Сказ в произведениях П.П. Бажова

Часовская Евгения Юрьевна

  Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с литературой и со всем окружающим миром в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skaz_v_proizvedeniyah_p.p._bazhova.docx32.28 КБ

Предварительный просмотр:

Сказ в произведениях П.П. Бажова

  Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с литературой и со всем окружающим миром в целом.

Сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций. Сказка формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются.

Сказка - бесценное духовное наследие, которое не тускнеет от времени и во  всей своей первозданности воспринимается каждым новым поколением детей. Не нужно рассматривать сказки лишь как интересное проведение времени и приятное занятие. Они являются важным механизмом развития в  ребёнке тонкого понимания внутреннего мира человека, способом снятия тревоги и страха и воспитания уверенности в своём будущем.                 

Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его нравственныеапредставления.

Дар сказочника – дар редкий. Немногие сказки остаются в литературе. И очень редко случается так, чтобы объявился человек, открывший целую россыпь сказок, свой, ни на кого не похожий, сказочный мир. Таким был замечательный писатель Павел Петрович Бажов, который писал не просто сказки, а сказы. Познакомившись с биографией автора, мы узнаем предпосылки возникновения его произведений.

    Павел Петрович Бажов родился 28 января 1879 г в семье мастера одного из медеплавильных заводов старого Сысертского горного округа – это самая сердцевина горнорабочего Урала, где плавкой меди занимались чуть ли не с 17 века. Здесь сложились не только рабочие традиции, но и сопутствующий традициям фольклор, легенды, передававшиеся из уст в уста, от рода к роду.  Дома Бажов слушал рассказы отца и бабушки о былой жизни, о труде рабочих и искусстве уральских камнерезов. В Сысерти были хорошие рассказчики — знатоки прошлого Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб.

Еще мальчишкой он впервые услышал интересную историю о тайнах Медной горы. Хорошими рассказчиками были сысертские старики – лучшими из них был Василий Хмелин, он в то время работал сторожем дровяных складов при Полевском заводе, и у его сторожки собирались ребятишки послушать интересные истории о сказочном змее Полозе и его дочерях Змеевках, о Хозяйке Медной горы, о бабке Синюшке. Надолго запомнил Паша Бажов рассказыаэтогоастарика. 
       Бажов вспоминал, как это происходило: «Человек пять ребятишек уже давно ждут, но если кто-нибудь попросит сказку, старик всегда поправит: «Сказку, говоришь? Сказки это, друг, про попа да про попадью. Такие тебе слушать рано. А то вот еще про курочку-рябушку до золото яичко, про лису с петухом и протча. Про старинное житье да про земельные дела – это вот помню. Много таких от своих стариков перенял, да и потом слыхать немало доводилось… Только это не сказки, а сказы да побывальщина прозываются. Иное, слышь-ко, и говорить не всякому можно. С опаской надо. А ты говоришь –сказку!»

Бажов выбрал интересную форму повествования «сказ». Это прежде всего устное слово, устная форма речи, перенесенная в книгу; в сказе всегда слышится голос рассказчика – дедушки Слышко – причастного к событиям; он говорит колоритным народным языком, полным местных словечек и выражений, присказок и поговорок.

  Бажов был единственным ребенком в семье, поэтому родители смогли собрать денег, чтобы дать ему образование. Он учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем в Пермской семинарии. В гимназии и реальном училище плата была значительно выше, требовалась дорогая форменная одежда, а в училище форма была не нужна и предоставлялось общежитие.
          После учебы П. П. Бажов почти двадцать лет работал учителем. В годы гражданской войны он сражался в крестьянских партизанских отрядах против белой армии на Урале, в Сибири и на Алтае. После войны он начал работать редактором газеты. В 1936 г., когда Бажову самому было уже пятьдесят семь лет, в журнале «Красная новь» были опубликованы первые сказы Бажова, и среди них — «Медной горы Хозяйка». Успех этих сказов побудил Бажова продолжить работу. С этого момента и до конца своей жизни Бажов посвящает себя работе над книгой «Малахитовая шкатулка». Эта книга действительно как шкатулка: в нее один за другим писатель складывал все новые и новые сказы о нелегкой жизни и удивительном труде горняков и камнерезов, мастеров по обработке камня.

В следующей главе мы рассмотрим понятие сказа и узнаем почему же Павел Петрович Бажов писал сказы, а не просто сказки.

Понятие сказа в литературе трудноописуемо именно из-за его прямой связи с самой распространённой и необходимой формой человеческой деятельности – речью. «Под сказом я разумею такую форму повествовательной прозы, которая в своей лексике, синтаксисе и подборе интонаций обнаруживает установку на устную речь рассказчика», - писал один из первых отечественных исследователейасказа–Б.М.аЭйхенбаум.

Сказ обозначает то, что рассказано, передано от человека к человеку. Следовательно, у сказа должен быть рассказчик и должен быть слушатель. Если сказ – это устная речь, то, чтобы стать фактом литературы, он должен быть записан, значит, у сказа появляется «записчик» - писатель, автор. Чем сказ отличается от сказки мы рассмотрим в данной таблице.

Сказка

Сказ

Есть традиционный зачин

Зачина нет

Нет образа рассказчика

Есть образ рассказчика

Волшебные герои или добрые, или злые

Нет деления на добрых и злых

Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание

Волшебная сила присуща героям изначально

Не имеют реальной основы

Имеют реальную основу

Почему же П.П. Бажов писал сказы, а не просто сказки? Автор словно нарочно уходит в тень великого сказителя – самого народа и говорит самим названием «сказы», что он всего лишь пересказывает то, что узнал от своих многочисленных друзей, встреченных на разных путях – перепутьях.           Сказы, записанные и обработанные Бажовым — изначально фольклорные. Многие из них (т. н. «тайные сказы» — старинные устные предания уральских горнорабочих) он слышал мальчиком от В. А. Хмелинина с Полевского завода (Хмелинин-Слышко, дед Слышко, «Стаканчик» из «Уральских былей»).

Проникновение в творческую лабораторию писателя дает возможность понять, как создавалось то, что он называл "восстановлением по  памяти". В свете этих фактов становится яснее позиция и самого Бажова в определении характера своих сказов. Ведь многие и многие произведения индивидуального творчества, в которых использовались традиционные фольклорные сюжеты, приемы, художественные средства, зачислялись в разряд устно-поэтических творений народа. Мог ли в то время Бажов категорически возражать против подобной оценки его сказов? Мог ли он сказать о себе: "Я автор «Малахитовой шкатулки»"? Если учесть изложенные выше обстоятельства, ответ может быть один: нет, не мог.

Первые его сказы были ближе к фольклорным источникам и передавали слышанные им сюжеты, а в дальнейшем творческом развитии он становился все самостоятельнее, меньше зависел от фольклорных сюжетов, хотя по-прежнему основывался на фольклорных источниках-мотивах, образах, суждениях.

Сопоставление черновых рукописей сказов с окончательными текстами убеждает, что Бажов выполнял обычный писательский труд. Вдумчивая разработка характеров, тщательная выверка их с точки зрения социально-психологической достоверности, умная, яркая психологическая и портретная индивидуализация, поиски наиболее убедительных и впечатляющих композиционных решений, кропотливая работа над языком - так создавались сказы. Они не были записями фольклорных текстов.

Позже термин «сказ» вошёл в советскую фольклористику с лёгкой руки Бажова для определения рабочей прозы (прозы рабочих).  Через некоторое время всё же было установлено, что он не обозначает никакого нового фольклорного явления — «сказы» оказались преданиями, легендами, сказками, воспоминаниями, то есть жанрами, которые существуют уже многие сотни лет.

Так осмысление собственного творческого опыта привело Бажова к выводу, что его сказы не фольклорные документы.

Как уже было сказано, Павел Петрович Бажов, начал публиковаться очень поздно (с 1936 года). К моменту выхода «Малахитовой шкатулки» писателю было 60 лет. Не смотря на возраст автор успел серию сказов, которые мы рассмотрим в следующей главе.

Я думаю, что творчество Павла Петровича является целым событием в литературе. Бажов был тончайшим искусником слова, настоянной на народной мудрости, несущего глубокий смысл.

Но наиболее важна особая манера сказывания, по которой можно сразу отличить произведения Бажова. Кажется, что старый рабочий с рудника вспоминает о том, что произошло с хорошо знакомыми ему людьми или людьми, которые когда-то жили на этом же месте и «робили в горе». Повествование построено так, что читатели верят, что все это и вправду было в жизни.

Его главная книга – «Малахитовая Шкатулка» - это кладезь премудрости и образец высочайшего писательского мастерства. Книга как малахитовая шкатулка, наполненная драгоценностями словесного искусства. Долгие годы Бажов собирал сказы, как камни в Малахитовую шкатулку, и поэтому самый полный сборник сказов носит название «Малахитовая шкатулка».

Главным местом действия почти всех сказов является Полевской завод и его окрестности. Рассказчиком выбран дед Слышко, хорошо знающий завод и его обитателей. Своеобразная речь рассказчика создает иллюзию устногоадоверительногоаразговора.

Сказы можно тематически разделить на три группы:
-горняцкие,аоаХозяйкеамеднойагоры;
-старательские, такие, как «Жабреев ходок», «Огневущка-Поскакушка», «Голубая
азмейка»;
- сказы о мастеровых – «Ермаковы лебеди», «Надпись на камне», «Веселухин ложок».
        Мастера живут настоящим – работой, глубокими человеческими чувствами (достоинство, доброта, способность противостоять любым жизненным испытаниям, внутренняя красота и гармония.   Нередко среди героев сказов появляются дети. Именно им открывается то, что не могут увидеть или получить взрослые («Таюткино зеркальце», «Серебряное копытце»). В борьбу между героями вступают обитатели фантастического мира, они испытывают героев, иногда помогают им.

Сложная образность связана с глубокой философской направленностью всех сказов, их многоплановостью, многопроблемностью (невозможность совместить богатство с бескорыстной духовностью, материальное с идеальным; не жадничай, не бери у природы больше необходимого, в противном случае тебеагрозитабеда). Бажов дает нам понять, что чудо незримо присутствует рядом с человеком: заурядная кошка, согретая детским теплом, оказывается волшебнымаперсонажем.
      «Горный мастер», «Каменный цветок», «Серебряное копытце»
 - эти
три сказа объединяет образ Хозяйки Медной горы, место действия — Уральские горы.  
Сказ «Медной горы Хозяйка» положил начало целой группе сказов о Малахитнице («Приказчиковы подошвы», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Хрупкая веточка», «Таюткино зеркальце» и др.).

Хранительницей Природы является Хозяйка Медной горы. Она расправляется с дурными людьми и помогает тем, у кого за душой есть зерно таланта, и сила ее велика. «Сама» — так с уважением называет ее дед Слышко. Это сказочной красоты женщина, очень подвижная, «на месте не посидит», «артуть девка». Ей присущи лучшие человеческие чувства, и она может проникнуть в мысли и чувства других людей.

«Тайна сила» непосредственно общается с героями или через посредников. Посредники - это старичок Семеныч из сказа «Про Великого Полоза», бабка Лукерья (сказ «Синюшкин колодец»), тот «вовсе ветхий старичоночко», который убежден в существовании каменного цветка; забойщик, прозванный за свой маленький рост «Полукарпычем» («Таюткино зеркальце»), старатель дедко Ефим из сказа «Огневушка-Поскакушка» и некоторые другие. Судя по всему, они общаются с «тайной силой» и в какой-то мере выполняют ее волю. Но связь эта таинственна. Эти загадочные герои образуют своего рода связующее звено между миром реальным и фантастическим.

Фантастика у Бажова – необходимый элемент жанра сказа и в то же время один из приемов достижени победы справедливости в несправедливом в жестоком мир крепостной неволи, в условиях которого живут бажовские герои.

  В сказах подчеркивается, что никаким богатством нельзя купить любовь, а завоевать ее можно только великим мастерством, которое рождает красоту, равную природе. Природа же участвует во всех человеческих делах. И язык бажовских сказов тоже как бы часть природы. Они привлекают своей таинственной поэтичностью, непохожестью на все ранее слышанные и читанные сказки. События, происходившие в них, были чудесны и необычны и все же как-то очень походили на правду. Все чудеса, описанные в сказах, были для героев единственным и неповторимым, и, пережив эти чудеса однажды, они не могли забыть их всю жизнь.

Павел Петрович Бажов был замечательным писателем. Он оставил нам целую россыпь сказов, со своим ни на кого не похожим сказочным миром. Бажовские сказы - бесценное духовное наследие, которое не тускнеет от времени и во  всей своей первозданности воспринимается каждым новым поколением детей.

Павел петрович больше, чем любой другой мастер слова, когда-либо живший на Урале, воплотил в своих произведениях душу и дух этой земли. Через творчество Бажова образ Урала раскрывается для жителя любого уголка России. Значение личности и творчества Павла Петровича Бажова для культуры велико.

В настоящее время действует премия Бажова, которая вручается каждый год на его день рождения.