экскурсии на уроках литературного чтения

Комлева Алёна Михайловна

материал можно использовать для написания курсовой и дипломной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursii_na_urokah_chteniya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.2 Использование экскурсий на уроках литературного чтения как средства формирования познавательной активности

Не для всех школьников уроки чтения являются любимыми. Ведь любимые для многих – трудная математика, русский язык с его упражнениями, для других – физкультура, рисование. Лишь несколько учеников в классе поставят на первое место уроки чтения. Причина: дети любят труд настоящий, работу. Они еще не вполне осознают потребность в плодотворном труде, но выполненная работа приносит школьнику удовлетворение, крепит чувство собственного достоинства, самоуважение. Всегда и все заняты работой на любимом уроке. Этого не скажешь про уроки чтения. Присмотримся: один читает вслух – остальные без чувства ответственности слушают уже знакомый текст. Нет этого чувства и при чтении про себя: задание легкое или, если потруднее, без конкретных указаний к правильной организации умственного труда для его выполнения. С пересказом выступят в лучшем случае 2-3 ученика. В беседе учитель, признаемся, опирается чаще на самых развитых учащихся. Да и другие моменты урока недостаточно организуют труд ученика. Очень часто на уроках чтения бывает скучно. Даже чтение интересного рассказа не всегда основано на серьезной, напряженной работе мысли и чувства, следовательно, не приносит удовлетворения. У школьника нет осознания своего роста.  Пересматривая нашу методику чтения в свете современных задач, приходишь к выводу, главное направление – это обучение деятельным отношениям с произведением. Каждый момент общения с текстом на уроке должен стать этапом работы ума и чувства читателя и, в конечном счете, обучать вдумчивому чтению [25, с. 20].

Уроки чтения и развития речи должны прежде всего решать две задачи: нравственное воспитание и совершенствование навыков чтения и речи учащихся. Однако в практике начальной школы мы не всегда наблюдаем успешное решение этих задач. И причина этого кроется в неправильной организации уроков чтения. Наиболее распространенные недостатки:

  1. воспитательная работа строится на базе объяснений и внушений со стороны учителя, а не идет от эмоционально-образного содержания произведения, от переживаний учащихся, вызванных прочитанным;
  2. уроки проводятся по шаблону, по стереотипному для данного учителя плану, выбор занятий в связи с чтением и их расположение носят случайный характер, лишены логической связи;
  3. дети не заняты непрерывным, целенаправленным умственным трудом. Отсутствует систематическая обучающая работа с текстом. Самостоятельная работа над произведением не всегда направлена на углубленный анализ произведения, задания однообразны и не ведут к решению конкретной цели урока, не обучают более сложным и новым приемам работы;
  4. урок не захватывает эмоциональной сферы детей, не приносит удовлетворения и оказывается зачастую просто скучным [24, с. 12].

Учитель начальной школы решает множество задач по воспитанию и обучению растущей и развивающейся личности. Как это сделать наилучшим образом – проблема, над которой бьются теоретики и практики. В реализации идеи развивающего обучения достаточно сложной и трудной является организация урока таким образом, чтобы все три сферы развития личности младшего школьника (сознание, деятельность, общение) взаимодействовали в процессе учения; чтобы сознание ребенка было деятельно и коммуникативно, деятельность сознательна и коммуникативна, общение – деятельно и сознательно [2, с. 24].

Многие личные качества школьников могут формироваться на экскурсиях, так как именно здесь дети проявляют черты своего характера особенно ярко.

Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы.

На экскурсиях учитель еще раз обращает внимание на воспитание у детей дисциплинированности, доброжелательности, внимания к слабым, взаимопомощи, аккуратности. Одновременно с эстетическими, нравственными качествами воспитывается чувство любви к природе родного края. На экскурсиях учитель должен научить детей видеть и понимать красивое. В начале каждой экскурсии надо дать время детям полюбоваться окружающей красотой, помочь описать картины природы. Возрастные особенности младших школьников дают широкие возможности для эстетического воспитания.

Во время экскурсий учащиеся ведут творческую работу, которая вызывает потребность заниматься познавательной деятельностью, стремление как можно больше узнать нового [1, с. 46].

Велико педагогическое значение экскурсий. Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности. На экскурсиях у учащихся формируются навыки самостоятельной работы. Велико и воспитательное значение экскурсий. Именно на экскурсиях у учащихся воспитываются интерес и любовь к природе, эстетические чувства. Они учатся видеть ее красоту, понимают необходимость бережного отношения к природе. Это так называемая эмоциональная сторона экскурсий. Знания, полученные в этих условиях, оказываются очень прочными и надолго укладываются в детскую память. Экскурсии способствуют формированию экологического сознания учащихся.

Кроме того, экскурсии укрепляют сознательную дисциплину учащихся, развивают у них самостоятельность и привычку к труду. Условия экскурсионной жизни развивают предприимчивость, умение приспособляться к обстановке, сообразительность в различных затруднительных положениях. Таким образом, экскурсии имеют немаловажное значение для воспитания коллективистских навыков.

Экскурсии имеют большое значение и для физического развития учащихся. Пребывание на чистом воздухе, в естественной природной среде содействует закалке и укреплению здоровья учащихся.

Итак, экскурсии имеют огромное значение в деле образования и воспитания подрастающего поколения и являются составной частью школьной работы [13, c. 146].

Список литературы

  1. Аквилева Г.Н. Преподавание природоведения в малокомплектной школе. – М., 1990.
  2. Бородина В.А. Активизация интеллектуально-информационной деятельности младшего школьника// Начальная школа, 1997. № 11.
  3. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.,  1978.
  4. Гильбух Ю. З. Темперамент и познавательные способности  школьника. – Киев, 1993.
  5. Карпова С.Н. Особенности психологического развития четвероклассников// Школьный психолог, 2002 .№ 10. 
  6. Крылов А.А.  Психология. - М., 1999.
  7. Купарадзе Н. К вопросу  о приемах развития познавательного отношения к литературному тексту// Начальная школа, 2004. №12.
  8. Ларионова Е.Л. Психология и педагогика. - М., 2005.
  9. Левенберг Л.Ш., Ибрагимов Р.М. Активизация познавательной деятельности младших школьников. – Ташкент, 1991.
  10. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998.
  11. Новейший психологический словарь/ под общ. ред. В.Б. Шапаря. – Ростов н/Д., 2005.
  12. Новые социальные требования к системе  российского образования. Модернизация российского образования: документы и материалы/ Ред. – сост. Э.Д. Днепров. – М., 2002.
  13. Петросова Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. – М., 2000.
  14. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2005. Кн. 1.
  15. Психологический словарь./ Авт. - сост. В.Н. Кокорулина. – Ростов н/Д., 2003.
  16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2006.
  17. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. – М., 2000.
  18. Скороходова Н. Мотивация к учению: как управлять ее развитием//Народное образование, 2006. №4.
  19. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. – М., 2006.
  20. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М., 1998.
  21. Тестов В.А., Уханова Л.Д. Развитие познавательных способностей у школьников в условиях уровневой дифференциации// Начальная школа, 1999, № 2
  22. Тиринова О.И. Формирование общих учебных умений и навыков// Начальная школа, 2002. №12.
  23. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования. Пояснительная записка // Учительская газета, 2002. №34.
  24. Яковлева В.И. Пути совершенствования уроков чтения//Начальная школа, 1996. № 6.
  25. Яковлева В.И. Учить вдумчивому чтению//Начальная школа, 1990.№ 1.
  26. Яцко Р. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению// Школьный психолог, 2004.№8.