"Учебная игра как средство повышения эффективности урока"

Тетерева Марианна Николаевна

С приходом в школу начинается важный этап в жизни ребёнка. Психологи считают. Что в 6-7 лет ребёнок вступает в наиболее благоприятный период интеллектуального и социального развития. Однако потребность в новых впечатлениях, познавательная активность и любознательность неразрывно связаны с игровой деятельностью.

     Порой учителя строги и бескомпромиссны в своей авторитарности, так как привыкли бороться за дисциплину любой ценой и не желают понять причин кажущегося непослушания ребёнка. И как результат появляется страх перед школой, нежелание учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Муниципальное общеобразовательное учреждение                          

        Талаканская СОШ №6

Тема: Учебная игра как средство повышения эффективности урока                          

                                                (доклад)

                                         

                                         

                                                              Подготовила

                                                             учитель начальных классов

                                                            Тетерева Марианна Николаевна

                                                             п. Талакан, Бурейский район,  Амурская область                                                                                        

                       

 

                                       

Тема: Учебная игра как средство эффективности урока

Цель: Повышение качества учебно-воспитательной работы.

Задачи:

  1. развивать творческие способности детей при использовании активного метода обучения и воспитания – игры;
  2. развивать психические процессы – внимание, память, мышление – при помощи игры;
  3. воспитывать самостоятельность, работоспособность, культуру труда и  поведения.

С приходом в школу начинается важный этап в жизни ребёнка. Психологи считают. Что в 6-7 лет ребёнок вступает в наиболее благоприятный период интеллектуального и социального развития. Однако потребность в новых впечатлениях, познавательная активность и любознательность неразрывно связаны с игровой деятельностью.

     Порой учителя строги и бескомпромиссны в своей авторитарности, так как привыкли бороться за дисциплину любой ценой и не желают понять причин кажущегося непослушания ребёнка. И как результат появляется страх перед школой, нежелание учиться.

     В этот период у ребёнка «живут» два понятия, два желания «хочу учиться» и «хочу играть». Если учитель удовлетворяет только одно из этого «хочу», то встречает противодействие.

      Важнейшее условие гуманизации школы – это установление равновесия между потребностями детей и задачами обучения. Выполнение этого условия связано с определёнными требованиями к учебно – воспитательному процессу.

1. основное условие снятие конфликтности между учителем и учеником  состоит в том, чтобы ребёнок включался в учение с таким же интересом, с каким он включается в игру;

2. требование развивающего обучения также имеет отношение к самочувствию ребёнка, к его уверенности, что он может успешно продвигаться вперёд вместе с классом. Здесь на первое место выходит характер помощи в преодолении трудностей в обучении, которую оказывает детям учитель;

3. требование вытекает из концепции гуманистической педагогики, считающей величайшей ценностью жизнь ребёнка в том виде, в какой она существует сегодня, а не ту, к которой его готовят взрослые.

Ребёнок идёт в школу не только за знаниями, которые даёт ему учитель, но и для встречи с друзьями, для общих игр и развлечений, для обмена впечатлениями.

      Когда на глазах у учеников первой ступени обучения происходят удивительные приключения с отдельными предметами, героями любимых сказок, когда рассказ превращается в увлекательное путешествие, учиться становится интересно, потому что учение является продолжением общего радостного мироощущения ребёнка.

      Нельзя недооценивать значение игры для детей школьного возраста. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра есть средство познания ребёнком действительности. «В каждой игре, - писал А.С. Макаренко, - есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли…»

        В условиях демократизации школы большое значение приобретает использование методов обучения и воспитания в преподавании общеобразовательных дисциплин. Игра является одним из таких методов, так как она выполняет мотивационно – побудительную, образовательно - обучающую, воспитательную функции.

       Игра является действительным фактором повышения качества учебно - воспитательного процесса. Во время игры учащиеся проявляют заинтересованность, способны концентрировать своё внимание, работоспособны.

       В чём же заключается сущность дидактических игр как средства обучения?

       Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:

     1. опора на игровую деятельность, игровые формы и приёмы – это             важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;

     2. освоение учебной деятельности, включение в неё идёт медленно (в 1 классе);

     3. имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз и способствуют развитию у детей психических процессов;

     4. недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым ребёнок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую должен выполнить в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Побуждать же к учению должно то содержание, которому ребёнка учат в школе.

     Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.

     А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчёркивал: « Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка.» С другой стороны, некоторые педагоги склонны, наоборот, неправомерно рассматривать дидактические игры лишь как средство интеллектуального развития, средство развития познавательных психических процессов. Однако дидактические игры- это и форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальных этапах обучения.

    А.И.Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предложения, игры-загадки, игры-беседы.

     Дидактическая игра имеет определённую структуру:

  1. дидактическая задача;
  2. игровая задача;
  3. игровые действия;
  4. правила игры;
  5. результат (подведение итогов).

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.

Дидактическая игра – это игра только для ребёнка. Для взрослого она -

Способ обучения. Игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими  формами обучения и воспитания.

          Проблема воспитания способностей детей к творчеству – одна из актуальных проблем современной педагогики. Задача  формирования и развития творческих способностей остро стоит перед учителями, работающими с младшими школьниками, поскольку именно в этом возрасте у детей закладываются способы учебной работы, умение мыслить, рассуждать, творчески подходить к решению проблем.

      Под способностью детей к творчеству мы понимаем совокупность свойств или качеств личности ребёнка, необходимых для успешного осуществления деятельности творческого характера, позволяющих в процессе её выполнять преобразование предметов, явлений, наглядных, качественных и мысленных образов, открывать новое для себя, искать оригинальные, нестандартные решения в разных видах деятельности.

     Одним из средств формирования способностей младших школьников к творчеству является игра. Эффективность воспитания творчества в детях через игру определяется как возрастными способностями младшего школьного возраста, так и потенциальными  возможностями игровой деятельности, творческой по своей сути. По мнению А.Н.Лука, «…детские игры с их свободным полётом фантазии, верой в реальность этой фантазии и в то же время с признанием каких – то правил и ограничений имеют несомненное сходство с творческим процессом и служат хорошей школой творческого мышления». Поэтому, считает психолог, детские игры, умело поставленные учителем, могут стать важнейшим средством, инструментом воспитания тех качеств, которые необходимы или способствуют творчеству. Созданная игрой творческая поисковая атмосфера удовлетворяет возрастные потребности младшего школьника в познавательной активности.

      Среди большого разнообразия игр, вызывающих интерес у младших школьников, мы отмечаем интеллектуально – развивающие игры, которые таят в себе большие потенциальные возможности творческих проявлений детей. Игровая творческая задача этих игр заключается в развитии операционной стороны интеллекта, психических функций, приёмов и операций умственной деятельности. Характерной чертой интеллектуально – развивающих игр является наличие в них какого – либо познавательного содержания, а скрытых путей решения игровой задачи, что требует смекалки, сообразительности, нестандартного мышления.

      Один из видов интеллектуально – развивающих игр – игры со словами и буквами на уроках русского языка и чтения. Игровая творческая задача этих игр предполагает комбинирование слов из ограниченного сочетания букв, составление слов по определённому правилу, превращение слов в другие путём перестановки или добавления букв, отгадывание слов и т. п.

     Поиски путей эффективности уроков ведутся разными учителями в разных направлениях. Среди прочих и нетрадиционные формы организации уроков: интегрированные уроки, где большое место занимают игры и уроки – сказки, и уроки – путешествия, и уроки – КВН, и многие другие. Хорошо проводить не просто игры разные по содержанию, а уроки – игры. Суть их в том, сто учебные действия связываются с игровыми сюжетами на протяжении всего урока или его части. Уроки – путешествия, уроки – спектакли, уроки – соревнования -0 всё это вызывает удивление у детей, которое порождает познание. И поэтому такие уроки эффективны для достижения целей уроков. К чему мы и стремимся.  

    В работе с первым классом достаточно проведения отдельных игр. Во – первых, потому сто багаж знаний у малышей невелик, чтобы поддерживать сюжет, а во – вторых, именно разнообразие, яркость сменяющихся игровых моментов больше радует детей и побуждает к активному участию на уроке. Для подготовки к урокам можно использовать материалы книги В.В. Волиной «Занимательное азбуковедение». Это целое собрание игр с буквами и словами, книгой В.Т. Бетеньковой «Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка». Игровые приёмы на уроках не только активизируют учащихся, но и меняют стиль общения учителя и ребёнка.

       Использование игры на уроках показывает, что у детей улучшается речь, учащиеся могут самостоятельно делать выводы, расширяется круг их интересов. Исчезают робкие и стеснительные ученики. У детей появляется желание ещё лучше учиться и больше узнавать нового.

                                   Список использованной литературы:

1. В.Т. Бетенькова «Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка», «Праздник числа»

2. В.В. Волина «Занимательное азбуковедение»

3. Л.Н. Ярова «Внеклассные мероприятия»

1. Бетенькова В.Т. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. –

2. Бетеньков В.Т. Праздник числа. -