Наличие собственного инновационного педагогического опыта

 Сидорова Ольга Николаевна

В данном материале представлен опыт работы МДОУ "Детский сад №5 комбинированного вида" по проблеме:"Развитие эмоций детей в дошкольном возрасте».

По данной теме был разработан проект «Азбука солнечного настроения». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovaciya.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного педагогического опыта

 «Развитие эмоций детей в дошкольном возрасте»

По данной теме был разработан проект «Азбука солнечного настроения»

 

Актуальность

Актуальность проблемы эмоционального развития дошкольника определяется многими факторами. В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей. Гнев, злоба как формы проявления агрессивности разрушают общество. Родители чаще заботятся о физическом, познавательном развитии ребёнка, а эмоционально-волевое становление кажется им не столь важным. Эмоции детей дошкольного возраста хотя и яркие, но очень ситуативные и неустойчивы. Ребёнок ещё не способен на длительное сочувствие и заботу о других, даже очень любимых людях. Актуальность выбранной мною темы: развитие эмоций в дошкольном возрасте – увеличение их «разумности»,  глубинности и устойчивости, дифференциация эмоций окружающих людей, привлечение  внимания родителей к эмоциональному развитию детей.

 

Концептуальность

Цели: 

  1. формирование доброжелательного поведения у детей старшего

дошкольного возраста;

  1. умение конструктивно строить взаимоотношения с окружающими;
  2. формирование навыков управления негативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения.

Задачи:

  1. формировать умение заниматься проектной деятельностью: определять задачи для достижения цели, аргументировать выбор темы и способов деятельности, планировать свои действия;
  2. познакомить детей со способами создания хорошего настроения, обучать азбуке выражения эмоций;
  3. способствовать формированию социальной компетентности в совместной проектной деятельности родителей и детей;
  4. обогащать отношения родителей и детей опытом диалогического эмоционального насыщенного общения в совместной творческой познавательной деятельности;
  5. расширять представления детей об эмоциях, развивать эмоциональную экспрессию;
  6. совершенствовать стиль партнерских отношений между детьми;
  7. учить детей контролировать свои эмоции.

Наличие теоретической базы

Бобкова Н.Н. Азбука права: разработки занятий. Волгоград: Учитель, 2006г.

В данном пособии представлены разработки занятий по гражданско – правовому воспитанию. Последовательно и доступно, опираясь на сюжеты известных сказок, воспитатель знакомит детей с необходимостью соблюдения каждым своих прав и обязанностей.

Зедгенидзе В.Я.  Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: Пособие для практических работников ДОУ. М.: Айрис – пресс, 2005.

В пособии коротко изложены ключевые теоретические аспекты детской конфликтологии и ее основные понятия, описаны причины возникновения детских конфликтов, приводится их типология. При этом особое внимание уделяется психологическим проблемам детских конфликтов, методам диагностики и анализа конфликтных ситуаций в детском сообществе, способам взаимодействия детей и особенностям их поведения. Адресована воспитателям, педагогам, психологам и всем взрослым, заботящимся о психологическом здоровье детей.

Под редакцией А.Д. Кошелевой. Эмоциональное развитие  дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1985г.

В пособии раскрывается одна из наиболее важных проблем детской психологии и педагогики – развитие у детей эмоционально – психологической сферы, воспитание у них нравственных чувств и мотивов поведения.

Педагогом предлагаются методы и приемы использования психологических возможностей как в плане формирования личности и преодоления эмоциональных трудностей у каждого ребенка; так и в плане приобретения коллективистских навыков всеми детьми.

Под редакцией Кузнецовой Л.В., Панфиловой М.А. Формирование нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры, упражнения. М.: ТЦ Сфера, 2002.

В данном сборнике собраны практические материалы, которые помогут воспитателям детского сада организовать занятия, игры, упражнения, направленные на нравственное развитие детей дошкольного возраста.

Рекомендуется для воспитателей, методистов, педагогов – психологов.

Харитончик Т.А. Правовое воспитание. Организация работы с педагогами и родителями: семинары – практикумы, занятия, игры. Волгоград: Учитель, 2009г.

В дошкольном возрасте у детей закладываются основы будущей личности, усваиваются ценности общества, в котором они живут. Представленные в пособии нормативно – правовые и организационные материалы, деловые игры, семинары – практикумы, рекомендации для воспитателей и родителей, разработки занятий окажут существенную помощь руководителям ДОУ в организации и управлении деятельностью педагогического коллектива.

Ведущая педагогическая идея

Если составить специально организованное обучение, построенное на основе эстетической деятельности и художественного творчества детей, то это даст возможность не только повысить уровень развития их социальных эмоций и креативности, но и усилить взаимосвязь между данными процессами за счет формирования у детей индивидуальных эстетических переживаний, собственного отношения к культурным ценностям и нормам и активной позиции при выработке адекватной стратегии поведения в рамках определенной культуры.

Оптимальность и эффективность средств

Основные формы реализации проекта:

- занятия;

- беседы;

- рассказы;

- дидактические игры;

- упражнения;

- чтение художественной  литературы;

- развлечения;

- оснащение предметно – развивающей среды;

  1. работа с родителями.  

1 - й этап работы:

Деятельность педагога

- определить проблемы, постановки цели и задачи;

-подобрать методическую, научно – популярную и художественную литературу, иллюстративный материал;

- подобрать материал, игрушки, атрибуты для игровой деятельности;

- составить перспективный план мероприятий;

- подобрать материалы для изобразительной и продуктивной деятельности детей;

- определить методы и приемы работы;

- наблюдать за детьми, их взаимоотношениями на занятиях и в свободной деятельности.

Совместная с детьми деятельность

Формирование устойчивого интереса к тематике проекта;

  1. развитие адекватного  эмоционального и нравственного поведение детей;
  2. повышение культуры межличностных взаимоотношений детей в группе.

2 й этап, исследовательский (выполнение проекта)

Была проведена работа с детьми по разным  разделам.

Развитие речи:

Рассказ историй из жизни на тему: «Как создать хорошее настроение».

Беседы с детьми:

- какого человека можно назвать красивым?

- какое настроение делает человека красивым?

- что может поднять настроение?

Заучивание стихотворений, пословиц: «Кто в радости живет, того и кручина неймет», «Кто

людей веселит, за того весь свет стоит».

Художественная литература:

ознакомление детей со следующей художественной литературой:

- Введенский А. «Как Маша в саду испугалась».

- Вестли А.К. «Папа, мама, восемь детей и грузовик».

- Грубин Ф. «Слезы».

- Коркина В. «За окном туман и слякоть…».

- Мошковская: Э. «Кислое настроение».

- Стишенок И.В. «Волшебная история».

- Сеф Р. «Совет».

- Заходер Б. «Кискино горе».

- Заходер Б. «Собачкины огорчения».

Социально – правовое:                        

Проведено занятие на тему: «О человеческом счастье».

Художественно – творческая деятельность:

Проведены занятия по рисованию:

Тема: «Дарю тебе мою улыбку».

Тема: «Мама, папа, я – счастливая семья».

Тема: «Цвет моего настроения».

Тема: «Портрет с настроением».

Тема: «Пусть всегда будет солнце».

Занятия по аппликации:

Тема: «Маска настроения».

Занятия по лепке:

Тема: «Амулет счастья» (тестопластика).

Занятия по конструированию:

Тема: «Сундучок моих страхов» (из бумаги).

Игровая деятельность:

Развивающие игры:

  1. «Веселое путешествие»;
  2. «Волшебный мешочек»;
  3. «Выдерни соломинку»;
  4. «День рождения»;
  5. «Прочитай письмо»;
  6. «Пчелка в темноте»;
  7. «Сержусь и радуюсь»;
  8. «Солнечные лучики»;
  9. «Смешинки и злючки»;
  10. «Театр»;
  11.  «Угадай эмоцию на ощупь»;

Подвижные игры:

  1. «Солнышко и дождик»;
  2. «Вытяни свой приз»;
  3. «Горячий мяч»;
  4. «Жмурки»;
  5. «Гуси – лебеди».

Ролевые игры:

  1. «Волшебное зеркало»;
  2. «Живая скульптура»;
  3. «Зеркальное королевство»;
  4. «Живые картинки»;
  5. «Мимика и жесты». 

Мини – этюды:

  1. «Золушка»;
  2. «После дождя»;
  3. «На лесной полянке»;
  4. «Встреча с другом»;
  5. «Кто как радуется».

Работа с родителями:

Анкетирование:

Тема: «Какого цвета настроение».

Консультации:

1. Тема: «Роль эмоций в формировании у дошкольников в становлении базовых свойств личности».

2. Тема: «Обучение детей языку чувств».

Результативность опыта

В результате работы над проектом у детей закрепились знания об основных эмоциях:  радость, удивление, страх, гнев, горе. Дети научить передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства (мимику, жесты, пантомимику, интонации), также научить понимать

свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом. Научились открытому проявлению эмоций и чувств различными социально – приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими), также  в ходе работы над проектом развивались творческие способности детей.

Мониторинг «Развития эмоций детей в дошкольном возрасте».

        

                      2009г.             2010г.

 Возможность тиражирования:

Был представлен отчет работы на заседании ГМЦ по проблеме «Развитие эмоций детей в дошкольном возрасте» на базе МДОУ «Детский сад №5 комбинированного вида» 7.04.2011г.