Современные педагогические технологии

Горшенeва Лариса Ахмедовна

Современные педагогические технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ims.sovremennye_pedagogicheskie_tehnologii.pptx1 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные педагогические технологии (инструктивно – методическое совещание) То, что не ясно, следует выяснить. То, что трудно творить, следует делать с великой настойчивостью Конфуций

Слайд 2

Педагогическая технология - систематическое Педагогическая технология - Это - системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса (Беспалько В.П., 1989). (определение ЮНЕСКО)

Слайд 3

Эволюция понятия «педагогическая технология»: 1 период (40-е - сер. 50-х г.) - термин “технология в образовании” означал применение аудиовизуальных средств в учебном процессе. 2 период (сер. 50-х - 60-е г.) - под “технологией образования” стали подразумевать программированное обучение. 3 период (70-е г.) - появился термин «педагогическая технология», который стал обозначать заранее спроектированный учебный процесс, гарантирующий достижение четко поставленных целей. 4 период (с начала 80-х г.) - создание компьютерных и информационных технологий обучения.

Слайд 4

Можно выделить два течения в педагогике: одно - ориентируется на все расширяющиеся возможности технических средств в учебном процессе ( его можно назвать «технология в образовании» или «технология в обучении»); другое - означает технологию построения самого учебного процесса и имеет название «технология обучения» или «педагогическая технология». Эволюция понятия «педагогическая технология»:

Слайд 5

Педагогическая технология М.В. Кларин «Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методических средств, используемых для достижения педагогических целей» Г.Ю. Ксенозова «Такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер» В.П. Беспалько «Совокупность средств и методов воспроизведения процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели» В.М. Монахов «Продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности, включающей в себя проектирование, организацию и проведение учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» В.В. Гузеев «Это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижения прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательно-воспитательного процесса» ЮНЕСКО «Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования»

Слайд 6

Три уровня педагогических технологий Общепедагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном учебном заведении, регионе. В этом случае педагогическая технология отражает комплексную педагогическую систему: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов управления, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

Слайд 7

На частнометодическом (предметном) уровне педагогическая технология охватывает отдельные направления, аспекты педагогической системы, соответствующие, например, частным методикам, то есть совокупности методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методики преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы руководителя, учителя, воспитателя).

Слайд 8

Локально-модульный уровень технологии относится к отдельным частям учебно-воспитательного процесса: технология отдельных видов деятельности, технология формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств, технология урока, отдельных мероприятий, технология усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.

Слайд 9

Применение новых информационных технологий

Слайд 10

Основные положения Информатизация образования - это процесс изменения содержания, методов и организационных форм образования направленный на достижение нового качества Информатизация является одновременно и важнейшим компонентом, и необходимым условием модернизации образования .

Слайд 11

Основные положения Информатизация предполагает решение задачи формирования информационно-коммуникативной компетентности во всех видах образовательной деятельности и в рамках общеобразовательных и специальных дисциплин.

Слайд 12

Педагогические цели использования ИКТ в образовании (1) Развитие личности обучающегося - подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества: развитие мышления, развитие коммуникативных способностей, развитие навыков исследовательской деятельности, формирование умений принимать решения в сложных ситуациях, формирование информационной культуры .

Слайд 13

Педагогические цели использования ИКТ в образовании (2) Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией общества: подготовка обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности, подготовка мобильных конкурентоспособных личностей, подготовка специалистов в области ИТ

Слайд 14

Педагогические цели использования ИКТ в образовании (3) Интенсификация образовательного процесса: выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности (например, учет типа личности и приоритетных способов восприятия информации), повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации возможностей ИКТ, углубление межпредметных связей .

Слайд 15

Взаимосвязь педагогических и информационных технологий ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Технология модульного обучения Проектный метод Технология развития критического мышления Групповое обучение Обучение в сотрудничестве Портфель ученика

Слайд 16

Образовательный потенциал ИТ 1. По отношению к учебной деятельности: повышение мотивации активизация работы учащихся

Слайд 17

Образовательный потенциал ИТ 2 . По роли в развитии учащихся: Осознание назначения компьюте ра; показ современных средств познания; повышение научности; возможность разного представления информации ; развити е модельных представлений, пр иобретение умений самостоятельного моделирования;

Слайд 18

Образовательный потенциал ИТ 3 . По техническим возможностям: моделирование трудновоспроизводимых процессов; нагляднос ть ; расширение диапазона исследований; работа с быстропротекающи ми процесс ами ; подробно сть исследовани я; сокращение времени .

Слайд 19

Особенности организации урока Особенности организации урока Традиционная методика С применением ICT технологий Ход обучения Преподносящий (пассивный) Поисково-исследовательский

Слайд 20

Технология модульного обучения наиболее стройная, понятная и результативная технология обучения, которая гарантирует качество подготовки компетентных специалистов

Слайд 21

Модульная технология содержит в своей основе идею воспроизводимого обучающего цикла. В его содержание входят: предварительная (диагностическая) оценка уровня обученности учащихся; общая постановка цели обучения; переход от общей формулировки цели к её конкретизации; совокупность учебных процедур (на этом этапе должна происходить коррекция обучения на основе оперативной обратной связи); оценка результата;

Слайд 22

Блочное обучение.

Слайд 23

Вводная часть (ввод в модуль, тему) Итоговая часть (контроль ) Диалогическая часть ( организация познавательной деятельности учеников, преимущественно через диалогическое общение) Структура учебного модуля

Слайд 24

Сущность модульного обучения учащийся самостоятельно (или с определённой долей самостоятельности) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем

Слайд 25

Дополнительные виды деятельности учащихся: выполнять роль консультантов для своих одногруппников , работающих медленнее (с учётом желания тех и других); углубленно изучать учебный материал (подготовить сообщения и доклады, используя дополнительную литературу, Интернет).

Слайд 26

Модульное обучение – это управляемое самообучение преподаватель в этом процессе из основного источника знаний превращается в организатора познавательной деятельности учащихся (координирует, консультирует, контролирует)

Слайд 27

Проектный метод обучени я

Слайд 28

История Метод возник еще в начале 20 века в США. Его называли также методом проблем. (а мериканский философом и педагогом Дж. Дьюи , а также его ученик В.Х.Килпатрик ). Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании . Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема , взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка , для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести

Слайд 29

С кажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь”. ( китайская пословица) Проект от лат. “projektus” – выброшенный вперед; намерение, которое будет осуществлено в будущем. МЕТОД ПРОЕКТОВ - система обучения, при которой учащийся приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.

Слайд 30

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления , умение увидеть, сформулировать и решить проблему . Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы . Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов , средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний , умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Слайд 31

ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ По доминирующему методу или виду деятельности исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные. 2. По признаку предметно- содержательной области моно проекты, межпредметные проекты. 3. По характеру контактов внутренние или региональные, международные. 4. По количеству участников индивидуальные, парные, групповые 5. По продолжительности краткосрочные, средней продолжительности, олгосрочные. 6. По результатам видеофильм; доклад, альбом, сборник, каталог; макет, схема, план-карта; выставка; и др.

Слайд 32

вид деятельности (образовательная технология), направленный на решение учащимися исследовательской, творческой задачи изучения объекта или разрешения проблемной ситуации. Структура исследовательской деятельности Поисковая активность (поиск в условиях неопределенной ситуации) Анализ Оценка Прогнозирование развития ситуации Действие Исследовательская деятельность учащихся

Слайд 33

совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Заранее выработанные представления о конечном продукте деятельности Реализация Структура проектной деятельности Выработка концепции Определение целей и задач проекта Определение доступных и оптимальных ресурсов деятельности Создание плана реализации проекта Этапы проектирования Проектная деятельность учащихся

Слайд 34

Он позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, интересным, эффективным. Использование метода проектов в обучении иностранным языкам способствует формированию страноведческой компетенции у школьников и развитию их коммуникативных способностей. При помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем.

Слайд 35

Проблемное обучение как метод развивающего обучения. Мышление начинается с проблемной ситуации. С.Л.Рубинштейн . Теория проблемного обучения достаточно хорошо разработана. Этой проблемой занимались многие психологи и педагоги, такие как М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, Н.М. Зверева, Р.И. Малафеев и другие.

Слайд 36

Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки.

Слайд 37

Проблема задание, задача, теоретический или практический вопрос, требующий разрешения проблемная ситуация в обучении спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме.

Слайд 38

Действия ученика при создании учителем проблемной ситуации :

Слайд 39

Методы проблемного обучения. Проблемное изложение материала Поисковая беседа Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащегося

Слайд 40

- это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. интерактивные методики обучения

Слайд 41

Интерактивные МО “ролевая игра” “аквариум ” “мозговой штурм” “дебаты” "Кейс-стади ”

Слайд 42

Главная цель профессионального образования - сформировать качества, необходимые выпускникам для обеспечения их востребованности на рынке труда и помочь учащимся в профессиональном становлении

Слайд 43

Применяя современные технологии , педагог развивается сам! Успехов в саморазвитии!!!

Слайд 44

Разработала преподаватель русского языка и литературы ПУ №23 Горшенёва Лариса Ахмедовна