статья "Русский язык в аспекте преподавания в школе".

Макарова-Куралева Ольга Геннадьевна

В условиях активного внедрения новых педагогических технологий в учебный процесс уроки постепенно видоизменяются и обучающиеся с интересом включаются в работу. Конечно, эффективность процесса образования находится в прямой зависимости от той педагогической технологии, которую мы применяем для реализации педагогической задачи и достижения поставленных целей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Куралева О.Г.

Россия, Арзамас, МБОУ СОШ №16

Русский язык в аспекте преподавания в школе.

Изучение самостоятельных частей речи ( имя существительное, имя прилагательное и  глагол) на уроках русского языка в 5 классе средней общеобразовательной школы.

(из опыта работы)

                                                                                           Сравнивать способности детей вообще

                                                                                           не дело учителя. И не имеет никакого

                                                                                           к его работе отношения.    

                                                                                          От педагога требуется, чтобы каждый

                                                                                           индивид получил возможность                                                                        использовать свои способности

                                                                                            в осмысленной деятельности.

Дж. Дью

                                               

При изучении самостоятельных частей речи можно использовать разные методики и формы проведения урока. Исходя из опыта работы в 5 классах, приходишь к следующему выводу:  использовать личностно-ориентированную, проблемно-поисковую и, конечно, игровые технологии. Ведь любая педагогическая технология направлена на активизацию деятельности учащихся, однако в ряде технологий цели и средства активизации и интенсификации составляют главную идею и становятся основой эффективности.

Основываясь на технологии личностно-ориентированного развивающего обучения и элементов проблемной технологии, создаются условия для самоопределения ученика, для его места в образовательном мире. Особенной характеристикой педагогического опыта является учёт факторов, обуславливающих становление человека на индивидуально - личностный уровень, признание творческой природы личности каждого ученика, наличие в ней  внутренней активности.

Современность и актуальность данного педагогического опыта обусловлены использованием педагогической технологии развивающего обучения, деятельного подхода в изучении русского языка и литературы. Данная система позволяет предоставить свободу каждой личности в проявлении своих способностей, решение проблемы развивает умение самостоятельного мышления. Методика способствует формированию качеств человека, способного не только  адаптироваться в современном мире, но и целостному развитию личности ученика, его объективных позиций. Продуктивность такой деятельности личности заключается в самостоятельной, познавательной мыслительной активности, саморазвитии, самоорганизации, самопознании.

Наблюдая за учащимися, убеждаешься, что с каждым годом в среднее звено приходят гиперактивные дети, которые требуют особого внимания от учителя. И чтобы заинтересовать таких детей, привлечь их к изучению материала, урок можно начать с проблемно-поисковой технологии. Психологами доказано, что «знание, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением эмоциями, не становиться полезными – это мертвый груз ».

А что понимается под интересом? Под интересом в методическом плане мы понимаем такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом.

Предлагаю рассмотреть структуру такого урока с использованием технологий развивающего обучения.

Ребятам раздаются на парты буквы, они должны составить слова и по первым буквам получить задуманное учителем слово. Например, портной, акация, дерево, ежевика, жираф, изюм. (Как вы заметили, слова представлены с орфограммой.) В результате получается задуманное слово падежи. Это нацеливает учащихся на тему урока, которую они смогут назвать, опираясь на вопросы учителя. По аналогии можно подобрать такие слова,  чтобы получилось задуманное слово для любой другой темы.

При изучении морфологических признаков частей речи и отрабатывании навыков, необходимо использовать информационные технологии, которые не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.

На данном этапе урока можно использовать информационно- коммуникационные технологии, которые расширяют возможности диагностики уровня усвоения информации. Ребятам предлагается ( в зависимости от уровня подготовки учащихся) сложность задания:

1) списать словосочетания, определить падеж имен существительных и прилагательных, выделить окончания.

*Морозн... днем, робк.... ребенку, крошечн... кусочек, на толст.... суку, коряв... дерева, любезн... читателя, глубок... озером, внимательн.... слушатели, болш.... снега, желт... листом.

2) списать словосочетания, определить падеж имен существительных и прилагательных, выделить окончания, указать разряд имен прилагательных.

*Клейк... листочком, колюч... ежика, радостн... скворцы, на спортивн.... костюме, по смел... взгляду, под низк.... потолком, красн... яблока, сладк.... чаем, до последн.... нитки, о ми... братьях.

3) списать словосочетания, определить падеж имен существительных и прилагательных, выделить окончания, указать разряд и род имен прилагательных.

*Молод... дуб, в холодн... зиму, весел.... каникулы, хорош... дождя, по зелен... ковру, среди широк.... реки, умн..... зайца, морозн.... ночью, со страшн.... треском, в глубок.... океане.

и т. д.

Практика показала что, использование мультимедийных технологий повышает качество и эффективность обучения, развивает учебную деятельность. Вместе с тем, это эффективный стимул обучения школьников.

Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяют реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.

Проблемно-поисковый метод позволяет вспомнить морфологические признаки глагола при выполнении следующего задания:

1) Укажите какое слово написано с ошибкой?

                                          учиться  или учится

2) Утверждения «Да. Нет»

*Части речи бывают самостоятельными и служебными

*Не с глаголами всегда пишутся раздельно

*Изменение имени существительного по числам и падежам называется спряжение?

*В окончаниях глагола всегда пишется мягкий знак?

*К III склонению относятся имена существительные женского рода, оканчивающие на мягкий знак? и т.д.

3)Игра «Третий лишний», где необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т.д.

Например,

горяч, могуч, плач ( лишнее — плач, так как это имя существительное);

революция, циркуль, нация ( лишнее — циркуль, так как орфограмма в корне);

дачник, скворечник, конечно, (лишнее — дачник, нормы произношения) и т.д.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, имеющих ярко выраженную учебно-познавательную направленность.

Игру можно  начинать, когда учащимися усвоен минимум  какого – либо материала: звуков, букв, речевых образцов, грамматических  форм. Игры-соревнования рекомендуется  проводить в  первые же недели обучения. Победителями считаются учащиеся, лучше и  быстрее выполнившие задание.

Каждая игра преследует определенные цели. Намечая  игру, учитель должен ясно осознать, какие знания у детей он будет закреплять с помощью этой игры, какие развивать навыки и умения.

Игру « Мягкая посадка»  можно использовать при отработке какой-либо орфограммы или темы. Эта игра пробуждает интерес, активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит. Как проходит игра? Например, изучается тема «Спряжение глагола» Учитель бросает ученику мяч, называется какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет спряжение глагола и возвращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение.

Игра « Эстафета» Вместо эстафетной палочки — мелок; какой ряд быстрее и правильнее справится с заданием ( слова в столбиках могут быть одинаковыми для всех команд — или разными, и тогда по окончании эстафеты просим детей проверить, насколько верно выполнили задание их соперники)

Определить спряжение глагола:

мелькать                                  произносить                                    смотреть

думать                                      клеить                                               сеять

строить                                     клевать                                             дышать

стелить                                  говорить                                              смеяться и т.д.

Определите склонение имен существительных:

кирпич                                     стена                                                   плач

дружба                                     радость                                               счастье

надежда                                   понимание                                          горечь

тишь                                         жизнь                                                 доверие и т.д.

Обучающиеся выходят к доске (по цепочке) и определяют или спряжение глагола, или склонение имен существительных. Происходит смена деятельности, дети работают у доски, данный вид работы можно использовать вместо физкультминутки. Одновременно все ребята включаются в работу, каждый из них должен следит за своей очередью и за правильностью выполнения своих товарищей своего ряда.

 Таким образом, игровую технологию  можно поставить в один ряд с другими приемами и средствами обучения. Но она имеет не только обучающее значение: игра может стать средством формирования познавательных интересов учащихся, коммуникативных (работа в группе), воспитательных ( любовь к русскому языку).

В условиях активного внедрения новых педагогических технологий в учебный процесс уроки постепенно видоизменяются и обучающиеся с интересом включаются в работу. Конечно, эффективность процесса образования находится в прямой зависимости от той педагогической технологии, которую мы применяем для реализации педагогической задачи и достижения поставленных целей.

Литература

1.  М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духавнева, В.С, Кукушкин , Г.В. Сучков Педагогические технологии. Учебное пособие для студентов педагогических специальностей Москва – Ростов -на - Дону, 2004