Детские интересы. Как их развивать?

Гревцова Надежда Сергеевна

Нет таких детей, которые бы совершенно ничем не интересовались. И если мы говорим, что у ребенка нет никаких интересов, значит пока его внутренний мир беден, впечатления случайны и поверхностны. А это зависит от взрослых, не сумевших вовремя направить внимание ребенка на те предметы и явления окружающего, которые бы захватили его ум и воображение. Что такое интерес? "Интерес можно определить как специфическое отношение личности к объекту,вызванное сознанием его жизненного значения и его эмоциональной привлекательностью". Интересы характеризуются их содержанием, широтой, глубиной, устойчивостью,действенностью. У дошкольников они отличаются узостью, неустойчивостью, непроизвольностью. Педагог формирует и направляет детские интересы в соответствии с задачами воспитания, расширяет и углубляет их, старается придать им устойчивость, действенность и нравственную направленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

Детские интересы. Как их развивать?

Интерес-это важнейший стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. Отсутствие же или их бедность делает его жизнь бессодержательной. Такой ребенок чаще всего во власти скуки и ничегонеделания. Интересы тесно связаны со всеми сторонами психического развития ребенка - мышлением, вниманием, волей, памятью, эмоциями. То, что увлекает, - заставляет размышлять, сосредоточиться, легче запоминается, вызывает чувства (удивления, удовольствия, страха, негодования, тревоги и т.п.). Чем младше ребенок, тем большую роль играет интерес в мобилизации его умственной активности, организации деятельности, поведения, стремления к добыванию знаний. Интерес регулирует поведение ребенка. Увлекательная беседа заставляет даже самых неразговорчивых принять в ней участие. Яркое,  необычное впечатление побуждает замкнутого и застенчивого поделиться нахлынувшими на него чувствами. Интересное поручение подтягивает даже тех, кто обычно уклоняется от трудовых заданий.

Как возникают у детей интересы? Пока ребенок мал, еще нельзя говорить о том, что у него имеются какие-либо определенные интересы. Чаще всего это не интерес как таковой, а лишь заинтересованность предметами и действиями с ними. Трехлетнего ребенка привлекает то, что ярко, красочно, наглядно. По мере роста ребенка меняется и характер его интересов: они становятся устойчивее, осмысленнее. У детей среднего и старшего возраста при правильном воспитании формируются произвольные, целенаправленные интересы, которые, в свою очередь, способствуют проявлению волевого усилия, преодолению трудностей в достижении цели.

Какие же интересы формирует педагог у детей с учетом требований программ воспитания в детском саду? Воспитатель прививает интерес к вещам (наиболее близким и понятным – одежда, мебель, посуда, игрушки и т. д. ), их назначению, знакомит с материалами и их свойствами, развивает интерес  к миру природы (живой и неживой) и ее явлениям, к миру людей (детский сад, школа, улица, родной город, страна, достопримечательности, искусство, литература). Одним из ценных свойств развивающегося и познающего мир человека является стремление к узнаванию нового. Здоровый, нормальный ребенок интересуется всем, что окружает его, хочет проникнуть в суть явлений, пытается делать самостоятельные умозаключения. Это так называемый познавательный интерес, который имеет огромное значение в умственном развитии ребенка: являясь побудительной силой к приобретению знаний, умений и навыков, он содействует накоплению представлений, жизненного опыта, обогащению интеллекта. Малыш, сталкиваясь с новыми, невиданными ещё предметами, спрашивает: «Что это?» Он требует разъяснений, так как пытается осмыслить то, с чем встретился. В дальнейшем, знакомясь с предметами и их свойствами, ребенок начинает вникать в причинную связь и тогда снова обращается за разъяснениями: «Зачем это? Чье это? Для чего оно? Из чего оно сделано?». Воспитатель внимательно относится к детским вопросам, помня о том, что в вопросе ребенка заключен интерес к узнаванию нового, а в ответе взрослого – источник удовлетворения и развития этого интереса. Своими ответами взрослый вносит систему в познание мира, учит ребенка думать, стимулирует дальнейший интерес к окружающему. Как отвечать на детские вопросы «почему?», чтобы  интерес не угасал, а развивался? Прежде всего отношение воспитателя к детскому вопросу должно свидетельствовать о его внимании к ребенку: нельзя гасить в нем ценное свойство – стремление к познанию нового. Недопустимы неправильные или приблизительные ответы, вносящие путаницу в детское сознание. Конечно не все детские «трудные» вопросы требуют обоснования и подлежат толкованию. В отдельных случаях можно сказать: «Этого пока ты не сумеешь понять». Хорошо озадачить малыша вопросом на вопрос: «А как ты думаешь – почему?», предоставив ему возможность самому порассуждать. Поскольку любознательность и наблюдательность лежат в основе развития интересов, воспитатель учит детей смотреть и видеть, привлекая их внимание к явлениям окружающей жизни. Развивая у детей наблюдательность, он одновременно содействует и развитию детских интересов: вместе с обостряющимися умением смотреть и видеть перед ребенком все больше и больше раскрывается сокровищница удивительного. Ведь наблюдательный ребенок способен заметить вокруг себя то, чего не заметит другой, значит, и мир интересного у него значительно шире. Воспитатель организует с детьми целенаправленные наблюдения в природе, за животными и птицами, жизнью и трудом людей, проводит беседы. И занятия, и экскурсии, и игры, и труд людей, и правильно организованная повседневная жизнь способствует развитию детских интересов. Когда ребенок поставлен перед необходимостью длительно наблюдать одно и то же явление, у него формируется устойчивый целенаправленный интерес. Этому же способствует решение детьми своеобразных логических задач, когда они самостоятельно находят ответ на свой вопрос. Также в практике работы с детьми широко применяется эксперимент. С помощью воспитателя дети ставят опыты и делают много интересных открытий. Педагог заботится о том, чтобы жизнь детей в детском саду была содержательной, способствующей развитию разносторонних интересов. А что делает их жизнь интересной? Здесь много условий, но главное из них – постоянная занятость ребенка – и посредством специально организуемых для всей группы занятий  коллективных игр, экскурсий, наблюдений и вне их. Воспитатель старается углубить и расширить интерес детей к тому, чем они занимались на занятиях (ведь, как известно, деятельность детей на занятиях и вне их тесно переплетается по своему содержанию!). Чтобы развивать детские интересы, содействовать их устойчивости, воспитатель руководит деятельностью детей.

Задача воспитателя – подводить детей к преодолению трудностей, опираясь на интерес. Завершить начатое, добиться выполнения задуманного для ребенка дошкольного возраста нелегко. Трудно потому, что это всегда связано с проявлением воли, которая у него ещё недостаточно развита. В таких случаях нужно поддержать ребенка, оказав ему необходимую помощь и словом, и делом: подбодрить, показать, как надо действовать. Важно, чтобы он хоть раз пережил чувство радости от того, что преодолел трудность, довел дело до конца. От интересного к обязательному – таков путь развития умения ребенка преодолевать трудности. Интерес является одним из стимулов мобилизации воли. В этой связи психолог П.А. Рудик подчеркивает: « Часто природу интересов понимают неправильно, сводят ее к внешней занимательности, любопытству. Между тем психологическая структура интересов как черт личности обязательно содержит в себе три стороны: а) повышенный уровень знаний в интересующей области; б) практическая деятельность в этой области; в) эмоциональное удовлетворение, испытываемое в связи с этими знаниями и деятельностью. Чувство удовлетворения, свойственно всякому истинному интересу, но не само по себе, а как органически связанное со знаниями и практикой». Жизнь детей в детском саду наполнена не только интересным, но и обязательным. Маленькому ребенку постоянно приходится преодолевать трудности: одеваться, зашнуровывать ботинки, мыть лицо и руки, оставлять игру и идти на занятие. Все это далеко не просто не только потому, что малыш не имеет достаточной сноровки и самостоятельности, но и потому, что это не всегда совпадает с его настроением и желанием. И чтобы воспитать стремление к преодолению «не хочу», к проявлению нужных усилий, педагог старается сделать обычное, повседневное, обязательное – увлекательным, трудное и малопонятное – легким, доступным. А это возможно, если воспитатель обладает искусством помогать ребенку находить в неинтересном интересное.

Помогают преодолению детского «не хочу» приёмы: «Делай как я», «Помогите мне, ребятам!», «Кто быстрее?». Ребенка, как известно, привлекает роль помощника взрослого, делать что-то вместе с ним наравне или, например, соревноваться. Находясь в обществе сверстников, ребенок учится добиваться, уступать, ждать, отказываться, следовать общим требованиям. Всё это связано с умением тормозить свои желания. Воля как раз и заключается не только в том, чтобы пожелать и выполнить ( «хочу – добьюсь»), но и в умении отказаться от своего желания.

Формирование интересов происходит более успешно, если воспитатель осуществляет индивидуальный подход к детям. У каждого из поступивших в детский сад уже есть зачатки каких-то интересов, возникших под влиянием семейного воспитания или окружающей среды. Наблюдая за деятельностью детей, воспитатель видит чем они чаще всего занимаются, во что играют; доводят ли начатое дело до конца или при первом затруднении бросают; кто-то из них увлечен чем-то особо или выбор занятий случаен; все ли с одинаковой тщательностью выполняют поручения или чему-то отдают предпочтение. Анализ результатов детской деятельности, как в зеркале, отражает своеобразие интересов каждого воспитанника. Наблюдения за взаимоотношениями детей позволяют выявить,  как они группируются, что и какие дела их объединяют; о чем они говорят и спорят между собой, каковы их суждения, о чем и в какой степени они осведомлены и т. п.  Вопросы детей – яркий показатель того, чем заняты их мысли, что волнует их, каковы их интересы. По вопросам можно судить каков запас знаний, положительна ли направленность их интересов. Педагог не выпускает из поля зрения не только тех ребят, которые подолгу не могут сосредоточиться на определенной деятельности, но и таких, которые заняты, но их занятость отражает ограниченность и неустойчивость интересов. Формирование интересов происходит в сочетании со всеми сторонами воспитания детей при целенаправленном руководстве педагога. Какую бы учебно- воспитательную задачу не решал педагог, он одновременно содействует возникновению положительных детских интересов и их развитию: от неустойчивых – к устойчивым, от поверхностных – к более глубоким, от случайных, непосредственных – к целенаправленным, опосредованным.

Психология. Под ред. А.Г. Ковалева, А. А. Степанова, С. Н. Шабалина. М., 1966, с.350

Психология. Под ред. В.А. Крутецкого. М, 1974, с.44

Психология. П. А. Рудик. М,1976, с. 101

Воспитатель и дети. Р.С. Буре, Л.Ф. Островская, М. 1979