Самооценка воспитательной деятельности образовательного учреждения

Грязнова Ольга Николаевна

Материал для аккредитации ОУ по ВР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самооценка воспитательной деятельности образовательного учреждения(документы, регламентирующие воспитательную деятельность; содержание и специфика реализуемой в учреждении системы воспитательной работы; организация работы с родителями обучающихся).

В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения.  Успешное осуществление возможно при осознании педагогами важности воспитательной работы наряду с преподаванием учебных дисциплин в школе, так как России нужны творцы, яркие личности, превосходные специалисты, профессионалы. Воспитание –это целенаправленный процесс развития человека. Грамотно выстроенная и реализуемая программа воспитания – это шаг на пути становления и развития новой школы.

Воспитание играет важную роль в становлении личности ребенка и если оно формально, то результат будет равен нулю. А так как на сегодняшний день воспитание является приоритетным направлением, то важно не допустить формального к нему отношения не со стороны  управляющих образовательных структур, не  со стороны педагогов, детей,  а также родителей.

В образовательном учреждении разработана и в полном объеме реализуется концепция воспитательной системы, которая построена на принципах , определенных государственной политикой в области образования и в Уставе МОУ лицея с. Хлевное ,и развивается в соответствии с  документацией, регламентирующей воспитательную деятельность Старо-Дубовского филиала

:

1. Закон РФ «Об образовании»(извлечения);

2. «Типовое положение об образовательном учреждении»;

3.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся;

4.Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях;

5. «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении»(Письмо министерства образования РФ от 2 апреля 2002 г № 13-51-28\13);

6. Конвенция о правах ребенка;

7.Рекомендации «об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных символов РФ и их популяризации»;

8.ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

9.Приказ Департамента науки и образования  администрации Липецкой области «Об участии органов управления образования в дополнительных мероприятиях по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции в области».

10.Федеральный Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах»(от8 января 1998 г);

11. ФЗ  от 24 июня 1999 г № 120-ФЗ»Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

12.Федеральный закон № 38 «О предупреждении в РФ заболевания вызванного вирусом иммунодефицита человека».

 13. Федеральная целевая программа «"Развитие физической культуры   и спорта в     Российской Федерации на 2006 - 2015 годы"

 14. Федеральная целевая программа «Дети России на 2010-2013 гг»;

 15. Федеральная целевая программа «Патриотическое воспитание на 2007-2015 гг»;

 16.Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений;

 17.Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях(извлечения);

  18. Положение о совете школы

  19. Положение о совете по профилактике правонарушений.

  20.Положение о общешкольном родительском комитете

  21.Положение о пришкольном лагере

  22.Положение  о классном уголке

  23.Положение о контроле за посещаемостью

  24. Положение об учете неблагополучных семей

  25. Положение о дежурном классе

  26. Положение о методическом объединении классных руководителей

   27.Положение о дежурстве по школе.

   28. Должностная инструкция начальника лагеря

   29.Должностная инструкция классного руководителя

   30.Должностная инструкция дежурного учителя

    31. Положение о детской организации «Радуга»

    32. Устав детской организации «Радуга»

    33.Положение о портфолио.

    34.Положение о классном руководстве.

    35.Положение о родительском комитете класса

    36. Положение о наркопосте.

  Воспитывать сложнее, чем обучать, процесс воспитания длителен, трудоемок. Но, несомненно, нет труда благороднее, ответственнее, чем труд воспитателя. Педагогическая деятельность требует особого профессионализма и научно-обоснованной точности, ибо предметом её является самое дорогое и ценное -личность человека. «Воспитывать  - значит учить жить»,- отмечал А.С.Макаренко.
В текущем учебном году перед педагогическим коллективом были поставлена цель воспитания:
- формирование личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении учебной   и   профессиональной   деятельности,   вооруженной   для   этого необходимыми современными знаниями.

 Для реализации поставленной цели педагогическому коллективу филиала необходимо решить следующие задачи:
- повышение уровня воспитанности учащихся посредством: 1)формирования гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций;2)-создания условий, необходимых для обеспечения психолого-педагогической поддержки обучающихся;3)-формирования здорового образа жизни школьника;4)-совершенствования ученического самоуправления, развития и упрочнения детской организации как основы для межвозрастного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого ученика.

Решение всех вышеперечисленных задач способствует развитию воспитательной системы школы.
Воспитательная  система   школы  является   гуманистической.  Она ориентирована на личность ребенка, на развитие его способностей, задатков, индивидуальности; на подготовку его к жизни среди людей, взаимодействию с ними.
Воспитательная работа - это часть учебно-воспитательного процесса, направленная на развитие нравственно-этического, правового, эстетического сознания ребенка, на привитие навыков культуры поведения. Традиционно воспитательную работу ведут классные руководители, педагоги школы.
Работа школы строится на основании и в соответствии с общешкольным планом работы, который, в свою очередь, планируется  в соответствии с направлениями  деятельности:

-гражданско-патриотическое

-эколого-краеведческое,

-правовое,

- нравственное,

 -спортивно-оздоровительное,

- трудовое,

- художественно-эстетическое,

-профориентационное,

- семья.

Приоритетным направлением работы ОУ является гражданско-патриотическое.

 Все вышеуказанные направления, имеющие большой охват социализации детей, позволяют открывать и развивать наклонности учеников, как заложенные природой, так и приобретённые во время обучения в школе.    Воспитание осуществляется  с помощью: уроков общеобразовательного цикла; внеклассной деятельности; внешкольной деятельности;

    Воспитательная деятельность включает следующее:

-общешкольные праздники;

-развития ученического самоуправления;

-дополнительное образование;

-создание безопасных условий жизнедеятельности учащихся;

-социальную работу;

- совершенствование работы классных руководителей;

 -физкультурно-оздоровительную работу.

В соответствии с направлениями работы ОУ  разработаны и действуют программы и планы на основании которых ведется воспитательная работа :

          Программа деятельности детской организации «Радуга»;

            Программа организации отдыха детей и подростков «Каникулы»;

            Программа гражданско-патриотического воспитания школьников «Патриот»;

            Программа «Одарённые дети»;

            Программа «Взаимодействие семьи и школы»;

            Программа «Здоровье детей»;

            Программа профилактики антинаркотического воспитания обучающихся;

            План мероприятий «Милосердие детей-детям»

            План мероприятий по профориентационной работе;

            План мероприятий по трудовому воспитанию обучающихся;

            План мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся;

            Программы кружков : «Мастерица»,(художественно-эстетическое направление) «Юный теннисист», «Подвижные игры», «РИСК»(спортивно-оздоровительное направление), «ИСТОК»  (гражданско-патриотическое направление),  «МЕРИДИАН», «Юный цветовод»(  эколого-краеведческое), «Инициатива»

             Все программы составлены на основе государственного образовательного стандарта, который предполагает наличие следующих разделов: пояснительная записка(обоснование актуальности программы), описание программы(предмет исследования, цели и задачи, объект исследования), этапы реализации программы, планирование мероприятий, материально-техническое, финансовое обеспечение программы, ожидаемые результаты(обоснование перспектив), информационно-методическое сопровождение.

Воспитательная работа системна: это не одно- два мероприятия независимых друг от друга, а мероприятия, вытекающие друг из друга.

  Основной целью внеурочной воспитательной работы школы является создание условий для развития высокообразованной, гуманистически направленной личности, ориентированной на творчество и саморазвитие. Для этого в школе организована работа дополнительного образования. Эту работу ведут учителя нашей школы, которые стремятся создать комфортные условия для интеллектуального и физического развития школьников. Дополнительным образованием охвачены все учащиеся школы, им  Ежедневно с 16.00 до 20.00 работает спортивный зал, который предоставляет возможность всем желающим  полноценно, а самое главное с пользой провести свой досуг. Следует отметить, что наибольшим интересом среди учащихся пользуется спортивный кружок. Трудно переоценить роль физической культуры и спорта в физическом и нравственном воспитании человека. В секции, которой руководит Грязнов Ю.А., ребята занимаются баскетболом, футболом, пионерболом, настольным теннисом, играют в подвижные игры. Ребятам предоставляется возможность полноценно и с пользой провести свой досуг, раскрыть и реализовать свои способности в том или ином виде спорта.  Важной задачей спортивно - оздоровительной работы в школе является предоставление мощной альтернативы в виде занятий спортом детям и подросткам пагубному влиянию дурных пристрастий: курению, алкоголю, наркотикам.100% охват учащихся дополнительным образование - большой плюс в работе по профилактике правонарушений и безнадзорности.

Важным звеном в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений является работа школы по пропаганде антинаркотического воспитания.

 В соответствии с разработанной программой учителя –предметники и классные руководители внесли изменения в планирование своей работы , добавив мероприятия по профилактике употребления психоактивных веществ. Работа в этом направлении  ведется в школе постоянно, но в связи с увеличением случаев употребления наркотиков в районе и области  эта работа приобрела более актуальный характер. В этом учебном году в филиале создан наркопост и отряд волонтёров. Мероприятия по профилактике наркомании стали традиционными. Классные руководители совместно с учащимися  выбирают различные формы проведения классных часов : беседы, КВН , ролевые игры. Названия классных часов разнообразны . Например: 5 кл «Болезни человека, связанные с употреблением психоактивных веществ», 6-7 классах  КВН «За здоровый образ жизни», 8 класс –ролевая игра «Суд над алкоголем « и др.

   В школе ведётся постоянная работа по профилактике правонарушений и  вредных привычек.

  На протяжении 7 лет  на учете в ПДН не состоит ни один ученик школы. В направлении профилактики правонарушений школа сотрудничает с Комиссией по делам несовершеннолетних. учреждением культуры, организуются встречи сотрудников правоохранительных органов с учащимися и родителями по вопросам профилактики и здорового образа жизни, просмотр видеофильмов на заданную тематику, выступления творческих коллективов. В систему профилактической деятельности входит: проведение заседаний школьного Совета профилактики (1  раз в месяц), проведение классных часов, профилактических рейдов, работа отряда профилактики из числа старшеклассников с целью предупреждения и просвещения в вопросах профилактики правонарушений, организация встреч с сотрудниками правоохранительных органов (ПДН, ГИБДД) учащихся, родителей, педагогического коллектива, участие в творческих конкурсах на тему правоохранения (конкурс отрядов ЮИД, конкурсы плакатов на антинаркотическую тему  и т.д.), проводятся мероприятия  для пап.

  Вопросы жизни и охраны здоровья детей являются сегодня первостепенными в работе. Особое внимание уделяется предупреждению травматизма в учебном процессе. Этому способствует дежурство учителей, обучающихся, проведение в системе классных часов, встреч и бесед. Регулярно проводятся тренировки по эвакуации учащихся и педколлектива в случае пожара и ЧС (один раз в четверть). В каждом кабинете имеются инструкции по ТБ. Стало традиционным проведение общешкольных линеек перед каникулами, ознакомление учащихся по ТБ во время каникул.

   Особое значение в плане социализации личности уделяется профессиональной ориентации ученика. Работа  в  школе по профориентации – это система деятельности общественных институтов (семья, школа, предприятие, организация, начальные, средние учебные заведения, служба занятости населения). Профориентационная работа в школе ориентирована на формирование у учащихся таких знаний и такой социальной готовности, которые позволят ему в будущем  успешно реализовать себя в профессиональном мире. Наиболее эффективными формами в профориентационном просвещении учащихся педагогический коллектив школы считает такие как: встречи с представителя студенческих активов в учебных заведениях, дни открытых дверей в учебных заведениях, ярмарки профессий, организованные Центром занятости.

   В процессе формирования личности воспитание, как целенаправленное воздействие на человека, играет определяющую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счете, состояние общественного сознания и общественной жизни. А самыми главными помощниками школы в построении эффективной воспитательной системы, в  становлении  и формировании высоконравственной личности являются родители, поэтому на протяжении многих лет в школе наиболее актуальной остается работа с семьей.

     Семья , как и школа, - это своего рода посредник между формирующейся личностью и обществом.  Значит, родители должны иметь представление о целях и задачах, конечном результате воспитания, что поможет в воспитании собственного ребенка.

 Демократизация школы, превращение её в открытую систему несет изменение общественной позиции педагога, его взаимоотношений с семьей. Актуальное значение приобретает не только взаимодействие в нашем старом, традиционным понимании, сколько , прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании детей.

На протяжении ряда лет в школе сложилась традиция совместной работы с родителями. 2010-2011 учебный год не стал исключением. В нашем учреждении работа с родителями в прошедшем учебном году проходила по следующим направлениям :

1) повышение психолого-педагогических знаний (лекции,  практикумы для родителей, классные и общешкольные родительские собрания, открытые уроки и классные мероприятия с посещением родителей, индивидуальные тематические консультации.

             2) вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс: организация кружков, секций, групп здоровья, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы, родительский патруль ,участие родителей в различных внеклассных мероприятиях  школы.

3) участие родителей и общественности в управлении школой: общешкольный родительский комитет, классные родительские комитеты, участие родителей в работе Совета школы и Совета по профилактике правонарушений.

Основной принцип работы- принцип сотрудничества, а цель- вовлечение родителей в УВП. Главные направления в деятельности нашей школы по развитию активной педагогической позиции родителей в процессе влияния семьи на её младших членов, а также нейтрализации отрицательных моментов мы видим в том, чтобы рассматривать воспитание в школе и семье как единый процесс. Кроме того, важна общая заинтересованность учителей и родителей в организации гуманной педагогической среды вокруг каждого ребёнка, ведущая роль школы в организации этой среды. Чтобы оценить эффективность учебно-воспитательного процесса, мы ежегодно проводим анкетирование родителей и учащихся по таким темам: «Режим работы школы», «Формы участия родителей во внеклассной работе», «Формы проведения родительских собраний», «Состояние здоровья детей глазами родителей», «Родители глазами детей», «Дети глазами родителей». В анкетировании принимают участие родители учеников 1-9-х классов и учащиеся 5-9х классов.

 На протяжении ряда лет в школе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями . Активное вовлечение родителей в жизнедеятельность школы происходит через познавательные, творческие, спортивные мероприятия. Совместно с родителями проводятся мероприятия : День Знаний, День Учителя,  День Матери, Праздник Урожая, Новогодние праздники, международный женский день, «Веселые старты»(23 февраля), литературные встречи с поэтами земляками, Последний звонок, Выпускной, общешкольные и классные родительские собрания, круглые столы.  Анализ опыта работы по организации взаимодействия семьи и школы позволяет утверждать, что массовый охват родителей одинаковыми формами работы малоэффективен. В современной образовательной практике приоритетными становятся дифференциация, личностно ориентированный подход по отношению к семье, родителям, что приемлемо и в нашем филиале. Родители являются нашими активными помощниками в организации УВП и поэтому, начиная с 2009 года,  наша школа стала экспериментальной площадкой по работе с семьей. Ежегодно мы организуем открытые районные и общешкольные мероприятия с участием родителей, принимаем участие в конкурсах и праздниках, посвященных семье, являемся участниками педагогических конференций, заседаний круглых столов  по проблеме работы школы с семьей.

 Огромное значение во взаимодействии семьи и школы  имеет работа классных руководителей с семьями учащихся. Классные руководители проводят активную работу по изучению семей с целью выявления их возможностей по воспитанию своих детей и детей класса, группируют семьи по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своих детей и детей класса, В начале учебного года  классные руководители заводят дневники , в которых отмечается  работа проводимая с учащимися и их законными представителями: беседы с классным руководителем, зам. директора по учебной и воспитательной работе, директором школы, учителями-предметниками, с целью добиться единства требований к ребёнку со стороны родителей и школы. Классные руководители ежемесячно посещают семьи учащихся с целью  изучения домашнего микроклимата ребенка и оказание  педагогической помощи в воспитании детей .Результаты посещения заносятся в тетрадь «Работа с семьями». Следует отметить, что такая работа дает положительные результаты (уменьшение пропусков занятий,  активное посещение учащимися кружков, потребность родителей в активной деятельности в учреждении).  Совместно с родителями классные руководители проводят интересные семейные праздники, спортивные соревнования, классные воспитательные мероприятия. Следует отметить увеличение посещений родителями родительских собраний .Привлечение внимания к жизни ребенка со стороны родителей, активное и плодотворное участие в ней -это главная задача в работе классного руководителя. В начале учебного года  составляется банк данных на родителей и учащихся. Это дает большое преимущество педагогам, так как, приступая к работе с детьми, они уже владеют небольшой информацией о них и их законных представителях.

 Все средства хороши, если они имеют положительный результат. И это не пустые слова. На собственном опыте педагогический коллектив школы ежедневно убеждается в том, что в настоящий момент сотрудничество семьи и школы выходит на более качественную ступень. Родители – это пример для ребенка. В семье закладывается фундамент личности, её нравственные ценности, ориентация, убеждения, а школа обеспечивает активное удовлетворение потребностей ребенка, развитие интеллектуальных и творческих способностей. Семья и школа – это единое целое, направленное на достижение одной цели- воспитание и обучение детей.

Ш.А. Амонашвили писал : «нельзя, чтобы ребенок взрослел, обновлял свою жизнь только в школе или только в семье. Если мы хотим воспитать в нем личность, то все его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремленную воспитательную среду». Именно к созданию такой воспитательной среды ежеминутно стремится каждый участник учебно-воспитательного пространства нашего образовательного учреждения.