Урок литературы в 10 классе "Муза в творчестве Некрасова"

При изучении творчества Н.А. Некрасова целесообразно дать и тему "Муза в творчестве Некрасова" для того, чтобы учащиеся поняли, как тот, для кого важнее быть не поэтом , а Гражданином рассматривал вопрос о роли поэта и поэзии в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_3.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Муза в творчестве Н. А. Некрасова"

Цели:

  1. показать своеобразие и социальную обусловленность музы Некрасова, сравнивая ее с образом музы в творчестве других поэтов;
  2. развивать умения анализировать поэтические произведения;
  3. сравнивать, доказывать, полно и грамотно излагать свои мысли;
  4. воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

Ход урока:

I.                Вступительное слово учителя о взаимообусловленности эпохи и творчества поэта. Учитель предлагает десятиклассникам вспомнить характерные особенности времени, в которое Н.А. Некрасов вошел в литературу:

Эпоха, в которую началась литературная деятельность Некрасова, практически целиком определила характер его творчества. Свободное личностное самовыражение – смысл и цель искусства – уходило на второй план, на первом оказывались проблемы социальные. Среди проблем, которыми была "богата" в то время Россия, острейшей проблемой, давным-давно назревшей, воспринималась необходимость освобождения народа от крепостной зависимости. Здесь переплелись и нравственный, и социальный, и экономический аспекты; с каждым годом узел затягивался все туже, груз нерешенных проблем становился все тяжелее – и тормозил развитие исстрадавшейся страны. Правительство никак не решалось на проведение демократических реформ, и "новые люди" видели смысл своей жизни в том, чтобы этих реформ добиться.

Искусство в данной ситуации становится не целью, а средством. Оно мобилизовано на службу обществу. От творчества поэта требуется социальная польза, доступность, простота.

Гуманная цель борьбы за обездоленных позволяет "новым людям", демократам ощутить свое историческое предназначение. Их молодость пришлась на то время, когда жизнь была скована реестром и догмой. Поэтому смерть Николая I уже сама по себе стала для них освобождением, предала уверенности в том, что перемены не за горами. Они были бесконечно рады уже самой возможности сделать что-нибудь для своего народа: необходимость трудиться на благо нации они ощущали как счастье. Их призвали, и они после мук и рефлексии бессмысленного существования 40-х годов почувствовали свою востребованность.

Главным и единственным становится для них служение, которое забирает человека целиком, не оставляя времени на частную, обычную человеческую жизнь.

Такой идеал избрал Некрасов. Он был человеком одержимым и страстным. Всю жизнь отдал служению гуманистической идее, взял на себя роль народного защитника – и это стало его «пожизненным амплуа».

Некрасов, как в свое время и Пушкин, явился новатором в области поэтического содержания и формы. Он расширил границы поэзии, посчитав, что ее объектом может стать любой предмет, любое чувство или ощущение

Рассказывая, учитель обращает внимание учащихся на схему его лекции, изображенную на доске. Ученики заносят ее в свои тетради. По этой схеме им легко будет восстановить в памяти все сказанное учителем:

                                                                (Свободное личностное самовыражение –                                                                 цель и смысл искусства – на втором плане.

На первом – проблемы социальные).

Следовательно: искусство не цель, а

II.                Далее учитель кратко останавливается на трансформации образа Музы на протяжении нескольких веков.

Материал для справки:

Муза Каллиопа. Обращение к ней в античности – ритуал. В период классицизма, который во всем подражал античным образцам, происходит то же самое. У романтиков Муза эфирна, она является существом другого мира, «чистым гением», «прекрасной девой». В середине 19-го века обращение к Музе теряет свою популярность. Только во второй половине 19-го века Музе принадлежит особое место. Особенно хорошо это видно в творчестве Н. А. Некрасова.

III.                В чем же новаторство Некрасова в изображении Музы?

Отвечаем на этот вопрос постепенно, составляя таблицу сравнения с учениками:

№  п/п

1-ая половина 19-го века

2-ая половина 19-го века

1

2

3

1

Муза – "вакханка", "уездная барышня" "с печальной думою в очах", божественная вдохновительница поэтов.

Муза – крестьянка, муза – раба, "муза мести и печали", "падшая", "униженно просящая".

2

Символ, воплощение высокого творчества. "Веленью Божию, о Муза, будь послушна".

Зримый персонаж, который обрел плоть, характер, судьбу.

3

Ее устами Бог говорит с поэтом.

Ее устами говорит народ просит о пощаде, требует справедливости.

4

Ореол таинственности

Муза опускается с небес на землю. "Печальная спутница печальных бедняков".

5

Главная черта вдохновение, которое она навевает на поэта

Главная черта неизгладимая долготерпеливая мука, в которой и страдания народные, и страдания самого автора.

6

Музасущество, которому подвластны неведомые простым смертным законы духовной жизни.

Муза путеводительница, которая приносит отказ от свободы творчества во имя дела. "Нет в тебе творящего искусства, но кипит в тебе живая кровь."

7

Муза далека от народа.

Некрасовская Муза залог неразрывной связи с народом.

IV.                Стихи , которые можно проанализировать на уроке, учитывая образ Музы Некрасова:

-        "О Муза, я у двери гроба...";

-        "Вчерашний день...";

-         "Муза";

-        «Умру я скоро...",

-        "Ликует враг, молчит в недоуменье вчерашний друг...";

-        "Праздник жизни – молодости годы...".

V.                Учитель подводит итоги урока.

VI.                Домашнее задание.

        Анализ одного из стихотворений по выбору учителя, а также стихотворение "Вчерашний день...» – наизусть.

ЭПОХА

характер творчества Н.А. Некрасова

искусство – средство

средство чего?

2.

Демократических реформ

1.

Освоения народа

3.

Борьбы за обездоленных

Некрасов и демократы ощущали свое историческое предназначение

мотив служения,  поэтому:

1-ая половина 19-го века.

 Главный герой – «страдающий эгоист», «лишний человек».

2-ая половина 19-го века.

 Главный герой – человек поступка. Его жизнь зависит не от исторических обстоятельств, а  от самого себя, поэтому основной мотив их творчества – мотив ответственности.

новаторство формы и содержания

1. Любой предмет, любое чувство может быть предметом искусства.

2. Можно поставить знак равенства между благополучными и униженными.

3.  Искусство может быть подчинено общественной необходимости. (Стихотворение Н. А. Некрасова, посвященное Муравьеву – вешателю.)