Развитие педагогической мысли

Фомина Любовь Константиновна

Развитие педагогической мысли за рубежом и в России в эпоху Просвещения (XVIII век)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ509.77 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Специальная педагогика и развитие педагогической мысли за рубежом и в России в эпоху Просвещения ( XVIII )

Слайд 2

В XVIII в. Педагогическая мысль и школа в Западной Европе и Северной Америке развивались в переломных для человечества социально-экономических, политических и идеологических условиях. «Социальные институты и идеология феодализма, - по мнению А. Н. Джуринского ,- превратились в тормоз для воспитания и образования.

Слайд 3

Центром прогрессивной социально-экономической и научно-педагогической мысли стала Франция. Французская буржуазная революция 1789 – 1793 гг. имела общеевропейское и мировое значение. Франция

Слайд 4

Д. Дидро К. Гельвеций Ж. Ламетри Ж. Ж. Руссо

Слайд 5

Английский философ Джорж Беркли (1685 – 1753 первым предложил психологически обоснованную теорию зрительного восприятия пространства («Опыт новой теории зрения», 1709). Он утверждал, что пространственные характеристики вещей даются нам благодаря мышечным ощущениям, которые возникают в результате поворота глазных яблок и напряжения мышц. То, что нам кажется только зрительными ощущениями, на самом деле является комбинацией зрительных и осязательных ощущений , т.е. ассоциацией. Это же можно и утверждать по отношению к слуху. В Х IX в. Его теория получила развитие в эмпирической психологии . Англия

Слайд 6

Северная Америка Лидеры разработки новых педагогических идей. Крупнейшие законодатели-реформаторы. Дж. Вашингтон Б. Франклин Т. Джефферсон

Слайд 7

В Англии демократические педагогические взгляды высказывались философами, экономистами, педагогами, общественными деятелями: Д. Пристли Т. Пейн Д. Локк

Слайд 8

Просветители-энциклопедисты, педагоги и политические деятели: А. Л. Лавуазье Л. М. Лепелетье Ж. Ж. Руссо Д. Дидро

Слайд 9

В 1749г. Дени Дидро опубликовал известное «Письмо о слепых в назидании зрячим», а в 1751 г. «Письмо глухим и немым». Автор этих работ обратился к судьбам людей-инвалидов, по разным причинам лишенных зрения или слуха. «Основываясь на изучении деятельности взрослых слепых, - отмечает В. А. Феоктистова,- он выдвигает мысль о том, что, хотя слепота и ограничивает восприятие предметов, но оставшиеся органы чувств связывают слепого с внешним миром. Развивая эти органы чувств( осязания, слух и др.) в процессе обучения, учитель помогает слепому «открыть двери», через которые он познает окружающий мир».

Слайд 10

Ж. Ж. Руссо стал основоположником теории естественного, свободного воспитания, сообразного с законами физического, умственного и нравственного развития ребенка. Свои педагогические идеи он изложил в романах «Юлия, или Новая Элоиза» и «Эмиль, или О воспитании». Руссо стремился к реализации педагогической программы Просвещения, выступал с критикой сословной системы воспитания, которая сдерживала возможности развития ребенка, подавляла его личность. Он выдвигал тезисы активного обучения, связи воспитания с жизнью и личным опытом ребенка, систематической трудовой подготовкой.

Слайд 11

В педагогическом романе «Эмиль, или О воспитании» он писал: « Кто берет в свои руки слабого и хилого питомца, тот меняет звание воспитателя на звание сиделки ; он тратит на охранение бесполезной жизни время, которое предназначал на увеличение ее ценности; он рискует со временем услышать от безутешной матери упреки в смерти сына, которого он так долго для нее сохранял. Я не взялся бы за воспитание ребенка болезненного и худосочного, хотя бы ему предстояло прожить лет восемьдесят. Мне не надо воспитанника, всегда бесполезного и для себя самого, и для других, который занят единственно самосохранением и в котором тело вредит воспитанию души. Чего я достиг бы, напрасно расточая свои заботы,- удвоил бы только потерю общества и, вместо одного, отнял бы у него двух? Пусть другой вместо меня берется за этого немощного – я соглашаюсь на это и одобряю его человеколюбие; но у меня – не таков мой талант: я не умею учить жить того, кто только и думает о том, как бы спасти себя от смерти».

Слайд 12

Иоганн Генрих Пестолоцци – один «великих и благородных подвижников дела воспитания униженных и оскорбленных» .Главной для Пестолоцци стала идея разностороннего развития ребенка, подготовка его к предстоящей трудовой деятельности. Теория элементарного образования, еще на рубеже XVIII - XIX вв., предусматривала развивающее обучение и включала наряду с умственным и физическим обязательное трудовое воспитание. Он высказывал убежденность в необходимости воспитывать и обучать «тупоумных». Для них он рекомендовал открывать специальные воспитательные дома. Особое место в его сочинениях – «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей, или Руководство для матерей, как учить их детей наблюдать и говорить»- было отведено широкому кругу вопросов, касающихся развития речи ребенка. Песталоцци высказывал оригинальные мысли о последовательности развития речи у ребенка раннего возраста, о роли слухового восприятия и «опознания звуков» (фонематического слуха) в формировании звучащей речи, о средствах развития слухового восприятия; раскрыл закономерности в овладении ребенком речью, показал значение сенсорного воспитания и роль окружающей речевой среды в становлении детской речи. И. Г. Пестолоцци

Слайд 13

Системы обучения глухих Французская Немецкая «Мимический метод» «Чистый устный метод»

Слайд 14

Основоположником системы мимического метода был– Шарль Мишель. Опыт индивидуального обучения глухонемых детей, успешные занятия с неслышащими привели этого выдающегося педагога к мысли открыть училище (школу) и обучать воспитанников в небольших группах. В ходе обучения он использовал жестовую речь. Он считал, что язык жестов (мимику) необходимо сопровождать знаками, Он назвал их «методическими знаками». Замена слуха и устной речи знаковой и письменной формами речи явилась основным принципом всей образовательной работы с глухонемыми по методу Шарль Мишель. Дактильную речь он отвергал, а устной не придавал самодовлеющего значения. Шарль Мишель де ЛЭпе

Слайд 15

Первая школа для детей с нарушением слуха во Франции – Парижский институт глухонемых (1760).

Слайд 16

Одновременно с мимическим методом формировалась немецкая дидактическая система воспитания и обучения глухонемых детей «чистый устный метод». Широкую популярность она приобрела благодаря тому, что провозглашала своей задачей формирование у неслышащих устной речи как основного способа общения и средства обучения. Первым представителем педагогической системы «чистый устный метод» был учитель немецкого языка Самуил Гейнике . К обучению глухонемых детей в составе группы он пришел, опираясь на опыт обучения слышащих. В 1778 г. Он открыл в Лейпциге первую в Германии специальную школу для глухонемых – Саксонский институт для немых и для людей с другими недостатками речи. Самуил Гейнике

Слайд 17

И. Кант И. Гердер Б. Бауэр Он считал, что познавательные возможности неслышащих и неговорящих весьма ограничены: в своем безречевом развитии они в состоянии достичь лишь подобия разума. По его мнению, человек, владеющий разумом, есть «освобожденное творение», благодаря разуму он обладает свободой и достоинством, может различать добро и зло, истину и заблуждение Он признавал за глухонемыми способность к осознанию лишь некоторых практических закономерностей.

Слайд 18

Список использованной литературы: Специальная педагогика: 3 т.: учеб. Пособие для студ. Высш . Учеб. заведений ?/ под ред. Н. М. Назаровой.- Т. 1. История специальной педагогики / Н. М. Назарова, Г. Н. Пенин . – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.