Ресурсы совершенствования управленческой деятельности образовательного учреждения.

Туманова Ольга Геннадьевна

 

«Никакой ветер не будет попутным, если не знаешь  куда плыть"

Социально-экономические и другие проблемы современного общества делают актуальным предъявление качественно новых требований к качеству и результатам учебно-воспитательного процесса среднего образования.

Сегодня четко и конкретно определены главные направления развития школы: «Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни … в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно способствовать личному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации».

Решение этой задачи – это главная цель директора государственного образовательного учреждения, чтобы его школа соответствовала этим требованиям. Директор должен найти путь изменений, которые приведут его к решению данной задачи. Строить своё будущее мы начинаем сейчас. Система воспитательной работы и интеграция ее с учебной деятельностью, образовательное пространство школы– основа происходящих изменений. Система гражданского образования, широкое внедрение инновационных технологий в образовательный процесс – это основа для будущих изменений.

Управление школой в современных условиях – сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач, изучение и глубокий анализ достигнутого уровня учебно-воспитательной работы, система рационального планирования, организация деятельности ученического и педагогического коллективов, выбор оптимальных путей для повышения уровня обучения и воспитания, эффективный контроль.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ресурсы совершенствования управленческой деятельности образовательного учреждения.

«Никакой ветер не будет попутным, если не знаешь  куда плыть»

1. Единая управленческая команда - ядро системы управления школой        

2. Переход на программно-целевые методы управления        

Социально-экономические и другие проблемы современного общества делают актуальным предъявление качественно новых требований к качеству и результатам учебно-воспитательного процесса среднего образования.

Сегодня четко и конкретно определены главные направления развития школы: «Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни … в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно способствовать личному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации».

Решение этой задачи – это главная цель директора государственного образовательного учреждения, чтобы его школа соответствовала этим требованиям. Директор должен найти путь изменений, которые приведут его к решению данной задачи. Строить своё будущее мы начинаем сейчас. Система воспитательной работы и интеграция ее с учебной деятельностью, образовательное пространство школы– основа происходящих изменений. Система гражданского образования, широкое внедрение инновационных технологий в образовательный процесс – это основа для будущих изменений.

Управление школой в современных условиях – сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач, изучение и глубокий анализ достигнутого уровня учебно-воспитательной работы, система рационального планирования, организация деятельности ученического и педагогического коллективов, выбор оптимальных путей для повышения уровня обучения и воспитания, эффективный контроль.

Большое значение имеет понимание руководителем изменений в ближней внешней среде образовательного учреждения, ее сильных и слабых сторон.

Школа становится ядром в системе меняющихся экономических отношений, что обусловливает объективную необходимость проведения изменений самой школы. Из агента, в абсолюте представляющего интересы государства, школа становится самостоятельным рыночным субъектом, эффективность функционирования которого зависит от степени соответствия предлагаемых школой образовательных услуг сложившемуся спросу.

В современных социокультурных условиях России развитие системы школьного образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление ее звеньями. Решение стоящих перед обновляющейся школой задач зависит, с одной стороны, от понимания и описания системы управления, а с другой - от внедрения в практику новейших научно-педагогических технологий и достижений в области управления по результатам.

Таким образом, модель управления современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала.

Важнейшими направлениями в управлении Образовательным учреждением становятся:

  1. формирование единой управленческой команды;
  2. переход на программно-целевое управление.

1. Единая управленческая команда - ядро системы управления школой ( на примере Гимназии)

Организационная структура школы носит моно - административный (пирамидальный) характер и относится к типу линейно- функциональных. По штатному расписанию выделяются руководители 1, 2, 3 уровня.

К руководителям 1 уровня относится директор.

К руководителям 2 уровня относятся главный бухгалтер, заместитель директора по административно-хозяйственной части, два заместителя по учебной работе в основной и средней школе, заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по школьной информационной сети.

К руководителям 3 уровня относится зав библиотеки.

 Им подчиняется педагогический состав[1], педагоги организаторы, педагог организатор ОБЖ и т. д.

В основном превалируют линейные прямые связи. Активные функциональные связи реализует зам. директора по воспитательной работе, который в процессе выполнения своих функций приходится взаимодействовать с другими руководителя своего уровня.

Центральную роль в системе управления школой играет директор, главной задачей которого является формирование определенного инновационного механизма, направленного  на развитие творческой атмосферы в образовательном учреждении, культивирование интереса к инновациям и новшествам.

Помимо этого учебно-методическое руководство учебным процессом осуществляет Педагогический Совет. В целом, методический или педагогический совет гимназии, в который входят председатели методических объединений и представители творческих групп учителей гимназии, осуществляет общее и текущее руководство и контроль над образовательной деятельностью. Возглавляет совет заместитель директора по УВР.

Кроме того сейчас государство пытается активно развивать общественное самоуправление. Для этого в образовательных учреждениях создается Совет, включающий в свой состав директора, администрацию и родителей. Однако пока деятельность этого нового органа носит формальный характер.

В современных условиях для обеспечения качественного образования школьника требуется привлечение к управлению образовательным процессом всех его участников.

Очевидно, что это может быть достигнуто при условии трёхстороннего участия в процессе. А именно: государства, педагогического коллектива гимназии и родителей учащихся. Администрация должна выделять особую роль участию родителей и общественности в жизни гимназии. Основные принципы работы по данному направлению открытость и доверие. Большую роль в информированности о деятельности школы играет официальный сайт гимназии. Основным способом общения с родителями остаются очные встречи: родительские собрания, индивидуальные беседы.

Актуальны и такие формы работы как : лекторий для родителей и общешкольная родительская конференция, на которой родителей знакомят с организацией современного образовательного процесса, и директор ОУ предоставляет Открытый Отчёт (Публичныйдоклад) о деятельности ОУ за прошедший учебный год вместе с основными направлениями работы и задачами на будущее.  Родители с интересом посещают итоговые линейки, творческие праздники и концерты, подготовленные их детьми. Большинство родителей участвует в подготовке различных мероприятий на уровне класса и школы в целом.

 Школы сегодня  находятся в постоянном тесном контакте с муниципальными образованиями, осуществляя целый  комплекс совместных мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся, формированию ЗОЖ и досуговой деятельности. Общую координацию совместной деятельности может осуществляет Совет Образовательного Учреждения. Такая организация взаимодействия с потребителями образовательных услуг позволяет получить постоянную обратную связь, организовать эффективный механизм решения частных вопросов и проблем, поддерживать непрерывный интерес и активную позицию родительской общественности.

В любой организации, школа не является исключением, помимо формальных отношений существуют неформальные отношения и значительный объем деятельности происходит вне каналов формальной власти. Сегодня менеджерам приходится управлять не только материальным, финансовым, человеческим капиталом, но и социальными сетями, то есть неформальными связями внутри и вне компании, а еще точнее – качеством этих связей, или социальным капиталом.

Структуру организаций принято представлять с помощью иерархических схем, отображающих отношения «начальник–подчиненный» в разных подразделениях. Однако этого недостаточно. Использование диаграмм социальных сетей может оказаться более ценным источником информации о реальном положении дел в компании.

Необходимым условием эффективного управления школой является формирование единой команды единомышленников. Способность работать в команде становится все более важной. Для этого приходится приложить много усилий, но это приводит к существенному повышению производительности и качества работы организации.

Для оценки эффективности деятельности управленческой команды было проведено исследование социальных сетей взаимодействия между ее основными акторами. Структура организационного общения накладывалась на формальную организационную структуру, позволяя сравнить, насколько реальная коммуникативная сеть совпадает с формальной.

Коммуникативные сети отражают информационные потребности деятельности, учебно-воспитательного процесса и структуры власти в организации.

Приведу примеры результатов исследования управленческой команды гимназии по некоторым вопросам.

1.Как часто Вы общаетесь с нижеперечисленными людьми на  работе? (постоянно)[2]

Из диаграммы видно, что главной фигурой является директор, который активно работает со своими завучами и руководителями методических объединений и обеспечивает беспрепятственные коммуникативные потоки. Информация, исходящая от руководства, используется для контроля и координации внутренней деятельности организации с целью достижения ее адаптации к внешней среде. Форма передачи информации  зависит в том числе и от стиля руководства организацией. Эффективные коммуникации могут не только устранить проблемы, но и повысить производительность и качество работы.

Характерной особенностью сложившейся управленческой команды является активная взаимопомощь.

2.Как часто вы обращаетесь за помощью, необходимой для выполнения своей работы? (часто и всегда)

Данные упорядочены с помощью многомерного шкалирования. Из шкалограммы видно, что ядро  управления образуют директор и основные завучи. Именно на них рассчитывают  и обращаются за помощью все остальные. Все это оказывает благотворное влияние на последующее поведение работников.

3.Я бы работал бы эффективнее, если бы мог чаще общаться с этим человеком? (согласен)

  Из данной диаграммы видно, что существует четкое ядро вокруг директора, которое решают все вопросы и на которое ориентированы все остальные. Информация – основа принятия решений. И соответственно коллектив рассматривает более активное общение с ними как условие эффективного решения своих рабочих вопросов.

4.Как часто вы получаете полезную информацию для работы от перечисленных людей? (часто)

Или

5.Как часто вы обращаетесь за необходимой информацией к перечисленным людям? (всегда)

Или

Информационные потоки  идут как сверху вниз, так и снизу вверх. Налаженные информационные потоки является важным критерием успешного функционирования трудового коллектива как единого целого. Коммуникативное единство организации проявляется прежде всего в наличии благоприятного социально-психологического климата как общего ощущения единства и взаимопонимания.

Из вышеприведенных диаграмм видно, что формальная и неформальная структуры управления совпадают. Это сказывается очень позитивно на всех сторонах деятельности организации. Неблагоприятный организационный климат часто является следствием социальной или коммуникативной некомпетентности руководителя  либо существования в группе неформального лидера, дезориентирующего работника и разрушающего единство.

 

Лей Томпсон в своей работе «Создание команды» акцентирует внимание на четырех основных критериях оценки эффективности команд, которые ранее были предложены учеными Д. Хакманом и Д. Грюнфильдом: продуктивности, сплоченности, обучения и интеграции[3].

Продуктивность является наиважнейшим критерием успеха команды. Продуктивность команды в значительной степени связана с ее целями, а также со способностью команды адаптироваться, изменяться и модифицировать цели с учетом требований внешней среды.

Сплоченность – это способность членов команды работать совместно над решением стоящих задач.

Обучение означает, что члены команды в процессе совместной работы  развиваются и самореализуются, поэтому команды должны предоставлять возможность для роста и развития своих членов.

Интеграция предполагает, что для команды важно понимать задачи организации и не забывать о них, для того чтобы работать в направлении их реализации.

Управленческая команда возникает в том случае, когда у директора и его заместителей появляется общая цель и они понимают, что их личный успех зависит от успеха других. Все они при этом остаются разными. На практике это значит, что в большинстве команд люди привносят совершенно разные личные навыки. Это также значит, что в командах обязательно проявляются все противоречия и все сложности человеческого поведения.

Идеальная команда должна обладать следующими характеристиками:

  1. вера в общие цели и задачи;
  2. чувство преданности команде;
  3. принятие групповых ценностей и норм;
  4. чувство взаимного доверия и взаимозависимости;
  5. активное участие всех членов команды в процессе принятия решений путем консенсуса;
  6. свободное циркулирование информации;
  7. открытое выражение чувств и разногласий;
  8. самостоятельное разрешение конфликтов внутри команды.

Таким образом, как показало приведенное исследование, стержнем сформировавшейся системы управления школой является единая эффективная управленческая команда, нацеленная на конечный результат, высокую результативность, ориентацию на лучший вариант решения вопроса, увлеченное обсуждение возникающих проблем, инициативность, творческий подход к решению проблем.


 

2. Переход на программно-целевые методы управления

Важнейшим критерием эффективности деятельности образовательного учреждения является степень достижения институциональных целей образования, которые объективно определены современным этапом развития общества. В контексте школьного образования наиболее актуальными направлениями стратегического планирования является переход к реализации новых образовательных стандартов и направлений, определённых национальной инициативой «Наша Новая Школа». Основой такого перехода в рамках деятельности ОУ может стать разработанная и успешно реализуемая коллективом программа развития ОУ внутри ,которой будут заложены программно-целевые методы управления.

Конкретным примером такой программы может послужить программа развития  гимназии «Современное образование для развития успешной личности».

Цель программы – достижение современного качества образования, обеспечивающего развитие личностных достижений ученика, его компетентности как основы активной гражданской позиции и социальной успешности. Это создание прежде всего школы для ученика. Что это значит? Это современная школа, современная 21 веку и тем задачам, которые общество ставит перед ней.

Для достижения поставленной цели были сформулированы основные задачи, при выполнении которых должны произойти эффективные устойчивые изменения в образовательном пространстве жизни гимназии и системе взаимоотношений участников образовательного процесса. Это касалось обновления образовательной программы, создания воспитательной системы, отличительной чертой которой является интеграция учебной и внеучебной деятельности, модернизации материально-технической базы гимназии, качественного изменения управления гимназией, освоение выпускниками компетенций, необходимых для полноценного функционирования в обществе и эффективного включения в жизнь общества, активного использования педагогами гимназии иннновационных технологий, формирования высокого уровня имиджевых характеристик гимназии.

Данная программа фактически явилась стратегией развития образовательного учреждения. Она позволила спланировать деятельность педагогического коллектива по достижению целей и решению задач на ближайшую перспективу. В рамках программы развития были разработаны подпрограммы, конкретизирующие деятельность гимназии по наиболее важным направлениям: «Гражданское образование», «Современный учитель», «Успешный ученик», «Электронная школа», «Школьная печать», «Двери в 21 век». Общая схема их взаимодействия приведена ниже.

Школа должна быть не просто храмом знаний, но и современным красивым комфортным домом как для учеников, так и для учителей.  Он должен быть оснащен современным компьютерным оборудованием, цифровыми лабораториями, техникой для видеоконференций, которые активно используются в образовательном процессе. В каждом учебном кабинете должно быть оборудовано рабочее место учителя и учеников для работы с электронным планом-конспектом изучаемой темы и выполнением дифференцированных заданий.

Программа «Двери в 21 век» - это не только метафора, но и план переоборудования гимназии в соответствии с программой ее развития. Основной замысел программы позволил сконцентрироваться на материально-технических ресурсах там, где они смогли сразу же начать «работать» на образовательное пространство в целом, там, где любой ученик и учитель гимназии смогли увидеть новое, эффективное оборудование и получать удовольствие от того, что работают и учатся в современной и хорошо оснащенной гимназии. Облик школы изменился как по форме, так и по содержанию.

В гимназии был проведен комплексный ремонт здания: замена кровли, оконных рам, реконструкция крыльца, полная замена напольного покрытия второго этажа, капитальный ремонт пищеблока и замена технологического оборудования, косметический ремонт обеденного зала и новое оформление интерьера, ремонт актового зала, капитальный ремонт сцены, оснащение зала современным оборудованием.

Огромные изменения коснулись и пространства школьного двора: ограждена территория гимназии, полностью оформлены газоны. В результате творческой инициативы учащихся и их родителей был реализован проект «Школьный двор»:  разбиты два рокария с композициями из хвойных растений, приобретены новые вазоны для цветов, каждым классом посажено свое дерево и высажены кустарники. Реконструирована спортивная площадка и построен новый многофункциональный стадион.

Проведена полная реконструкция семи кабинетов – эстетическое и техническое обновление, отвечающее требованиям делового дизайна и технического оснащения кабинетов в соответствии с современными требованиями. Продолжается активная работа по созданию методических центров по образовательным областям на базе кабинетов. Большая работа, проделанная в соответствии с намеченными целями, обеспечивает полноценное функционирование всех элементов здания и территории гимназии с учетом специфики создаваемой образовательной среды и сохранения и развития физического здоровья учащихся.

Реализация программы «Электронная школа» позволила решить следующие задачи: формирование современной материально-технической базы и информатизация гимназии. Было приобретено 11 мультимедийных проекторов, 5 электронных досок, мобильный компьютерный класс, новый стационарный компьютерный класс. 56 компьютеров непосредственно используются в учебном процессе. Гимназия обеспечена высокоскоростным каналом интернет, доступ к которому открыт в компьютерных классах, и компьютерами, которые объединены в локальную сеть, включающую в себя административные компьютеры и школьную медиатеку. Все это позволило педагогам гимназии внедрять и активно использовать современные информационные технологии в учебном и воспитательном процессах.

Большие изменения произошли в организации информационного пространства гимназии. С системой информационных стендов различного содержания, информационном блоке школьного дневника ученика гимназии № 63, традиционных родительских собраний и конференций большую роль играет постоянно действующий сайт гимназии (www.gimn63.narod.ru), на котором размещена информация о гимназии, о текущих событиях и предстоящих мероприятиях. Статистика посещения сайта говорит о том, что он стал важным информационным каналом.

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах образовательного процесса, погружение самого процесса в информационную среду школы уже сегодня идет в школе полным ходом, а завтра станет стандартом.

Важнейшей составляющей эффективной деятельности администрации гимназии является целенаправленная и планомерная работа по повышению качества образовательного процесса, где центральную роль играет развитие и совершенствование профессиональной компетентности педагогов гимназии, создание профессионально-развивающей среды учителя.

Программа «Современный учитель» является составной частью кадровой политики гимназии. Цель этой программы – построить систему методического сопровождения учителя, ориентированного на профессиональный рост, поиск эффективных способов педагогического взаимодействия. В ходе реализации программы была создана система внутрифирменного обучения, которая способствует профессиональному совершенствованию учителя,  гибко изменяется в зависимости от интересов педагогов и включает в себя:

  1. комплекс информационных технологии для методических объединений;
  2. программу теоретических и практических семинаров;
  3. систему оценки качества образования и оценки образовательных достижений.

Программа семинаров планируется на год в зависимости от интересов педагогов, обусловленных актуальными проблемами образования

Проводятся научно-практические семинары по инновационным технологиям, создана система обмена методическим опытом учителей гимназии через взаимопосещение уроков учителей методических объединений и представление инновационного опыта на фестивале открытых уроков, который проводится в гимназии. Учителя  активно представляют свой педагогический опыт в ходе семинаров на районном и городском уровне. Большую роль в системе повышения квалификации учителя играет научно-методическая работа педагогов гимназии в рамках опытно-экспериментальной работы «Образование для демократического гражданства» или методической темы гимназии «Освоение инновационных технологий, обеспечивающих формирование компетенций и реализию учениками активной гражданской позиции на всех ступенях обучения». Каждый учитель выбирает свою методическую тему в одном их двух направлений. Главным критерием научно-методической работы учителя являются не только теоретические разработки вопроса, но и предложенные им проекты, методики, внедрение которых контролируется методическим советом гимназии и публично представляется на разных уровнях.

Главная целевая установка администрации ОУ в работе с педагогическими кадрами - развитие творческого потенциала и профессиональное совершенствование учителя, создание условий для высокого уровня мотивации педагогов гимназии к профессиональному росту.

Программа «Успешный ученик». У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Эти личностные качества определят инвестиционную привлекательность образования.

Успешный ученик – это не выбранный по оценкам отличник, а любой ученик, способный при безусловной поддержке родителей и педагогов понять и принять одну из главных ценностей гимназии: «Поле достижений доступно для всех». Главные задачи программы: создание и расширение поля достижений ученика, т.е. возможностей, которые могут быть предоставлены каждому ученику для творчества, развития, самореализации; реализация комплексных технологий, направленных на учет, проектирование, рост достижений.

Данная программа направлена на создание комфортной психолого-педагогическая среды, которая способствует развитию личности ребенка, формированию успешной личности. Школа это образовательное пространство, где детей и взрослых объединяет не «со-бытиё», т.е. совместное проживание, а «события», которые для ребенка интересные, яркие, эмоционально-привлекательные, где он может проявить себя, свои творческие способности и получить успешный социальный опыт. Это поле возможностей и достижений, которые школа предоставляет ребенку для реализации своих возможностей и способностей и получения опыта успешной социальной деятельности. Достижение у каждого свое, но самое главное, оно должно быть замечено и получить признание, и вместе с педагогом ребенок должен планировать дальше свое продвижение.

Это стройная и выверенная система учебной и воспитательной работы, отличительной чертой которой является интеграция.

В рамках этой программы были разработаны и активно реализуются подпрограммы: «Конкурс», «Творчество», «Награда», «Исследовательская деятельность», «Система дополнительного образования», проект «Портфолио».

Результатом реализации программы являются рост индивидуальных образовательных достижений учащихся, формирование образовательного пространства, где интегрированы учебная и внеурочная деятельность, что способствует повышению учебной мотивации учащихся, разработка комплекса методик, позволяющих анализировать затруднения, достижения учащихся, формировать самооценку и проектировать свой дальнейший образовательный маршрут и свои достижения.

Основной задачей современной системы образования является не просто подготовка людей, обладающих общими и специальными знаниями, а формирование самостоятельной творчески и социально активной личности. Поэтому в гимназии разработана программа «Гражданское образование», основным тезисом которой является ориентация образовательного процесса гимназии на формирование мультикоммуникативной, поликультурной и гражданских компетенций для дальнейшей успешной социализации учащихся в современном обществе.

Данная программа гражданского образования основывается на следующих трех элементах:

- ученик учится быть уверенным в себе и вести себя в соответствии с общественными и моральными требованиями,

- ученик узнает, как приносить пользу своим участием в жизни и заботах всего общества

- ученик узнает, как сделать свое участие в общественной жизни эффективным при помощи знаний, навыков, с учетом моральных ценностей.

(В школе дети должны учатся, как принимать ответственность за свою собственную жизнь, как оказывать влияние на общество и участвовать в его жизни)

Инструментом реализации данной программы стал комплекс общешкольных проектов «Вертикаль», «Конференция», «Дебаты», «КТВ», «Традиции», «Демократическая школа», «Вестник», ставший инновационным продуктом опытно- экспериментальной работы гимназии «Обучение для демократического гражданства в петербургской школе».

Основанием этого комплекса является проект «Вертикаль», направленный на формирование гражданско-правовых знаний у учащихся, позволивший создать систему классных часов гражданско-правовой направленности.

Общее направление имеют проекты: «Конференция» и «Дебаты». Цель проектов - формирование навыков исследовательской деятельности, умения работать в современном информационном пространстве; развитие способности критически и креативно мыслить, вести диалог, отстаивать свою позицию и приобретение опыта публичных выступлений. Сегодня в гимназии функционируют два  клуба «Дебаты» и «Одиссея разума», команды членов ежегодно становятся победителями и призёрами в чемпионатах разного уровня. Создана система конференций: научно-практическая «Россия и глобальные проблемы человечества»; проблемно-дискуссионная «Личность, общество и государство в России»; представление лучших  реферативных работ «Шаги в науку XXI века», все старшеклассники имеют возможность заниматься той проблемой, которая их интересует, изучать её, публично представлять результаты работы.

Проект «К.Т.В.»- это система коллективных творческих выездов, развивающаяся в трёх направлениях: «Погружение», «Экспедиция», «Единство». Задача проекта- формирование способности творчески подходить к решению самых разных проблем, умения работать в коллективе и с коллективом, развитие коммуникативных и полилингвистических навыков. Одним из достижений в этом направлении работы стали выезды, программа которых основана на литературных произведениях англоязычных авторов и наполнена заданиями, творческими и интеллектуальными, а обязательным условием является общение всех участников выезда на английском языке.

Реализация проектов «Демократическая школа» и «Традиция» позволила создать  культурно-воспитательную среду, формирующую основные нравственные ценности и принципы общественного соуправления. В ходе работы над проектом был создан инновационный продукт - система ролевых игр гражданско-правового характера, позволяющая развивать гражданские компетенции у учащихся. В рамках проекта осуществляется поддержка работы ОУС «Совет Старшеклассников». Основой проекта «Традиции» стал Годовой круг праздников, событий и игр, построенный на системе государственных праздников и памятных дат, а также событий, актуальных в гимназической жизни.

Работа коллектива гимназии по теме эксперимента способствовала формированию особой школьной Среды, наполненной событиями, познавательными, интересными и эмоционально-привлекательными для всех участников образовательного процесса и развитию профессиональной компетенции учителя. Это способствовало развитию воспитательной системы гимназии в направлении, которое в настоящее время является актуальным в рамках Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников.

Программа «Школьная печать» предполагает издание ежемесячногоинформационного вестника гимназии совместными усилиями как учителями, так и учащимися и тематических литературно-художественных альманахов.

Благодаря реализации программы развития в гимназии  созданы благоприятные социально-психологические условия для интеграции усилий, мотивации на нововведения всех педагогов как коллективного субъекта управления.


[1] Он отдельно на схеме не показан. В схеме блоки «начальная» и «основная и старшая» школа включают в себя как педагогический состав, так и школьников.

[2] При анализе структуры коммуникационного пространства использовались методы многомерного шкалирования.

[3] Томпсон Л. Создание команды: [пер. с англ.] / Лей Томпсон. – М.: Вершина, 2006. – С. 78-83.