Как посеять любовь к труду у детей?

Малышева Ирина Юрьевна

 

Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. И неважно, кем станет ребенок, когда вырастет, - летчиком или поваром, рабочим или ученым. Привычка, умение делать что-то своими руками пригодятся ему в любой профессии, и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка. Ведь любая трудовая операция, которая для взрослого человека является несложной, требует от ребенка умственного напряжения.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud2.docx15.61 КБ

Предварительный просмотр:

Как посеять любовь к труду у детей?

Труд в быту в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазины, завтраки-обеды и прочие дела – не перечислишь, так их много. Изо дня в день повторяется одно и то же, и никуда от этого не деться. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Но и потому, что, в конечном счете, это не такие уж сложные дела. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем в них привычку трудиться, а вместе с ней привычку заботится о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочка или сын скажут ей, уставшей после работы: «Ты отдохни – я сам почищу картошку».

Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. И неважно, кем станет ребенок, когда вырастет, - летчиком или поваром, рабочим или ученым. Привычка, умение делать что-то своими руками пригодятся ему в любой профессии, и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка. Ведь любая трудовая операция, которая для взрослого человека является несложной, требует от ребенка умственного напряжения.

У детей непременно должны быть постоянные трудовые обязанности. Только при такой постановке вопроса труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности воспитывают важное качество – ответственность. С годами перечень обязанностей растет, они усложняются. Конечно, мама гораздо быстрее подметёт пол, вымоет посуду, польет цветы. Но если это сделает шестилетняя Марина, то это полезнее и важнее для ребенка. С каждым днем она будет делать это лучше и тщательней. Она гордится своими умениями и радуется, когда мама в детском саду рассказывает, какая у нее дочка помощница. Дети очень ревниво относятся к тому, если кто-нибудь вдруг начинает подметать пол или поливать цветы, они возмущаются: «Но это же мои дела! ».

Воспитание трудолюбия должно быть не шаблонным и однотипным для всех детей, а учитывать особенности каждого. Например, ребенок неохотно берется за дело, но самостоятельно завершенная работа доставляет ему удовольствие. Надо фиксировать его внимание на приятных ощущениях от самостоятельно сделанной вещи, надо разделить с ним его радость, не разочаровывать его критическими замечаниями, если даже работа выполнена не так хорошо, как ему кажется. Надо заботиться, чтобы предвкушение результата служило стимулом к активности. Иными словами, определить родительскую позицию, с которой надо воздействовать на ребенка, прививая ему любовь к труду. Некоторые дети, не успев взяться за порученное дело, стараются избавиться от него. Их не привлекает не сам процесс, ни полученный результат. Но невыполненное дело тяготит их. Иногда, это ребята с развитым чувством долга, иногда они просто боятся порицания и наказания и поэтому охотно приступают к делу, чтобы пораньше освободиться от него.

Есть дети, которые с азартом принимаются за все новое, увлекаются, но быстро остывают и не доводят ничего до конца. Ясно, что к ним нужен особый подход, не такой, как в первом случае. Важен и правильный выбор заданий, чтобы они не были трудными, и оценка результатов, которая служила бы поощрением. За одну и ту же работы одного можно похвалить, а другого нет.

В. А. Сухомлинский, называя трудовое воспитание гармонией 3-х начал: надо, трудно, прекрасно, - вложил в это определение глубочайший смысл.

Надо… Еще как! Просто необходимо. Без любви к труду человек не может состояться, утвердиться как личность. Только трудолюбие, целеустремленность и упорство помогут ему в жизни добиться намеченной цели.