Профессионально-коммуникативные умения педагога

Кириченко Светлана Ивановна

 Все победы начинаются с победы над самим собой.

Жизнь – это бесконечное познанье.

Бери свой посох и иди…

 

Максимилиан Волошин

 

Профессионально-коммуникативные умения педагога

1. Социально-психологические умения - это умения располагать учащихся к общению, производить благоприятное впечатление (самопрезентационное умение), рефлексировать, адекватно воспринимать своеобразие личности каждого учащегося, ее статусную структуру, прогнозировать развитие межсубъектных отношений, использовать психологические средства - вербальные и невербальные, механизмы коммуникативного воздействия - заражения, внушения, убеждения, идентификации и т. д.

2. Нравственно-эстетические умения - это умения строить общение на гуманной, демократической основе, руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, утверждать личностное достоинство каждого ученика, организовывать творческое сотрудничество с ученической группой и отдельными учениками, инициировать благоприятный нравственный климат общения.

3. Эстетические умения - это способность гармонизировать внутренние и внешние личностные проявления, быть артистичным, эстетически выразительным, приобщать подростков к высокой культуре коммуникации, активизи­ровать их эмоциональный тонус и оптимистическое мироощущение.

4. Технологические умения - это умения использовать учебно-воспитательные средства, методы, приемы, многообразие форм взаимодействия, выбирать оптимальный стиль руководства общением, соблюдать педагогический такт, органически сочетать коммуникативное и предметное взаимодействие, обеспечивать его воспитательную эффективность.

5.Показателем успешного общения педагога с учащимися является благоприятный морально-психологический климат в классе, учебной группе, учебном заведении в целом.

6.Добиться успеха в воспитании и обучении педагог может, только если он выстраивает эти процессы на личностной основе, начинает общение с установления эмоционально благоприятных взаимоотношений с учащимися.

7.Коммуникативная культура учителя- личностные качества, ценностные ориентации, установки, проявляющиеся в отношении к людям, а также техника общения - владение речью, мимикой, жестами, движениями, приемами воздействия на другого человека, приемами саморегуляции, создания рабочего творческого самочувствия.

8.Ведущее профессиональное качество учителя - общительность. Его наличие его у педагога служит показателем высокого коммуникативного потенциала. Умение слушать, быть внимательным, понимать состояние говорящего -важнейшие составляющие педагогической общительности. Они проявляются тогда, когда есть интерес к внутреннему миру ученика, потребность в общении с ним на духовном уровне.

Общительность как свойство личности включает в себя:  коммуникабельность - способность испытывать удовольствие от процесса общения; социальное родство - желание находиться в обществе, среди других людей;

альтруистические тенденции - эмпатию как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификацию как умение "погружаться" в мир другого человека.

9.Педагогическая культура подразумевает и другие качества личности, необходимые в общении: справедливость, открытость, искренность, терпимость, выдержка, самообладание, требовательность, тактичность.

10.Педагогический такт - учащиеся высоко ценят в педагоге интеллигентность, тактичность и деликатность, умение быть вежливым, проявлять хорошие манеры; замечают, насколько его требовательность, принципиальность соблюдаются им самим в общении с коллегами, родителями, учениками других классов.

Педагогический такт проявляется в формах обращения педагога, в умении разговаривать, не задевая самолюбия учеников, организовывать их деятельность и контролировать ее исполнение, в умении педагога "держать себя", в оценочных суждениях, интонациях, в умении поощрять и наказывать учащихся. Педагогический такт подсказывает педагогу выбор места для общения с учащимся - в присутствии класса или один на один, в учебном заведении или по дороге домой; позволяет определить время общения - отреагировать немедленно или подождать, дать учащемуся возможность обдумать свой поступок; позволяет найти нужный тон разговора; помогает педагогу управлять своим состоянием во время разговора, быть внимательным, сдержанным, терпеливым и т. д. Деликатность также помогает педагогу решить самые сложные задачи построения личных взаимоотношений с учащимися.

11.Вербальная культура общения педагога -восприятие и понимание речи педагога учащимися связаны с процессом учебного слушания, на которое, по подсчетам ученых, приходится приблизительно 25-50% учебного времени. Поэтому качество освоения учебного материала зависит от совершенства речи педагога. Обучаемые очень чутки к речевым особенностям учителя. Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь нагоняет скуку, а неоправданная патетика в задушевной беседе воспринимается как фальшь и вызывает недоверие к говорящему. Поэтому педагогу необходимо уметь правильно владеть своим голосом.

12.Правила речевой культуры педагога:

1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у школьников значительного напряжения.

2. Педагог должен говорить внятно.

3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в мин.

4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна.

5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного. 6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие обучающихся: устрашать, воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.

13.Невербальная культура общения педагога

Невербальное общение - это неречевая форма, которая передает образное и эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт и прикосновения.

Невербальные средства так же важны, как и вербальные. Исследования говорят о том, что в беседе 45% информации передается словами, а 55% - невербальными средствами.

Невербальное поведение педагога связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения.

14.Роль мимики в передаче информации

Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица. Мимика выражает проживаемые состояния, отношения. Исследования показали, что если лицо лектора неподвижно - теряется до 10-15% информации.

Подвижность мимики обусловлена профессиональной необходимостью реагирования педагога на многообразие текущей деятельности, непредсказуемые обстоятельства, поведение окружающих людей, результаты совместной работы. Язык мимики зачастую выразительнее вербальных средств, он расширяет педагогический спектр влияний, дополняет речевой язык тончайшими нюансами информации о проживаемых эмоциях. Учащиеся говорят про педагога: "Она нас любит", или "Она нас не любит". На вопрос: "Почему вы так думаете?" можно услышать ответ: "Так видно же по лицу".

Позитивный мимический портрет педагога складывается из расположенности к обучающимся, ожидания доброго с их стороны, веры в их благородство, интереса к тому, что они делают и говорят.

15.Выразительность пластики тела

Лицо, является главным источником информации о психологических состояниях человека, но во многих ситуациях оно гораздо менее информативно, чем тело, поскольку мимические выражения лица можно сознательно контролировать, а телодвижения выдают иногда те эмоции, которые педагог хочет скрыть. Учащиеся легко прочитывают по пластике телодвижений истинные чувства педагога.

Пластика - общий рисунок жестов и движений, производимых человеком, она оказывает столь же сильное влияние, как и звучание голоса, и мимика.

Открытая пластическая поза имеет для педагога чрезвычайно важное значение: позволяет ученику свободно и безбоязненно вступать с ним в общение. Открытая пластическая поза - это внешнее проявление доброжелатель­ности по отношению к людям.  

16.При общении необходимо следовать некоторым принципам:

принимать ученика таким, каков он есть, помнить, что каждый человек самобытен;

верить в способности учеников, стимулировать их творческую активность;

уважать личность ученика, создавать ситуацию успеха для каждого;

не унижать достоинства ученика;

не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий;

помнить, что любой может ошибаться;

не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.

17.Взаимоотношения с окружающими людьми:

1. Отношения с людьми - главное в любой деятельности, а тем более в педагогической. Все ваши знания и идеи останутся невостребованными, если ученики не потянутся к вам сердцем. Отношения с людьми нужно строить на взаимопонимании и доверии.

2. Не нужно превращаться в чиновника, для которого главное - программа или план урока. Намного важнее - ученики, их интересы, стремления.

3. Необходимо учиться видеть в каждом ученике "изюминку", которая делает его уникальным, неповторимым. Помогите воспитаннику узнать свои возможности и развить их.

4. Приходя на урок, оставляйте свои проблемы, амбиции, стереотипы за порогом класса

5. Учитель должен уметь видеть себя как бы со стороны, глазами учеников, коллег, администрации, родителей учеников. Анализируйте, как вы вели себя во время общения с ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым общались.

6. Развивайте коммуникативную память, это поможет вам быстро восстанавливать предыдущую ситуацию общения, воспроизводить ее эмоциональную атмосферу, расставлять верные акценты, точно определять те или иные психологические подходы.

7. Чаще улыбайтесь. Улыбка располагает к вам учеников, создает благоприятный эмоциональный настрой, вызывает желание общаться с вами.

8. Искренне интересуйтесь, чем заняты ваши ученики вне учебы.

9. Развивайте ваш внутренний духовный мир. Помните, что творческая духовно богатая личность всегда привлекает других людей и  овладеть педагогическим мастерством, учителю необходимо не только хорошо знать свой предмет, но и владеть этикой межличностного общения, культурой педагогического труда.

18.В культуре педагогического труда выделяют следующие его компоненты: конструктивный, организаторский, коммуникативный, гностический. Их содержательное наполнение трактуется следующим образом.

Конструктивный

1. Проектирование содержания будущей деятельности.

2. Отбор и проектирование системы и последовательности предстоящих действий преподавателя.

3. Проектирование системы и последовательности действий обучаемых.

4. Отбор и композиция учебно-воспитательного материала.

Организаторский

1. Организация изложения материала.

2. Организация поведения преподавателя.

3. Организация деятельности обучаемых и педагогического сотрудничества преподавателя с ними.

Коммуникативный

1. Установление педагогически целесообразных взаимоотношений с обучаемыми.

2. Создание благоприятного микроклимата в отношениях с преподавателями.

3. Проявление способности и склонности к нравственному воздействию на обучаемых.

Гностический

1. Систематическое изучение литературы.

2. Использование и апробирование в своей работе новейших достижений науки и передового педагогического опыта.

3. Постоянное совершенствование своего педагогического мастерства.

4. Поиск и творческое использование новых методов и приемов работы.

К наиболее существенным признакам профессионально-педагогической культуры как сложного качества личности преподавателя относятся следующие:

– ясно выраженная, устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей;

– гармоническое умственное, нравственное и эстетическое развитие;

– педагогическое мастерство;

– доброжелательный характер, общительность, увлеченность работой;

– установку на постоянное самосовершенствование;

– культуру темперамента;

– широкий научный и художественно-эстетический кругозор;

– способность легко и естественно входить в творческое состояние, уметь актуализировать свои эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы.

 

Будь надеждой для детей!

Дари себя детям!

Будь осторожен!

Не ошибись!

Не вреди!

Знай, к чему стремишься!

Постоянно ищи в ребенке богатство его души!

Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке!

Будь добрым, отзывчивым и дружелюбным к коллегам!

Не имей права завидовать успехам коллег!

Делись своим опытом с коллегами!

Знай все семейные тайны, связанные с ребенком, с его судьбой, с  его прошлым, всю деликатность родственных связей, характер взаимоотношений в семье, могущих иметь влияние на воспитание!

Воспитывай в своих учениках умение сомневаться, ибо сомнение, рожденное в сотрудничестве со знаниями, открывает для мысли люк в мир познания, рождает уверенность в личностную самостоятельность!

Настоящий урок может родиться на основе чувства преданной любви учителя к Родине, детям и своей профессии!

Воспитательный процесс прекращается с того момента и до того момента, пока ребенок, почему с ним так поступили, пока он не согласен с тем, как с ним поступили, и пока он озлоблен, что с ним так несправедливо поступили!

Педагог организует жизнь своих учеников, но и сам живет детской жизнью, то он обязательно поймет, глубже поймет, как детям живется!

Цените и поощряйте страсть детей к обновлению, если вы действительно стремитесь воспитать в них черты нового человека!

Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нем воспитание идет впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные сили будут впитывать знания, как пищу. Необходимую для дальнейшего духовного роста и становления личности школьника!

Дети должны уметь и любить мечтать, а мы взрослые – учителя, воспитатели- должны уметь развивать в них способность мечтать.

Мечта – колыбель реальности, которую сегодня уже утверждаем мы, а завтра ее предстоит утверждать нашим детям!

Учитель должен выбирать себе большие цели, несоразмерные с его усилиями, и это потому. Что только сам сможет он возвысить своих учеников и возвыситься сам. Учитель обязан утвердить на нашей планете выпавшую на его долю доброту.

 

 

 

 

 

Комментарии

Пляскина Елена Прокопьевна

Здорово! обязательно воспользуюсь информацией! Спасибо!