Выступление на семинаре по теме "Современный преподаватель... Каков он?"

Рябкова Людмила Александровна

В рамках сегодняшнего семинара я познакомлю вас с литературой, в которой можно прочитать о технике эмоциональной коммуникации, развитии креативных способностей, динамизма и выразительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_kompetencii.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

В рамках сегодняшнего семинара я познакомлю вас с литературой, в которой можно прочитать о технике эмоциональной коммуникации, развитии креативных способностей, динамизма и выразительности.

Автор этой книги - ВЕСКЕР А.Б. Тренинг актёрского мастерства учителя.2002 год, 95 с

Деятельность учителя, как и актёра, требует высокого уровня физической, психической и социальной культуры, а потому непрерывного тренинга, упражнения и самовоспитания – так сказано в аннотации к книге, и мы не можем с этим не согласиться.

В книге содержится материал по темам: Внешняя техника (техника речи, речевое дыхание, тренировка голоса преподавателя, дикции, тренинг жестикуляции педагога, развитие внешней выразительности, совершенствование наблюдательности и зрительной памяти, снятие физических зажимов (расслабление мышц), педагогическая наблюдательность, развитие навыков общения, использование различных систем «приспособления» на различных стадиях общения, развитие мажорных способностей учителя.

Преподаватель должен владеть техникой подачи себя перед учащимися, студентами и учениками, и не просто владеть, но и совершенствовать это постоянно.

«Для развития голоса, дыхания, телодвижений, языка нужны не столько правила науки, сколько труд» (Цицерон)

Рече - пластический тренаж. Прежде, чем начать говорить, нам нужно выработать правильную осанку. В школе постоянно учащимся напоминают о ней.

Упражнение «На колок» (Станиславский).С 9. Такое положение должно стать привычным.

«Работа по постановке голоса заключается прежде всего в развитии дыхания» (Станиславский)

Преподавателю трудно выдержать большую голосовую нагрузку: голос устаёт, перехватывает дыхание. Многие не подозревают, что большинство этих недостатков связано с отсутствием у них навыков правильного речевого дыхания.

Упражнение «Пуск» С.12

 Голос преподавателя - его профессиональное орудие. «Даже хороший от природы голос следует развивать не только для пения, но и для речи» (Станиславский)

Бытовых навыков речи нам хватает, но когда учителю приходится 8 часов говорить активно, убеждая большую аудиторию, голосовой аппарат уже может не справиться с нагрузкой.

От чего зависит нормальное звучание голоса?

-Силы звука (динамический диапазон голоса)

-Посыл звука

-Гибкость, подвижность голоса

-Тембр

-Полётность голоса

-Выносливость голоса

Лучшее упражнение - текст П. Ершова «Конёк –Горбунок»

Хорошая дикция - одно из важнейших качеств речи преподавателя. Для хорошей дикции нужно тренировать язык, губы и мышцы челюсти.

Скороговорки - лучшая тренировка чёткой дикции.

- Три дроворуба…

-Корабли лавировали…

-Бык тупогуб…

-Ткёт ткач…

-Все бобры добры для своих бобрят

-Портной Пото..

Жестикуляция педагогов относится к невербальным выразительным коммуникативным средствам. По жестикуляции преподаватель может прочитать истинные мысли учащегося.

Например, наклоненная голова говорит о заинтересованности студента.

Одним из важных этапов развития педагогической коммуникации является развитие внешней выразительности. «Когда речь кончилась, пусть глаза говорят» (Станиславский)

Осуществляя конкретный этап деятельности, педагог одновременно не должен упускать из виду и сопутствующие моменты. Для этого нужно развивать наблюдательность.

Исследования показали, что у взрослого человека объём внимания достигает 4-6 объектов. Поэтому нужна дополнительная тренировка.

Станиславский считал физическую закрепощённость самым страшным врагом  творческого самочувствия. Так как физический зажим распространяется на голосовые связки, а от этого голос начинает хрипеть.

Физическая скованность мешает сосредоточиться на мыслительном процессе. Это доказал Станиславский на простом примере. (Поднять рояль)

 Упражнение на определение зажатости или формирование мышечной свободы.(Напряжение указательных пальцев)

Развитие навыков общения.

Обращаясь к ученику, педагог использует различные интонации (просьба, требование, предупреждение, похвала, юмор, вопрос, намёк, приказ, пожелание и др.), мимику, положение тела при общении, т.е. используем разные системы «приспособлений» на разных стадиях общения.

Под «приспособлением» в общении надо понимать систему приёмов, избираемых для организации адекватной задаче, и особенностям педагогической ситуации структуры общения.

Упражнение «Окно» (Общение через стекло)

Пять обязательных стадий при каждом общении.

-ориентировка в окружающих условиях и выбор объекта

-привлечение к себе внимание объекта

-приспособление к объекту

-передача своих видений объекту

-восприятие отклика объекта

Входя в аудиторию, учитель сразу устанавливает эмоциональный контакт с учащимися, ещё не говоря ни слова.

Если не удаётся завладеть вниманием класса, можно воспользоваться упражнением Леонтьева, автора книг по педагогическому общению. «Заготовьте какую-нибудь информацию, которую вы должны сообщить классу. В таком случае вы сразу сосредоточите внимание на себе»

Что значит внутренняя пристройка?

Например, вы выполняете одно и то же простое физическое действие «я одеваюсь», но с внутренней пристройкой к разным предлагаемым обстоятельствам.

-для того, чтобы идти на свидание с любимым человеком

-для того, чтобы навестить больного друга,

-чтобы идти на праздничный вечер,

-чтобы идти на встречу, где ждёт неприятный разговор и т.д.

Действие при этом будет физически одинаковое, но различное по внутреннему мыслительному действию. Вы представляете место, куда вы собираетесь идти, людей, которых вы увидите и при каких обстоятельствах.

 Для мобилизации творческого самочувствия перед общением с классом вспомните это упражнение. У вас нет желания идти на урок в эту группу. Действуйте в ситуации «если бы» «Если бы это была другая группа…» «Если бы это была последняя пара…»

«Если бы у меня было другое настроение, я бы с радостью пошёл на урок» т.е. выполняете упражнение «я одеваюсь», но погружаемся в другую эмоциональную обстановку.

Для педагога важно развитие мажорных способностей, т.е. создание оптимистического настроения у аудитории.

Самое важное в структуре урока – это начало. Если урок не получился, нужно искать в начале. Интересный эмоциональный материал преподносится в первые минуты урока. И это должно быть основано на положительных эмоциях.

«Прежде чем учить чему-то детей, научитесь сначала им улыбаться» (Азаров, автор книги «Овладение педагогической техникой») Учителю необходимо выработать стереотипную улыбку, как говорил Макаренко «парад на лице»

Ещё я хочу познакомить с некоторыми главами из брошюры Татьяны Анатольевны Кобзевой, преподавателя Московского Бауманского университета, «Речевая культура инженера».

Например, «Эффективность речевой коммуникации», «Деловая беседа»

Человек обладает великим даром совершенствования и преодоления своих недостатков. Это утверждал великий французский генетик Ф. Жакард. А я осмелюсь добавить, что учитель особенно. Но, как говорил Станиславский, «что упражняется, то и развивается».