Практикум для молодых родителей

В статье подобраны практические советы для родителей. Как успокоить капризы, снять напряжение и агрессию у ребенка 1 – 3-х лет. Как развивать малыша играя с ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_dlya_roditeley_efremova_e.z.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог-психологТСОШ : Ефремова Е.З.

Психологический практикум для родителей

Как успокоить капризы, снять напряжение и агрессию у ребенка 1 – 3-х лет

                                       

    Дети 1,5 – 3 лет часто капризничают, ведут себя агрессивно (начинают бить маму по лицу, швырять игрушками, махать руками и ногами …). Причин такому поведению малышей множество, но одно бесспорно – ребенок не виноват. Во-первых, это может быть побочный эффект кризиса трех лет. В данном случае негативизм  и желание противостоять взрослым – явление обычное. Ребенок таким образом, самоутверждается, доказывая другим свою позицию. Он бунтует против установленных ранее норм и правил и проявляет своеволие и деспотизм. Все это проявление формирующегося самосознания ребенка. Чтобы это не стало чертой характера, надо много сил и терпения. Поэтому нам взрослым, если ребенок закапризничает или начинает вести себя агрессивно, нужно приложить максимум усилий, чтобы его отвлечь и занять какими – нибудь играми. Предлагаю несколько простых, элементарных игр с малышами для того, чтобы успокоить их капризы, снять напряжение.

   Очень полезны для снятия агрессии игры водой. Дети с удовольствием переливают воду с одной емкости в другую; вылавливают мелкие предметы, игрушки из воды ситечком, шумовкой; любят наблюдать за тем, тонут или не тонут предметы.

   Сшейте или купите мягкую игрушку или цилиндрической формы подушку. Придумайте простое имя, удобное для произношения маленьким ребенком, например БО-БО, ЖУ-ЖУ, и тому подобное. Когда у малыша появиться желание кусаться, потолкаться, стукнуть кого-либо игрушкой, объясните, что папу или маму (и прочих в доме взрослых) бить нельзя (сказать строго и честно),   вот есть игрушка, которая всегда будет рада подраться. Научите ребенка, как можно драться, кусаться с этой игрушкой. Первое время следите, чтобы агрессия ребенка сразу направлялась на игрушку а не на людей.

  Хорошо успокаивает и снимает напряжение лепка из пластилина. 

   Рисование красками, а еще лучше пальчиками, что благотворно влияет на психику ребенка, успокаивает, снимает напряжение, создает положительный эмоциональный фон. Лучше такие рисунки делать на большом листе или обоях. Для малыша очень увлекателен сам процесс рисования пальчиками, но не менее интересен и конечный результат.

     Подвижные игры. Учите ребенка снимать напряжение через направленную игру: «Догони меня», «Беги ко мне», «Перешагни», «Перепрыгни» и другие. Такие игры снимают агрессивное напряжение и дают положительные эмоции ребенку.

   Релаксация, расслабление. После снятия напряжения (после подвижной игры) положите ребенка «поспать», «поплавать» - обеспечьте ему состояние покоя. Пусть даже это будет пару-тройку минут. Можно чередовать движение и покой. Это научит ребенка контролировать свое поведение, а значит и эмоциональное состояние.

   Массаж. После игр, купания, перед сном делайте ребенку легкий игровой массаж спины, ручек, ножек, лица. Делайте то, что ребенку приятно, а следовательно, позволит расслабиться. При этом рассказывайте о том, что делаете, тихим и спокойным голосом. Дети с удовольствием соглашаются на игровой массаж, например:

Рельсы, рельсы, шпалы,шпалы

Ехал поезд запоздалый.

Из последнего вагона вдруг посыпался горох,

Пришли куры – поклевали, поклевали.

Пришли утки – пощипали, пощипали.

Пришел слон – потоптался.

Пришла слониха – потопталась.

Пришел слоненок – потоптался, потоптался.

Пришел дворник – все подмел, поставил стол, поставил стул, начал писать письмо…

То есть взрослый говорит слова и в соответствии с ними делает массаж на спине ребенка.

Развивать мелкую моторику рук ребенка можно практически с первых дней жизни.

Игры с зубными щетками

 Растираем зубной щеткой сначала подушечку пальчика, затем медленно опускаемся к его основанию.        Я возьму зубную щетку, Чтоб погладить пальчики.

                           Станьте ловкими скорей, пальчики – удальчики.

Игры с катушками

Катаем катушки в ладошках. Наматываем нитку на катушку. Вместо катушки можно использовать клубок ниток.

Игры с бигудями

Использовать как массажер, катая их между ладошками.

Бигуди в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непрерывно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

Игры с пуговицами

«Лыжники» - стать в углубление больших пуговиц указательным и средними пальцами, двигаться по столу, имитируя ходьбу лыжника.

Можно нанизывать на леску, чередуя, бусины и пуговицы

   Чем занять ребенка дома?

    Предлагаю вашему вниманию игры, которые помогут удержать ребенка на месте. И помните, что время, потраченное на общение с ребенком, вознаграждает родителей глубокой детской привязанностью.

«Уличный разведчик»

   Эта игра поможет развить у ребенка произвольное внимание, наблюдательность. Дайте ребенку журналы, газеты и предложите найти слова с заданным звуком (например, А).

«Разноцветное меню»

   Эта игра помогает развить логическое мышление и воображение, способствует сенсорному развитию.

Предложите ребенку составить меню из продуктов одного цвета. Для начала решите, сколько продуктов будет входить в меню. Например, «Красное меню из трех блюд: помидора, перца, свеклы».

«Что любит огненный дракон?»

   Эта игра также помогает развить логическое мышление и воображение ребенка. Предложите ему представить, что к вам в гости должен прийти сказочный герой. Пусть малыш подумает, чем можно угостить его.Например, дракону, наверное, нужно есть очень много перца, чтобы полыхать огнем.

«Волшебная стена»

    Вырезаем из бумаги крупные цветы, домик,, облака, зверушек. Повесим на стену ватман, перед стеной на стул при помощи прищепок прикрепляем свои трафареты и осветим лампой так, чтобы на ватмане появилась тень от них. Ребенок обводит фигурки прямо по теням. По ходу придумываем сказки. И получается театр теней.

    Упражнения для развития тонкой моторики

1. Упражнение с паралоновым  мячиком. Его поочередно сжимают пальцами правой и левой рук.

2. Упражнение с шнурком. (На ватмане по нарисованным линиям ребенок выкладывает шнурок.)

3. Упражнение “Веселые прищепки”.( Ребенку предлагается  давить прищепкой движущиеся шнурки.) Сделать солнышко.

4. Упражнение “Строители”. (В качестве строительного , ма- териала используются пробки от бутылок, шашки и тд. Нужно построить дом. )

5. Упражнение “Узелки”. (На толстой хлопчатобумажной ни-

ти надо завязать пальцами как можно больше узелков.)

Игры на ходу

Игры на развитие речи . Взрослые задают вопросы, а дети отвечают.

- «Что бывает? Каким бывает? » Например: Мягким может быть хлеб, подушка…А что ещё? (жидким, круглым, мокрым и т.п. 4-6 лет).

- «Что где? Кто где?» Например Что есть у нас на кухне? Где стоит телевизор и т.д.?

( 3-5 лет).

- Угадай кто это? Взрослый называет несколько слов, характеризующих тот или иной предмет, ребенок пытается угадать, о чем идет речь. Например: серый, злой, зубастый … волк (3-6 лет).

- «Назови одним словом» Стол, стул, шкаф …мебель (3-4 года).

Игры, развивающие фантазию и воображение

- На что похоже облачко (листик, веточка?)  (5-6 лет)

- «Сочиняем». Попробуем с ребенком придумать продолжение его любимой сказки или конец – новый вариант. (5-6 лет).

- «Представь, что ты …(любимый герой)». Узнайте, что он будет видеть вокруг себя, пусть расскажет, каким он будет, во что он одет и т.д. (5-6 лет).

      Ранний возраст – особый период в жизни. По темпам развития мозга и нервной системы этому периоду нет равных. Поэтому, занимаясь со своим ребенком, родители играют огромную роль в дальнейшем его развитии. Важно не упустить этот период!

                   

                                                                                                 


 

Комментарии

Если кому -то помогут игры для воспитания своего ребенка, буду рада!