Занятие по ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы.

 

Занятие по ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы.

 

  Тема: Там на неведомых дорожках.

Цель: развивать эмоциональную психику на хорошо знакомые и любимые сказки, поддерживать интерес к русской народной сказке, воспитывать эстетическое отношение к произведениям устного народного творчества, развивать интерес к литературным произведениям, желание слушать и рассказывать книги, учить детей отвечать полными ответами. Воспитывать желание помогать.

            

                                    Предварительная работа.

1.      Чтение различных сказок

2.      Подготовка выставки книг по авторским, народным сказкам, по сказкам народов мира.

3.      Изображения сказочных героев, предметов быта, обстановки различными изобразительными способами.

4.      Иллюстрирование сказки В.Катаева «Цветик – семицветик».

5.      Перевоплощение детей в сказочных героев.

 

   Ход занятия:

Ребята, вы любите отгадывать загадки?

Я хочу загадать несколько загадок:

1. Вот весёлые братишки

    Розовые ребятишки

    У них носик пятачком

    Хвостики торчат крючком          ( 3 поросёнка )

 

2.      Уймись, уймись колдунья злая

Себя надеждами не тешь-ка.

В лесу семь гномов повстречает, спасётся наша ( Белоснежка ).

 

3.      Он ходит с длинной бородой

Он очень жадный, хитрый, злой

Но всех не пугает нас

Разбойник этот ( Карабас ).

 

 

 

4.      Сейчас потолкуем

О книжке другой;

Тут синее море

Тут берег морской

Старик вышел к морю

Он невод забросил

Кого-то поймает,

И что-то попросит  ( Золотая рыбка ).

Молодцы ребята, вы правильно отгадали загадки о сказочных героях. И сегодня сказки откроют вам свои волшебные двери. И вы придёте в гости к сказочным героям.

 Звучит сказочная музыка.

 

        Стоя

Дети, посмотрите, какие красивые нарядные книги. В каждой из них живут герои ваших любимых сказок. ( Время для выставки ).

Садитесь, теперь ребята, за столы. Какие знакомые сказки напечатаны в этих книгах.

Сказка – это удивительный волшебный мир, в котором происходят самые обыкновенные чудеса и превращения. А вы любите сказки.? А какие у вас самые любимые сказки? ( добиваться полных ответов «Моя любимая сказка….», «Я люблю сказки за…..» )

А почему вы любите сказки?

Я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Иван – царевич».

  Я буду называть слово, которое является частью имени сказочного героя или частью названий волшебного предмета, а вы в ответ назовёте имя или предмет полностью. Например, вот так: я говорю « Иван », а вы хором мне отвечаете «Царевич2. Понятно?

Ну приготовились:

Мышка – ( норушка )

Лягушка – ( квакушка )

Зайчик – ( побегайчик )

Лисичка – ( сестричка )

Мишка – ( топтыжка )

Сестрица – ( Алёнушка )

Братец – ( Иванушка )

Конёк – ( горбунок )

Жар – ( птица )

Василиса – ( Премудрая )

Царевна – ( лягушка )

Елена – ( Прекрасная )

Шапка – ( невидимка )

Ковёр – ( самолёт )

Скатерть – ( самобранка ).

 

 Вижу, вы хорошо знаете сказки и любите их. Мир сказок огромен, как планета Земля, на которой мы живём. И каждую сказку можно сравнить со страной. Этот сказочный мир делится на 2 материка: на одном живут сказки народные, а на другом сказки авторские.

 Ребята, как вы думаете, какие сказки называются народными? ( ответы детей ).

Народная сказка устно передаётся от бабушек и дедушек к папам и мамам, а потом и к вам детям. Так сказка и живёт.

Ребята, как вы думаете, какие сказки называются авторскими? ( ответы детей ).

 Авторская сказка  придумывается и записывается одним человеком: автором.

Помните, перед тем, как познакомить вас со сказкой, я называю название сказки и её автора: например русская народная сказка «Лиса и журавль» или так Г.Х.Андерсен «Дюймовочка». Посмотрите вот эти рисунки. Из каких это сказок. ( поочерёдно показываю указкой, как называется, кто автор. ).

Ребята, а каких авторов вы ещё знаете? К.И.Чуковский, С.Я.Маршак, Г.Х.Андерсен, А.Толстой, Н.Носов, А.С.Пушкин и многие другие.

 

Ребята, а вы сами – то хотите оказаться в сказке ( да ). Тогда мы отправляемся в волшебный лес, где встречаемся со сказочными героями. Для того, чтобы очутиться в сказке, нужно сказать волшебное заклинание: повторяйте чётко слова за мной, и в каких предложениях добавляйте

-Ок-ок-ок – стоит в поле ( теремок )  

-Ок-ок-ок- покатился ( колобок ).

-Ят-ят-ят- серый волк не съел ( козлят ).

-Су-су-су- петушок прогнал ( лису ).

-Цо-цо-цо- снесла курочка ( яйцо ).

-Ана-ана-ана- несут лебеди ( Ивана ).

-Ёк-ёк-ёк- не садись на ( на пенёк ).

-Ет-ет-ет- битый не битого ( везёт ).

 

 

 Молодцы ребята! Вы чётко проговаривали слова, звуки в них и правильно заканчивали предложения..

 

Вот мы и попали в лес. Выходите ребята, погуляем по лесу, вдруг кого – нибудь встретим.

  Добрый лес, старый лес,

  Полон сказочных чудес

  Ждут вас на лесной опушке

  Птички, бабочки, зверушки

 1. Мышка, мышка серое пальтишко

Мышка тихо идёт

В норку зёрнышко несёт.

2.  А за мышкой шёл медведь

    Да как начал он реветь

    У-у, у-у! Я  вразвалочку иду!

    Сяду! Сяду! На пенёк, съем, съем пирожок.

3.   Вот идёт петушок

Гордо поднял гребешок

Красная бородка

Важная походка

Несёт косу на плечи

Хочет лису посечи.

5.      Вот козлёнок озорной

Вдруг затряс бородой

Ме ме ме.

Головой качает

Рожками пугает.

6.      А весёлые зайчата

Длинноухие ребята

Прыг да скок, прыг да скок

Через поле за лесок и полчок ( пауза ).

 

 

 

 

 

7.      Шёл по лесу серый волк

Серый волк – зубами щёлк!

Он крадётся за кустами

Грозно щёлкает зубами

У-у, у-у, Красную шапочку схвачу!

8. Шорох тихий раздаётся

    Кто-то по лесу крадётся.

    Это лисонька, лиса

    Ходит тихо, неспеша.

    Хвостиком виляет

    Лапкой зазывает…..

 

  А что это ребята она нас зазывает, наверное она что-то нашла, давайте сядем за столы и посмотрим. ( я заглядываю за доску и делаю вид что – что-то интересное увидела ).

  Нас ожидает какой-то сюрприз, но я сразу вам его не покажу. Я хочу у вас сначала спросить: вы когда рассматриваете сказки или книги, что больше всего вас привлекает в них? Что ещё кроме содержания, видим в книгах? ( картинки, иллюстрации ).

   А кто рисует, создаёт иллюстрации ( художники ). Правильно ( художники – иллюстраторы )

  Напомните мне, каких художников – иллюстраторов вы знаете? ( Сутеев, Рачев, Лебедев, Чарушин )

 Молодцы! Много знаете художников – иллюстраторов.

 А вот и наш сюрприз. На этом плакате вы видите рисунки художника. ( удивлённо! ) Ой, что-то здесь не так, ничего не пойму? Помогите мне разобраться!!! Давайте начнём с  первой картинки.

 Какая сказка нарисована? Что в ней изображено не правильно? ( ответы детей ).

Анализ: Молодцы ребята, вы помогли мне понять, где художник допустил ошибку.

 

 Ребята, вы обратили внимание, что на столе у вас есть конверт. В нём картинки, на которых проиллюстрирована сказка. ( пока не скажу, какая ).

 Сейчас я предлагаю вам вынуть эти картинки, вместе вдвоём внимательно их рассмотреть и расположить в том порядке, как это рассказывается в сказке! Постарайтесь не напутать, работайте дружно. ( дети выполняют задание ).

1 Кто хочет сказать, из какой сказки оказались картинки в вашем конверте? ( ответы детей ).

                    Лиса и журавль.

       Лисичка – сестричка и серый волк.

Сейчас, чтобы проверить, правильно ли вы разложили рисунки, я предлагаю Полине ( Даниле, Насте и т.п. ) выйти к доске и выложить картинки так, как вы это сделали это…. С ….. на столе.

 Ребята, посмотрите, все правильно разложила Настя. ( ответы детей , исправления детей ) ребёнок сел на место.

 

                     Лиса и журавль.

1.Ребята, о ком рассказывается в сказке? ( добиваться полного ответа «В сказке говорится о лисе и журавле»

2 .Как они подружились? ( познакомились на родинах ).

3. Кто первый позвал другого в гости? ( лиса позвала журавля первая ).

4. Как угощала лиса ? ( размазала кашу по тарелке ).

5. А журавль? Чем и как он угощал?

6. Ребята, если вы помните сказка заканчивается словами: как аукнется, так и откликнется.

Как вы думаете, что они означают? ( ответы детей )

Анализ: если ты человеку сделал хорошо, то он ответит тебе добром. А если ты ему сделаешь плохо, то и он может ответить тебе злом.

 

 Ну а сейчас ребята давайте проверим, как вы разложили картинки по сказке «Лисичка сестричка и серый волк»

Предлагаю …… выйти к доске и разложить картинки так, как он это сделал с … на столе.

Ребята, посмотрите, правильно ли разложены рисунки? ( р-к садится ).

1.      Ребята, вспомните, какой показана лиса в этой сказке? ( коварная, хитрая, жадная ).

2.      Как она обманула волка? Что с ним стало? ( лиса сказала, чтобы он опустил хвост в прорубь и ловил рыбу. Бабы утром пошли за водой и побили волка, хвост у него и оторвался ).

3.      Как вы думаете, какой волк в сказке? ( глупый, доверчивый ).

4.      Чем заканчивается сказка?

 

    Ребята, эти картинки мы с вами поместим в нашу развивающую среду. И в свободное время будем  учиться пересказывать сказки по картинкам.

    

     Итак, давайте вспомним наше сегодняшнее путешествие по сказкам, что вам больше всего понравилось? ( отгадывали загадки, рассматривали выставку книг, узнали много интересного про народные и авторские сказки, побывали в волшебном лесу, помогли мне понять, какие же ошибки совершил художник. ( Мы узнали, что сказка учит нас быть добрыми, дружными, помогать друг другу, выручать из беды. ).