умений и навыков широко используются комплексные тематические занятия, на которых на основе эмоционального воздействия на ребёнка осуществляется взаимосвязь одного из разделов программы с другими в сочетании разнообразных видов деятельности. Например, на занятиях по теме «Унылая пора , очей очарованье…» дети закрепляют знания о явлениях живой и неживой природы, слушают произведения П. И. Чайковского, исполняют танцевальные движения, рисуют. Форма проведения подобных занятий может быть любой: от КВН, путешествий до занятий с элементами драматизации.

Однако взаимосвязь между разделами программы не даёт такой результативности в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыком как взаимопроникновение этих разделов друг в друга, или, иначе говоря, их интеграция.

Интегрированный метод обучения является  для школьных учреждений инновационным. Он направлен на развитее личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно – эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно – прикладном искусстве и творчестве художников – иллюстраторов.

 

Вариативность использования  интегрированного метода обучения

 

Полная интеграция (один из приоритетных разделов интегрируется со всеми другими разделами программы). Примером полной интеграции является интеграция экологического воспитания с художественной литературой, изобразительной деятельностью, музыкальным воспитанием, физическим развитием.

Частичная интеграция (одно из направлений интегрируется в другое). Пример частичной интеграции – интеграция художественной литературы и изодеятельности.

Особый интерес представляет интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определённая проблема. Проектно – исследовательский метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации в работе учителя начальной школы.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Развитие каждого ребёнка как самоценной личности. Технология проектирования – один способ, позволяет развивать творческие способности каждого ребёнка, опора на его поисковое поведение.

 

Классификация проектов, используемых в работе дошкольных учреждений

 

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Можно выделить следующие основные этапы:

Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

К кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

В каких источниках можно найти информацию;

Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

С какими предметами научиться работать для дости жжения цели.

Выполнение проекта – практическая часть.

Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

 

Задать детям следующие вопросы, обсуждая результаты проекта:

Узнали ли вы что – нибудь, чего не знали раньше?

Узнали ли вы что – нибудь, что вас удивило?

Какое из занятий понравилось вам больше всего?

Что нужно изменить в организации следующего проекта?

 

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

Исследовательско – творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

Ролевые игры (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по – своему поставленные проблемы);

Информационно – практико – ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)

Творческие ( оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, организуя отдельные этапы проекта.

Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты ( в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используются ролево – игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе

Комплексные: «Мир тиатра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;

Межгрупповые: «Математические колажки», «Мир животных и птиц», «Времена года»;

Творческие: «Мои друзья», «У нас в Нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;

Групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Уральские самоцветы», «Подводный мир», Весёлая астрономия»;

Индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое дерево», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;

Исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье»;

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество А.С. Пушкина» - на учебный год).

Примерная схема осуществления проекта «Семья»

(Старший дошкольный возраст)

Разделы программ

Виды детской деятельности

Игровая деятельность

Сюжетно – ролевые игры «Дом», «Семья»; «Мебельный салон», салон «Одежды для дома» и т. д.

Игры – драматизации по произведениям: «Репка», «Красная шапочка», «Гуси – лебеди» и пр.

Настольно – печатная игра «Моя квартира».

Социальное развитие

Тематические занятия по Конвенции о правах ребёнка. Права и обязанности в семье.

Составление «Генеалогического дерева» (в контакте прошлого и будущего), карты – схемы микрорайона с обозначением домов, где живут дети, альбомов «Традиций нашей семьи», «Моя малая родина», «Калейдоскопа дней рождений» (знаки Зодиака детей группы), выпуск каждой семьёй газеты «Самый счастливый день в семье» (к дню рождения ребёнка).

Встречи в видеосалоне «Сам себе режиссёр». 

Речь и речевое общение

Творческое рассказывание детей по темам «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Наши любимые питомцы», «Лето на даче», «Наше путешествие», «Мир семейных увлечений», «Я буду с мамой (папой)», «Как я помогаю дома».

Словотворчество. Создание альбомов «Моя семья» (рисунки, фотографии, стихи детей).

Совместное участие детей и родителей в литературных гостиных.

Здоровье и физическое развитие

Составление режима дня для каждой семьи, конкурс семейных комплексов утренней гимнастики, закаливающих процедур.

Совместные туристические походы, «В бассейн идём вместе».

Межсемейные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья». Организация семейного мини – кафе. Презентация «Любимое блюдо моей семьи», составление книги «Семейные рецепты»;

Занятия в кулинарном классе (проводят родители, воспитатели, шеф – повар).

Познавательное развитие

Мир в котором мы живём

Классификации (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания).

Географические представления. Составления плана – схемы квартиры «Мой дом», изготовления макета «Мой район», работа с картами «Мой город».

Природа

Коллажи «Домашние питомцы», составления семейных альбомов: «Комнатные растения», «Что растёт у нас на даче».

Начало грамоты

Математика: «Рост и возраст членов семьи», совместная игра детей и родителей «Семейный бюджет».

Составления словарика имён членов семьи «Что означают имена», составления писем родственникам или друзьям семьи.

Конструирование

«Дом моей мечты», «Дачный домик», «Домашние работы», плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики на семейную тематику.

Эстетическое развитие

Художественная литература

Пословицы и поговорки о семье.

Чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», ненецкой сказки «Кукушка»; выборочное чтение: А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», Одоевский «Городок в табакерке»,  Л. Толстой из серии «Рассказов для маленьких».

Заучивание: Е. Благинина «Посидим в тишине».

ИЗО и дизайн

Рисование «Моя семья», «Семейные портреты», «Мы на отдыхе», «Мой дом», «Моя комната», «Обои в новую квартиру», выпуск семейных газет, салон «Дизайн интерьера», составление икебан, букетов, панно, коллажей из природного материала (с участием родителей); изготовление открыток, приглашений, подарков, сувениров для членов семьи.

Выставки «Семейное хобби».

Театр

Семейные мини – спектакли, составление сценариев детских развлечений, тиатральные этюды «Семейные диалоги». Совместное посещение семьями театров.   

Музыка

Слушание: П. И. Чайковкий «Детский альбом»; разучивание песен детских композиторов на семейную тематику.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология проектной деятельности.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «Почемучками». Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы.

Самостоятельно дошкольник ещё не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги дополнительного образования используют методы проблемного обучения: вопросы, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно – исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т. д. Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер: логические задания практикуются лишь на отдельных занятиях по математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи или конструированию.

Для закрепления полученных знаний, умений и навыков широко используются комплексные тематические занятия, на которых на основе эмоционального воздействия на ребёнка осуществляется взаимосвязь одного из разделов программы с другими в сочетании разнообразных видов деятельности. Например, на занятиях по теме «Унылая пора , очей очарованье…» дети закрепляют знания о явлениях живой и неживой природы, слушают произведения П. И. Чайковского, исполняют танцевальные движения, рисуют. Форма проведения подобных занятий может быть любой: от КВН, путешествий до занятий с элементами драматизации.

Однако взаимосвязь между разделами программы не даёт такой результативности в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыком как взаимопроникновение этих разделов друг в друга, или, иначе говоря, их интеграция.

Интегрированный метод обучения является  для школьных учреждений инновационным. Он направлен на развитее личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно – эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно – прикладном искусстве и творчестве художников – иллюстраторов.

Вариативность использования  интегрированного метода обучения

Полная интеграция (один из приоритетных разделов интегрируется со всеми другими разделами программы). Примером полной интеграции является интеграция экологического воспитания с художественной литературой, изобразительной деятельностью, музыкальным воспитанием, физическим развитием.

Частичная интеграция (одно из направлений интегрируется в другое). Пример частичной интеграции – интеграция художественной литературы и изодеятельности.

Особый интерес представляет интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определённая проблема. Проектно – исследовательский метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации в работе учителя начальной школы.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Развитие каждого ребёнка как самоценной личности. Технология проектирования – один способ, позволяет развивать творческие способности каждого ребёнка, опора на его поисковое поведение.

Классификация проектов, используемых в работе дошкольных учреждений

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Можно выделить следующие основные этапы:

Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

К кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

В каких источниках можно найти информацию;

Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

С какими предметами научиться работать для дости жжения цели.

Выполнение проекта – практическая часть.

Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Задать детям следующие вопросы, обсуждая результаты проекта:

Узнали ли вы что – нибудь, чего не знали раньше?

Узнали ли вы что – нибудь, что вас удивило?

Какое из занятий понравилось вам больше всего?

Что нужно изменить в организации следующего проекта?

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

Исследовательско – творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

Ролевые игры (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по – своему поставленные проблемы);

Информационно – практико – ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)

Творческие ( оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, организуя отдельные этапы проекта.

Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты ( в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используются ролево – игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе

Комплексные: «Мир тиатра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;

Межгрупповые: «Математические колажки», «Мир животных и птиц», «Времена года»;

Творческие: «Мои друзья», «У нас в Нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;

Групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Уральские самоцветы», «Подводный мир», Весёлая астрономия»;

Индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое дерево», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;

Исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье»;

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество А.С. Пушкина» - на учебный год).

Примерная схема осуществления проекта «Семья»

(Старший дошкольный возраст)

Разделы программ

Виды детской деятельности

Игровая деятельность

Сюжетно – ролевые игры «Дом», «Семья»; «Мебельный салон», салон «Одежды для дома» и т. д.

Игры – драматизации по произведениям: «Репка», «Красная шапочка», «Гуси – лебеди» и пр.

Настольно – печатная игра «Моя квартира». 

Социальное развитие

Тематические занятия по Конвенции о правах ребёнка. Права и обязанности в семье.

Составление «Генеалогического дерева» (в контакте прошлого и будущего), карты – схемы микрорайона с обозначением домов, где живут дети, альбомов «Традиций нашей семьи», «Моя малая родина», «Калейдоскопа дней рождений» (знаки Зодиака детей группы), выпуск каждой семьёй газеты «Самый счастливый день в семье» (к дню рождения ребёнка).

Встречи в видеосалоне «Сам себе режиссёр». 

Речь и речевое общение

Творческое рассказывание детей по темам «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Наши любимые питомцы», «Лето на даче», «Наше путешествие», «Мир семейных увлечений», «Я буду с мамой (папой)», «Как я помогаю дома».

Словотворчество. Создание альбомов «Моя семья» (рисунки, фотографии, стихи детей).

Совместное участие детей и родителей в литературных гостиных.

Здоровье и физическое развитие

Составление режима дня для каждой семьи, конкурс семейных комплексов утренней гимнастики, закаливающих процедур.

Совместные туристические походы, «В бассейн идём вместе».

Межсемейные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья». Организация семейного мини – кафе. Презентация «Любимое блюдо моей семьи», составление книги «Семейные рецепты»;

Занятия в кулинарном классе (проводят родители, воспитатели, шеф – повар).

Познавательное развитие

Мир в котором мы живём

Классификации (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания).

Географические представления. Составления плана – схемы квартиры «Мой дом», изготовления макета «Мой район», работа с картами «Мой город».

Природа

Коллажи «Домашние питомцы», составления семейных альбомов: «Комнатные растения», «Что растёт у нас на даче».

Начало грамоты

Математика: «Рост и возраст членов семьи», совместная игра детей и родителей «Семейный бюджет».

Составления словарика имён членов семьи «Что означают имена», составления писем родственникам или друзьям семьи.

Конструирование

«Дом моей мечты», «Дачный домик», «Домашние работы», плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики на семейную тематику.

Эстетическое развитие

Художественная литература

Пословицы и поговорки о семье.

Чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», ненецкой сказки «Кукушка»; выборочное чтение: А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», Одоевский «Городок в табакерке»,  Л. Толстой из серии «Рассказов для маленьких».

Заучивание: Е. Благинина «Посидим в тишине».

ИЗО и дизайн

Рисование «Моя семья», «Семейные портреты», «Мы на отдыхе», «Мой дом», «Моя комната», «Обои в новую квартиру», выпуск семейных газет, салон «Дизайн интерьера», составление икебан, букетов, панно, коллажей из природного материала (с участием родителей); изготовление открыток, приглашений, подарков, сувениров для членов семьи.

Выставки «Семейное хобби».

Театр

Семейные мини – спектакли, составление сценариев детских развлечений, тиатральные этюды «Семейные диалоги». Совместное посещение семьями театров.    

Музыка

Слушание: П. И. Чайковкий «Детский альбом»; разучивание песен детских композиторов на семейную тематику.

 


 

Комментарии

Никольская Татьяна Владимировна

Такая технология реализует такие педагогические принципы, как самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей.

Юнусова Елена Евгеньевна

Проектная деятельность сама по себе очень разнообразная, многогранная,позволяет педагогу проявить себя в совместной деятельности с детьми.