Консультация для родителей к проекту "Солнечное настроение" на тему: "ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ЯЗЫКУ ЧУВСТВ".

 Сидорова Ольга Николаевна

Данный конспект поможет родителям  расширить  словарь «языка чувств» детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

Администрация городского округа Саранск МДОУ

«Детский сад №5 комбинированного вида»






Тема: Обучение детей языку чувств.



Подготовила:

воспитатель

старшей группы №7

Сидорова О.Н.







Саранск 2009г.

Психологи заметили, что люди, у которых  беден эмоциональный словарь, часто страдают болезнями сердца, нервов сосудов, гипертонией и т.д. специалисты доказали, что неумение говорить о своих чувствах – болезнь, и дали ей название алекситимия (а  - отрицание, тимос – настроение, лексис – лексика, словарь).

Эмоциональный разряд формируется в глубинах мозга, требует выхода, но прямой выход, т. е. выплеск, непосредственное проявление эмоций, невозможен (представьте, если бы мы выплескивали свои эмоции на окружающих, да ни друзей, ни семей бы не сохранить). Эмоция требует «переработки». Один из механизмов такой переработки – словесное оформление, т.е. анализ эмоций с помощью слов, понятий.

А если слов нет? Вот мы и хотим, чтоб наши дети не оказались «без языка». И поэтому учим сначала, всматриваться, вслушиваться, учим быть внимательными к  своим ощущениям, тонко воспринимать всеми рецепторами мир предметов и природы, а потом это чуткое, уже натренированное восприятие естественно обращается и на людей. Восприятие себя и другого человека, восприятие его и своего настроения, желаний, побуждений сначала не является осознанным, т. е. «оречевленным». А затем с помощью речи, т. е. «языка чувств», происходит осознание детьми своих чувств и эмоций, управление ими. Да и само развитие эмоций связано с речью.

Что можно включить в понятие «овладение языком чувств»?

Во – первых, это овладение особой лексикой, пополнение словаря понятиями, называющими состояния, эмоции, настроение, его оттенки, переживания. Эти слова дают возможность «прояснить», определить желания, цели, ощущения и самоощущение.

Во – вторых, это овладение особыми фразами и особым речевым поведением, помогающим улаживать конфликты, разрешать споры, устанавливать речевые конфликты.

В – третьих, это освоение большого пласта «волшебных слов», т.е. слов вежливости, отражающих нашу доброжелательность, расположенность к окружающим, воспитанность.

В – четвертых, это умение делать комплименты, т.е. составлять и искренне произносить тексты лестных отзывов, приятных и любезных слов: не лицемерить, а искренне заметить достойное похвалы.

В – пятых, это умение слушать и слышать, понимать, что стоит за словом, а также читать «язык тела».

С помощью «языка чувств» можно научиться понимать себя и других, заводить друзей, «нейтрализовать» обидчиков и не болеть алекситимией.

Основы овладения эмоциональным словарем, отмечают психологи, закладываются в раннем детстве, в 2 – 3 года. Словарь эмоциональной лексики детей ограничен как их очень маленьким опытом, так и внутренними возможностями. Но наблюдательность, и за эмоциональной жизнью тоже, поразительна. Когда же ребенку не хватает слов, он создает свои, «авторские». Вот примеры, заимствованные у К.И. Чуковского:

- я не дерусь! Драка сама из меня идет!

- я не тебе плачу, а маме!

- мама сердится, но быстро удобряется.

- ты у меня лучшевсехная.

Чтобы разобраться в себе, в своих чувствах, ребенок должен уметь передавать эмоции в словесный план. Но этому мало кто учит. Как – то само собой получается, но не как у взрослых. У взрослых очень категорично и двухмерно они оценивают: «хорошо – плохо», «черное – белое», «люблю – не люблю», к сожалению, это перенимают дети. Слишком рано пытаются взрослые внушить детям нравственные нормы, забывая, что ребенок не дорос до абстрактных понятий, он ориентируется через ощущения: приятно – неприятно, нравится – не нравится. Ребенку необходимо разобраться в своем состоянии, в своих эмоциях, тем более, когда он находится в контакте со сверстниками, где неизбежны конфликты. А взрослый вместо того, чтобы помочь «прояснить чувство», добавляет негативное, «навешивает ярлыки»: «Ах ты, драчун!», а   обиженного утешает: «Мы его наказали. Не плачь. Плакать стыдно». Таким образом, наложен  запрет на переживания. А ведь так необходимо «оречевление» переживаний. Рекомендовано помогать детям, разбираться в своих состояниях и отношениях с помощью определенных слов,  фраз:

Мне приятно – мне неприятно…

Мне нравится – мне не нравится…

Мне хочется – мне не хочется…

Я рассержена.

«Мне неприятно, когда ты меня трогаешь так…», «Мне не нравится, когда без разрешения ты берешь мою машину…» - это в психотерапии называется прояснением.

Но нередко приходится «прояснять» и некоторые конфликтные ситуации, задавать, часто бессмысленный вопрос «Зачем ты это сделал?!». Взрослый зачастую не понимает, что ребенок не сумеет объяснить истинные мотивы поступка, а необходимость ответа может привести их ко лжи. Лучше «присоединиться» к ребенку, помочь ему. Это может выражаться так:

- «Наверно, тебе очень захотелось…»

- Мне кажется, ты решил, что… но…»

- «Наверное, ты хотел… но…»

  Взрослым лучше помнить  простое правило: если вы знаете, ответ, то не задаем вопросов. Вместо вопросов лучше постараться стимулировать размышление. И не следует  оценивать взрослыми мерками детский поступок, вы должны знать, что ребенок еще не в состоянии полностью управлять своим поведением. Когда ребенок совершил проступок, то и осуждать надо проступок, а не личность.

Помогают расширить  словарь «языка чувств», конечно же, стихи, особенно те строчки, где характеризуются какой – либо персонаж, его настроение, внутреннее состояние. Дети запоминают их мгновенно и часто очень к месту используют.

Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает.

Он во всем мне подражает,

 Этим очень раздражает.

И слон возвратился

В родные места,

Счастливый от хобота

И до хвоста.

Детская поэзия полна лукавства, юмора и озорства, она не поучает назидательно, а внушает радостно, это воспитание с любовью и любовью.

Предлагаем для вас родители некоторые упражнения для расширения «эмоционального» словарного запаса 5 – 6 летних детей. Рассматривая картинки и картины, где изображены люди, лица, отгадывайте и называйте какое настроение у этого человека, предполагаем, почему оно такое, тем самым пополняем словарь детей: веселое, хорошее; сердитое, плохое, печальное; угрюмое, подавленное. Попытайтесь определить и назвать, какое выражение глаз: насмешливое, хитрое, озорное, печальное, обиженное, злое, испуганное, просящее, жалостливое.

Дети с радостью изобразят, «передадут в лицах» настроение и состояние, отыщут нужную картину, а вы попробуйте подыскать меткие, точные, афористичные определения из детской литературы, которая и ценна тем, что описывает жизнь не только внешнюю, но, главное, внутреннюю, душевную.

К «языку чувств» можно отнести и «волшебные слова», т.е. формулы вежливости, особые слова и обороты. Они не называют чувств, но выражают добрые, заботливые отношения. Пополняется словарный запас этого «фонда» через пример взрослых, или, как сейчас принято говорить, через усвоение моделей поведения. Если в речи взрослых изобилие «будь добр, разреши, извини, с твоего разрешения, позволь, прости» и т.п., то и без всякого специального тренинга – научения дети эти слова переймут, позаимствуют.

Уважаемые родители, нужно понять, что формирование языка чувств может начаться только тогда, когда будет реализовано право ребенка на то, чтобы его выслушали. Ребенок понимает, «считывает», с лица, с позы, жестов наше настроение, и состояние, и ваше отношение к нему. «Язык чувств» помогает ребенку заявить о себе, выразить отношение к другому и к себе, т. е. понять, помочь себе, сформировать положительную самооценку. Если понимаешь себя, то легче понять и других. Человек, понявший себя, становится более открытым для других, учится принимать других такими, какие они есть.

Литература:

1. Мясникова Н.А. Язык чувств. // Ваш малыш. - 2006. - №7.

2. Пикулева Н. Н. Слово на ладошке. М., 2001.