Особенности педагогических воззрений Яна Амоса Коменского на дошкольное образование

Мень Анастасия Николаевна

Анализ работы известного чешского педагога-новатора Яна Амоса Коменского "Материнская школа". Несмотря на то, что книга была написана почти 400 лет назад, многие её положения свежи и актуальные в настоящее время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности педагогических воззрений Яна Амоса Коменского на дошкольное образование

Ян Амос Коменский (28 марта 1592 г. - 15 ноября 1670 г.)

Выдержки из книги «Материнская школа или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет» (год создания -1628, год издания -1657)

КАКИМ ОБРАЗОМ НУЖНО УПРАЖНЯТЬ ДЕТЕЙ В ПОНИМАНИИ ВЕЩЕЙ

  1. Развитие с учётом 3 видов деятельности;
  1. «деятельность ума» (диалектика, т.е. познавательная деятельность));
  2. «деятельность языка» (речевое развитие);
  3. «действия рук» (рисование, письмо).
  1. Посредством подражания и использования предметов-заместителей;
  2. Развитие через чувственный опыт посредством развития «механических умений»;
  3. Развитие элементов труда;
  4. Учёт индивидуальных особенностей;
  5. Обучение в «естественном ходе дела»;
  6. Общение со сверстниками;
  7. Систематизация знаний;
  8. Обучение с помощью игр;
  9. Использование «самодеятельности» детей.

КАКИМ ОБРАЗОМ НУЖНО ПРИУЧАТЬ ДЕТЕЙ К ДЕЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ И ПОСТОЯННЫМ ЗАНЯТИЯМ

      Познавательная деятельность

  1.   «Естествознание»:
  1. Физика;
  2. Оптика;
  3. Астрономия;
  4. География.
  1. Гуманитарные знания:
  1. Хронология
  2. История;
  3. Экономика;
  4. Политика;
  5. Арифметика;
  6. Геометрия;
  7. Музыка.

КАКИМ ОБРАЗОМ НУЖНО ИСКУСНО УПРАЖНЯТЬ ДЕТЕЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ

Речевое развитие

  1. Освоение элементов грамматики;
  2. Риторики;
  3. Поэтики.

Одними из характеристик дошкольного возраста являются познавательная активность и речь ребенка. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитической деятельности на основе собственных представлений. Познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: чувственного познания и абстрактного мышления.

Ян Амос Коменский был одним из первых педагогов, занимавшихся подробной разработкой вопросов дошкольного воспитания, определивший его цели, содержание, основные средства и методы, предложивший тщательно продуманную и четко организованную систему работы с маленькими детьми в соответствии с их возрастными возможностями.

В «Материнской школе», как и в «Великой дидактике», Коменский стремится найти сущность образования, и в этих поисках он ставит задачу научить детей всему и притом основательно: всё хорошо знать, осуществлять в деятельности и уметь передать другим свои знания в речи, устно, а на высших ступенях образования и письменно.

  1. В основу познания и обучения Коменский поставил чувственный опыт.

В специальной VII главе, озаглавленной «Каким образом нужна приучать детей к деятельной жизни и постоянным занятиям», Коменский даёт довольно богатый перечень «механических навыков» уже для второго и третьего годов жизни ребёнка: «бегать, прыгать, различным образом поворачиваться, играть с чем-либо, зажигать, снова гасить, переливать воду, переносить что-либо с места на место, класть, поднимать, расстилать, ставить, бросать, свёртывать, развёртывать, сгибать, выпрямлять и пр.»; всё это, подчёркивает Коменский, нужно разрешать детям; больше того, при удобном случае показывать им. Четвёртый, пятый и шестой годы должны быть полны ручного труда и всяких строительных игр.

Давая перечень различных видов деятельности, к которым нужно приучать ребёнка до шести лет, Коменский намечает и элементы физического труда. К таким элементам он относит умения: «рубить, колоть, сечь, строить, располагать, связывать, развязывать, сваливать в кучу, разваливать». Понятно, всё это на посильном для детей материале и посильным инструментом.

  1. Особую обширную программу намечает Коменский, по общепринятой в то время терминологии, в области «свободных искусств». Но содержание «свободных искусств» раскрывается Коменским совершенно по-новому, чем то было принято в средние века.

В средневековых школах и во всей образованности в средние века царило полное невнимание к явлениям природы. А Коменский на первый план выдвигает те знания, которые мы обозначили бы термином «естествознание» в самом широком смысле слова. В естествознании Коменский выделяет знания четырёх видов: физики, оптики, астрономии и географии. Понятно, что во всех этих случаях Коменский предлагает ограничиваться в дошкольном возрасте чисто эмпирическими представлениями о предметах и явлениях природы, т. е. сделать их доступными внешним органам чувств детей, научить детей различать сходные предметы и явления природы и правильно называть эти предметы. Из оптики, например, он считает достаточным знать, что такое тьма и что такое свет, а также различать названия некоторых более употребительных цветов; из астрономии - умение различать солнце, луну, звёзды; из географии - знакомство с местностью, где ребёнок родился и живёт: деревня, город, крепость или замок, что такое поле, луг, лес, река, гора и т. п.

Каменский подсказывает воспитателям идею уже в пред-дошкольном и дошкольном возрасте подготовлять детей к систематизации знаний. Понятно, что эта систематизация в осознанном виде является делом воспитателей. А для детей такая систематизация станет делом привычных сочетаний и группировок сродных и сходных предметов и явлений. Ясно, что эта идея Коменского пробуждает в читателях уважение к детскому опыту и ко многому обязывает родителей и воспитателей. Чтобы понять смысл и значение детского опыта и связать его с научными познаниями и высшими моральными качествами поведения человека в обществе, от родителей и воспитателей требуется весьма серьёзное отношение к воспитанию детей в раннем детстве.

Для гуманитарных знаний детей дошкольного возраста Коменский выдвигает такие науки, как хронология, история, экономика, политика. Под хронологией Коменский понимает преимущественно единицы для измерения времени: час, день, неделя, месяц, год, весна, лето, зима и пр. Нужно заметить, что понятие времени, пожалуй, самое трудное для детей и не только дошкольного, но часто и школьного возраста. Мы знаем, как 5-6-летние дети путают понятия «вчера», «завтра». И можно серьёзно сомневаться, чтобы для детей дошкольного возраста оказались доступными представления о событиях, имевших место не только вчера, но и год, два, три тому назад, как этого хотел бы Коменский, когда он раскрывает содержание другого предмета - истории. Интересны указания Коменского о том, как развивать в детях экономические познания и навыки. Так, уже на четвёртом-пятом году он предлагает приучать детей к бережливости: различать одежды, предназначенные для будней и для праздников; к праздничным одеждам относиться более бережливо. Отсюда дети в этом возрасте поймут, для какой цели предназначены некоторые предметы домашней утвари: сундуки, шкафы, замки, ключи и т. п. В этих же целях развития хозяйственных познаний и навыков Коменский рекомендует подбирать соответствующие игрушки и игры с ними.

  1. Коменский нередко указывает, что и на каком году можно от детей требовать в смысле знаний и навыков, но при этом не даёт физиологических и психологических оснований. И это понятно. В эпоху Коменского физиология как наука совсем не существовала, а в области психологии мыслители руководствовались главным образом силой интуиции. Психология же детского возраста как наука возникла, по крайней мере на два века позже. Нужно отдать честь проницательности и наблюдательности Коменского, сумевшего в своё время всё же в общем правильно подчеркнуть значительное различие в силе и способности детей преддошкольного и дошкольного возраста, вплоть до серьёзных различий даже для каждого отдельного года дошкольника.
  2. Исходя из одной из сущностей воспитания, которую Коменский определил, как «уметь передать другим свои знания в речи, устно, а на высших ступенях образования и письменно», процесс обучения и образования у Коменского приобретает действенный, жизненный, практически важный характер. Образованным оказывается, по Коменскому, тот человек, который не только располагает знаниями, но и способен осуществлять свои знания в деятельности, т. е. направлять их на улучшение жизни. И это касается, по Коменскому, в одинаковой мере не только знания вещей и предметов, но и знания правил нравственного поведения в отношении к людям и к самому себе. Но и этого мало. Коменский ставит перед образованными людьми задачу уже в самом процессе образования учиться передавать свои знания и умения другим. Вот почему в качестве третьего составного звена хорошего образования Коменский ставит развитие речи учащихся.

Развивая свои мысли об обучении деятельности, Коменский устанавливает три вида деятельности. Один вид он относит к деятельности ума, другой - к деятельности языка, третий - к действию рук. К первому виду он относит такие традиционно установленные учебные предметы, как диалектика, т. е. искусство доказывать и спорить, арифметика, геометрия, музыка.

К диалектике Коменский относит такие умения, как понимание детьми того, что такое вопрос, что такое ответ, ими умение отвечать на вопросы прямо, «а не так, чтобы на вопрос о чесноке, рассказывать о луке». Из области арифметики Коменский предлагает требовать от детей дошкольного возраста посильных для них умений: различать, что такое много, что такое мало, считать до двадцати или шестидесяти, понимать, что такое чётное или нечётное число, что будет больше - два или три, сколько будет три и один. А из геометрии Коменский предлагает учить детей дошкольного возраста различать короткое и длинное, узкое и широкое, тонкое и толстое.

Коменский разъясняет читателям, как в дошкольном возрасте у детей закладываются навыки речи и как попутно с этим, при хорошем воспитании, можно подготовлять их к освоению элементов грамматики, риторики и поэтики: умение правильно называть вещи, пользоваться образными выражениями, чувствовать ритм и рифму в речи. Вполне понятно, что все эти навыки усваиваются детьми не в виде отдельных учебных предметов, а в процессе живого общения воспитателей с детьми и детей друг с другом. Понятно также, что Коменский не настаивает на распределении материала этих навыков с полной точностью по годам или месяцам, как в школах. Такое распределение было бы непосильно для значительного количества родителей, невозможно в домашней обстановке и, пожалуй, не нужно по существу дела.

В процессе развития речи Коменский предлагает ставить вопросы для называния отдельных предметов и вещей и попутно требовать ясной и отчётливой речи. А постоянная речь с детьми взрослых, те же сказки, ритмические и рифмованные песенки при каждом удобном случае подготовят детей к пониманию впоследствии поэтического творчества.

Для развития руки Коменский рекомендует заниматься с детьми дошкольного возраста рисованием и письмом. Понятно, что и тут он имеет в виду самые элементарные навыки в этом направлении: ставить точки, проводить линии, крючки, кресты, круги.

Методами обучения являются естественный ход дела. Коменский предлагает исходить из обиходной жизни и достигать намеченной цели и намеченного содержания знаний и навыков в процессе естественных взаимоотношений родителей, воспитателей и нянь с детьми: во время игр, забав, бесед, наставлений... Коменский показал, что в этой же естественной обиходной жизни умный воспитатель и воспитательница найдут элементы и истоки для самых, казалось бы, отвлечённых наук, вроде диалектики, оптики, физики и т. п. Таким образом, Коменский протянул нить между обиходной жизнью и отвлечёнными науками.

 Огромнейшей заслугой Коменского является понимание им деятельной, подвижной и отзывчивой натуры детей живо откликающихся и на призывы к деятельности и самодеятельности, охотно, с радостью исполняющих посильные для них поручения взрослых, легко подражающих тому, что они наблюдают у взрослых в их поведении и отношении к людям.

  1. Не выделил Коменский в особую главу вопрос о детских играх. Но в то же время он не отрицает игр детей в одиночку и со сверстниками. Великая заслуга Коменского в этом вопросе заключается в том, что он даёт конкретные указания, как ставить игры детей на службу подлинному образованию.
  2. Коменский в немногих словах глубоко и серьёзно оценил общение детей друг с другом и плодотворное влияние этого общения.

Заканчивая свои размышления о том, «как разумно развивать в детях понимание вещей», Коменский пишет: «Прибавлю одно. Хотя няньки и родители во всём этом могли бы принести детям немало пользы, однако ещё более полезны тут детям сверстники, всё равно - рассказывает ли что-либо один другому или играет с ним. Одинаковый детский возраст, одинаковые успехи, нравы и привычки более способствуют взаимному развитию... Итак, никто не будет сомневаться в том, что ребёнок развивает другого ребёнка более, чем это мог бы сделать кто-либо другой. И поэтому следует не только позволять, но даже принимать меры к тому, чтобы дети ежедневно посещали компании детей и вместе с ними играли на улицах или бегали» (гл. VI, §§ 12-13). В этой последней фразе, без преувеличения, можно видеть во всяком случае некоторое предвосхищение общественных форм воспитания детей дошкольного возраста.

Вывод:

В представленном очерке мы далеко не исчерпали всего богатого и разнообразного содержания «Материнской школы». Но и из изложенного должно быть ясно, что читатель найдёт в этом классическом труде развёрнутую систему преддошкольного и дошкольного воспитания. Ясно также, что эту систему Коменский рекомендует понимать как первую ступень образования подрастающих поколений, охватывающую элементы знаний и навыков, необходимых для дальнейшего образования