Методические проблемы интенсификации учебной деятельности в условиях информатизации образования

Фасолько Мария Дмитриевна

В статье описан опыт работы по решению методических проблем интенсификиции учебной деятельности в условиях иформатизации образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

Фасолько Мария Дмитриевна, методист,

преподаватель Бучацкого колледжа

Подольского ДАТУ

Методические проблемы интенсификации учебной

деятельности в условиях информатизации образования

(из опыта работы)

Во время перестройки и перехода страны к рыночным отношениям приоритетной задачей высших учебных заведений  является подготовка конкурентоспособных, высококвалифицированных специалистов. Решение этой задачи требует педагогического обоснования содержания и технологий подготовки младших специалистов, владеющих высоким уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, которые могли бы работать в условиях постоянного внедрения научно-технических достижений. Учитывая это, нужно направить учебный процесс в русло интенсификации и компьютеризации образования.

 Динамизм глобальных изменений в мире с его ярко выраженной информатизацией, тенденции развития украинского общества с ориентацией на широко образованную и гармоничную личность детерминируют потребность все более широкого использования информационных технологий (мультимедиатехнологий, интернет-технологий) в сфере образования. Научить молодежь XXI века жить и работать в быстро меняющихся условиях - одна из важнейших задач высшей школы. Согласно инновационной образовательной парадигмы понятие "научить" означает "научить учиться", самостоятельно добывать, анализировать, интерпретировать информацию, стремиться к постоянному совершенствованию, саморазвитию, самореализации.

Среди двенадцати стратегических пунктов  Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, утвержденной на 31-й Генеральной конференции ЮНЕСКО внимание акцентируется на обеспечении всеобщего доступа к информационным и коммуникационным технологиям, которые в научной литературе определяются как совокупность методов, средств хранения, обработки, представления, передачи различных сообщений и данных, которые существенно влияют на характер производства, научных исследований, образование, культуру, быт, социальные отношения и структуры.

Поэтому основной задачей моей педагогической деятельности является использование инновационных методов, средств и форм обучения, которые способствуют интенсификации учебного процесса и повышению эффективности преподавания: электронные учебные комплексы, электронные учебники, презентационные учебные модули, электронные практикумы собственной разработки, метод проектов, интеллект-конференции, учебно -демонстационные web-ресурсы. Такие инновации вводятся прежде всего с целью интенсификации учебной деятельности и улучшения подготовки мобильных специалистов XXI века.

Хочу особое внимание обратить на такие методические проблемы: применение Интернета в учебном процессе, компьютерно ориентированной среды, метода проектов, созданию электронных учебно-методических комплексов и электронных учебников.

Приоритетным направлением развития национальной системы образования признано использование в учебно-воспитательном процессе достижений научно-технического прогресса. Компьютерные технологии активно входят в практику преподавания специальных дисциплин, и в наше время не новость, что Интернет содержит колоссальные информационные возможности и не менее впечатляющие познавательные услуги.

Использование информационных технологий в учебном процессе, кроме уроков информатики началось несколько лет назад, когда понятие "образование и технологии", "информационные технологии", "использование Интернет", "СD-ROM", "on-linе dаtаbаsеs" были совершенно далекими словами для такой консервативной сферы общества как образование. Мало кто мог использовать информацию из Интернета на занятиях. Но за последние годы наше общество, несмотря на экономические трудности, сделало рывок вперед: курсы он-лайн, словари и различные справочники, онлайн библиотеки и конференции стали неотъемлемой частью самосовершенствования современного специалиста.

Бесспорно, использование новых информационных технологий обучения не отрицает традиционных технологий, но проблема информационной адаптации человека в новой информационной среде заставляет пересматривать содержание традиционных технологий, очень часто предпочитая эффективным методам и средствам предоставления образовательных услуг

Другим преимуществом Интернета является мультимедийный гипертекст со значительным количеством связей и ссылок на другие источники информации. Достаточно распространенным среди методических приемов можно считать электронные дискуссии, есть приемы общения с помощью компьютерных технологий. Все больше преподавателей подключается к Интернету, чтобы общаться с коллегами из разных частей света. Я, например, практикую обмен опытом по электронной почте с российскими коллегами и с их помощью публикую свои методические наработки в их научных изданиях.

Исследования ученых убеждают, что информатизация образования - объективный процесс, связанный с повышением роли и степени влияния интеллектуальных видов деятельности на все сферы жизни общества. Она позволяет педагогам качественно изменить содержание, интенсифицировать методы и организационные формы обучения. Будучи следствием и стимулом развития новых информационных технологий, информатизация образования способствует раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей учащихся, их личностных качеств; формированию познавательных способностей, стремление к самосовершенствованию, обеспечение комплексности изучения явлений действительности, неразрывности взаимосвязи между естественными, техническими, гуманитарными науками; постоянному обновлению содержания, форм и методов обучения и воспитания.

 В своей профессиональной деятельности, исходя из собственных возможностей и возможностей учебного заведения, создаю электронные микросистемы, которые хотя бы элементарно имитировали компьютерно-ориентированную учебную среду для достижения целей учебно-воспитательного процесса. Компьютерно-ориентированная учебная среда - это структурно упорядоченное множество информационных средств обучения, которые применяются для обеспечения интенсификации учебного процесса.

           Использование компьютера как средства учебной деятельности обусловливает ситуацию активной позиции студента, субъект обучения выступает как ведущий в системе "компьютер-студент". В этом случае студент должен самостоятельно формировать стратегию своей деятельности с учетом возможностей информационного средства и его программного обеспечения.

Учебная деятельность - это сложный процесс, который на современном этапе ставит перед преподавателем ряд проблем, требующих качественного решения: интенсификация обучения, активизация познавательной деятельности, обеспечения целостности, универсальности и системности знаний. Именно с этой целью разрабатываются и внедряются новые информационные технологии обучения с применением персональных компьютеров. Проблема применения компьютера в учебном процессе имеет три аспекта: первый относится к теории обучения, второй - к технологии компьютерного обучения, а третий - к проектированию обучающих программ. Что касается первого аспекта, то теория обучения должна быть согласована с учебной деятельностью и опираться на качественно новый, по сравнению с традиционным, анализ основных компонентов деятельности преподавателя и студента, непосредственно связанных с процессом управления обучением. При рассмотрении второго аспекта нужно иметь в виду, что технология обучения является связующим звеном между теорией обучения и ее практической реализацией. В отношении аспекта, связанного с проектированием учебных программ, то это, без преувеличения, основное звено в компьютеризации обучения.

Ведущее место в инновационных технологиях, направленных на интенсивное получения качественных и глубоких знаний, занимает управления учебной деятельностью. Речь идет об управлении деятельностью субъекта, т.е. индивида, который имеет свою цель, мотивы и интересы. Специфика и характер современного социально-экономического развития, науки и образования является предпосылкой и движущей силой широкомасштабной деятельности по разработке теоретических проблем построения, внедрения и решения практических задач применения информационно-коммуникационных технологий. Создавая новые современные образовательные системы, внедряя в учебную практику информационно-образовательные технологии, ученые и преподаватели должны разрабатывать такие системы, которые отражают современные тенденции развития мирового образовательного пространства. Поскольку информатизация образования - это объективный процесс, связанный с повышением роли и степени влияния интеллектуальных видов деятельности на все сферы жизни, то педагогам в силе качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Будучи следствием и стимулом развития новых информационных технологий, информатизация образования способствует раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей, стремление к самосовершенствованию субъекта.

Компьютеризация сферы образования - неотъемлемый и очень важный этап построения информационного общества, создание информационной инфраструктуры. Сегодня проблема взаимодействия "человек - компьютер" касается всех членов общества. Поэтому взаимодействие человека с компьютером должно быть обеспечено соответствующим образованием.

 Комплексная информатизация образования должна рассматриваться как основное условие воспитания молодежи, способной ориентироваться в обстоятельствах, которые быстро меняются, и адекватно действовать в окружающей среде. Молодое поколение необходимо научить анализировать проблемные ситуации, которые раз за разом возникают, и находить рациональные способы ориентации в них. В общем, это и есть переход от дисциплинарной к системной модели содержания образования, которая научит молодого человека полнее понимать мир, общество, себя, свое дело.

Выход украинской образовательной системы на международные стандарты в связи с вхождением в Европейское образовательное и научное поле приводит широкое использование ИКТ в учебном процессе, что в свою очередь требует от высшей школы совершенной подготовки будущих специалистов, изменение методов и организационных форм обучения. Наиболее актуальным становится метод проектов, который я часто практикую на занятиях информатики. При проведении занятий с использованием метода проектов преподаватель должен помнить, что нужно передать будущим специалистам не только сумму тех или иных знаний, а научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь применять их для решения познавательных и практических задач. Учебный процесс надо строить так, чтобы преподаватель был помощником, консультантом, осуществлял контроль в процессе обучения, предоставляя максимальные возможности для самостоятельной, творческой работы студентов.

Метод проектов активизирует обучение студентов, потому что оно:

  • самомотивоване (что означает рост интереса и вовлечение в работу в ходе выполнения задачи);
  • поддерживает педагогические цели на всех уровнях;
  • позволяет студентам учиться на собственном опыте и опыте других не теоретически, а в конкретном деле;
  • доставляет удовольствие студентам, которые видят продукт своего собственного труда.

Информатизация образования в наше время осуществляется по следующим направлениям:

  • совершенствование базовой подготовки студентов по информатике;
  • совершенствование системы подготовки и переподготовки преподавательского состава в области новых информационных технологий;
  • информатизация процесса обучения и воспитания;
  • обеспечения системы образования техническими средствами информатизации;
  • создание современного национального информационного среды и интеграция в него учебных заведений.

Среди основных целей, которые достигаются в процессе информатизации, можно выделить следующие: улучшение качества обучения за счет более полного использования доступной информации, повышение эффективности учебного процесса на основе его индивидуализации и интенсификации; реализация перспективных форм, методов обучения с ориентацией на развивающее и упреждающее образование; достижения продуктивного уровня профессиональной подготовки при обучении дисциплинам; интеграция всех видов учебной деятельности при изучении дисциплин в рамках единой методологии, основанной на применении новых информационных технологий, подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности в условиях информационного общества.

Воплощение компьютерных технологий в педагогическую практику существенно влияет на формирование нового педагогического мышления и проявляется в следующих направлениях:

  • преобразования традиционной системы учебной деятельности в систему, которая сочетает традиционные и компьютерные средства обучения и воспитания студентов;
  • модификация традиционных методов обучения в компьютерно-ориентированные формы работы преподавателей;
  • реализация комплекса функций банка учебно-познавательной деятельности для моделирования управления учебно-воспитательным процессом;
  • разработка компьютерной диагностики уровня полученных знаний, умений и навыков по изучаемым дисциплинам.

К продуктивным методам обучения, которые получили широкое распространение, относятся самые учебно-организационные технологии и технические средства обучения, в том числе компьютерная техника. Сейчас в высшей школе мы наблюдаем смену традиционной дидактической системы обучения: "преподаватель-студент", "студент-студент" новой системой - "преподаватель-компьютер-студент", "компьютер-студент" и "студент-компьютер-студент ". Обучение с помощью компьютеров имеет следующие преимущества:

  • компьютер позволяет контролировать темп учебной деятельности;
  • компьютер дает возможность студенту работать на разных уровнях сложности учебного материала и учитывать пробелы в усвоении учебного материала;
  • компьютер имеет возможности схематично демонстрировать изучаемые процессы и явления;
  • компьютер может поддерживать непосредственную связь со студентами, мотивируя их деятельность.

Вместе с организационно-методическим обеспечением процесса применения компьютерных технологий возникает проблема психологической перестройки преподавательских кадров, направленной на изменение существующих стереотипов относительно применения компьютеров только на занятиях по информатике. Необходимо изменение методов и форм обучения на базе использования компьютерных технологий. В условиях современного информационного общества желательно, чтобы каждый преподаватель был активным участником процесса компьютеризации.

Дальнейшее повышение эффективности внедрения компьютерных технологий видится в обобщении передового опыта образовательных учреждений Украины и создании единой информационной базы, которая должна быть открытой для учебных заведений.

Анализ проблем информатизации образования дает возможность сделать вывод, что этот процесс происходит эволюционно с изменением этапов и выступает как важнейшая закономерность развития системы образования. В рамках этой закономерности наблюдаются следующие тенденции: формирование системы непрерывного образования как универсальной формы деятельности, направленной на постоянное развитие личности в течение всей жизни, создание единого информационно-образовательного пространства с установлением стандартов различных ступеней образования; введение новых форм и методов обучения; синтез методов традиционного и компьютерного обучения; построение на основе информатизации образования системы опережающего образования; направленность на становление информационного общества.

Для обеспечения эффективного использования компьютерных телекоммуникаций в учебном процессе необходимо создать соответствующие электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), которые можно применять как в локальном так и сетевом случаях.

В работах ученых исследуется проблема разработки и использования информационно телекоммуникационных технологий (ИТКТ) в учебном процессе, сформированы определенные требования к ЭУМК, определено его содержание, оформление, методические и программно-технические требования к ЭУМК и его компонентов.

Таким образом, использование современных компьютерных технологий в учебном процессе позволяет строить интерактивное усвоения учебного материала, значительно повышает эффективность обучения.

Современные компьютерные дидактические программы, входящие в ЭУМК дисциплины (электронные учебники, пособия, сборники задач и упражнений, гипертекстовые информационно-справочные системы и т.д.) при условии надлежащего грамотного использования становятся мощным средством (инструментом) изучения дисциплины. В большинстве случаев такие комплексы размещают в локальной сети учебного заведения или записывают на компакт-дисках (CD). Однако в использовании ЭУМК в учебном процессе есть определенные сложности:

1. Использование ЭУМК имеет определенные трудности, связанные с наличием локальной сети и соответствующего оборудования, которое дает возможность работать с мультимедиа приложениями.

2. Преподавания учебного материала, проведения занятий должно быть соответствующим образом адаптировано для достижения эффективности использования ЭУМК дисциплины.

Использование ЭУМК в учебном процессе будет эффективным, если работа осуществляется в едином информационном пространстве, то есть, когда вычислительные pecурсы учебного заведения объединены в сеть с регламентированным доступом к информации и оборудования, в которых развернуты и функционируют сетевые программные средства автоматизации процессов (от электронной библиотеки к электронному каталогу библиотеки), учебные программные средства, интегрированные в единую информационную систему учебного заведения

Электронный учебник представляет собой интерактивный мультимедийный ресурс, представленный в сети или на компакт-дисках. Вся информация, содержащаяся на нем, систематизирована и разбита на модули (оконченные разделы учебного материала). При этом каждый модуль включает теорию, вопросы для самоконтроля, тесты по изученному материалу, работу с разнообразнымими моделями, а также мультимедийные (звук, видео, анимацию, графику) и интерактивные (гиперссылки, интерактивные кнопки, задачи и др.) элементы. Такой учебник является книгой, тренажером и контролирующей системой одновременно. Электронный учебник ведет диалог со студентом, подсказывает в сложных случаях, моделируя присутствие преподавателя.

Модернизация образования Украины направлена ​​на предоставление образовании инновационного характера. Информатизация общества практически невозможна без компьютеризации системы образования, поэтому эта проблема выходит на первое место и появляется возможность пересмотреть методики преподавания дисциплин.

Использование компьютерной техники как средства тренировки, самоподготовки и самообразования позволяет эффективно реализовывать личностно-ориентированное обучение, значительно повышать эффективность самостоятельной работы.

Таким образом,  опыт подготовки специалистов в высшей школе доказывает, что главным навыком, который приобретает студент во время обучения, является умение под профессиональным углом зрения воспринимать любую наглядную, вербальную информацию, самостоятельно осмысливать, принимать решения, оценивая его возможные последствия, определять оптимальные пути реализации этого решения. То есть, с точки зрения основы своей учебной подготовки, специалист оценивает, каким именно образом сформировалось его профессиональное мышление, развились аналитические способности, способность к формализации представлений, понятий, к научной абстракции.

Основная задача высшей школы на современном этапе –  дать будущему специалисту не только все необходимые знания, практические навыки в предметной области, но и развить его способности как специалиста, духовные потребности и нравственные принципы, помочь ему усовершенствовать формы как профессионального, так и личностного самоутверждения в обществе.

Поэтому преподаватель учебного заведения должен систематически обогащать свои профессиональные знания, участвовать в формировании информационного образовательного пространства, совершенствовать педагогическое мастерство, активно заниматься научной работой.