Особенности развития гибкости у школьников 12-17 лет с депривацией зрения.

Андреев Виктор Викторович

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx31.78 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития гибкости у школьников 12-17 лет с депривацией зрения.

Андреев В. В., кандидат педагогических наук, Администрация,  г. Абаза

Шурышев Н.А., кандидат педагогических наук, доцент, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан

Мартынова А.С., кандидат педагогических наук, преподаватель, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

Андреева О. А., педагог-дефектолог, МБОУ «СОШ №50», г. Абаза

Ключевые слова: гибкость, школа III, IV видов, школьники с депривацией зрения,  показания и противопоказания,  дозирование нагрузок, средства и методы, двигательные качества.

Аннотация: В статье представлены результаты педагогического исследования по развитию гибкости у школьников 12-17 лет с депривацией зрения на основе дифференцированного подхода. Выявлены и доказаны эффективные средства и методы, влияющие на уровень развития изучаемого физического качества.

Features of the development of plasticity in schoolchildren 12-17 years with deprivation of vision

Andreyev V. V., PhD, Administration, City Abaza.

Shuryshev N. A., PhD, Assistant Professor, Katanov`s State University

оf Khakassia, Abakan

Martinova A.S., PhD, teacher, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk

Andreevа O. A., teacher"pathologist, School № 50, Abaza.

Keywords: plasticity, school III, IV species, with deprivation of vision, indications and contraindications, dosage loads, tools and techniques, movement quality.

Abstract. The results of educational research on the development of flexibility in students 12-17 years of deprivation based on a differentiated approach. Identified and proven effective tools and techniques that affect the level of the studied physical quality.

Контакт: andreev2010-62@mail.ru

Актуальность. Множественные отклонения в физическом развитии, физической и функциональной подготовленности, двигательных нарушений детей с депривацией зрения относятся к снижению их двигательной активности по причине сложности зрительно-двигательной ориентации и, как следствие, приобретение  вторичных отклонений в виде  деформации опорно-двигательного аппарата [3].

        Мониторинг состояния здоровья и офтальмологических показателей выявил многообразие форм общих заболеваний и аномалий зрения у учащихся среднего и старшего школьного возраста, обучающихся в учебных заведениях III,IV видов. В состоянии сердечно-сосудистой и дыхательной систем,  физической подготовленности на всех этапах развития наблюдаются выраженные отклонения, хотя сама динамика развития у детей с нарушением зрительного анализатора на всех возрастных этапах аналогична норме, хотя уровень показателей значительно ниже [1].

        Наиболее отстающее положение у детей с нарушением зрения отмечается в формировании двигательных качеств. Достаточно ярко выражены отставания от зрячих сверстников в скоростно-координационных, скоростно-силовых качествах, гибкости, во всех видах выносливости. Развитие двигательных качеств детей напрямую зависит от состояния зрительного анализатора и требует специальной коррекционно-педагогической работы в области адаптивной физической культуры [4].

        При выполнении ряда двигательных действий у детей наблюдается излишнее мышечное напряжение и несогласованность движений, это проявляется и при выполнении упражнений, развивающих гибкость. Некомплектность  упражнений на гибкость по этим признакам наблюдается у 93,7% детей с депривацией зрения, развитие физического качества ниже нормы у 69,5% [2].  

        В настоящее время проводятся исследования в области коррекции и развития двигательных способностей у детей с депривацией зрения преимущественно младшего школьного возраста и недостаточно исследований в отношении детей средних и старших возрастов. В основном, программы и методики адаптивной физической культуры рассчитаны на урочные часы занятий, но отсутствует программа и методика для дополнительных занятий, предусмотренных в школах  III,IV видов.

        Вследствие этого необходимо разработать ряд коррекционно-педагогических мер для дополнительных занятий, направленных для коррекции двигательных нарушений и развития  двигательных качеств на основе индивидуально-дифференцированного подхода, с учётом состояния зрительного анализатора, вторичных отклонений и сопутствующих заболеваний, характера ограничений к физическим и психологическим нагрузкам, отдельным видам физических упражнений.    

        Согласно данным С. А. Завражина [2], состояние коррекции и развития гибкости у детей с депривацией зрения среднего и старшего школьного возраста позволяет делать выводы о необходимости поиска современных методов и средств, направленного характера с целью развития изучаемого качества на дополнительных занятиях, что может являться важным дополнением в теорию и практику адаптивной физической культуры.

        Проблема исследования: каковы современные основы коррекции и развития гибкости школьников 12-17 лет с депривацией зрения?

        Объектом исследования является процесс коррекции и развития гибкости у школьников 12-17 лет с депривацией зрения.

        Предметом исследования является методика коррекции и развития гибкости школьников 12-17 лет с депривацией зрения.

        Гипотеза исследования: методика коррекции и развития гибкости у школьников 12-17 лет с депривацией зрения будет более эффективной, если:

  1. использовать индивидуально-дифференцированный подход на дополнительных занятиях АФК;
  2. при подборе средств и методов, дозировании нагрузок, учитывать специфику офтальмологических и общих заболеваний, вторичных отклонений, показаний и противопоказаний к отдельным видам физических упражнений.

Цель исследования: совершенствование процесса адаптивного физического воспитания школьников с депривацией зрения и социализация их в современном обществе.

Задачи исследования:

  1. провести анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
  2. изучить возрастные особенности развития гибкости у школьников 12-17 лет с депривацией зрения;
  3. обосновать эффективность применения методов и средств направленного характера для развития гибкости у школьников 12-17 лет с депривацией зрения на дополнительных занятиях адаптивной физической культуры.

Организация и методы исследования. Для изучения уровня развития гибкости и проведения педагогического эксперимента было осуществлено тестирование учащихся   школы-интерната III, IV видов г. Абакана. В исследовании приняли участие 89 школьников с нарушениями зрения, не имеющих противопоказаний к физическим нагрузкам и отдельным видам физических упражнений, 30 школьников – с противопоказаниями.

        Показатели получены и обработаны по следующим возрастным группам: 12-13; 14-15; 16-17 лет. Эксперимент рассчитан и  проведён на 19 занятиях у учащихся, не имеющих противопоказаний, на 23 занятиях – у школьников с противопоказаниями. Занятия проводились 2 раза в неделю с использованием  индивидуально-дифференцированного подхода на дополнительных часах, предусмотренных в коррекционном образовании.

        Определение уровня развития гибкости осуществлялось в угловых единицах при помощи линейки. У школьников, не имеющих противопоказаний, гибкость оценивалась упражнением «наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамейке», к краю которой прикреплена перпендикулярно линейка (0 соответствует уровню плоскости скамейки). У учащихся с противопоказаниями оценка гибкости производилась аналогичным движением, но из исходного положения «сидя на полу». Линейка для измерения прикреплена к полу (0- соответствует краю бруска, прикреплённого для упора стоп). Упражнение выполнялось, не сгибая ног в коленных суставах.  

        Методика исследования. Упражнения для развития гибкости в ЭГ включались в  занятия, проводимые не только в отношении изучаемого качества, но и при решении других задач урока. При этом упражнения направленного действия вводились в подготовительную часть занятий до 5-7 мин.,  в основную часть - с периодичностью через каждые 8-10 мин., по 3-5 мин. и заключительная часть занятий состояла полностью из упражнений, развивающих гибкость. В КГ занятия проводились по традиционной программе общеобразовательных   школ, адаптированной для учащихся школы III,IV видов.

В ЭГ двигательные действия для развития гибкости использовались на растягивание при соблюдении следующих методических условий:

  1. обязательная разминка перед выполнением специальных упражнений;
  2. постановка конкретной цели (достать до определённой точки);
  3. выполнение упражнений сериями в определённой последовательности: для верхних конечностей, для туловища, для нижних конечностей;
  4. между сериями выполнялись упражнения на расслабление;
  5. постепенно увеличивалась амплитуда;
  6. использовался только повторный метод;
  7. применялось психологическое мотивирование;
  8. подбор упражнений соответствовал уровню физического состояния, здоровья, показаниям и противопоказаниям у занимающихся.

В связи с тем, что показатель гибкости улучшается в результате роста нагрузки и постепенного увеличения длительности растянутого состояния мышечно-связочного аппарата занятия строились следующим образом.

На начальном этапе упражнения выполнялись с акцентом на различные исходные положения, например, активное сгибание бедра планируется выполнить 15 раз, то первые 5 движений выполняются с сильно согнутой голенью, 5 – с слегка согнутой голенью, и 5 – с разогнутой голенью. Статические упражнения выполнялись сериями из 2-3 упражнений по 3 подхода к каждому, в растянутом состоянии длительность выполнения постепенно увеличивалась с 6 до 12 сек., интервал отдыха между напряжением от 30 сек. до 1 мин. с упражнением на расслабление.

На основном этапе развития двигательного качества в динамических упражнениях число повторений достигало 40-60 раз, а в упражнениях статического характера время удержания в растянутом положении достигало 20-30 сек.

Результаты исследования. Анализ результатов проведённого педагогического исследования показал, что по изучаемому качеству произошли статистически достоверные изменения (р<0,05), о чём свидетельствует результаты двигательных тестов (табл. 1,2).

В возрастной группе детей 12-13 лет была выявлена следующая положительная динамика. Так в ЭГ мальчиков и девочек, не имеющих противопоказаний, результаты роста составили, соответственно, 191% и 187%, в КГ – 21% и 11%. В ЭГ школьников, имеющих противопоказания, прирост результатов составил: у мальчиков – 187%, у девочек – 193%; в КГ произошёл прирост, соответственно, на 19% и 13%.

В возрастной  группе школьников 14-15 лет анализ полученных данных показателей гибкости выявил также высокую разницу в первоначальном и конечном тестировании. В ЭГ мальчиков и девочек, не имеющих противопоказаний, прирост результатов составил, соответственно, 190% и 172%, в КГ – 14% и 10%. В ЭГ школьников с противопоказаниями прирост у мальчиков составил 191%, у девочек – 184%, в КГ результаты улучшились, соответственно, на 15% и 13%.

У возрастной группы учащихся 16-17 лет произошли аналогичные положительные изменения. В тесте «наклон туловища вперёд из положения стоя на гимнастической скамейке» у детей ЭГ без противопоказаний прирост составил: у мальчиков 143%, у девочек – 162%; в КГ динамика менее значительна: у мальчиков – 11%, у девочек – 9%. В тесте «наклон туловища вперёд из положения сидя на полу» у школьников с противопоказаниями прирост показателя в ЭГ произошёл: у мальчиков – 161%, у девочек – 169%. В КГ также выявлена динамика повышения показателя гибкости в менее значительной форме – 12% и 8%.

Высокая динамика прироста показателя гибкости в ЭГ детей с противопоказаниями и без таковых, следует отнести к начальному низкому результату в первичном тестировании и последующему воздействию экспериментальной методики, включающей в себя целенаправленные средства и методы для развития изучаемого двигательного качества.

Выводы. Данные, полученные при анализе результатов педагогического эксперимента, направленного на развитие гибкости у школьников 12-17 лет с депривацией зрения, позволяют сделать вывод о том, что средства и методы, дозирование физических нагрузок, использование индивидуально-дифференцированного подхода, в комплексе является эффективной методикой не только для развития конкретного двигательного качества, но и, как следствие, существенно повышает уровень физического состояния ребёнка.

Литература

1.Андреев, В.В. Комплексная коррекция двигательных способностей школьников 12-17 лет с депривацией зрения на основе дифференцированного подхода: автореф дис. … канд. пед. наук/       В.В. Андреев. – Набережные Челны, 2012. – 24 с.

2.Завражин, С.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями/ С.А.Завражин, Л.К. Фортова. – М.: Академический проект; Трикста, 2005. – 400 с.

3.Ростомашвили,Л.Н. Коррекция двигательных нарушений детей                         с депривацией зрения средствами адаптивного физического воспитания/ Л.Н.Ростомашвили. - СПб.: Высшая школа, 1999. – 124 с.

4.Сермеев, Б.В. Физическое воспитание детей с нарушением зрения/              Б.В. Сермеев. – Киев: Здоровье, 1987. – 108 с.

Таблица 1

Показатели

Э Г

К Г

12-13 лет

14-15 лет

16-17 лет

12-13 лет

14-15 лет

16-17 лет

до  

после

до  

после

до  

после

до

после

до  

после

до  

после

Наклон вперёд стоя на гимн.скамейке (см)

2.2

6.1 *

2.5

6.3 *

4.2

10.7 *

2.0

2.4  

2.8

3.0

4.0

4.3

Наклон вперёд из положения сидя на полу (см)

2.5

7.1 *

2.8

8.2 *

4.0

10.1 *

2.3

2.7

3.0

3.4

3.8

4.1

Изменение показателей развития гибкости мальчиков 12-17 лет  

Примечание:  * - достоверность различий р< 0,05

Таблица 2

Изменение показателей развития гибкости девочек 12-17 лет

Показатели

Э Г

К Г

12-13 лет

14-15 лет

16-17 лет

12-13 лет

14-15 лет

16-17 лет

до  

после

до  

после

до  

после

до

после

до  

после

до  

после

Наклон вперёд стоя на

гимн.скамейке (см)

2.9

8.7 *

2.8

7.5 *

4.9

12.2 *

3.0

3.8

3.1

3.4

5.0

5.5

Наклон вперёд из положения сидя на полу(см)

3.1

9.1 *

2.9

7.9 *

4.8

12.2 *

3.0

3.6

3.2

3.7

4.6

4.8

Примечание:  * - достоверность различий р< 0,05