Общение как средство воспитания личности.

Савченко Валентина Николаевна

 

Парадокс нашего времени

«Наши дома всё больше, а семьи всё меньше; мы имеем больше удобств, но меньше времени.

Мы более образованы, но менее чувствительны; у нас больше знаний, но меньше здравого смысла; больше экспертов, но больше проблем; больше лекарств, но меньше здоровья.

Мы проделали путь на Луну и обратно, но нам сложно пересечь улицу, чтобы познакомиться с новым соседом.

Мы создали много компьютеров для хранения и копирования большего количества информации, но нам не хватает общения.

Мы пришли к большому количеству, но малому качеству. Это времена быстрого поглощения, но менее медленного усвоения, высоких людей, но низкой индивидуальности, сверхприбылей, но мелочных отношений.

Это время, когда очень много в окне, но ничего в комнате!»

Его Святейшество Далай-лама XIV

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon paradoks_nashego_vremeni.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

В.Н. Савченко

преподаватель основ философии и обществознания

ОГБОУ СПО «Белгородский строительный колледж»

Общение как средство  воспитания  личности.

Парадокс нашего времени

«Наши дома всё больше, а семьи всё меньше; мы имеем больше удобств, но меньше времени.

Мы более образованы, но менее чувствительны; у нас больше знаний, но меньше здравого смысла; больше экспертов, но больше проблем; больше лекарств, но меньше здоровья.

Мы проделали путь на Луну и обратно, но нам сложно пересечь улицу, чтобы познакомиться с новым соседом.

Мы создали много компьютеров для хранения и копирования большего количества информации, но нам не хватает общения.

Мы пришли к большому количеству, но малому качеству. Это времена быстрого поглощения, но менее медленного усвоения, высоких людей, но низкой индивидуальности, сверхприбылей, но мелочных отношений.

Это время, когда очень много в окне, но ничего в комнате!»

Его Святейшество Далай-лама XIV

Кризис общения в современном мире

Анализируя высказывание Его Святейшества о парадоксах нашего времени, я пришла к выводу, что он говорит о главной проблеме общества сегодня - о кризисе духовности. Низкий уровень индивидуального развития личности, мелочные отношения между людьми, нехватка человеческого общения, а зачастую и просто неумение общаться свидетельствуют об этом.

В течение последних 30 лет произошло больше изменений, чем за всю предшествующую историю человечества. Эти изменения включают в себя огромные технологические усовершенствования, которые сделали общение более быстрым, более эффективным и энергичным.

Технологические перемены, несомненно, ведут к ускорению и интенсификации общения. У нас теперь есть электронная почта, факсы, телефоны – обычные, многоканальные, мобильные, пейджеры, но стали ли мы эффективнее общаться? Нет.

Сегодня у детей меньше возможностей общаться и обучаться социальным навыкам, чем это было прежде. Многие из них спешат в школу, в одиночестве съедая завтрак. В классе на них постоянно оказывают давление для того, чтобы они преуспевали в академических дисциплинах. У них остается меньше времени для игры и взаимодействия с остальными учениками, чем это было в прошлом, они меньше занимаются спортом, меньше общаются. Возвращаясь домой, многие дети обедают перед телевизором и снова остаются в одиночестве, возможно, делают домашние задания, проводят несколько часов перед компьютером.

Во многих домах семья крайне редко собирается за общим столом, чтобы пообедать или поужинать вместе. Общие семейные дела могут стать качественным временем, когда прекрасно могут  быть разрешены многие проблемы, преодолены тревоги и беспокойства, обиды и взаимопонимание. Но поскольку такие встречи случаются крайне редко, отношения внутри семьи постепенно разрушаются.

Браки распадаются, разводы и домашние скандалы становятся всё более частыми. Конечно, для этого существует много причин — давление на работе, различные обязанности и т.п., но семейное окружение всегда служило отличной защитой от внешних конфликтов. В этой среде детей направляли старшие, их поведение мягко и настойчиво корректировалось. Существовали ролевые модели, которые не только придавали детям уверенность и ощущение защищенности, но и на примере демонстрировали позитивную практику. Кроме того, люди знали своих соседей, находили время поговорить с ними. У них вообще всегда находилось, с кем поговорить. Отношения с людьми высоко ценились. К сожалению, обстоятельства изменились. Давайте признаем очевидное: во-первых, мы должны общаться с самим собой на протяжении всей своей жизни; во-вторых, наше счастье может вырасти благодаря способности эффективнее общаться с окружающими.

«Все, что мы делаем в течение дня, включает в себя общение в той или иной его форме—на работе и дома, в политике, коммерции, образовании, спорте, развлечениях и финансовых делах. Общение пронизывает все сферы нашей жизни. А поскольку общение сегодня сильно недооценивают, пренебрегают им, зачастую это приводит к весьма печальным результатам. Когда разрушается общение — падают бомбы и рвутся снаряды, будь то в семейном окружении, на рабочем месте или в глобальной политике. Профессор Стивен Хокинг из Кембриджа недавно заметил в телевизионной передаче, что «мировые проблемы могли бы быть решены, если бы мы сохранили способность разговаривать друг с другом». И эта мысль применима к любой ситуации.

Идет речь о двух людях в рамках маленькой организации или о двух радикальных группировках в международном конфликте, если они не сумеют выстроить общение между собой, они никогда не смогут преодолеть разногласия» [1, с.15].

Значимость общения в человеческом обществе

Тревогу вызывает неумение общаться с окружающими наших детей, их эгоистичность, замкнутость, неумение находить друзей, самим быть верными товарищами, эмоциональная глухота, равнодушие даже к самым близким. С годами эти качества не исчезают, а закрепляются, становятся устойчивыми свойствами личности. Таким человек нередко приходит в коллектив, не трудно предугадать, как сложатся его отношения с людьми [3, с.54].

Неуставные отношения в армии, моральное и физическое насилие молодых людей по отношению друг к другу, могут служить ярким примером таких отношений.

Таким образом, проблема носит далеко не частный характер. И суть ее в том, что такой человек не обладает коммуникативными навыками, попросту говоря, не умеет общаться с людьми. Закономерен вопрос: а разве этому нужно учиться? Разве сама жизнь не учит нас ежедневно, ежечасно? Оказывается, можно прожить долгие годы, так и не поняв, почему возникли острые конфликты, столько друзей, человеческих контактов потеряно и кто повинен в этом. С полным откровением нужно сказать, что наши познания о науке общения крайне бедны. Поэтому, мы должны учиться общаться сами и учить этому наших детей, помочь им приобрести познания о том, как складывается общение, при каких обстоятельствах оно бывает успешным, почему существует непонимание?

Проблема общения в психологии

Петровский А. В. так говорит о ценности и необходимости учиться общению. «Вы можете приобрести какие угодно большие знания, но пока вы не научить общаться с окружающими, все они будут совершенно бесполезны».

Способность к полноценному общению не дается от рождения. Она приобретается в процессе усвоения социального опыта, традиций и норм данного общества и основано на воспитании отношения к другим людям как к социальной ценности, а также на приобретении специальных психологических и этических философских знаний и умений общения.

Понятие общение, как и любое понятие социальной психологии, разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки. Общение привлекало также внимание социологов, педагогов и философов. Наиболее объемно это понятие представила Л. П. Буева, которая интерпретирует общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.

Данное понятие разработано на стыке философии, социологии и социальной психологии и носит наиболее общий характер. Оно нацелено на изучение любых взаимосвязей между различными общественными субъектами, к которым относятся люди, социальные группы, социальные слои общества. На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения другому.

В более узком  психологическом смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем.  

Ключевыми словами в понимании сущности общения являются следующие: контакт, связь, взаимодействие, обмен, способ объединения. Наиболее точным словом для обозначения общения как социально-психологического феномена является слово контакт, т.е. соприкосновение. Контакт между людьми осуществляется посредством языка и речи. Речь является основным средством общения. Манера речи определяет мироощущение человека, его культуру. Содержание связано с информацией, отношение – с эмоциональным контекстом, который привносит в речь сам человек; воздействие определяется влиянием речи на другого или других [4, с.120-122].

Таким образом, успех или неудача общения зависят от гармонии содержания речи, манеры речи, её эмоциональный окраски и уровня сознания человека.

Философский взгляд на проблему общения

«Общение как вид человеческой деятельности очень сложный и многогранный процесс. Общение является объективной потребностью каждого человека. Более того, известный немецкий философ Людвиг Фейербах  говорил этому поводу следующее: «Человек всегда включен в систему общения с другими людьми, только в общении человек развивается в физическом и духовном смысле» [2,с.68].

Не только философы 19 века так высоко оценивали роль человеческого общения в обществе. Современные философы также считают мир общения одной из фундаментальных категорий социальной философии. Проблемы общения становятся все более актуальными  в связи с возрастающим дефицитом общения в современном мире, с обилием информации и электронных средств массовой коммуникации. Феномен общения сейчас привлекает все больше внимания своей комплексной основной, своей природой.

Л. А. Ситниченко пишет: «Обращение современной философии к проблеме общения как к одной из самых важных и самых «больных», связано с тем реальным обстоятельством, что общение не только опосредует познание человека и его деятельность, но и является условием самосознания личности и ее развития». [5,с.93]. Таким образом, значимость проблемы заключается в том, что в общении человек развивается гармонично, а вне его, в одиночестве, отчужденности людей друг от друга он становится чужд миру, прежде всего миру человеческому. Разрушить одиночество, тоску, страх и преодолеть эгоцентризм человека в урбанизированном обществе научно-технического прогресса можно, прежде всего, теплотой межличностных отношений, возвратом к первооснове социума – к живому межличностному общению.

Общение – наука умения ладить.

«Уметь общаться – в счастье купаться» – гласит старинная русская пословица».

Общение – наука практической конкретики, та тактика упредительного и уважительного отношения к другим, которая ставит себе задачей провести корабль личности человека по морям жизни так, чтобы и с другими не столкнуться, и чтобы на тебя никто не напоролся, и чтобы рифов миновать и айсбергов, и чтобы во льдах не застрять, и чтобы удовольствие получить от самого плавания. [6,с.527]  

Какие же они, рецепты общения ,которые делают человека физически и духовно развитым, счастливым человеком? Конечно в силу индивидуальности человеческого сознания, каждый из нас выбирает свои. Но все-таки, существуют в этом мире людей и вечные, непреходящие ценности общения, которые выработало человечество за историю своего существования.

Квинтэссенция опыта общения заключается, на мой взгляд, в этих самых правилах:

1. Правило основной идеи: Мы можем то, что мы можем, и такое означает, что сближение чужих людей никогда не приблизит их к близости. А потому стоит ли удивляться, что нам не всё удалось или что-то не получилось? Ведь мы потому и общаемся, чтобы не другого выделить, а самим не потеряться! Но при такой установке 100%-ного результата никогда быть не может.

2. Правило половинок тайны: «Половина тайны обхождения с людьми заключена в умении быть внимательным к их убеждениям; вторая половина — терпимость в своих собственных убеждениях». (Фромэн)

3. Правило «превосходства железа над золотом»: «Чтобы иметь золотой характер, надо иметь железную выдержку».

4. Правило самоосознания: «Мы видим лишь то, чем сами обладаем».

5. Правило слияния в общность: Совместность — это когда вместе, а не вместо.

6. Правило уважения разницы: Для каждого вида общения существуют свои законы; их надо знать, не следует нарушать и ни в коем случае не игнорировать.

7. Правило «фильтра установки»: Люди становятся такими, какими мы их себе представляем. Т. е. если мы считаем кого-то подлым, то любое его поведение — и не подлое вовсе — все равно будет восприниматься как подлое.

8. Правило шестерёнки: Хочешь повернуть — повернись!

9. Правило эгоизма: Эгоизм — это не когда себя любишь, а когда... других не любишь. Тот, кто действительно и по-настоящему любит себя, тот будет так любезно и притягательно совмествовать с другими, чтобы не дай Бог не претерпеть опасность от них [6,с.535].

Взяв на вооружение эти правила, человек получил бы поведенческий алгоритм. Простой и надежный. Чтобы в любой ситуации поступать достойно, правильно и мудро, чтобы общение действительно приносило удовлетворение и радость всем общающимся. А чтобы всякое общение действительно способствовало развитию личности, хорошо бы всем нам, людям, помнить высказывание известного русского писателя И.А. Гончарова: «Короткое ежедневное сближение человека с человеком не обходиться ни тому, ни другому даром: много надо и с той и с другой стороны жизненного опыта, логики и сердечной доброты, чтоб, наслаждаясь только достоинствами, не колоть и не колоться взаимными недостатками».

P.S.: Проблема общения традиционно находится в центре внимания психологии и философии в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Ибо человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить.

Список литературы:

1. Айви А.Е.  Лицом к лицу. Новосибирск,1995.

2. Ильин В.В., А.С. Кармин. Философия. Учебное пособие для студентов вузов. – Санкт – Петербург, 2004.

3. Мещерякова Н.Я. Общение в подростковой среде. М., 1999.

4. Петровский А.В. Учимся общаться. М., 1993.

5.Ситниченко Л.А.  человеческое общение в современной западной философии. М.,1987.С.4

6. Тарасов П.С. Поведенческий калькулятор, или наука правильного поведения. - М., 2007.