"Сходства и различия в проектной и исследовательской деятельности".

Кукурузян Родика Алексеевна

Выступление на педагогическом марафоне учителей начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АПРЕЛЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ







ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ МАРАФОНЕ ПО ТЕМЕ:

«Отличие исследовательской деятельности от проектной».





                                                           

                                                              учитель начальных классов

                                                             МАОУ Апрелевской сош №3СУИОП

                                                             
Кукурузян  Р. А.

                                                 2013 г.



Введение.

   Руководство проектной и исследовательской деятельностью подростков имеет в нашей стране давнюю историю. Ещё в 1918 году по инициативе профессора Б. В. Всехсвятского в Москве открылась первая «Станция юных любителей природы», но в силу ряда причин в дальнейшем проектной и исследовательской деятельностью долгое время в школе занимались лишь энтузиасты. И вот пришло время, когда само государство обязывает учителей готовить выпускников,  способных:

1. планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект,

2. распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

3 использовать такие математические методы и приёмы, абстракция и идеализация, доказательство, опровержение…

4 использовать естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдения, постановка проблемы, эксперимент и т. д.

5 использовать некоторые методы получения знаний, характерных  для социальных и исторических наук;

6. ясно и логично и точно излагать свою точку зрения;

7. отличать факты от суждений, мнений от оценок, критически относиться к суждениям мнениям;

8. видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок.

   В задачи ООП НОО входит организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности.

 Таким образом,  без понимания и принятия руководителем работы школьника положений ФГОС и сущности проектной и исследовательской деятельности школьника эффективность его работы снижется, а иногда противоречит стандарту.  Кроме того, проектная и исследовательская деятельность учащихся, организуемая на всех ступенях общего среднего образования, способствует решению одной из главных проблем современной школы – соблюдению преемственности начальной, средней и старшей ступени. Однако, для того, чтобы обеспечить эту преемственность, необходимо ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО заниматься формированием проектной деятельности в начальной школе.

   Мы, как учителя начальных классов, должны прежде всего сформировать у ребёнка желание и умение учиться, способности к организации своей деятельности, работать самостоятельно.

II. Отличие исследовательской деятельности от проектной.

 В настоящее время существует терминологическая проблема о соотношении понятий «проектная» и «исследовательская» деятельность школьников. Для решения этого вопроса представляется рациональным разделить понятия  формы обучения и метода обучения.

    Проект как форма организации учебной деятельности – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. Он должен завершиться осязаемым практическим результатом, например, спектаклем, картиной или  как в моём случае, книжкой-малышкой. Проект может создаваться при помощи различных методов (репродуктивного, эвристического, исследовательского…)

   Исследование как форма организации работы учащихся предполагает проведение определённой работы по поиску информации, её обобщению, постановке эксперимента, анализа полученных результатов, представление этих результатов заинтересованным в исследовании лицам, и рефлексии по поводу проведённой работы. Метод применяется только один – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ.

  То есть проект, как форма организации деятельности школьника отличается от  исследования разнообразием применяемых приёмов и методов обучения. В то же время проектная деятельность как метод обучения отличается от исследовательского метода степенью самостоятельности целеполагания ребёнка.

  Кроме того, проект и исследование различаются степенью её СОЦИАЛЬНОЙ значимости. При выполнении проекта ученик должен поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни. Исследование предполагает деятельность ученика, важную не только для него, но и для ученического и даже научного коллектива.

     Итак, я предлагаю вашему вниманию проект выполненный моими учениками в прошлом учебном году (2011-2012 г.). Обратите внимание на структуру оформление проекта.

Презентация проекта книжки-малышки «Береги природу».

Структура проектной деятельности младших школьников

Целеполагание

Планирование

Создание проекта

Контроль и коррекция результата

Презентация проекта

Рефлексия

        Структура исследовательской деятельности

Актуальность;

Противоречие (проблема);

Цель исследования;

Объект исследования;

Предмет исследования;

Гипотеза;

Задачи;

Этапы;

Методы сбора и обработки актуальных сведений;

Практическая значимость;

Вывод

  1. Основные риски формирования исследовательской и проектной деятельности.

Уважаемые коллеги, обращаю Ваше внимание на основные риски исследовательской и проектной деятельности.

           Основные риски формирования исследовательской деятельности можно разделить на три группы:

           - изъяны воспитательного процесса, возникающие в результате формального подхода педагогов к проблемам, связанным с научной этикой (нарушения авторского права, подделка результатов, недопонимание ответственности исследователя за результаты своей работы и так далее);

          - личностные проблемы, связанные с неадекватным восприятием себя и окружающих подростка людей, как результат не успешности или успешности  исследовательской деятельности ( пониженная или завышенная самооценка, элитарность, проблемы коммуникабельности за счёт сужения интересов до избранной области науки);

- неадекватность потребностей, наклонностей ребёнка его профессиональной

ориентации, навязываемой родителями и педагогами (выполнение ребёнком исследования в конкретной области знаний не может и не должно неизбежно приводить его к выбору соответствующей профессии в будущем).  

        

           Основные риски формирования проектной деятельности:

выбор неподходящего объекта для приложения, нарушение целостности структуры проектной деятельности. 
- несоответствие природы проектирования как специфической формы совместной активности детей и взрослых заявленным педагогическим целям.
 
- стремление планировать работу под имеющийся ресурс, а не поиск (создание) дополнительных или новых ресурсов под необходимую программу.
 
- плохое знание культурных аналогов проектируемого предмета.
 
- непонимание подлинного контекста предстоящих изменений, утопичность проекта.
 
- возможность негативного влияния последствий педагогического проектирования на объект преобразований, окружающую среду.
 
- психологическая неготовность субъектов проектной деятельности к каким- либо кардинальным изменениям.
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Итак, я поделилась с Вами своими знаниями, на конкретных примерах показала Вам отличия исследовательской деятельности от проектной. В заключении хочу сказать, что мы сможем эффективно организовывать проектную и исследовательскую деятельность наших учеников, если:

- мы готовы учиться вместе с нашими учениками;

- нам важно научить наших учеников разумно и целенаправленно действовать в нестандартных ситуациях;

- мы признаём, что ученик способен изучить определённую тему лучше нас;

- нам интересно узнавать новое о предмете исследования нашего ученика;

- главным результатом нашей работы будет являться новое качество личности нашего ученика, а не формальное признание нашего педагогического опыта.

Спасибо за внимание.